§1. КОНСИЛИУМ

 Новая тема  |  Наверх  |  Перейти к теме  |  Искать  |  Вход   Следующая тема  |  Предыдущая тема 
 Антиква, история буквы V-U.
Автор: Византий (---.lynx.ru)
Дата:   21-01-05 14:07

Дл начала справка о развитии латинского алфавита:
....................
Латинский алфавит происходит от этрусского или западногреческого (южноиталийского) алфавита. Первоначально латинский алфавит включал только 21 букву:

A B C D E F Z H I K L M N O P Q R S T V X

Буква Z была исключена из алфавита в 312 г. до н. э. (позже её восстановили). Буква C использовалась для обозначения звуков [k] и [g]; в 234 г. до н. э. была создана отдельная буква G путем добавления к C поперечной черточки. В I веке до н. э. были добавлены буквы Y и Z для записи слов, заимствованных из греческого языка. В итоге получился классический латинский алфавит из 23 букв:

A B C D E F G H I K L M N O P Q R S T V X Y Z

Уже в новое время произошла дифференциация слоговых и неслоговых вариантов букв I и V (I/J и U/V), а также стал считаться отдельной буквой диграф VV, использующийся в письме германских языков. В итоге получился современный алфавит из 26 букв:

A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z

Древние римляне использовали только заглавные формы букв; современные строчные буквы появились в период средних веков.
......................

Теперь, для справки каролингский мунускул X века.


(Справка, верхняя строчка - алфавит каролингского мунускула (КМ)).
Если сравнить КМ с лат. алфавитом 312 г. до н. э., то можно увидеть, что буква k отсутствует и буква V пишется как U.
Если сравнить КМ с лат. алфавитом I веке до н. э., то помимо ,буквы k в КМ отсутствуют буквы Y и Z, что само по себе очень СТРАННО.

Теперь справка о гуманистическом минускуле - антиква, конец 15 века.
............................
В период ренессанса — возрождения античности — итальянские художники-гуманисты,
вслед за ними и художники других стран Западной Европы пытались вернуться к античному
искусству и приблизиться к действительной жизни и природе.

Гуманизм подрывал авторитет средневековой церкви, отвергая церковное искусство и
псевдонауку. Возникла антипатия к готическому письму и его модификациям, потому что
этим стилем было написано много религиозной литературы. С такой же
предосудительностью относились позже даже к письму ранних гуманистов, —
круглоготическому и к готической антикве. Каллиграфы возвратились к каролингскому
минускулу, находя, что он больше подходит для переписки античных произведений. Из
монастырей вновь вынесли на свет рукописи классиков и стали копировать их с такой
тщательностью, что позже определить время написания можно было только на основании
анализа качества пергамена, стиля инициалов и своеобразия правописания. Каролингский
минускул с этого времени стали называть гуманистическим минускулом или
минускулом-антиквой. Соответственные формы маюскулов были найдены в
древнеримском капитальном письме, так как они более всего соответствовали минускулам
гуманистов.

..............................

Как видно здесь уже начинает появляться буква V, но только для заглавных букв.

Формы антиквы:

Старинная антиква

Первый типографский шрифт антиквы (старинная антиква). Адольф Руш. 1464

Здесь повторяются гуманистические традиции - первые буквы U уже V. Но в тоже время в других типографиях этого не габлюдается:

Типографский шрифт Николауса Иенсона. Старинная антиква. Венеция, 1470

Обнаруженная закономерность закрепляется в переходной антикве (17-18века).

Типографский шрифт Джона Баскервилля, Переходная антиква. 1784.

Обратите внимание на слова: vbi и vna.

Но все это было исправлено в новой антикве (вторая половина 18 века).

Новая антиква Джамбаттисты Бодони. Италия

Здесь уже нет путаницы с V-U и буквой V стал обозначаться согласный звук.


Рисунки и остальное взято из этой статьи

С уважением

 
 Нажим и подсечка.
Автор: Виктор Б (---.verona01.nj.comcast.net)
Дата:   22-01-05 00:36

Очень интересное сообщение. Внимание! Почерк переписчиков замечательный, буквы почти одинаковые. Виден нажим (о, как я его помню!), особено концевой - в окончаниях верт. элементах букв. Но почему в типографских шрифтах, когда появились подсечки, иногда создавали концевые нажимы (см. литеру l, латинское "л" - там и нажим и подсечка). Но подсечка просматривается и арке Тита. У меня объяснения нет.

 Список форумов  |  Вид деревом   Следующая тема  |  Предыдущая тема 


 Эта тема закрыта 

phorum.org