Автор: papa (---.neolink.ru)
Дата: 21-01-05 19:16
Айбек Шорабаев
Мир, прицелясь, пускает стрелу
ЛУК ИЗ РЕКВИЗИТА КИНОСТУДИИ
Федерация национальных видов конного спорта Республики Казахстан. Я шагнул в комнату и застыл, будто завороженный. Как бы вы себя почувствовали на моем месте, если бы в шести метрах от вас в середине комнаты стоял джигит и, натянув лук с вложенной стрелой, целился бы прямо в вас? Джигитом оказался Хамид Эргашев, вице-президент Федерации, давний приятель по кино, постановщик трюков, юрист. Я не узнал его сразу, потому что, когда он стоял с натянутой тетивой, его левый глаз был плотно сомкнут, правый - расширен больше, чем обычно, губы плотно сжаты и едва касались тетивы. На лице отпечаток воинственности.
Хамид быстро опустил лук.
- Ну ты даешь… врываешься без стука.
- В следующий раз, отправляясь к вам, в реквизите киностудии на всякий случай я буду брать калкан, - сказал я, приходя в себя.
- Кстати, этот лук тоже оттуда, - заметил Хамид. - Мы как раз обсуждали кое-какие перспективные планы. Присоединяйся, тебе должно быть интересно.
- А это оружие - реквизит ваших планов? Хамид, по-моему, ты мастер спорта по стрельбе из лука?
- Не совсем. Без пяти минут. Еще при Союзе случайно пропустил соревнования, где как раз выполняли норматив мастеров. Потом как-то не собрался.
От джигитов-конников узнал, что в Бишкеке прошли международные соревнования по кокпару, в которых участвовали команды четырех государств: Киргизстана, Казахстана, Узбекистана и Таджикистана. Что кокпарщики Киргизстана заняли первое место, мы - второе, что в кокпар играют более чем в двадцати странах. С удовлетворением отметили, что создана Международная Федерация кокпара, президентом которой избрали Кайрата Сатыпалды, и что в перспективе вынашиваются планы организации международных соревнований с участием всех стран, где знакомы с этим видом спорта. Древней игрой тюрков будто заинтересовались и те, кто раньше в нее не играл - японцы, китайцы и итальянцы.
Джигиты до моего появления говорили и о стрельбе из лука. И раз уж они были конниками, то и речь шла о стрельбе из лука верхом с лошади.
Я думаю, вы уже догадываетесь, какие планы вынашивают конники из Федерации национальных конных видов спорта Республики Казахстан?
Изобретение лука и стрел относят к эпохе неолита, около 15 тысяч лет назад. Графическая летопись этой истории на камне, оставленная нашими далекими предками, сегодня встречается на всех континентах. Богатейшие художественные галереи с петроглифами под открытым небом есть и в Восточном, и в Южном Казахстане: один из них находится в урочище Тамгалы близ Алматы. Здесь, на камнях, изображений стреляющих с коней лучников наберется на целую кавалерийскую роту, а по всему Казахстану - на полк.
Под куполом синего неба застыли в глубоком загадочном молчании каменные изваяния цивилизации кочевников - скуластые воины, увешанные пятью видами оружия: копьем, боевым топором, кривой саблей, булавой и луком с колчаном стрел. В недалеком прошлом таких каменных балбалов мужчин и женщин в евразийской степи от Алтая до Карпат стояли тысячи, как пограничные межи, отмечая территорию расселения тюрков-номадов, продолжительное время выступавших на огромном континенте доминирующей силой в древней и средневековой эпохе.
Известный ученый-тюрколог Л.Н.Гумилев писал следующее: "Девятнадцатый век оставил нам в наследство концепцию, согласно которой только оседлые народы создали прогрессивную цивилизацию, а в Центральной Азии будто царили либо застой, либо варварство и дикость. Самое плохое в этой концепции было не то, что она неправильна, а то, что она предлагалась как достижение науки, не подлежащее критике" (Л.Н.Гумилев. Хунны в Китае. М., 1947. с. 8).
"…грозит тебе лук кентавра"
"…Смотрите, вот лук Одиссеев;
Тот, кто согнет, навязав тетиву,
Одиссеев могучий
Лук, чья стрела пролетит
через все (их не тронув) двенадцать
Колец, я с тем удалюся из этого милого дома".
"К луку притиснув стрелу,
тетиву он концом оперенным,
Сидя на месте своем, натянул и,
прицеляся, в кольца,
Выстрелил, - быстро от первого
все до последнего кольца,
Их не задев, пронизала стрела,
заощренная медью".
VII-VI века до н.э. Гомер. Одиссея.
Перевод В. Жуковского.
Оседлые народы древних цивилизаций Китая, Персии, Греции соприкоснулись с кочевниками за полторы-две тысячи лет до нашей эры. Возникшие в мифах у греков существа получеловек-полулошадь были результатом столкновения древних греков с кочевниками северопричерноморских территорий.
Фантастический образ кентавра в мифах малоазийских греков возник на рубеже II и I тысячелетия до н.э., когда наиболее интенсивно происходил процесс сложения приданий и легенд. "…грозит тебе лук кентавра", - предупреждает в мифах один из богов. Преимущество в маневренности кочевников, их совершенное владение грозным оружием - луком - вот, что заключено в короткой фразе греческого бога. Но не всех кентавров нужно было опасаться смертным эллинам Пелопоннеса. В мифах встречаются добрые и мудрые кентавры, такие, как Хирон, бывший наставником Ясона, того самого героя, организовавшего плавание аргонавтов за Золотым руном в Колхиду. Из тех же мифов узнаем, что его отец, правитель одного из греческих городов, сразу же после рождения отдал его кентавру. Мальчика до 20 лет воспитывал мудрый кентавр Хирон, и даже имя Ясон ему было дано приемным родителем. Не напоминает ли вам это институт аманатства, нашедший отражение в мифах о событиях двадцатипятивековой давности?
"Хирон обучал Ясона владеть мечом и копьем, стрелять из тугого лука. Не было равного Ясону в ловкости, силе и храбрости, а красотой он был равен небожителям" (Н. А. Кун. Легенды и мифы древней Греции. "Жалын", 1985, с. 172).
Итак, вероятно, греческий герой Ясон постигал у кочевников (кентавров) военное искусство "…стрелять из тугого лука". Разумеется, мифы есть мифы. Но из них берут свое начало корни цивилизаций, и при всей фантастичности их сюжетов они отражали многие действительные события, имевшие место в древней истории. Из приведенного эпизода мы можем сделать предположение, что контакты древних греков с кочевниками на протяжении долгого времени сопровождались не только военными столкновениями, но перемежались дружескими отношениями.
