Автор: MOR (195.133.144.---)
Дата: 31-12-04 13:28
Идеологический "ярлык" равендиты получили, согласно хронологии в середине VIII в., когда партия сторонников Алидов распалась на умеренных и крайних, как разновидность последних, носивших более общее название "исмаилиты"(по имени Исмаила , старшего сына шестого шиитского имама Джафара Садыка). Однако крайность на деле состояла в том, что они были представителями древнейших, традиционных, религиозных взглядов крестьянства и ремесленничества, средних слоев населения. "Умеренные" же представляли собой либеральных соглашателей, даваших путь развитию новых религиозных взглядов. Примечательно, что поздние идеологи-фальсификаторы, и это станет вполне очевидно из последующих текстов, обвиняя равендитов в "новшевствах" и "ересях", применяли лживую воровскую тактику призыва "Держи вора", выкриваемого самим же преступником. В результате, община исмаилитов в Бахрейне превратилась в субэтнос, отойдя, как говорят сегодня мусульмане, от догматов ислама и создав в 899 г. самостоятельное государство с центром в Лахсе. Идеологический спор с мусульманами вылился в беспощадную войну т.к. мусульманское право, шариат, позволяя христианам и евреям за дополнительный налог, харадж, спокойно исповедовать свои религии, и обращая идолопоклонников в ислам, что тоже было сносно, "зиндиков", представителей "нигилистических учений", но на деле "гностиков", подвергало мучительной смерти. Козалось бы, все должно быть справедливо в честной борьбе , "Око за око", но оказывается именно на "зиндиков", религиозных традиционалистов, это право почему-то не распространяли. Против них была учреждена целая инквизиция, глава которой носил титул "палач зиндиков". Естественно, что при таких условиях свободная мысль была погребена в подполье и вышла из него внешне преображенной, особенно усилиями мусульманских историков. Например, основатель новой концепции , Абдула ибн-Маймун, родом из Мидии, по профессии глазной врач ( умер в 874 (875) г.), а его последователь Убейдулла, потомок Али. Люди, судя по всему, просвещенные. Но мусульманские историки и, вторящие им, европейские первым делом пришут, что Убейдулла " использовал право на ложь, даваемое высокой степенью посвящения". При этом они отказываются сформулировать догматику и принципы нового, "враждебного", учения, так как "основным его принципом была ложь, а цель же их была во что бы то ни стало разрушить ислам" . Знакомая история произошла с саддукеями. Подлинных данных о воззрениях которых нет, но все исследователи базируются на сведениях о них из враждебных саддукеям источников. Непомерные преследования привели к тому , что толкуя тексты Корана, проповедники то и дело смущали ум слушателей и разжигали их любопытство неприметными намеками да оговоркой, повторяя раз за разом: «По сему поводу исмаилиты полагают…» -, но подробнее ничего сказать не смели , ведь то, «что они изрекали, противно религии». Характерно такое повествовательное клише среди мусульман - " Возразить их аргументам было невозможно; они умели вывернуть любую истину наизнанку и переиначить ее; готовы были произнести любую ложь, чтобы очернить собеседника.". Можно подумать что "контрпропаганда" использовала иные методики, добавляя к ним смертную казнь как заключительное слово в споре. Как вспоминал в своей автобиографии Хасан ибн Саббах (основатель ордена ассасинов), таинственный проповедник, увлекший его новым учением, всякий раз «опровергал мои верования и подтачивал их». В чем состояла противность Религии исмаилитов ?
Одной из форм "традиционализма" исмаилитов было стремление сохранить древние формы наследования власти и через нее Религии. Еще в середине VII века среди мусульман появились «шииты». Так стали называть сторонников Али, двоюродного брата и зятя Мухаммеда, потомком которого и был вышеуказанный Убейдулла. После убийства Али вокруг шиитов сплотились все недовольные властью т.к. теперь халифами становились лишь арабы из рода Омейя. Их незаконная власть, считали шииты, была главной причиной неурядиц в стране. Лишь прямые потомки Пророка могли быть стражами истины и закона. Вожди шиитов — имамы, — являясь потомками Али по прямой линии и, значит, восходя к Пророку, имели право на власть.
В 765 году шиитское движение ждал раскол. Когда умер шестой имам, сменивший Али, его преемником был выбран не старший сын Исмаил, а младший, и некоторые взбунтовались. Они считали, что традиция прямого наследования была нарушена, и остались верны Исмаилу. Их-то и назвали исмаилитами. Совершенно "неожиданно", для современных исследователей, их проповедь снискала успех. К ним влекло самых разных людей и по разным причинам. Правоведы и богословы, по понятным причинам, были убеждены в правоте притязаний Исмаила и его прямых наследников. Люди ученые не могли пройти мимо изощренных философских толкований веры, предложенных ими. Беднякам же более всего нравилась деятельная любовь к ближним, которую проявляли исмаилиты, что как-то не вяжется с их знакомыми нам жуткими характеристиками "исмаилитов- ассасинов". Может такая, скажем парадоксально, "естественная" жестокость была вызвана только к некоторым социальным группам по естественным причинам ?!
