§3. ПОЛИТЗАНЯТИЯ

 Новая тема  |  Наверх  |  Перейти к теме  |  Искать  |  Вход   Следующая тема  |  Предыдущая тема 
 Реституция?
Автор: Ale (---.dialup.corbina.ru)
Дата:   01-07-04 14:45

Православные общины России требуют реституции

Евгений Каневский
bbcrussian.com, Москва

Несколько православных религиозных общин Москвы подали иски в столичные суды, добиваясь возврата права собственности на храмы, отнятые у них после революции в России в 1917 году. Некоторые эксперты опасаются, что созданный таким образом судебный прецедент спровоцирует целую волну исков о восстановлении исторической справедливости.


Адвокат Михаил Воронин, представляющий интересы общин, рассказал bbcrussian.com, что суды вскоре решат судьбу более 20 московских объектов. Арбитражный суд Москвы уже начал рассмотрение первого дела - о возврате московского храма Пророка Ильи на Воронцовом поле.
После первого предварительного слушания суд приобщил к материалам дела архивные документы, которые могут доказать, что этот объект принадлежал Русской православной церкви. Судебное разбирательство должно начаться 7 июля.

Сейчас большинство храмов в России, как и земля, на которой они построены, принадлежат государству.

По мнению Михаила Воронина, действующее законодательство позволяет вернуть храмы, поскольку единственный документ, который регламентирует их национализацию, - это декрет об отделении церкви от государства, изданный Владимиром Лениным сразу после революции.

Юрист считает, что действующая конституция России, гарантирующая право собственности, позволяет вернуть имущество тем, у кого его отобрали после 1917-го.

Налоговый конфликт

"Я могу совершенно откровенно сказать, что препятствий для юридического возврата собственности, учитывая действующее законодательство и правоприменительную практику в России, на сегодняшний день нет, - утверждает Воронин. - Есть проблема взаимоотношений собственника с государством".


Воронин говорит, что Московский патриархат благословил подачу исков о возврате храмов, когда государство выдвинуло к церкви многомиллионные налоговые претензии. По его данным, власти требуют, чтобы приходы по всей России выплатили около 300 млн. рублей за используемую землю. После этого церковь решила сделать ответный шаг.
Заместитель председателя думского комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций, депутат Александр Чуев согласен с этими требованиями. Он разработал специальный закон о взаимоотношениях церкви с государством, который мог бы в том числе решить имущественные взаимоотношения. Однако, как утверждает Чуев, правительство уже долгое время затягивает процедуру его рассмотрения в парламенте.

"Сегодня создалась вопиющая, совершенно неправомерная ситуация, когда церковь, которая отделена от государства по нашей конституции, почему-то обязана государству платить налоги. За то, что она есть и она действует. Ну это же смешно. Это нарушение конституции, - говорит Чуев. - И понятно, что церковь в этой ситуации вынуждена была найти свой адекватный ответ".

Передел собственности?

Однако заместитель мэра Москвы Михаил Мень, курирующий отношения с религиозными организациями, считает, что власти просто вынуждены взимать налоги в соответствии с Земельным кодексом. Кодекс предусматривает, что право на постоянное бессрочное пользование землей может принадлежать только государственным организациям. Остальные обязаны либо выкупать ее, либо платить за аренду.


"Мы прекрасно понимаем, что на сегодняшний день средств ни на выкуп, ни на проплаты аренды у религиозных организаций нету", - признается Мень и предлагает урегулировать проблему с помощью изменения закона.
Между тем, как считают юристы, возвращение церковной собственности может стать началом целой серии процессов о реституции - возврате множества объектов дореволюционным собственникам.

Представитель российского правительства в Конституционном суде известный юрист Михаил Барщевский считает это очень опасным.

"Для современной России - самая страшная вещь, которая может произойти, - это еще один передел собственности. Если процесс начнется, то это страшно и этого делать нельзя", - говорит Барщевский.