"У тюрка четыре глаза..."
Продолжим короткий экскурс в историю, чтоб напомнить, какое впечатление в древности производили кочевые тюрки - конные всадники - на оседлые народы, контактировавшие с ними. Среди античных авторов немало тех, кто описывал высокие боевые качества сакских воинов и удивительную резвость их коней. Среди них Ксенофонт (434 - 355 гг. до н.э), живший при персидском дворе, рассказывает: "Персидский царь устроил конное ристалище для всадников, представлявших разные народы. Длина беговой дорожки была определена в пять стадиев. Когда начались бега, то какой-то молодой сак вырвался вперед и достиг финиша, оставив всех остальных всадников почти на половине дорожки. Персидский царь предложил саку царство в обмен на коня, но тот отказался, заявив, что отдал бы коня лишь в обмен на благодарность храброго человека" (цитата в изложении И.В.Пьянкова из кн. С.Г.Кляшторный, Т.И.Султанов. Казахстан, летопись трех тысячелетий, с.46). Стадий - древнегреческая мера длины, около десяти километров.
Рассказ интересен тем, что обращает внимание на этические нормы поведения древних саков. Для ориентира напомним, что приведенный выше спортивный эпизод относится к той же сакской временной эпохе, что и царское захоронение "Золотого человека" в Иссыкском кургане под Алматы, известного всем казахстанцам.
От участников арабских походов в Туркестан сохранились описания нравов и обычаев кочевников, в особенности их военных качеств. Вот что пишет в XII веке об образе жизни тюрков багдадский автор Ал-Джахиз (ум. в 869 г.):
"Тюрок стреляет по диким животным, птицам, мишеням (допускаю, что речь о мишенях жамбы и кабак. - А.Ш.), людям… Он стреляет, гоня во весь опор, назад и вперед, вправо и влево, вверх и вниз. Он выпускает десять стрел, прежде чем араб-хариджит положит одну стрелу на тетиву. И он скачет на своей лошади, спускаясь с горы, и в долине, с большей скоростью, чем хариджит может скакать по ровной местности. У тюрка четыре глаза - два на лице, два на затылке".
Далее Ал-Джахиз продолжает: "… и нету у них иных помыслов, кроме набега, грабежа, охоты, верховой езды, сражений витязей, поисков добычи и завоевания стран. Помыслы их направлены только на это, подчинены лишь этим целям и мотивам, ограничены ими и связаны только с ними. Они овладели этими делами в совершенстве и достигли в них предела" (С.Г.Кляшторный, Т.И.Султанов. Казахстан, летопись трех тысячелетий. Алматы "Рауан'' 1992, с.102-103).
Насколько объективны рассказы багдадского историка о тюрках, можно судить, видимо, сравнивая и сопоставляя их с тем, что и как о себе писали кочевники. И такие записи сохранились. Эти "документы" дошли до нас в виде орхонских династийных эпитафий, высеченных руническими знаками на камнях. Ученые датируют их появление VI-VIII вв., в эпоху Тюркского каганата, границы которого простирались от Корейского залива на востоке до Каспийского моря на западе. Копию одного из этих камней, высотой около трех метров, сделанную японскими специалистами, недавно установили в Евразийском университете им. Л.Н.Гумилева в Астане. Итак, для сравнения с арабскими источниками приведем несколько отрывков собственно тюркских хроник с текстом посвящения кагану Куль-тегину и выдержку с другого каменного обелиска военачальника Тоньюкука.
Театр военных действий. - А.Ш.
"…Вперед (т.е. на восток) я прошел с войском вплоть до Шантунгской равнины, немного не дошел до моря; направо (т.е. на юг) я прошел с войском вплоть до "девяти эрсенов", немного не дошел до Тибета; назад (т.е. на запад), переправясь через реку Йенчу (Жемчужную), я прошел с войском вплоть до Темир-капыга (Железных ворот), налево (т.е. на север) я прошел вплоть до страны Йир-Байырку - вплоть до столь (многих) стран я водил (свои войска)".
Боевая биография кагана. - А.Ш.
"…мой отец - каган столько… сорок семь раз он ходил с войском (в поход) и дал двадцать сражений. По милости Неба он отнял племенные союзы у имевших племенные союзы (т.е.у враждебных ему ханов) и отнял каганов у имевших (своих) каганов (т.е. у враждебных ему народов, элей), врагов он принудил к миру,
имевших колени он заставил преклонить колени,
а имевших головы заставил склонить (головы).
Мой отец - каган… власть (свою) приобретя, улетел (т.е. умер)".
Эпизод атаки. - А.Ш.
"…Кюль-тегин сел на белого жеребца из Байырку, бросился в атаку, одного мужа (т.е. воина) он поразил стрелою, двух мужей заколол (копьем) одного после другого. При этой атаке он погубил белого жеребца из Байырку, сломал ему бедро".
(С.Е.Малов. Памятники древнетюркской письменности. Орхонские надписи. Кюль-тегин. Бильге-каган. Тоньюкук. МКА. Семей, 2001, с. 80, 85, 90.
Трофеи победителя. - А.Ш.
"…Так как я, мудрый Тоньюкук, той земли
достиг, желтого золота,
белого серебра, девушек и женщин,
верблюдов и сокровищ (даров) доставили нам
без ограничения.
Ильтериш-каган, благодаря своим
мудрым сподвижникам,
благодаря своим героям,
против табгачей сражался семнадцать раз,
против киданей сражался семь раз,
против огузов сражался пять раз.
И тогда советником был именно я,
я был его военачальником.
……………………………………
и я же сам посылал подвижные отряды
в далекие набеги".
И.В.Стеблева. Поэзия тюрков VI-VIII веков. М. 1965.
Ломать и строить по-японски
Четверть века назад в одном из городов Японии должны были возвести высотное здание. На месте будущего фундамента небоскреба стоял старый синтоистский храм, окруженный небольшим садом. Встала дилемма: разобрав храм, перенести его на новое место или для небоскреба подыскать другой район. Прихожане храма были взволнованы предстоящим разрушением древней святыни. Несмотря на это, храм был разобран и воздвигнут через год на том же месте, но… поднят на высоту крыши нового небоскреба. Там же разбили сад, как прежде окружавший храм, те же деревья, те же камни, кусты, старый пруд и тот же ручеек. Возможно, о таком уголке природы могла быть хайку поэта.
Старый пруд…
Прыгнула в воду лягушка.