В Х веке успехи исмаилитов достигли апогея и они основали свой халифат, названный в честь Фатимы, дочери Пророка и вдовы Али. Со временем их власть настолько окрепла, что в 969 году армия Фатимидского халифата , он располагался в Тунисе , вторглась в Египет и, захватив страну, основала город Каир, новую столицу. В период расцвета этот халифат охватывал Северную Африку, Египет, Сирию, Сицилию, Йемен и священные города мусульман , Мекку и Медину. Расцвет халифата длился до середины ХI века, когда власть фатимидских халифов е заметно пошатнулась. Однако исмаилиты упрямо веровали, что только они подлинные хранители идей Пророка, хотя все, кто боролся с ними, считали, что «цель же их была одна - во что бы то ни стало разрушить ислам».
Исламисты настойчиво утверждают, что для Хасана (Хасан ибн Саббах - "Старец горы")" все мусульмане [были] враги, против которых дозволены ложь, предательство, убийства, насилие", " отступив от подлинного ислама, он объявил настоящую войну всем недавним своим единоверцам, а позднее и европейцам в лице рыцарей-крестоносцев ( крестоносцы были единоверцы или союзники ??)". Даже обычные и примитивные "военные хитрости" Хасана подаются как бесечеловечное коварство - " Плацдармом для будущих военных успехов Хасан выбрал крепость Аламут в горах Эльбурса, на южном побережье Каспийского моря. Правда, крепость была занята совсем другими людьми ( Какими? Не рода "хомосапиенс" - "хомо эректус" что ли ??), но этот факт Хасан расценил как вызов. Вот тут в первый раз проявилась типичная для него стратегия. Он направил посланников в крепость. После долгих переговоров комендант впустил их; когда же приказал им уйти, они отказались. Тем временем, 4 сентября 1090 года, сам Хасан тайком проник в крепость. Через несколько дней комендант оставил свой пост, и крепостью завладел Хасан.". Жалкие потуги ненавистников ! Т.к. далее при всем желании сии же авторы не могут сказать о нем ничего характеризующего Хасана как экстароридинарного для тех времен тирана, монстра-ассасина. Он прожил здесь всю оставшуюся жизнь - 34 года, не покидая свой дом. Он был женат, обзавелся детьми, но вел жизнь отшельника. Даже его злейшие враги неизменно упоминали, что он «жил, как аскет, и строго соблюдал законы»; к тем же, кто нарушал их, не ведал пощады и не знал исключений. Он велел казнить одного из своих сыновей, застав его за распитием вина. Другого сына приговорил к смерти, лишь заподозрив, что он был причастен к убийству одного проповедника. Ему можно вменить в вину разве что тот факт, что Хасан был строг и справедлив до бессердечия. Его уста, изрекавшие приговоры, своими мерными движениями напоминали автомат. Зато его сторонники, видя такую неуклонность в поступках, были преданы ему всем сердцем. Он начал с малого - с покорения крепостей и селений. Из сих лоскутков кроил покорную страну. И не торопился. Сперва убеждал, увещевал, если же не открывали ему ворот, прибегал к оружию. Его держава росла. Под его властью пребывало уже около 60 тысяч человек, но рассылал и рассылал своих эмиссаров по стране. В одном из городов, в Саве, к югу от современного Тегерана, впервые свершилось убийство ( впервые !!?? Да у нас Горбачев больше убил сограждан) ). Первой жертвой стал визирь сельджукского султана. Весь исламский мир ужаснулся (!!). В Аламуте же радость обуяла всех горожан. Хасан велел вывесить памятную таблицу и на ней выгравировать имя убитого; рядом же - имя святого творца мести. За годы жизни Хасана на этой «доске почета» появилось еще 49 имен: султаны, князья, цари, губернаторы, священники, градоначальники, ученые, писатели… В глазах Хасана все они заслуживали смерти. Спастись от удара ассасинов было невозможно. Покушения готовились тщательно. Убийцы проникали в свиту будущей жертвы, завоевывали ее доверие и выжидали месяцами. Как справедливо замечают некоторые исследователи истории исмаилитов-ассасинов, если бы не это фанатичное упорство и стремление истребить противника во что бы то ни стало, то ассасины, наверное, остались бы одной из многочисленных мелких сект того времени( хороша секта со своим государством?? Что-то ту не так !). Но и здесь опускают один важнейший нюанс - Хасан