"Предположим, суд согласится с такой позицией. Тогда возникает вопрос - а наследники семьи Романовых - чем они хуже, чем церковь? Почему бы им тогда не потребовать вернуть им Зимний дворец, например? Или наследники Третьякова - всю Третьяковскую галерею, причем не только здание, но и картины. И здесь дело не в том, церковь это или не церковь. Надо подвести черту: старое - не трогать".

Юрист считает, что национализация церковного имущества произошла на основании законов того времени, поэтому не противоречит закону. Если признать ее нелегитимной, уверен Барщевский, вне закона окажутся все нормативные акты, принятые во времена СССР.

"Политические аргументы"

Независимые же юристы предполагают, что в споре с церковью значение будет иметь не право, а политика. "Я на 100% уверена, что юридические аргументы не будут главными и решающими. Ведущими аргументами будут политические", - говорит президент международного фонда политико-правовых исследований "Интерлигал" Нина Беляева.


По ее мнению, государство будет сохранять осторожность, и судьба каждого конкретного объекта будет решаться отдельно.
"Если будет принято четыре, пять, восемь, двадцать таких решений, тогда это будут обвальные процессы повсюду. И сейчас мы стоим на грани того - либо этот процесс начнется как массовый, либо он будет сдерживаться, - думает юрист. - У меня есть все-таки ощущение, что он будет сдерживаться и он будет выборочным. Потому что, запуская всякие массовые процессы, очень трудно предположить, чем они обернутся".

Впрочем, представитель московской власти Михаил Мень соглашается с тем, что храмы можно и нужно возвращать религиозным общинам. Правда, он думает, что речь может идти только о тех из них, которые не являются памятниками федерального значения.

"Мы имеем прекрасные примеры, когда религиозные организации содержат памятники в прекрасном состоянии, но все-таки не надо забывать, что у нас существует конституция Росси. И мы должны понимать, что любой памятник федерального значения должен принадлежать в целом государству. И через государство - всему народу, независимо от вероисповедания и национальной принадлежности", - говорит Мень.

Адрес статьи на bbcrussian.com
http://news.bbc.co.uk/go/pr/fr/-/hi/russian/russia/newsid_3854000/3854703.stm

Дата и время публикации: 2004/06/30 17:29:32 GMT

 
 Re: Реституция?
Автор: Ухват (---.ia4.marketscore.com)
Дата:   01-07-04 15:16

Любопытно, как церковь землю использует? Аквапарки на ней строит что ли?
И потом какие такие власти? Кто бумажку подписал?

 
 поддерживаю
Автор: Cевер (---.mc2.net)
Дата:   01-07-04 16:02

Ale Написал:

> Православные общины России требуют реституции
>
> Евгений Каневский
> bbcrussian.com, Москва
>
> Несколько православных религиозных общин Москвы подали иски в
> столичные суды, добиваясь возврата права собственности на
> храмы, отнятые у них после революции в России в 1917 году.


также потребовать возврата Московскому Патриархату собственности, оказавшейся ныне в Польше, Финляндии, Китае, Иране, Средней Азии, Украине, далее везде...

Флоренция


 
 Титул
Автор: Александр (80.250.162.---)
Дата:   01-07-04 17:23

Неплохо-бы процитировать тут полный титул Российского императора.
Там еще Царь грузинский и прочее было!