Всплеск в тишине.
Мацуо Басе (1644 - 1694). Перевод В.Марковой.
В сад неожиданно вернулась тишина средневековья: на такую высоту не доходил гул машин. Прихожан храма стало больше, и вдвое возрос поток иностранных туристов.
Почитание и бережное отношение японцев к культуре предков общеизвестны. Возможно ли представить современных японцев и их великую мировую индустриальную державу без театров Кабуки, Но, без борьбы сумо, церемонии чаепития тянею, без "растущих на подносе" деревьев бонсаи? И в этом же ряду, что нас интересует особенно, ежегодно проводимые соревнования конных лучников, стреляющих по мишеням, - яркое шоу, собирающее тысячи любителей конного спорта. Каждая из этих древних традиций и есть составная часть, из чего, видимо, суммируется национальная идея, являющаяся фактором цементирования национального сознания японцев.
А из памяти современных казахов через одно-два поколения могут навсегда стереться даже названия таких же конных состязаний предков-кочевников "кабак ату" и "жамбы ату". О них подробно несколько ниже. Вернемся на японские острова.
"Камикадзе" против морского десанта Хубилая
В ХIII веке две волны военной экспансии с материка (в 1274 г. и 1281 г.) пытались накрыть острова Страны восходящего солнца. Внук Чингис-хана Хубилай с армадой кораблей, в которых находился кавалерийский десант, высаживался на берегах Японии. Обе экспедиции оказались неудачными: сильные тайфуны Цусимского пролива, возникшие во время высадки, разметали конных воинов и разбили о камни большинство их кораблей.
"Камикадзе" (божественный ветер) - так назвали японские историки эти тайфуны, усматривая в них божественную помощь японскому народу (В.А.Пронников, И.Д.Ладанов. Японцы. М.: Изд. "Наука",1983, c.144-145).
А вот как Владимир Цветов, известный в 1970 -1980 гг. советский журналист, решил красочно дополнить новыми деталями высадку монгольского десанта:
"…когда передовые отряды кочевников под предводительством хана Хубилая высадились на острове Кюсю, навстречу им выехали японские рыцари и, прежде чем вступить в схватку, стали торжественно и длинно представляться врагам. Дикие кочевники опешили от велеречивого многословия, но поскольку этикету обучены не были и о вежливости понятия не было, то быстро пришли в себя и обрушились на рыцарей, так и не назвавшись и не соблюдая норм куртуазности" (Вл. Цветов. Пятнадцатый камень сада Реандзи. М.,1991,c. 278. )
Вроде бы смешно и интересно, но за этой якобы имевшей место подробностью, скорее из области творческой фантазии журналиста, думаю, проглядывает стремление представить ордынцев варварами, лишенными воинской чести, не ведающими о рыцарском этикете и, конечно же, понятия не имеющими, что такое единоборство витязей перед боем.
Ко времени, в котором происходили эти события, армия степняков давно не была чисто монгольской. Известно, что армия империи быстро усилилась за счет включения в свой состав сил побежденных, слившись с ними в одну орду. При этом сами монголы были немногочисленны, а орудовали они руками тех же покоренных в основном тюркских племен. Конечно же, орде неведом был японский дух Бусидо ("Путь воина"), моральный кодекс самураев, но степняки, подчиняясь другому кодексу - законам "Большого Джасаха" Чингис-хана, за пятьдесят с лишним лет до высадки на японские острова успели сокрушить оказавшихся на их пути воинства Руси, Польши, Германии, Богемии, Венгрии, разгромили рыцарей прусского Тевтонского ордена, считавшихся в то время лучшими воинами европейских стран.
О чем между строк своей легенды хотел сообщить уважаемый журналист Вл. Цветов?
"Велеречивым многословием" японские рыцари якобы хотели вызвать на единоборство кого-нибудь из смельчаков конного десанта. Но "дикие кочевники" этикету обучены не были и понятия не имели о единоборстве (жекпе-жек), а если и догадывались о желании японских рыцарей, то, вроде бы оробев, сделали вид, будто не поняли их. Это монголы-то могли оробеть и не принять вызова? Ведь за тем на острова и десантировались - не столько потому, что не хватало жизненного пространства, пастбищ для коней и овец, а молодецкой забавы ради, в упоении славы, чтоб заставить еще один народ приклонить голову к сапогу своего хана Хубилая.
Маститый журналист, развлекая себя и читателей, видимо, запамятовал, что в ту эпоху Азия в культурном отношении стояла выше не только Руси, но и Запада, так же как и в военно-техническом отношении. Время правления просвещенного императора Хубилай-хана (1260 - 1295 гг.) признается историками самым цветущим периодом Монгольской империи. К этому времени "дикие кочевники" утвердили свою гегемонию на огромной территории от Желтого на востоке до Адриатического моря на западе, в общей сложности на 4/5 Старого Света.
При более глубоком исследовании исторических корней рыцарского этикета вполне может оказаться, что и единоборство (жекпе-жек) в незапамятные времена, еще с эпохи Великого переселения народов с востока на запад (II-V вв н.э), было перенято у азиатских кочевников, так же как и многое другое в военном ремесле и традициях степняков, вошедшее уставными положениями в кавалерийские соединения европейских народов.
"Нашими армиями,- писал папский посланец при монгольском дворе Плано Карпини, - следовало бы управлять по образцу татар (монголов) на основании тех же столь суровых военных законов… Наши генералы должны держать свои войска днем и ночью в боевой готовности, так как татары всегда бдительны, как дьяволы" (Гарольд Лэм. Чингис-хан. Император всех людей. Лондон, 1928, с. 237-238. По ссылке Эренжен Хара-Давана).
Жекпе-жек у пирамид Мысыра
Но вот другой случай, вызывающий большее доверие, чем расцвеченная подробность, якобы имевшая место в японской истории с монгольским морским десантом.
Перед сражением в Египте (1798 г.) на виду пирамид напротив друг друга выстроились войска французов под командованием генерала Наполеона и египетские мамлюки. (Как знаем, костяк египетского воинства к тому времени уже несколько веков составляли бывшие рабы-тюрки. Один из известных нам тюркских правителей Египта XIII века султан Бейбарс вышел из среды рабов-мамлюков). Соблюдая рыцарский кодекс, из конницы мамлюков вперед выдвинулся командующий египетской кавалерией, приглашая французского генерала на поединок перед боем. Французы не сразу догадались, почему на виду у них перед стволами заряженных пушек дефилирует размахивающий саблей мамлюк, а когда через вышедшего к нему переводчика поняли, что он приглашает на единоборство их военачальника, то доложили об этом Наполеону. Европейский рыцарь генерал Наполеон Бонапарт принял вызов и, выбрав оружие (вспомним, что карьеру он начинал как поручик артиллерии), дал команду… пальнуть по витязю картечью из пушки. Тут уж точно нечего прибавить. Разве что сделать вывод - для французского генерала и дух Бусидо, и рыцарский кодекс мамлюков ровным счетом мало что значили и были рудиментом, мешавшим свершать другого масштаба боевые подвиги. После этого выстрела Наполеон обратился к своей армии со словами (знакомыми многим): "Солдаты! Сорок веков смотрят на вас сегодня с высоты этих пирамид!"