если и убивал, то в основном " султанов, князей, царей, губернаторов, священников, градоначальников" и иногда их клевретов из среди "продажной интеллигенции" - ученых, писателей. Что вызывало странную " радость … всех горожан". Можно говорить о Хасане как о носителе некоей Религии нищенствующих монахов-общинников, склонных к продолжению и защите древних родовых традиций свободных пастухов и землепашцев. Корни конфликта с нарождающимся Новым Исламом имперского толка следует искать именно в этом. В начале 1124 года Хасан ибн Саббах тяжело заболел «и в ночь на 23 мая 1124 года, - пишет арабский историк Джувейни, - рухнул в пламя Аллаха и скрылся в Его аду». На самом деле, кончине Хасана более подобает благостное слово «усоп»: он умер спокойно и в твердом убеждении, что вершил правое дело на грешной Земле. Исмаилиты уверовали, что явится человек, который исправит «безобразия этого мира», станет «спасителем человечества и восстановителем справедливости», они признали этим «спасителем» Хасана ибн Саббаха . Но зато его противники в памяти людской старательно создали и сохранили именно Хасана - ассасина. Был ли он достоен сего титула? «Хашшишинами» , вкушающими гашиш, в Сирии именовали всех безумцев и сумасбродов, коковым и подают Хасана сильные мира сего. Это прозвище с "убийственным" смыслом перешло в европейские языки, превратившись здесь в «ассасины». Конечно, только "сумасброд" или "обкурившийся гашишем" в просвещенном 12 веке мог не заметить новых исторических тенденций и веяний, цепляясь за патриархальные, буколические традиции. Ему следовало быть прозорливцем, ясновидцем, чтобы вовремя понять все плюсы для себя будущих Цивилизованных Империй, базирующихся на … новых техногенных идеях настоящих городов-монстров, "утроб" и "клоак".
В ХIII веке на Востоке появились монголы, которые жестоко расправились с последним имамом ассасинов и его свитой. «От него и его племени не осталось более и следа» - радостно возвестил историк Джувейни, сам, как и положено изощренному интеллегенту-лизоблюду, пребывавший на службе у монгольских ханов. Тогда было разрушено около ста укрепленных замков и поселений, где находились ассасины, и якобы истреблено 12 тысяч членов этой секты ( а он дурачок обошелся всего 49 актами насилия !). Однако слова Джувейни неточны. Секта ассасинов уцелела, даже когда Хулагу-хан прошел Персию огнем и мечом. После гибели имама остался его сын. Он и стал наследником. Современный имам исмаилитов - Ага-хан - прямой потомок этого малыша. Говорят, что покорные ему ассасины давно уже не напоминают коварных фанатиков и убийц, рыскавших по всему мусульманскому миру тысячу лет назад. Теперь это мирные люди, которыми они являлись, скорее всего, и ранее.
Полагают, что Хасан ибн Саббах изобрел государство нового типа. Все прежние занимали определенную территорию. Его же владения состояли из отдельных замков и крепостей - «военных лагерей» той эпохи. Как справиться с ним? Его территорию не занять, ведь ее в общем-то и нет. Его держава кочует с имамом из крепости в крепость. Где скрывается "ассасин", там ему и отечество. Странно читать такие "узколобые" сентенции" ! Человек, так и не вышедший за рамки "секты", создатель Государства, пусть даже и нового типа . Он всего лишь носитель идеологии общинника, платившего некоторую минимальную дань минимальной управляющей и охраняющей структуре, которую нельзя назвать обычным словом - государство. Эта структура несла в себе Главное- необходимую реальным труженикам Идею. Хасан пытался воплотить в себе "земного Бога" Малакию, Черного Камня-Белую Жемчужину, Архангела справедливости Михаила, который еще только станет «спасителем человечества и восстановителем справедливости», тогда как Хасан уже попытался им стать. Идеологическая система исмаилитов состояла из двух доктрин: "внешней" (захир) - общедоступного учения для рядовых членов секты, и "внутренней" (батин; отсюда другие название исмаилитов - "батиниты"), которую открывали лишь членам высших степеней. Первая мало отличалась от умеренного шиизма. Вторая включала аллегорическое истолкование Корана и "внешней" доктрины, а также общую систему философии и знаний (в соединении с теологией.
