Автор: Go-Ша (---.parma.ru)
Дата: 15-01-05 20:05
или история одного заимствования.
Вижу, что вас нужно заинтересовать. Попробую…
1. Альберт Шлихтинг.
«Краткое сказание о характере и жестоком правлении Московского тирана Васильевича».
«… Все московиты чуждаются телятины и считают большим позором, если кто ею питается. Вышло так, что когда крепостные крестьяне тирана были посланы в Вологду для постройки крепости, то несчастные из-за сильного голода и недостатка в продовольствии, не имея ничего для еды, купили телят и питались ими. Когда тиран узнал это, он приказывает некоторых сжечь живыми за то, что они питались (этим) мясом, (говоря), что великий грех — есть телятину, ...».
2. Александр Гваньини.
«Описание Московии».
«… В 1569 году были посланы сто пятьдесят поселян строить крепость, называемую на местном языке Орло. Им нечего было есть, так как в тех местах тогда свирепствовал голод; несчастные были вынуждены из-за недостатка пищи убить своих девять человек и питаться их мясом, чтобы утолить жестокий голод.
В том же году, когда сам князь был в крепости Вологда, которую приказал построить и укрепить, сами мастера испытывали сильный голод; они купили теленка, зарезали его и таким способом насытились. Об этом услышал великий князь и приказал всех их схватить и сжечь, тогда как, однако, сама необходимость могла бы их извинить. Ведь уже много веков у русских и московитов существует суеверное представление, что великий грех, который должен караться смертью, если кто заколет теленка и осмелится его съесть …».
3. Петр Петрей.
«История о великом княжестве Московском».
«… Когда великий князь строил с башнями и раскатами город Орел, лежавший на литовской границе, он до того изморил голодом рабочих и крестьян, что они принуждены были убить самого жирного между ними и так спаслись от голода. Другие же, которые не могли есть человеческого мяса, принуждены были с голода заколоть теленка. Узнав о том, великий князь велел евших телятину сжечь живьем и пепел бросить в реку, а евшие человечье мясо были прощены и избавлены от наказания. Это потому, что москвитяне питают отвращение к телятине и есть ее для них гораздо грешнее, нежели человечье мясо…».
4. Яков Рейтенфельс.
«Сказания о Московии».
«…Телятины все упорно сыздавна, не знаю по какой причине, избегают до того, что царь Иван Васильевич приказал бросить в огонь рабочих, строивших крепость в Вологде, за то, что они, вынужденные голодом, купили и зарезали теленка…».
Откуда Гваньини взял свои сведения для второй (первая-географическая взята из Герберштейна; об этом писал еще В. О. Ключевский), значительно более важной части своего труда некоторое время оставалось неизвестным. Не сразу, но было установлено, что основой для описания Гваньини тирании Иоанна IV послужило повествование Шлихтинга. Гваньини подверг показания немца определенной проверке, дополнениям и уточнениям. «Случай в Вологде», описанный у Шлихтинга, Гваньини датировал и разместил сразу после «ОРЛОвских» событий.
Петрей к сообщению Гваньини подошел весьма оригинально. Он свел, вероятно для контраста, два события вместе, назначив попутно местом действия Орел.
Признавая Петрея «выдающимся составителем описания Русского государства», Рейтенфельс, тем не менее, был склонен воспользоваться «редакцией» Гваньини.
Круг письменных источников, в который, в том числе, входит и Гваньини, был установлен Ю. А. Лимоновым. Сам же Петрей в качестве источника для своей Истории Гваньини не называет. Подробности об «ужасных злодействах» Ивана Васильевича Петрей советовал узнать из чтения «Павла Одоборния».
Давайте вместе выясним, описывал ли Одерборн «вологодско-орловский случай» или нет? По моим разведданным Одерборн на русский не переводился. Латинский текст (помимо отдельных публикаций, разумеется) был помещен также во втором томе сборника Старчевского (Ed. Starczewski. Historiae Ruthenicae scriptores exteri …).
Обращаюсь к заинтересовавшимся: у кого есть возможность достать текст сочинения П. Одерборна «Жизнь Иоанна Васильевича великого князя Московского»? Можно было бы перевести нужное…
Или пустое все?
|
|