Однако нас не интересует генеральская риторика Наполеона, потому вернемся в эпоху, когда лук и стрелы воина-кочевника были оружием номер один.
Зачем стрелять по журавлям?
Рассказ ученого Абу Якуб ас-Секкаки, жившего при дворе Чагатай-хана, иллюстрирует высокое мастерство средневековых лучников. Напомню, что Чагатай-хану, одному из четырех сыновей Чингис-хана, после смерти отца в управление досталась большая часть мусульманских областей Средней Азии.
"…однажды, когда Чагатай-хан восседал на седалище (сандали), он увидел в воздухе нескольких летящих журавлей и поднес руку к стрелам и колчану. Секкаки спросил: "Государь желает, чтобы какой из этих журавлей упал на землю?" Чагатай сказал: "Первый и последний и один из тех, что летят посредине" (В.В.Бартольд. Сочинения, т.I М.: "Восточная литература", 1963, с. 543.).
Не важно, как заканчивается эта история, но она дает представление о возможностях меткого лучника выборочно поражать движущуюся мишень.
К сказанному можно добавить данную оценку монгольским лучникам Марко Поло, много лет прожившим в ставке их ханов.
"Вооружение монголов превосходно: луки и стрелы, щиты и мечи; они самые лучшие лучники из всех народов".
Имея плохое оружие, невозможно стать "лучшими лучниками". "Превосходные" луки кочевники изготовляли задолго до Марко Поло. Более того, это оружие производилось не только для собственных нужд, но было и предметом экспорта.
"Сугнак (или Сыгнак) не упоминается у арабских географов, но с ним, может быть, тождествен упоминаемый у анонимного персидского географа Х века (в так называемой рукописи Туманского) город Сунах, "небольшой город в области Фараба (Отрара), очень богатый; оттуда вывозят в разные места хорошие луки" (В.В.Бартольд. Сочинения, т. II, часть 1, с. 560).
Пятью столетиями ранее сообщения персидского географа о высоком качестве луков на вооружении гуннов узнали европейские народы в V в.н.э, отражая натиск азиатских пришельцев.
"И зависть мое сердце всколыхнет"
Стрельбы из лука верхом с лошади развивали быстроту, ловкость, силу, то есть качества, необходимые при ведении военных действий. Отражение в творчестве художников и поэтов средневековья состязаний подобного рода свидетельствует об их популярности. Предложенная вашему вниманию репродукция книжной миниатюры эпохи Тимуридов с изображением всадников, стреляющих по мишеням кабак (тыква), украшает поэму основоположника узбекской литературы Мухаммеда Мир Алишера Навои, жившего в ХV веке. За давностью лет мы не можем назвать имени художника, но нынче успешно работает в этом жанре Ералы Оспанулы, несколько работ которого представленны на наших страницах. Строчки из газелей Алишера Навои любезно перевели с чагатайского востоковед Сафар Абдулло и журналист Сергей Энголи.
"Я слышу учащенный сердца стук,
Когда хватает мой соперник лук.
Стрелой на части тыкву разобьет,
И зависть мое сердце всколыхнет.
Стремится голубь в сторону тепла.
Природа солнца свет ему дала.
Тогда, войдя в азартную игру,
От солнца тоже силы я беру.
Звезда удачи из-за облаков
Мерцает редко, и закон таков:
Ее увидеть может только тот,
Кто первым тыкву в клочья разнесет".
***
"Не видел и не знаю, кто стрелял,
Того, кто говорил, я не слыхал,
Но, кто не сдержан и нетерпелив,
Во всем бывает слишком тороплив,
Стрела судьбы того и поразит!
Но тем звезда счастливая горит,
Кто дара с неба просто так не ждет
И к цели он настойчиво идет.
О Навои! Душою чистым будь!
И истину простую не забудь:
Что в этой жизни побежденным быть
Ты можешь так же, как и победить!"
***
"Не сдержанному слабо утешенье:
Подобно тыкве, станет он мишенью".
Вот какую бурю эмоций вызывали состязания по стрельбе из лука у средневекового автора. Как вы думаете, был ли поэт сам непосредственным участником подобных состязаний или в стихах отражены его чувства, болельщика?
"Маячила, как тыква, голова"
Из казахского фольклора под названием "Сорок крымских богатырей" мы выбрали сцены поединка эпических героев, в которых батыры исход единоборства стремятся решить применением лука и стрел.
"Маячила, как тыква, голова" - вот какой зримый образ мишени "тыквы" возник в памяти казахского батыра Каргабойлы перед боем жекпе-жек (рыцарское единоборство) с калмыцким богатырем. Отметим, что в сознании героя образ мишени-кабак возникает отнюдь не спонтанно - ни с того ни с сего, а тыква, как видим из книжных миниатюр XV-XVI веков, действительно использовалась на Востоке в качестве мишени во время стрельбы из лука верхом с лошади.
"Довольный и уверенный калмак
Решил: "Каргабойлы одолеть пустяк,
Цена не будет слишком дорога.
Пошлю, не мешкая, я стрелы во врага,
Они сразят, пробив кольчугу, хоть кого,
И мне мое поможет божество!"
Но трижды стрелы он пускал свои,
И все достигнуть цели не смогли.
Батыр же наш искусство воина любил,
Каргабойлы с рожденья благороден был.
Пред ним, крича с досады злобные слова,
Маячила, как тыква, голова.
"Мне этот овощ будет по зубам!
Судьбу в чужой земле он выбрал сам".
Батыру в самом горле цель видна.
Стрелу свою достал из колчана.
Как молния, сверкнула тетива,
Калмака покатилась голова.
И вороном Каргабойлы-батыр
Смотрел вокруг себя на этот мир.
Он понимал: нашел такой конец,
Наверно, чей-то муж или отец,
Стрела Карабойлы под стать огню,
Пробьет любую крепкую броню,
И все, что будет на пути у нас,
Она испепелит двенадцать раз".