 
 да ради Бога
Автор: Cевер (---.mc2.net)
Дата:   01-07-04 18:56

ПОЛНЫЙ ТИТУЛ ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯ II

"Божьей поспешествующей милостью, Мы, Николай Второй, император и Самодержец Всероссийский,
Московский,
Киевский,
Владимирский,
Новгородский;

Царь Казанский,
Царь Астраханский,
Царь Польский,
Царь Сибирский,
Царь Херсонеса Таврического,
Царь Грузинский;
Государь Псковский

и Великий Князь Смоленский,
Литовский,
Волынский,
Подольский
и Финляндский;

Князь Эстляндский,
Лифляндский,
Курляндский
и Семигальский,
Самогитский,
Белостокский,
Корельский,
Тверский,
Югорский,
Пермский,
Вятский,
Болгарский и иных;

Государь и Великий Князь Новагорода низовские земли,
Черниговский,
Рязанский, Полотский, Ростовский, Ярославский, Белозерский, Удорский, Обдорский, Кондийский, Витебский, Мстиславский и всея северные страны Повелитель;

и Государь Иверские, Карталинские и Кабардинские земли и области Арменские;

Черкасских и Горских Князей и иных Наследный Государь и Обладатель,

Государь Туркестанский;

Наследник Норвежский,
Герцог Шлезвиг-Голштейнский,
Стормарнский,
Дитмарсенский
и Ольденбургский

и прочая, и прочая, и прочая"

 
 И всё это
Автор: Pirx (---.council.gov.ru)
Дата:   02-07-04 16:04

бросил на произвол судьбы росчерком пера.

 
 Ишь как Барщевских с Менями корчит.
Автор: XePypг (---.kinetics.nsc.ru)
Дата:   02-07-04 17:16

И действительно, если возвращать, то придется отдать все (или почти все). Обидно вылетать из уже обжитого особнячка. Да и землицу в Рублевке (и дачку на этой землице) придется отдать. В Жмеринку что-ли прикажете ехать барщевским?

 
 Re:Стопроцентный дезертир.
Автор: Rtd Rat (---.lestranzit-sb.ur.ru)
Дата:   05-07-04 06:58

За такие вещ расстреливали всегда,везде, во все времена. Будучи русским военнослужащим, Никки целиком и полностью подсуден Военному Трибуналу. Так о чем, собственно, скорбят доморощенные монархисты и с ними 9почему-то) долбаные демократишуи? У нас тут такой памятник царю и его семейству запузырили, что боже ж мой. Плюс "храм на крови", ети его мать,который обошелся в миллионы КАЗЕННЫХ, а не добровольных денег.

В натуре, не ту страну назвали Гондурасом! (к СССР не относится)

 
 Бред
Автор: Роман (---.corpalt.ru)
Дата:   05-07-04 10:56

Rtd Rat Написал:

> За такие вещ расстреливали всегда,везде, во все времена. Будучи
> русским военнослужащим, Никки целиком и полностью подсуден
> Военному Трибуналу. Так о чем, собственно, скорбят доморощенные
> монархисты и с ними 9почему-то) долбаные демократишуи? У нас
> тут такой памятник царю и его семейству запузырили, что боже ж
> мой. Плюс "храм на крови", ети его мать,который обошелся в
> миллионы КАЗЕННЫХ, а не добровольных денег.
>
> В натуре, не ту страну назвали Гондурасом! (к СССР не
> относится)

Дезертир - человек, самовольно оставивший службу (в Уголовный Кодекс лезть лень за более точной формулировкой). Слово "самовольно", надеюсь, Вам разъяснять не нужно. Ну и где Вы видите самовольность действий Главковерха?

 
 Re: то-то и оно
Автор: Ale (---.dialup.corbina.ru)
Дата:   05-07-04 11:05

что если эмиграция предъявит свои права на недвижимость - хотя бы в крупных городах и около них, то окажется, что г-да мэры и депутаты зря все приватизировали...
А если не признать прав эмиграции, то получится, что собственность у нас какая-то не такая, как везде...

 
 Re: Бред
Автор: Pirx (---.council.gov.ru)
Дата:   06-07-04 13:24

Отречение император подписал добровольно.
И текст отречение составил по собственному усмотрению.

 
 Re: Бред
Автор: Роман (---.corpalt.ru)
Дата:   06-07-04 15:52

Pirx Написал:

> Отречение император подписал добровольно.
> И текст отречение составил по собственному усмотрению.