Одним из менее изученных вопросов является происхождение названия Равиндит среди исмаилитов. Некоторые религиозные аспекты уазывают на изначальное идеологическое родство исмаилитов с мандеянами, где слово Раба-Рабут несло сакральный смысл - " Могущество". Именно в тот исторический период происходила лингвистическая трансформация Речи и звук Б переходил в В ( сравни Аравия-Арабия ), а остатки арийских созвучий в текстах типа НТ-НД ( скорее всего рунический знак Н было славянским звуком Х т.к. и сегодня сей звук у англосаксов пишется именно Н), которые читались как Т-Д, стали пониматься буквально т.е. Равиндит=Равит-Рабут в противовес иудейским Левитам-Лебатам. Характерно что и некоторые вавилонские Равы-Раби, создатели вавилонского Талмуда, именовались по названиям частей Талмуда, Торы, Мишны и применяют в названиях сакральных книг мандейские Ebel Rabbathi, Shebuoth, Bathra, Aboth, Rabba, Sabbath. Не удивительно , что существует и еще одно самоназвание исмаилитов - Батиниты. Батинийа происходит, если верить арабам, от БАТИН - "внутренний, скрытый, сокровенный, тайный"). Это название шиитской секта исмаилитов является также названием эзотерической части их доктрины связанной с астрологией ( откуда и созвездие Баота -Бата-Бута) . Доктрина Батинитов, доступная только посвящённым, состояла из двух основных частей - учения об аллегорическом толковании Корана (та'вил) и выстраивающейся на нём теолого-философской системы (хака'ик), эклектичной в своей основе (поздний неоплатонизм в сочетании с иудейскими, гностическими и христианскими мотивами - в космологии и историософии; аристотелизм - в натурфилософии). Батиниты считают, что Бог единым актом воли создал творческую субстанцию - мировой разум (`акл), который эманировал мировую душу (нафс), последняя, в свою очередь, - первичную материю, производящую семь небесных сфер и Землю. Учение об эманации и о параллелизме макрокосма и микрокосма Батиниты связывали со своей религиозно-политической теорией имамата (отражением мирового ума в дольнем мире является Совершенный Человек - пророк, мировой души - имам). Как видим , полный параллелизм с идеологией европейских вагабондов. История, согласно Батинидам, развивается циклично: семь эр последовательно сменяют друг друга. Седьмой имам каждой предшествующей эры становится пророком последующей, его сменяет духовный преемник, разъясняющий и передающий скрытый смысл учения пророка следующим семи имамам. Ничего "террористического-ассасинского" не присутствует - платонизм и аристотелизм вкупе с гностицизмом. Близкими по духу "Батанитам" был тайный философско-просветительский союз "Братья чистоты" ("ихван ас-сафа"). Сходство с вагабондами усиливает и миссионерская деятельность батинидов. Так, особый успех в распространении веры среди горцев Ливана выпал на долю одного из наиболее ревностных приверженцев секты - батинисткого миссионера Дарази, который полагается основателем секты Друзов. Друзы признают аль-Хакима своим единым Богом и веруют в его вторичное пришествие в будущем. Веруя в переселение душ, они считают, что число душ, способных переселяться, строго ограничено и они заключены только в телах членов секты. Смерть любого Друза, по их представлениям, точно совпадает во времени с рождением младенца в друзской среде; душа, покинувшая тело умершего, немедленно переселяется в тело новорождённого. Друзы убеждены, что только члены секты способны воспринимать её вероучение, поэтому не стремятся увеличить число своих единоверцев и не ведут религиозной пропаганды. Это сближает их верование и равиндитско-батинитское с мандейским.
Исмаилиты-ассасины не появились на пустом месте. Арабские хронисты 10-12 веков пишут: " И стремился [Джанах ад-Даула] подчинить себе ал-Хакима, астролога-батинита, но не добился [желаемого]. А этот ал-Хаким сеял раздор между ним и Ридваном и старательно привлекал Ридвана на сторону батинитов. А их (батинитов) толк восторжествовал в Халебе, и Ридван примкнул к ним и защищал их. И они приобрели в Халебе чрезмерную силу и надежное убежище; и во времена Ридвана появился у них в Халебе Дом проповеди. [Мусульманские] правители писали ему (Ридвану) об их [злокозненных] делах, но он не обращал на это внимания и не отрекался от батинитов. А этот ал-Хаким прибыл в Халеб невредимым в числе тех, кто спасся во время того сражения [при Сармине] . А Джанах ад-Даула извлекал доход из Сармина, Мааррат ан-Нуман, Кафартаба и Хамы, и выкупился везир Ибн Мавсул у Джанах ад-Даула за 4 тысячи динаров, и то же сделали сподвижники Малика [Ридвана] за внесенные ими ему (Джанах ал-Даула) деньги.