(Перевод с казахского Сергея Энголи).
Я представил кровавую картину - как после попадания стрелы на землю "калмака покатилась голова", а потом, засомневавшись, подумал, может, что-то напутано. Не на саблях же сражались противники, где такое обычно и возможно. Только потом выяснил, что существовало более десятка разных видов и назначений стрел не только с острым, как мы привыкли думать, наконечником. Стрела, пробивающая броню (Сауыт бЅзар оє едi), - как раз из тех, с широким лезвием (как стамеска), которая и могла при попадании в шею снести голову всаднику. Лук со стрелами был грозным, универсальным оружием широкого спектра назначения, как выразились бы сегодня военные.
Умение в напряженный момент перед началом поединка представлять голову врага "Карсы турсан кабак деп", как привычную мишень-кабак (тыкву), можно было бы, выражаясь современной терминологией, назвать аутотренингом - психофизической самоустановкой лучника, мобилизующего себя на успешное поражение цели (врага). Более того, Каргабойлы-батыр внушает себе кулинарные ассоциации: "Жуткыншак мынау тамак деп", что это мишень-тыква, которую необходимо рассматривать как просто овощ, употребляемый в пищу.
Поединок другого батыра, Ер-Косая, также происходит верхом на лошади, которая не стоит на месте, а, управляемая всадником, маневрирует, стараясь избежать летящих стрел. Обратим внимание, что раздосадованный предыдущими промахами противник в ярости единоборства в последней попытке спускает одновременно три стрелы. Как заметил в прошлом спортсмен-лучник Хамид Эргашев, такой способ стрельбы из лука могли практиковать стрелки очень высокого класса. Расчет был на то, что из кучно летящих трех стрел хоть одна должна была попасть в цель.
"И первую стрелу калмак спустил,
Но и батыр готовым к бою был.
Под ним меднокопытый Жиренше,
Под стать хозяину, был аргамак в душе:
Конь резко пригибается к земле,
И остается цел батыр в седле.
Вторая к ним летит стрела,
Под брюхом лошади теперь она прошла:
Благодаря гигантскому прыжку,
Конь вновь спасает жизнь седоку.
И третья не достигла цель опять,
Меднокопытый на дыбы решает встать.
Теперь калмак взбешен и разъярен.
Одновременно три стрелы спускает он".
Обратите внимание, в каких гиперболических художественных образах в том же поединке описывается убойная сила стрелы.
"Камчою не давая стать коню,
Калмак спешит, закованный в броню.
Косай же, услыхав железа звук,
Берет спокойно в руки мощный лук,
И, натянув до уха тетиву,
Он выпускает молнию-стрелу,
Которая горит двенадцать раз.
Следит за ней, не отрывая глаз,
Как та летит вперед наверняка
И сердце поражает калмака,
И, душу разрывая пополам,
Она стремится далее к холмам.
Как чашу, там вершину разнесла.
Холмы пронзает молния-стрела.
И, лишь когда бессильной упадет,
Калмак убитый с лошади сползет".
Как видим, заблуждался господин Вл. Цветов, считая, что "диким" кочевникам был незнаком рыцарский этикет, частью которого - он верно подметил - должны были быть "велеречивые" славословия перед началом поединка. Степные богатыри, следуя принятому рыцарскому этикету, выясняли друг у друга не только какого они рода-племени, но в жестких выражениях заявляли о своих претензиях, побудивших их выйти на смертельный поединок.
Московский тележурналист, полагаю, не нашел времени поинтересоваться, ни строчки не прочел из тюркского богатырского эпоса и не ведал, что в них описаны десятки рыцарских поединков (жекпе-жек).
Пример из того же эпоса:
"А Казтуган в ответ ему сказал:
А на твоем бы месте я не стал
Выпытывать, батыр, что дорого для нас.
Каргабойлы, Казтугана встретил ты на этот раз!
Себя считаешь равным мне? Ну что ж!
Я вижу: на героя ты похож.
Ты туже подтяни свои ремни
И аруахов в помощь призови,
На жекпе-жек скорее выходи.
Калмак ему достойный дал ответ:
"Во мне перед тобою страха нет!
В оружии, что хочешь, выбирай,
Но только право первенства мне дай!"
Но Казтуган ответил: "Возражу!
Крутись юлой! Тебя не пощажу!
Калмак, ногай - враги, и навсегда,
И равными не станем никогда!
Прийти сюда тебя я не просил
И буду биться до последних сил!"
Всем известно, что в приведенных выше богатырских жирах отражена война с Джунгарским ханством в XVII-XVIII вв., продолжавшаяся почти сто лет и превратившая казахскую землю в поле кровавых сражений. В казахском и других эпосах тюркских народов есть сюжеты, восходящие к более древним временам Тюркского каганата VI-VIII вв., в которых отражены и эпизоды единоборства богатырей.
"…обучать мальчиков пусканию стрел и езде на конях…"
Я думаю, вы обратили внимание, что в жекпе-жек воины-кочевники сначала пускали в ход лук и стрелы, обычно начиная сражение с поочередного расстрела друг друга, сидя верхом на лошадях. Только когда заканчивались стрелы, шли в ход копья, сабли, секиры и прочее. Потому-то кочевники упражнениям в стрельбе по мишеням жамбы и кабак уделяли особое внимание.
"…и беки армейские также должны обучать мальчиков пусканию стрел и езде на конях, упражнять их в этих делах и делать их столь же смелыми и храбрыми…" (Изречение Чингис-хана из "Билика" по Рашид-ад-Дину).
"При Чингис-хане и Тамерлане в военных действиях принимали участие мальчики, начиная с 12 или 13 лет, так как уже в этом возрасте они были отличными стрелками из лука и вполне пригодными для действий малой войны, для службы при обозе, при заводных лошадях и т.п." (Эренжен Хара-Даван. Чингис-хан как полководец и его наследие. Алматы, 1992, с. 92, 197.)
Лук и стрелы для кочевников не были оружием, о котором вспоминали только во время дуэлей жекпе-жек и военных походов. Это оружие являлось предметом повседневного быта, так же, как ремень, стягивающий пояс, или нож для употребления пищи. Подражая взрослым мужчинам, мальчики (да и многие девочки тоже) учились стрелять из лука, как только начинали уверенно сидеть верхом на лошади. В пять-семь лет дети степняков уже были отличными наездниками. Даже в наше время обычно на сверхдальних дистанциях в аламан-байге участвуют мальчики 7-12 лет. Выходит, в прошлом к десяти годам подростки были уже накоротке с боевым оружием.
