§3. ПОЛИТЗАНЯТИЯ

 Новая тема  |  Наверх  |  Перейти к теме  |  Искать  |  Вход   Следующая тема  |  Предыдущая тема 
 Всемирный банк «оккупирует» Россию
Автор: Александр (80.250.162.---)
Дата:   22-09-04 13:29

Всемирный банк «оккупирует» Россию
Минфин РФ согласен разрешить субъектам РФ получать кредиты самостоятельно

Всемирный банк (ВБ) получит возможность работать с российскими регионами напрямую, без посредничества федеральных структур, но и без их гарантий по кредитам. Такая возможность сейчас технически прорабатывается и руководством банка, и Минфином РФ. Об этом заявил глава последнего Алексей Кудрин по окончании встречи с делегацией ВБ. Управляющий директор ВБ Шенгман Жанг, в свою очередь, отметил, что программы, направленные на снижение неравенства экономического развития российских регионов, являются одними из приоритетных в политике международного финансового учреждения.

В феврале этого года эксперты ВБ опубликовали очередной доклад о развитии экономики России, оказавшийся весьма критическим. Дескать, хотя российский рост налицо, он, возможно, завышен официальной статистикой, а вклад в этот рост нефтегазового сектора занижен. Реформы, в том числе важнейшие структурные, замедлились или почти не ведутся, поэтому за будущее экономики страны эксперты испытывают определенные опасения. Ранее банк относился к российским перспективам значительно лучше, хотя и выражал тревогу по поводу некоторых аспектов реалий РФ, в частности ускоряющегося социального расслоения (которое тормозит и будет тормозить экономический рост) и территориальных диспропорций.

На вчерашней московской встрече критики не было: наоборот, обе стороны демонстрировали удовлетворение сотрудничеством. Сотрудничество, практически полностью остановившееся в первые два года после августовского кризиса 1998 г., опять налаживается. В том числе по региональной линии. Ранее ВБ кредитовал различные региональные программы – по жилищному строительству, развитию местного самоуправления и т.д. Однако во всех случаях займы предоставлялись под гарантии федерального правительства в лице Минфина, который, в свою очередь, заключал соглашение о субзайме с администрацией субъекта Федерации, соответственно, под их гарантии. «Минфин мало чем рисковал в таком случае, поскольку в договор субзайма включались жесткие обязательства регионов, – рассказал RBC daily генеральный директор Экономической экспертной группы Александр Андряков, – и если субъект Федерации не мог выплачивать кредит или проценты по нему, то главное финансовое ведомство после расчетов с ВБ в любом случае могло потом взыскать с заемщика по суду». По мнению г-на Андрякова, новая схема работы ВБ не должна встретить особых юридических трудностей. «Никаких обязательных требований по гарантиям государства в случаях сотрудничества регионов с международными финансовыми учреждениями Бюджетный кодекс не содержит. До сих пор требование таких гарантий исходило исключительно от ВБ. Если теперь настроения руководства банка изменились, то это, конечно, признак определенных положительных изменений в экономике наших регионов. Впрочем, вряд ли теперь регионы ожидает кредитный дождь: скорее всего, требования ВБ к субъектам РФ ужесточатся», – считает Александр Андряков.

Специалисты говорят о том, что государство (точнее, Минфин) все-таки не может пустить дело кредитования субъектов РФ на самотек. Ведь работники ведомства, во-первых, участвовали в работе фондов, управлявших региональными проектами того же ВБ. Кроме того, на проценты по кредиту ВБ Минфин накидывал еще и свою, пусть небольшую, маржу (2-2,5%). Проще говоря, стриг купоны, хотя и брал при этом на себя функцию гаранта.

Другой вопрос в том, что либерализация кредитной политики, по логике вещей, должна повлечь за собой и либерализацию рынка долговых обязательств субъектов РФ (ныне нерезиденты могут покупать только облигации регионов, имеющих международный кредитный рейтинг не ниже B+ или B1, а таким ныне могут похвастаться немногие).

Вместе с тем, конечно, низкий международный рейтинг (а некоторые регионы не имеют такового вовсе) – отражение объективной слабости местных бюджетов, из которых большинство являются дотационными. Т.е. последнее, конечно, само по себе не препятствие для работы с ними международных финансовых институтов, но банки не может не настораживать прошлый опыт. Даже спустя значительное время после августовского дефолта более 20 областей и городов не могли вовремя расплачиваться по кредитам ВБ и ЕБРР. Между тем международные финансовые организации последнее время вынуждены ужесточать требования к заемщикам, поскольку находятся под огнем критики за провальную политику в Аргентине и ряде других государств (к числу которых порой причисляют и Россию). Не так давно американский сенатор Ричард Лугар заявил о том, что 100 млрд долл., или почти 25% всех займов, выданных ВБ с момента основания банка, ушли «не по назначению», или, попросту говоря, в карманы чиновников стран-кредитополучателей и бюрократов самого банка. Теперь поневоле приходится быть разборчивее в выборе партнеров. Остается надеяться, что российские регионы в этом плане все-таки не подкачают: кредиты и инвестиции нужны в России не только Москве, Питеру и нескольким «нефтяным» областям.

Отдел экономики

 Список форумов  |  Вид деревом   Следующая тема  |  Предыдущая тема 


 Эта тема закрыта 

phorum.org