И не оставалось в руках мусульман в (4)95 году (1101/02 г.) ничего, кроме крепости Басарфус в округе Бану Улайм. В 496 году (1102/03 г.) Дукак получил ар-Рахбу и, находясь в ней, женился на Аминат, дочери Каймаза. А Каймаз был [одним] из сподвижников Кирбуги; он (Каймаз) умер, а ар-Рахба осталась за его [родом]. И Джанах ад-Даула вошел в нее и понял, что его дело пропало, и вернулся и обосновался в ан-Нукре. А Ридван пришел к нему в ан-Нукру, и заключил мир с ним, и взял его с собой в окрестности Халеба, и разбил для него шатер, и находился [Джанах ад-Даула] у него в гостях десять дней, но сердца их не лежали друг к другу. … И отправился Джанах ад-Даула в Химс, а ал-Хаким, астролог-батинит, послал вслед за ним трех персов-батинитов, и они настигли его. И когда он спустился в пятницу 22 раджаба (496 г. х.=1 мая 1103 г.) [из крепости] на пятничную молитву [в мечеть], то батиниты убили его и нескольких его сторонников. И говорили [люди]: «Воистину это по приказу Ридвана и с его согласия». А астролог-батинит прожил после этого 24 дня и умер. После него руководить распространением батинизма в Халебе стал его товарищ Абу Тахир ас-Саиг ал-Аджами — золотых дел мастер, перс."
Если верить арабским хроникам, то политическое убийство обычный инструмент гностика-неоплатоника - " И направил батинит Абу Тахир ас-Саиг группу батинитов из жителей Сармина к Халифу ибн Мулаибу, возглавляемых Абу-л-Фатхом ас-Сармини, из исмаилитских дай, и они убили его. … Они вошли в соглашение с несколькими жителями Афамии, сделавшими подкоп под стену крепости, и прошли через него в нее. Затем некоторые из них поднялись на вершину горы, а на ней была сооружена крепость. Халаф ибн Мулаиб заметил их и вышел им навстречу; один из этих людей пронзил его копьем. Он бросился на них, но получил второй удар и умер. И батиниты провозгласили тогда имя Малика Ридвана. А потом в крепость прибыл Абу Тахир ас-Саиг и обосновался там… И дошли до Ридвана в 501 году (1107/08 г.) упомянутые известия о делах батинитов и о том, что они были прокляты на меджлисе султана Мухаммада ибн Малик-шаха. И приказал [султан] не допускать выхода из Халеба Абу-л-Ганаима, племянника Абу-л-Фатха-батинита, который участвовал в убийстве Ибн Мулаиба и его людей. Но он смог ускользнуть и вышел [из Халеба] со своими сообщниками после того, как некоторые из них были убиты. " Смертельная борьба идет именно между властьимущими ( султаны, меджлис, халифы, атабеки, кади) и батинитами ( фигурируют так же "жители"). Вот кто и как борется против батинитов-батидов - " И прибыл в Халеб в этом году, в месяце раби I 505 (7 сентября — 6 октября 1111 г.), человек— факих и крупный купец, его звали Абу Харб Иса ибн Зайд ибн Мухаммад ал-Худжанди, а с ним 500 тюков с различными товарами. И был он нетерпим к батинитам, давая большие деньги тем, кто с ними боролся. А спутником его из Хорасана был батинит, которого звали Ахмад ибн Наср ар-Рази, а у него был брат, которого убили люди ал-Худжанди. И прибыл Ахмад в Халеб и прошел к Абу Тахиру ас-Сайгу ал-Аджами, раису батинитов в Халебе, который был близок к Ридвану. И поднялся к нему Абу Тахир и вызвал у него желание овладеть имуществом факиха Абу Харба ( конечно лучше списать все на жадность батинита) , говоря, что он (Ридван) будет свободен от подозрения в этом деле, ибо [купец] известен враждою к батинитам. И устремился Ридван к его имуществу и радовался и послал своих гулямов, на которых он мог положиться, а Абу Тахир-батинит направил с ними нескольких своих людей. А в то время Абу Харб ал-Худжанди со своими двумя гулямами показывал свои тюки, а вокруг него были его мамлюки и слуги. Вдруг на него бросился Ахмад ибн Наср ар-Рази с несколькими людьми Абу Тахира-батинита. И сказал Абу Харб своим гулямам: «Разве это не наш спутник?» И сказали они:
«Он, он!» И набросились на него, и убили. И были убиты бывшие с ним люди Абу Тахира ал-Аджами-батинита. И сказал Абу Харб: «Аллах освободил нас от этого изменника-батинита и обеспечил нам безопасность, после того как нас хотели убить ". И сообщили об этом [деле] Ридвану, и он от него отрекся. А сунниты и шииты направились к этому купцу и выразили свое неодобрение случившемуся. И напали их ахдас на группу ахдас-батинитов и перебили их, и Ридван не посмел противиться этому. А факих Абу Харб написал атабеку Тугтегину и прочим государям ислама, и в своих письмах они порицали Ридвана, а он отрекался и клялся, что не было у него злого умысла по отношению к этому человеку (Абу Харбу).