Поэтому неудивительно, что кочевники в массе своей становились отличными стрелками из лука.
Два кавалерийских башкирских полка, сформированные из башкир и калмыков, на вооружении которых были луки и стрелы, успешно сражались в составе русской армии в период Отечественной войны 1812 года и заграничной кампании 1813-14 гг. против наполеоновских улан и кирасиров. В Европе о них распространялась недобрая молва: будто в рядах русских сражаются людоеды-кочевники, арканами выдергивающие из седел свои жертвы для каннибальских трапез.
Никто из нас не забыл, что в недалеком прошлом мы, казахи, были народом всадников и все лица мужского пола в кочевой орде являлись конными воинами. Но, оказывается, о таких видах состязаний тюрков, как жамбы ату и кабак ату, сегодня не имеет представления не только современная молодежь, но затрудняются разъяснить, как это выглядело, многие казахи среднего и даже старшего поколения.
Разве не должен вызывать у потомков трепетное волнение исторический образ стреляющего из лука всадника-предка?
"В мир пришла эра технократии. Эпоха великой конно-кочевой цивилизации утратила свое лидерство и переместилась на периферию. На историческую сцену кочевники вылетели на быстрых как ветер скакунах и до последних дней оставались в седле". (А.Сейдимбек. Мир казахов. Алматы, изд. "Рауан", 2001, с. 90.)
"…Дочь в Крыму, сын в Руме",
или
Чем красили волосы "воины сатаны"?
Вернемся к современным лучникам.
Так уж сложилось, что конные бега в республике и стрельбы из лука как самостоятельные виды спорта существуют отдельно друг от друга. Однако зададим себе не риторический вопрос: самостоятельно, по доброй ли воле стреляющий лучник спешился и предпочел поражать мишени, расставшись со своим другом - лошадью?
Заметим, что для степняка при всех обстоятельствах применение лука верхом на лошади, конечно же, было более предпочтительным и привычным состоянием, чем оказаться пешим, лишиться маневренности и подвергать большему риску свою жизнь. "Хирургическая" операция над кентавром, стреляющим из лука: отчленение его "лошадиной" части (что мы имеем на сегодняшний день) принижает и стирает из памяти современных потомков высокий военный потенциал их предков-кочевников, столетия успешно сражавшихся на огромном театре военных действий от Желтого моря до Карпат. Считаю, нам не следовало бы предавать забвению, я бы сказал, исконно этнические состязания стрельбы из лука с лошади, близкие нашему темпераменту и духу вчерашних кочевников.
Забытые вековые традиции конных состязаний лучников (жамбы ату, кабак ату) и утерянная игра кочевников - чавгон (поло) - все это, думаю, явления одного порядка: недостаточно уважительного отношения к своей национальной истории, в которой, право же, есть чем гордиться.
"…в истории человечества кочевнический мир был самым сильным, самым могущественным вплоть до изобретения огнестрельного оружия. Об этом можно судить по выборочно взятым примерам, таким, как вынужденное строительство Великой Китайской стены, отступление Александра Македонского из Великой Степи, паническое бегство Дария, который поставил на колени могучий Вавилон, бесславный конец тщеславного Кира, вознамерившегося отомстить "неразумным скифам" и оставившего свою голову в бурдюке собственной крови, падение могучего Рима под ударами кочевников" (А.Сейдимбек. Мир казахов. Алматы, изд. "Рауан", 2001, с. 32-33.)
К процитированному вспомним Отца истории Геродота, называвшего кочевников "народом, не знающим поражения".
Если все значительные вехи древней истории, связанные с нашими далекими предками, достаточно известны, то последняя цитата уважаемого писателя Акселеу Сейдимбека о Риме и кочевниках, полагаю, требует краткого пояснения.
Имеются в виду события полуторатысячелетней давности, эпохи Великого переселения народов, когда одна из волн миграции азиатских кочевников, в Европе известных как гунны (китайские хроники их называли "хунну"), в начале V в.н.э., оказавшись на Западе, вступила в многочисленные войны не только с Византией и другими провинциями Римской империи, но устроила погром и на Апеннинском полуострове, какое-то время даже взымала дань с самого Вечного города. Орду азиатских пришельцев тогда возглавил вождь Аттила (Едиль, Едiл), оставивший о себе память во многих европейских летописях. В них гунны известны также под названием "остготы".
И в фольклоре тюркских народов сохранилась информация, напомню, о том далеком времени и контактах наших предков с Западом.
"…Кызым Крымда, yлым Румда.
Барар жерiн Балкан тау,
Ол да бiздiн барган тау".
"…Дочь в Крыму, сын в Руме,
И горы Балканские, куда ты собрался,
Мы объездили вдоль и поперек".
Известный древний германский эпос "Песнь о Нибелунгах" как раз отражает драматические события того времени - войну азиатских пришельцев с европейскими племенами. Эпос повествует о нашествии гуннов на Бургундское королевство в начале V века.
Следует отметить, что некоторые ученые признают племена гуннов (остготов) как носителей тюркского языка. Попутно приведу в качестве примера, что древнюю топонимику Алмания связывают с гуннами, давшими это название территории расселения германских племен той эпохи. Современную Германию и поныне тюркские народы называют Алмания - значит, "дальняя, далекая сторона". То есть далеко расположенная от тех родных мест, откуда явились сами пришельцы гунны.
Вспомним употребление этого же слова в сегодняшней спортивной лексике казахского языка. Название дальней и сверхдальней дистаниции при конных бегах в "аламан-байге" имеет то же смысловое значение и корень - "аламан", а "байге" - скачки, бега. "Аламан-байге"- означает дальние скачки (бега).
Что интересно, французы, испанцы и португальцы Германию также называют этим древним названием: "Allemagne", "Alemania". И в языках этих народов определение "алеманский" - означает, немецкий, германский. Существует даже танец, который называется "алеманда".
Допускаю, что внимательный читатель, обратив внимание на букву "е" в этом слове в европейских языках и ее отсутствие в казахском написании, может вполне усомниться в привoдимых параллелях. В вышеназванных романcких языках литера "е" хотя и пишется, но в данном случае при чтении не произносится и служит только для смягчения впереди стоящей согласной "l". И это соответствует фонетическому произношению, так же как и принятому написанию без "е" данного корня слова, на всех тюркских языках. В том числе на турецком языке - Германия - Almanya, на казахском - Алмания, с мягким произношением буквы "l" (л), так же как в фонетике европейских языков.
