Автор: Edgeways (194.186.114.---)
Дата: 06-08-04 10:02
http://www.islam.ru/lib/ekanomy/bankirs/
"
Доля в прибыли вместо процентов
Для инвестора мусульманского банка наибольшее значение имеет соблюдение принципов Ислама. Шариат запрещает получение процентов, а также вложения в бизнес, связанный с производством алкоголя, табака, свинины или с азартными играми, а также содержащих элемент неопределенности (гарара).
Так, Пророк Мухаммад (мир ему) запретил покупать товар, который в момент заключения договора не находится в собственности продавца — к примеру: «Не покупайте рыбу, пока она находится в воде!». К категории неопределённых сделок может быть также отнесена зависимость исполнения условий договора от события, которое должно произойти в будущем (причём точно не известно, произойдёт оно или нет) или продажа товара покупателю при отсутствии у покупателя всей необходимой информации о данном товаре.
На место, ставшему на Западе традиционным проценту, в исламских банках приходит распределение прибыли между клиентами. Таким образом, повышается риск вкладчика, которому в данном случае не гарантируется определенный размер выплат. В первую очередь, это касается долгосрочных инвестиций, поэтому клиенты исламских банков предпочитают в основном краткосрочные.
Таким образом, фундаментальное различие между исламским и обычным банком состоит в их принципе финансирования проекта. Это приводит нас к вопросу рискового капитала и заемного капитала.
Вспомним, что рисковый капитал – это капитал, получаемый как вознаграждение за участие в процессе производства в зависимости от доли участия. Таким образом, в зависимости от результатов производства, его прирост может быть как позитивным, так и негативным. Последнее понятие неизвестно в случае размещения капитала.
Напротив, заемный капитал диктует цену своего участия в виде заранее определенной процентной ставки, которая не зависит от результатов его применения и от того, являются ли они положительными или же отрицательными.
Таким образом, в исламской финансовой системе риск участия финансиста оправдывается тем, что он становится собственником всех активов или их части. Естественно, это увеличивает риск вкладчика и его ответственность.
Подобных рисков и ответственности не существует, когда обычный банк просто дает взаймы деньги на основе должного выполнения обязанностей, но, не приобретая прав собственника на те активы, в которые производятся вложения.
Положение собственника активов делает исламский банк ответственным за поддержание активов в хорошем рабочем состоянии для того, чтобы клиент оставался довольным приносимыми ему доходами, для получения которых он вносит некоторую плату (которую можно считать платой за аренду активов). Кроме того, существует обязанность уплаты налогов с собственности – своей доли в активах, так же как и со своих доходов, получаемых от ее использования.
Что будет в случае краха, лишающего арендатора его доходов? Арендная плата немедленно перестанет расти, и так будет до того момента, пока активы не вернутся в нормальное рабочее состояние. Кто будет заниматься их восстановлением? Конечно же, владелец активов. А кто является владельцем? Исламский банк.
Страшный сценарий для обычного банка, не правда ли? Поэтому «обычный» банкир, не знакомый с принятием на себя вышеупомянутых рисков, будет неохотно работать рука об руку со своим коллегой из исламского банка. А делая это, он будет изо всех сил стараться избавиться от тех «недостатков», которые вовсе не кажутся таковыми исламскому банкиру, воспринимающему риск как нечто естественное.
Риск и вознаграждение
Другим различием в подходах обычного и исламского банков является взгляд на соотношение уровня получаемой им прибыли с риском, который он берет на себя, осуществляя исламскую банковскую операцию. В то время как «традиционный» банк обычно удовлетворяется установленным уровнем возврата своих займов, он противится идее подвергнуться большему риску, участвуя в исламской банковской операции и становясь собственником части активов, если только не будет убедительного возрастания уровня возврата капитала.
С другой стороны, исламский банк остается перед дилеммой, связанной с тем, что он не может получить больший уровень возврата капитала из-за рыночных сил, которые работают против этого.
Юрисдикция
Обычные банки заключают с клиентом соглашение об услугах, основанное на гражданском кодексе, и им это удобно. Однако когда дело доходит до сотрудничества с исламскими банками и проведения соответствующих операций, они должны руководствоваться Шариатом, который им незнаком.
Хотя во многих мусульманских странах Шариат и признан высшим источником права, там сегодня существуют также параллельные, очень активно действующие системы права, основанные на гражданском кодексе. Исламский банк же в любом случае заявляет, что первостепенная роль принадлежит Шариату. И это озадачивает «традиционный» банк.
Временами задача убедить «обычного» банкира признать Шариат как юрисдикцию становится крайне трудной. Бывали случаи, когда это приводило к срыву сделки.
Механизмы исламского банкинга
Мудараба. Это договор, по которому одна сторона (рабб аль-маль) предоставляет свой капитал в распоряжение другой стороны, выступающей в роли управляющего капиталом (мудариб). Полученный доход распределяется между владельцем капитала и управляющим в оговоренных долях. Убытки же несёт владелец капитала, а управляющий не получает вознаграждения за свой труд.
По мнению мусульманских правоведов, потери, понесённые мударибом в виде трудовых, временных и иных затрат, не менее значимы, чем финансовые расходы владельца капитала. Иными словами, договор мудараба основан на системе разделения прибылей и убытков. В наше время мудараба активно используется в операциях, осуществляемых исламскими банками и другими финансовыми учреждениями, действующими в соответствии с нормами и принципами Шариата.
По популярности и распространённости в работе различных финансовых институтов, функционирующих в соответствии с нормами мусульманского права, к мударабе примыкает мушарака. Участники такого договора вносят свой капитал и делят полученную прибыль в соответствии с оговорёнными долями. Что касается убытков, то они распределяются пропорционально долям партнёров во внесённом ими капитале.
При этом было бы ошибкой утверждать, что работа исламского банка основана исключительно на принципе разделения прибылей и убытков. В деятельности исламских банков предусмотрены также договоры, основанные на долговом принципе.
Например, по условиям такого договора, как мурабаха, банк принимает на себя обязательство отыскать и купить в соответствии с заявленными клиентом критериями товар, а клиент обязуется выкупить данный товар у банка. В цену продаваемого клиенту товара банк включает стоимость оказанной им клиенту услуги. Данная надбавка к основной цене может быть выражена как в процентном отношении, так и в виде определённой фиксированной суммы. Как правило, цена товара, включая наценку, выплачивается покупателем (клиентом) в рассрочку.
Таким образом, существенным отличием исламского банка является право осуществлять не только банковские, но и торговые операции. Однако законодательство многих стран запрещает банкам осуществлять торговые и иные небанковские операции, и это препятствует интеграции исламских банков в международные финансовые структуры. "
|
|