В 500 году султан Мухаммад силой оружия захватил крепость Шахдиз близ Исфахана. Эта крепость была [словно] кость в горле жителей Исфахана или соринка в их глазах. В этой крепости были перебиты все батиниты и был казнен {Ахмад ибн] "Абд ал-Малик, известный под именем [Ибн] "Атташа ал-Батини. Он [причинил] много бедствий. Стоило ему услышать о каком-либо эмире, обладавшем властью, или об ученом, [известном] своими достоинствами ( что за достоинства ?), как он вскоре подсылал к нему человека, который убивал его .
Султан Гийас ад-Дин Мухаммад Тапар очень ненавидел батинитов и был непримирим во вражде к ним. Он завоевал также крепость Халинджан , которая расположена близ Исфахана. Он назначил эмира исфахсалара Ширгира командующим осадой Аламута, и тот чуть [было] не захватил [крепость] . В 501 году 5е султан Гийас ад-Дин Мухаммад погубил эмира Сайф ад-Даула Садаку ибн Мансура ибн Дубайса ибн Али ибн Мазйада, известного под лакабом Малик ал-"араб (Царь арабов). Он был убит в ан-Ну"манийи в сражении, которое произошло между ними. {Причиной] его было [следующее]. В конце месяца раби" II этого [же] года 5ж, когда султан вступил в Багдад, ему сообщили о восстании эмира Сайф ад-Даула Садаки. Когда об этом узнал Сайф ад-Даула, он стал остерегаться [султана] и собрал 20 тысяч всадников из отребья курдов, тюрок, дейлемитов и арабов. Затем султанским престолом с помощью войск завладел султан Гийас ад-Дин Мухаммад Тапар, который сделал своим везиром Са"д ал-Мулка Абу-л-Махасина Са"да ибн Мухаммада ал-Аби. Он был набожен, добр и хорошо управлял [делами], оставаясь при [султане] до тех пор, пока кади Исфахана "Убайдаллах ал-Хатиби не сообщил султану, что [везир] - батинит, и не открыл его дел. Султан казнил его и распял [его тело] ." Ответные акции Султанов и Халифов несоизмеримы по количеству жертв среди простолюдтнов и батинитов, если вспомнить жалкие 49 убитых управителей за все время активных действий равиндитов-батинитов. Но причина кроется все же в недовольстве народа правлением Власти, а не злобном характере исмаилитов - " Он сказал своему везиру: «Я понял, что постигшая меня неудача произошла из-за притеснений, которым я подвергал рабов [Аллаха]». ". Истинные цели батинитов хорошо раскрывает родственный им тайный философско-просветительский союз "Братья чистоты" ("ихван ас-сафа"). Союз возник в г. Басра в Х веке . Представители этой секты в исламе стремились трактатами (всего их 51) помочь сменить цикл современных государственных "поборников зла" на государство "поборников добра". По сути они изучали логику и физику (по Аристотелю - отцу всех ересей), антропологию и медицину (по Галену), теорию музыки и космологию (по пифагорейцам), астрономию (по Птолемею), политику (по Платону) и т. д. Они же обращались к халдейской астрологии и метафизике неоплатоников (последователи Платона). В этой солянке умозаключений они искали истину и весьма в этом преуспели. На ближнем Востоке у них и сегодня есть последователи; трактаты "Чистых братьев" были изданы в 1957 г. в Бейруте (Ливан) в полном объеме.
Хорошо бы взглянуть на менее предвзятое жизнеописание какого-нибудь батинида. Мало кому известно, что верования батинидов распространялись до территорий непосредственно примыкавшим к России-Руси еще до вышеописанных событий в Аравии. В далеком от Баку Ширазе существует могила, пользующаяся особой популярностью у местного населения и у многочисленных паломников. Погребение это окружено многочисленными легендами. Согласно одной из их, выдающийся поэт Востока, великий персидский поэт Хафиз, получил свой поэтический дар после ночной молитвы у этой могилы своего учителя. Человеком, заслужившим столь большое уважение при жизни, и так глубоко почитаемым на протяжении почти тысячи лет был уроженец Ширвана Баба Кухи Бакувии. Бакуви - батинит. Но диапазон батинитства трактуют очень широк, и этот вопрос решают гораздо конкретнее…Считают, что он суфий. Баба Кухи Бакуви принадлежат дошедшие до нас философские трактаты на арабском языке "Ахбар ал-арифин", "Ахбар ал-гафилин", "Бадаят хал ал-Халладж" и сборник стихов - "Диван" на персидском языке. Академик Крымский пишет об этом "Диване": это "старейший из суфийских диванов, где, пожалуй, иногда еще труднее бывает отличить аллегорический гимн про горячую любовь мистика к богу от жгуче чувственной песни доброго молодца, страстно тянущегося к живой кокетливой женщине ".
