Автор: VAVA (212.5.119.---)
Дата: 28-12-04 17:33
Сикстинская капелла
Не знаю, с какого времени начал выходить журнал «Художественная галерея», 14 выпуск которого посвящен Микеланджело. Очень качественно напечатаны иллюстрации фрагментов росписей. Даются ТИ комментарии, затушевывающие бросающиеся в глаза языческие символы и аллегории. Так, к примеру, крупно выхвачен фрагмент с изображением дельфийской сивиллы – прорицательницы (заклинательницы духов, медиумички, ведьмы – называйте ее как хотите). Она сидит с огромной книгой, в которой якобы записаны то ли пророчества, то ли судьбы людей. Ее подвиг заключается в том, что она предсказала первое появление Иисуса. Приводится также небольшой фрагмент с сивиллой ливийской. Если же рассмотреть весь потолок на крошечной панорамной фотографии, то становится видно, что этих колдуний-психопаток там полным полно. Между ними вписаны картины сотворения мира. В одной из средних ячеек – Адам, находящийся в состоянии транса. Его пытается привести в чувство реальности Бог-отец, стараясь ткнуть свое творение указательным пальцем. Рядом Бог-отец проклинает Сатану. Тот улепетывает от него в комичной позе – в прямом смысле уносит свою голую и пока еще румяную задницу от разъяренного шефа. Есть узнаваемая сцена грехопадения с яблоком, а также сцена изгнания из рая, где Адам на коленях умоляет Создателя простить его, а голая пофигистка Ева на переднем плане никак не может выйти из состояния оргазма. Помимо этого несколько странных сцен требуют пояснения. Но журнал этого предусмотрительно избегает.
На стене капеллы – панорама Страшного суда. В середине композиции – как и положено – Христос. Художник изобразил его настоящим культуристом. Он обнажен как Апполон, златокудр, чисто выбрит, имеет прямой «римский», а отнюдь не еврейский нос. Одну могучую руку он поднял вверх, якобы проклиная грешников, а другой делает умиротворяющий жест для праведников. Рядом с ним опустив глаза сидит Мария (то ли его мать, то ли Магдалина), закутанная с ног до головы в накидки и платья. Видны только ее лицо, ладони, ступни и румяная ягодица, эротически выглядывающая из-под сползшей ткани (ох уж этот проказник Микеланджело).
Вокруг Христа и Марии вертится карусель из душ умерших. После смерти они все приобрели вид таких же культуристов, как и сам Иисус, только у стариков лица остались старыми. У всех на физиономиях написано только одно чувство – (нет, не любовь к Господу) – желание попасть в рай!
Путь в рай начинается на земле, из нее вылезают скелеты, тут же превращающиеся в атлетов, некоторые из которых начинают возноситься сами собой. Те, у кого получается летать, совершенно по-человечески пытаются захватить с собой нелетающих. Некоторых родственники или друзья даже пытаются поднять на небо на веревках! На земле видна разверзнутая геенна огненная, из которой выглядывают два грустных, неизвестно как сюда попавших снежных человека (йети), позади них пылает пламя. Черти же выглядят как обычные культуристы, но с зеленоватым загаром и маленькими белыми рожками на висках. Один из них работает паромщиком на реке Стикс (журнал сообщает, что это древнегреческий лодочник Гарон=Харон из «Божественной комедии» Данте, которую очень любил читать в далеком 1509 году Микеланджело). Харон собирает тех, кто не улетел (им, по-видимому, уже Страшный суд не нужен – и без него все ясно), и перевозит их на другой берег, где слезающие с его чертовой лодки пассажиры проваливаются прямо сквозь зыбучий грунт в ад. Кто-то пытается сопротивляться, но демоны-встречающие тащат их в недра. Демонам помогает какая-то змея, обвившая одного из грешников и пытающаяся при этом еще до ада откусить ему член (без шуток). Грешнику, судя по физиономии, уже все равно. Со своей стороны Харон с размаху звонко лупит оставшихся в лодке мокрым веслом по голым задницам.
На небе по правую руку от Христа-Апполона народ со страхом ждет суда, утешая друг друга. Над ними в пространстве болтается огромный крест, со всех сторон облепленный людьми. Непохоже, чтобы они куда-то его тащили – просто держатся за него и все. Рядом справа вращается огромная колонна, у которой якобы бичевали Христа. Она тоже покрыта людьми. По левую руку от Христа находятся души, рассмотрение дел которых закончилось положительно. Они радостно обнимаются. Голые мужики по-братски целуются с голыми дамами. Внизу под ними сидят какие-то странные личности с инструментами в руках (метровая железная пила шириной сантиметров в 10, чесалки для шерсти в виде щеток с длинными металлическими иглами, некое подобие жатки из деревянного гнутого бруска с острыми металлическими зубьями), у одного в руках пучок стрел. Аллегория сия непонятна непосвященным. К этим людям снизу также пытаются подлететь души умерших, но демоны их оперативно перехватывают.
Возле ног Христа сидят два неких голых праведника. Один молодой, с выбритой макушкой и забавным чубчиком, с легкой лесенкой на плече. Другой – старый, держит в одной руке собственную кожу (оказывается, это св.Варфоломей), в другой руке у него захваченный с земли нож, которым кожу с него и снимали. Еще ниже их сидят на облаке те самые сивиллы с книжками. Вокруг них трубачи дуют во всю мощь, обозначая торжество момента.
Время создания шедевра – 1509 год. Говорят (свидетельствует журнал), когда тогдашний папа увидал все это, то пал на колени и замер в восторге. Менее продвинутая публика потребовала одеть эти фигуры, ибо они нарисованы в таких ракурсах, что от одного представления, что там вытворял со своими натурщиками и натурщицами художник, праведные мысли улетучиваются из головы сами собой. Закрасить срам поручили почитателю таланта Микеланджело художнику Даниэлю де Вольтерра (в последний год жизни Микеланджело). Тот ограничился подрисовкой тряпочек и лоскутков, однако все равно получил обидную кличку «Бриджеттоне», т.е. рисовальщик штанов (бриджей?), хотя ни одних классических штанов на картине нет!
Такое вот, блин, Возрождение. Язычества.
P.S. И кто-то после этого будет говорить, что добро и зло не идут рука об руку? Они же части одного целого. Вон как все слаженно выглядит – один судит, другие с его божественного позволения приводят приговор в исполнение. А кто там говорил, что злу нет места в нашей жизни? В Ватикане на главной стенке очень гармонично изображено обратное.
А главное – попытайтесь представить ту возрожденческую кашу в голове у тогдашнего папы. Как он с такими мыслями управлял всей своей братией? Одно дело – эстетствующая светская элита, взросшая на аллегориях. Другое дело – монашеская братия, якобы отрешившаяся от мира. А простой народ как должен все это воспринимать? А неофиты-индейцы какие-нибудь? Или русские-униаты? Для них сойдут серые как штаны пожарника стены костела и вырезанное из дерева чахлое тельце Спасителя на кресте, а для папы жизнь ни в жизнь без толстомясых летучих девок и мальчуганов в срамных позах, портретов выдающихся гадалок (при том, что наяву всюду кругом горят костры с запытанными псевдоведьмами) и залов, забитых статуями языческих богов со всеми своими регалиями и причиндалами (на фото в журнале дан один из музейных залов Ватикана, плотно уставленный такими изваяниями)?
|
|