Пока не обнaружены (если не ошибаюсь) следы письменности гуннов (остготов), ученые-лингвисты будут ограничены в возможностях изучения их языка. Но полторы тысячи лет, отделяющие нас от них, вовсе не "доисторический", достаточно близкий отрезок времени. Наши древние города насчитывают гораздо больший возраст.
Раз мы отвлеклись на гуннов, находя их своими далекими предками, думаю, стоит обратить внимание, особенно читательниц, на одну любопытную "супермодную" деталь их внешнего вида.
"В свое время остготы нагоняли страх на жителей юга Европы своими выкрашенными в зеленый цвет волосами…" (Адам Мец. Мусульманский Ренессанс. М.:"Наука", 1966, с. 307). Со ссылкой: Gebhart, Italie mystique; Tomaschek, Die Thraker).
Византийский историк VI века Прокопий Кесариец, летописец многих сражений, называл пришельцев с востока конных стрелков - гуннов, алан, массагетов и других - "воинством сатаны". Такая негативная, неприязненная характеристика, которую дает воинству кочевников христианский историк, неудивительна: за ней стоит оценка неведомого противника, военная мощь которого часто превосходила силы известных ему стран и сравнима разве что только с нечистой сатанинской силой, время от времени, как ураган, проносившейся над землями оседлых европейских народов.
Кстати, есть предположение, что военные успехи пришедших из степей гуннов определялись не только преимуществом кавалерии азиатов, но и превосходством - какое-то время - их основного оружия - тяжелых луков с дальнобойными стрелами над "стрелковым" оружием европейских аборигенов.
Греческие боги из глубины веков без серьезного на то основания не стали бы назидательно предупреждать смертных: "…грозит тебе лук кентавра".
Признание высокого мастерства "кентавров" в стрельбе из лука восходит к временам, поразившим греков в первых же столкновениях с кочевниками, противостояние с которыми затянулось на многие века. Стрелковые навыки кавалерии гуннов, дошедшей до Алмании, видимо, были непрерывающейся за прошедшие века боевой традицией той же кочевой орды с луками, на которую обратили внимание древние мифотворцы.
Золотая и серебряная жамбы
Современным и будущим поколениям казахов, катающим в залах шары боулинга и играющим на стриженых лужайках в гольф, трудно будет поверить, что древними греками мифический образ кентавров "слеплен" с наших воинственных предков. Восприимчивые ко всему новому, мы активно перенимаем новшества, ранее неведомые нашей культуре. Речь о культуре спортивной. Однако можно ли считать, что боулинг и гольф вполне компенсируют ярко национальные конные игры жамбы ату, кабак ату и чавгон? Не хочу быть неправильно понятым, я не против культивируемых в последнее время новых видов спорта, наши переживания - о невосполнимых утратах того самого духа "…врагов принуждавших к миру…" благословенных предков, который мы растрачиваем, разменивая и предавая забвению волновавшие их спортивные увлечения как архаичные для сегодняшних дней.
Допускаю, если старинная игра шотландских пастухов - гольф - сегодня в моде, то почему казахскую (тюркскую) стрельбу из лука жамбы ату и кабак ату мы должны считать бесполезной и неувлекательной? Динамика этих спортивных игр так же разнится, как темперамент шотландских пастухов и кочевых тюрков. Можно было бы позлословить, если бы мы стремились перенять испанскую корриду, как это уже вынашивают московские любители экзотики. Но печемся-то мы о родном - о собственных национальных корнях. Если эти спортивные игры действительно устарели и сегодня не нужны, то почему тогда о них не забыли восточные соседи?
Примеры бережного и уважительного отношения к героической истории своего народа демонстрируют в Японии, Корее и Монголии, где ежегодно устраиваются конные соревнования лучников. В Японии стрельбы обставляются с театрализованной красочностью, всадники-лучники выступают в средневековых костюмах воинов-самураев. Под эти состязания подведена средневековая доктрина самураев Бусидо. Так же, как известны спортсмены борьбы сумо, среди конных лучников есть мастера, возносимые как национальные герои.
Кабак и жамбы - это мишени, по которым стреляли всадники, оттачивая мастерство в мирное время между сражениями. На этих состязаниях конные лучники, пустив лошадь галопом, должны были поразить стрелой три цели подряд, а в Европе такую задачу в свое время брались решать только пешие воины-стрелки. Мишенями служили ас кабак (тыква) или же жамбас (верблюжья, иногда лошадиная бедренная кость). Отсюда и название: кабак ату, жамбы ату. Известны случаи, когда во время больших праздничных состязаний мишени жамбы отливали из золота или серебра. Так высоко ценилось мастерство воина- лучника.
В связи с ценностью призов вспомнились турниры по большому теннису, проводимые последние десять лет у нас в республике, где призовой фонд 50 тысяч долларов чаще достается гостям из Белоруссии и с Украины. А сумма призов международных соревнований более высокого ранга по большому теннису в Узбекистане в 2001 году составила 500 000 долларов.
Окажись цена спортивных призов жамбы ату и кабак ату даже на порядок меньше, тогда не только узбеки и казахи, а все тюркские джигиты с кличем "Аттан!" вскочили бы в седла возрождать забытые игры общих предков.
Заглядывая в будущее, джигиты из Федерации национальных видов конного спорта нашей республики не исключают возможность участия в состязаниях жамбы ату и кабак ату приглашенных тех же японских "самураев", монгольских и корейских лучников. В более близкой перспективе просматриваются региональные соревнования лучников тюркских народов. Кто-то вспомнит, что это напоминает мечты о чемпионатах мира по шахматам в Нью-Васюках, хотя, как известно, и они стали реальностью, благодаря калмыцкому президенту Кирсану Илюмжинову.
В свою очередь пять-шесть половецких (средневековых) всадников - лучших мергенов со своей походной шестиканатной юртой - могли бы украсить спортивное шоу лучников Страны восходящего солнца и Страны утренней свежести, привнося в них атмосферу полынной азиатской степи. "Демонстрировать" себя в окружающем мире, используя подобные состязания, думаю, было бы отнюдь не пустым времяпрепровождением. В конечном итоге заграничные гастроли национальных футбольной, хоккейной или волейбольных команд преследуют те же цели.
"Вроде дело задумали: вернуть из небытия игры предков, но в какую тенгу это обойдется?" - призадумается иной любитель конного спорта.
В статье спортивных расходов и конные лучники, и команды поло (чавгона), даже вместе взятые, потребуют меньше средств, чем содержание в республике того же хоккея с шайбой с недешевой экипировкой многочисленных его легионеров, с необходимым искусственным льдом в крытых дворцах спорта. К тому же нынче все хоккеисты "не кочегары и не плотники", а профессионалы, занимающиеся только спортом.