Родился Баба Кухи в Баку в 933/4 году. Считается, что он был братом известного мыслителя, богослова и визира ширваншаха Манучехра - Пир Хусейна Ширвани, гробница которого и ханека при ней в селе Навахи на реке Пирсагат сохранились до наших дней и являются предметом особого почитания верующих. Прожил он свыше стал лет и умер в 1074 году. Полное имя Баба Кухи с небольшими расхождениями средневековые авторы приводят в виде: Абу Абдаллах Мухаммед ибн Абдаллах ибн Убайдуллах ибн Бакуйе ( что отождествляют с названием города Баку). Первоначальное образование Баба Кухи получает у своего отца, который был богословом. Еще в юности он проявляет независимый характер и склонность к путешествиям. После ссоры с братом он поселяется сначала в долине реки Пирсагат, а затем в районе священной горы Бабадаг (ряд исследователей считает, что гора эта была названа так в честь Баба Кухи). В дальнейшем он много путешествует по Азербайджану, Ирану и другим странам, встречается с учеными, посещает святые места. По некоторым данным он на некоторое время в 988/90 годах даже возвращается в Ширван. Авторитет его как ученого-богослова растет. В молодости Баба Кухи мечтал стать мухадистом - составителем сборников хадисов. Однако для поисков новых хадисов нужны были встречи с другими мухадисами и приходилось для этого много ездить по разным городам и странам. Бакуви собрал огромное количество хадисов. Абдаллах Ансари пишет, что со слов Бакуви, ему удалось записать 30000 хикайатов и 3000 хадисов.
Много лет Бакуви провел в Ширазе, продолжая учебу у Абу Абдаллах ибн Хафифа. Очевидно, под его влиянием Бакуви становится последователем суфизма. В 981-82 году Абу Абдаллах ибн Хафиф умирает. Исследователи творчества Бакуви считают, что после этого Бакуви опять отправляется в путешествия. Он посещает известные научные центры, в том числе и Багдад. Затем попадает в Нишапур - общепризнанный центр распространения суфийского учения в Х-XI веков. Об этом периоде жизни Солмаз Рзакулизаде пишет: "Здесь действовали, с одной стороны, ученики шейха Байазида ал-Бистами, звавшие к "экстазу( подобному употреблению гашиша)", проповедовавшие "упоение богом", "опьянение (ар.сукр.) божественной любовью", с другой стороны, - ученики шейха Джунейда ал-Багдади, видевшие в "экстазе" и "опьянении" опасность для суфия (искусственно возбуждая себя, он принимает свои фантазии за подлинное единение с богом).
Ученики Джунейда считали, что единственный верный путь для суфия состояние "трезвости" - сахв (ар), "тихая трезвая молитва"… Источники сообщают о дружбе Бакуви с хоросанскими Абу Абд ар-Рахманом Суллами и Абу ал-Касимом Кушайри, о его дискуссиях с Абу Аббасом Нехавенди (в которых последний признал превосходство Бакуви), о его непосредственных контактах с Абу-Саидом ибн Абу-л-Хайром, суфийским шейхом, который пользовался в свое время большой популярностью". О нишапурском периоде жизни Бакуви, Е. Э. Бертельс пишет: "Можно допустить, что в Шинапуре богословские воззрения Кухи должны были претерпевать существенные изменения. Теории хорасанской школы суфиев во многом решительно отличались от учений школы иракской. Это был тот момент, когда хорасанские суфии оторвались от влияния Ирака и изложили свою концепцию суфизма в многочисленных теоретических работах (Кушайри, Саррадж, Джуллаби, Сулами). Решительный экстремизм Абу-Йазида (умер в 873/74) продолжал находить себе пламенных приверженцев, среди которых Абу-л-Хасан Харакани (1033/34) пытался примирить свои концепции активной филантропической любви со свирепой мистикой бистамского отшельника. Таким образом, кухи оказался в среде, которая должна была вызвать у него серьезную внутреннюю борьбу".
После смерти Сулами руководство его суфийской ханакой переходит к Бакуви, что свидетельствует о его большом авторитете. Однако по каким-то, до конца не выясненным причинам, уже через год он оставляет Нишапур и переезжает в Шираз. Недалеко от Шираза, в горах, у селения Джафарабад находились карстовые пещеры. Бакуви поселяется в одной из них и больше ее не покидает, проводя свои последние годы в упорном труде и молитвах. Здесь рождаются основные труды Баба Кухи. Известность ученого-отшельника распространяется по всему Востоку. Отовсюду к нему, как к святому, едут за советом и на поклонение. Как пишет известный географ Н. К. Керемов местность, где он был похоронен, в дальнейшем, в честь ученого-поэта, называется Баба-Кухи. Баба-Кухи Бакуви посвящают свои стихи такие выдающиеся поэты, как Низами Гянджеви ("Искаандернамэ"), Саади, Хафиз, Абдурахман Джами, Насими, Сейид Азим Ширвани и многие другие.
Итак, снова гностик завершающий свой путь как отшельник-философ. Кроме "упоения богом" иных "наркотических" средств не применял и даже сумел уйти из под влияния "свирепой мистики бистамского отшельника" и остановиться на фазе "активной филантропической любви". Но и ранее мы наблюдали, что батиниды не обязательно "резники" - это чаще именно просвещенные люди ( визири, например) исповедовавшие определенную философию, но наиболее успешные из которых становились "старцем на скале", подобным Будде.
Арабы считают, что термин бид‘а (мн.ч. бида‘ от бада‘а — «вводить новое», «создавать впервые») означает «новшество», «нововведение». Представление о бид‘а у арабов сложилось в антиумаййадской оппозиционной среде, прежде всего шиитов и хариджитов, обвинявших халифа "Усмана в разного рода «нововведениях» - мероприятиях", противоречивших, с их точки зрения, словам и поступкам пророка Мухаммада. В дальнейшем это понятие было перенесено в область догматики, получив широкое употребление в полемической и доксографической литературе уже в значении «недопустимого». Однако методически понятие бид‘а не имело четких границ: одно и то же действие или суждение представители разных догматических школ квалифицировали то как «недопустимое новшество», то как «правоверие», освященное авторитетом Корана и сунны. Так, представления о свободе человеческой воли, которые проповедовали Ма‘бад ал-Джухани (казнен в 80/699 г.), Гайлан ад-Димашки (казнен в 124/742 г.), Джахм б. Сафван (казнен в 127/745 г.), одними богословами принимались, а другими отвергались как бид‘а. Сторонники и противники антропоморфистских представлений (ат-ташбих), ссылаясь на Коран, обвиняли друг друга в бид‘а. Еще в большей степени это касалось эсхатологических представлений мусульман (переселение душ, лицезрение Аллаха, рай и ад и т.п.). Как бид‘а квалифицировались не только различные богословские взгляды, но и правовые (например, допущение сподвижниками Мухаммеда личного мнения, введение пищевых и ритуальных запретов и т.д.). Все это указывает на то, что слово Бида-Бата имело более древний, глубокий и самостоятельный смысл - нечто запредельное и непостижимое ,но связанное с Богом. И здесь всплывает все тоже арийское Бат-Бут-Боот - черта, предел, за которой лежит непостижимое божественное начало. Трансформация понятия у арабов незначительная. Более того имеется пример как другое родственное слово Малик-Малки стало так же новым и неожиданным понятием.
На протяжении истории ислама не раз устраивались показательные суды над зиндиками ( "садыки-садуки" если применить переход нт-нд=т-д при средневековом чтении ) , звавшимися "маликиты" ( еще одно совпадение сопутствующих понятий у саддукеев - Малик, Милх, Михаэл) на западе. «Опровержение» зиндиков (наряду с другими «заблудшими») было распространенной темой средневековой полемической литературы. Термин зиндик употребляется и в современной публицистике: «традиционалисты»( что соответствует понятию "саддукей"), или «фундаменталисты», применяют его к тем деятелям, которые, по их мнению, недостаточно заботятся об интересах ислама. Комментаторы Корана причисляют к илхад нарушение святости «прекрасных имен» Аллаха, неверное толкование его атрибутов и т.п. В ранний период ислама илхад был синонимом зандака, в III/IX в. всякое «новшество» (бид‘а) или просто несогласие с каким-либо положением учения суннитов квалифицировалось суннитскими богословами как илхад. Так же характеризовали взгляды своих противников и последователи других школ (имамиты, му‘тазилиты). Обвиняемых в илхаде называли малахида или мулхидун (ед.ч. мулхид). Вероятно, уже к концу III/IX в. термины илхад, мулхид, как и зиндик, утрачивают свое специальное значение, превращаясь в бранные слова, лишенные конкретного содержания. Мулхид-малкит ( т.е. мелик ) приобрел значение «осквернитель», «безбожник».
|
|