Наши джигиты, слава Аллаху, не разучились еще сидеть в седлах. И среди них найдется немало лихих всадников, кто клюшке гольфа, бильярдному кию и боулу предпочтет тугой лук и стэйку поло. (Стэйка - клюшка для игры в поло).
Повторюсь, расходы на чавгон (поло), жамбы ату и кабак ату не превысят затрат на хоккей с шайбой, потому как в них будут участвовать любители. Нет необходимости профессионализации. Заметим, что в тренировочном цикле конных лучников вряд ли необходим такой интенсивный режим, как у хоккеистов, боксеров или гимнастов. Достаточно месяца-двух тренировок, допустим, перед весенним и осенним состязаниями, приуроченных к праздникам Наурыз и Дню Республики.
Для игроков же в поло - из практики зарубежных клубов - вполне достаточно тренировок два раза в неделю, в выходные дни.
Ссылка на хоккеистов, возможно, кого-то раздражающая, взята только для наглядности сравнения. Вместо хоккеистов можно было бы говорить о тех же футболистах. Вовсе не против, чтоб и те и другие наши профи стали чемпионами, но вряд ли такое чудо может случиться в обозримом будущем, разве что вместо наших джигитов будут играть французы или чернокожие спортсмены, как это стало уже нормой в спортивном мире.
SKI-ARC
Воистину: "Все новое - давно забытое старое ". В одной из европейских стран год назад, вероятно, кто-то из потомков викингов инициировал рождение "нового" зимнего вида спорта под названием Ski-arc.
Это почти то же, что и биатлон, но спортсмену заменили винтовку с оптическим прицелом на лук с колчаном стрел, и он преодолевает на лыжах ту же снежную дистанцию по пересеченной местности. Правила состязаний практически те же, однако мишени, которые необходимо поразить, расположены по вертикали на расстоянии 18 метров. Спортсмен, дойдя до огневого рубежа, должен попасть в мишени из двух позиций: стоя в полный рост и присев на одно колено. На всей длине трассы таких рубежей 4, и на каждом из них он выпускает по 5 стрел. Промах так же, как в биатлоне, штрафуется дополнительным метражом на дистанции.
Недавно в Словении были проведены первые прикидочные соревнования, в которых участвовали всего 14 спортсменов из 10 стран. И в мужских, и в женских соревнованиях победителями неожиданно стали россияне. Состязания оказались не менее зрелищны и напряженны, чем в биатлоне, и сразу приобрели массу поклонников. По замыслу организаторов ski-arc в будущем должен пополнить зимние олимпийские игры. Поражать мишени из лука или винтовки с оптическим прицелом, вы хорошо представляете, далеко не одно и то же, необходимо еще не терять высокие скоростные качества лыжника. В этом вся привлекательность спортивного состязания викингов, что при кажущейся простоте усложняется подготовка спортсмена: надо либо лучника научить хорошо ходить на лыжах или лыжника метко стрелять из лука.
Я решил обратить внимание читателя на появление ski-arc вовсе не с предложением срочно заимствовать нам этот вид спорта, а с целью провести параллель с инициативой возрождения своих забытых жамбы ату и кабак ату. Ведь конные состязания лучников - также давно забытое старое, но лыжам, думаю, мы предпочтем все же коня, без которого наша трехтысячелетняя история цивилизации кочевников была бы совсем иной.
Состязания в стрельбе, над которыми… парят ангелы
"Трем играм соприсутствуют ангелы: забавам мужчины с женщиной, конским бегам и состязаниям в стрельбе", - изречение, которое приписывают Пайгамбару Мухаммеду салоллоху галейхи уассалам.
Необходимость возрождения к жизни древних тюркских игр жамбы ату, кабак ату и чавгон (поло) обоснованы тем, что они призваны сбалансировать общестандартные атрибуты современной физической культуры и ярче высветить дух народа - носителя этих спортивных обычаев.
"…сегодня никого не оставит равнодушным цивилизация конных кочевников, господствовавшая последние три тысячелетия в евразийском интеллектуальном мире, наиболее светлые и оригинальные стороны ее культуры, гуманные качества людей, прекрасные традиции, сочетающиеся с жизненными требованиями. Поэтому быть потомком кочевников престижно для любого современного этноса" (Акселеу Сейдимбек. Мир казахов).
Джигиты из Федерации национальных видов конного спорта РК во главе с ее президентом Кайратом Сатыпалды задумали интересные проекты. Для реализации их, думаю, все же понадобится мобилизация усилий одновременно двух спортивных Федераций: Федерации национальных конных видов спорта РК и Федерации по стрельбе из лука РК. Рано или поздно мы сумеем возродить жамбы ату, кабак ату и чавгон (поло). Кокпару мы уже придаем "новое дыхание". Игры предков вернутся из забытия, и мы окажемся свидетелями, как в казахских степях над спортивными ристалищами, возможно, и в самом деле воспарят с ангелами духи наших предков аруахов.
Интересно: кто из тюркских народов первым возродит забытые конные состязания жамбы ату, кабак ату и чавгон (поло)?
Сознаемся, мы, первыми заявив о них, все же не хотели бы уступать братьям - узбекам, киргизам, туркменам, азербайджанцам и туркам - приоритет возрождения этих спортивных состязаний. Что это я все о тюрках?! Не удивлюсь, если нас до сих пор, медленно седлающих своих лошадей, завтра обскачут энергичные москвичи и питерцы. Или тот же президент Калмыкии Кирсан Илюмжинов.
Для реализации идеи мы ищем спонсоров, которые, надеемся, увидят свои интересы в предлагаемых нами спортивных проектах.
Нас можно найти через редакцию журнала или на телевидении "Хабар".
Параллельно мы планируем снимать художественно-документальные видеофильмы под названиями: "Чавгон - игра кентавров", и "Все наши поступки - как эхо", в которых задумали воспроизвести не только эти игры, но в документальных эпизодах также снять расширенные сцены с участием и спонсоров, благодаря которым могут состояться эти спортивно-творческие проекты.
"Мир, прицелясь, пускает стрелу", - слова, выведенные в заголовок, заимствованы из элегии, записанной Махмудом аль-Кашгари о древнем батыре "всетюркского владыки" Алып Ер Тона, возглавлявшего в V-VI веке военные силы Турана против персов Ирана. В персидских источниках он остался известен под именем Афрасиаб. Но это уже другая история.
|
|