Да, но после того, как Дума и Ставка подняли мятеж, а командующие фронтами поддержали мятеж Думы и Ставки и пригрозили гражданской войной в случае отказа от отречения. А сам Царь был практически арестован Рузским. Ты называешь это добровольным решением? Я бы мог назвать самостоятельным, но не добровольным.

 
 Re: Бред
Автор: Pirx (---.council.gov.ru)
Дата:   06-07-04 16:45

Роман Написал:

> Ты называешь это
> добровольным решением? Я бы мог назвать самостоятельным, но не
> добровольным.

Это всё казуистика.
Как ни называй отказ от ответственности, Роман, - самостоятельным ли, добровольным ли, - смысл не изменится: император отказался от власти и ответственности в условиях войны. Т.е. сам отдал Державу в руки революционеров - считай на погибель.
Право на отречение имеет узурпатор - сам взял власть, сам вернул. Помазанник Божий на это не имеет права и обязан нести свой крест до конца. Малодушие проявил Государь, недостойное своего венца.

 
 Дык, как пришло, так и ушло... :о) (-)
Автор: Владимир (---.mipk.kharkiv.edu)
Дата:   06-07-04 16:57

...

 
 К тому же, полный
Автор: Роман (---.corpalt.ru)
Дата:   06-07-04 19:56

Pirx Написал:

> Роман Написал:
>
> Это всё казуистика.
> Как ни называй отказ от ответственности, Роман, -
> самостоятельным ли, добровольным ли, - смысл не изменится:
> император отказался от власти и ответственности в условиях
> войны. Т.е. сам отдал Державу в руки революционеров - считай на
> погибель.

Алексей, Император был, во-первых, предан своими генералами, во-вторых не свободен в передвижении и, практически, арестован в Пскове. Утверждение, что высшее командование армии примкнуло к бунтовщикам было подтверждено телеграмами командующих фронтами. В этих условиях, когда все главкомы сказали, что продолжение им борьбы за власть приведет к их выступлению на стороне мятежников, его обращения к верным частям и попытки мобилизовать преданные части не имели бы силы. Его приказы просто саботировались бы предателями (они и саботировались).


> Право на отречение имеет узурпатор - сам взял власть, сам
> вернул. Помазанник Божий на это не имеет права и обязан нести
> свой крест до конца. Малодушие проявил Государь, недостойное
> своего венца.


Прости, Алексей, как ты можешь говорить подобные вещи, не будучи православным и монархически мыслящим человеком. Зафиксировав форму, ты игнорируешь суть. Вряд ли можно использовать выражения "Помазанник Божий", "нести крест", "венчан на Царство", когда они для тебя лишь слова, и ты смутно представляешь, что они могут быть для кого-то чем-то большим. Если ты вспомнишь того же Ивана Грозного, то он отказался от царства, когда увидел, что народ и бояре его не поддерживают. И вернулся только будучи призван и теми и другими. Православный Царь не может оставаться царем, не будучи поддержан народом. Без единения народа и царя царство невозможно (это, к слову, о Помазаннике Божьем). И зря ты представляешь это как, если бы залезть на унитаз и всю жизнь кричать: занято. Вот именно узурпатор ставит свою власть превыше всего.

Если народ предпочел иудин грех, то нельзя его силком в рай волочь. Только сам народ от этого греха может отказаться.

Удачи.

 
 Re: полный Пэ
Автор: Pirx (---.council.gov.ru)
Дата:   07-07-04 15:04

Роман Написал:

> Алексей, Император был, во-первых, предан своими генералами,
> во-вторых не свободен в передвижении и, практически, арестован
> в Пскове. Утверждение, что высшее командование армии примкнуло
> к бунтовщикам было подтверждено телеграмами командующих
> фронтами. В этих условиях, когда все главкомы сказали, что
> продолжение им борьбы за власть приведет к их выступлению на
> стороне мятежников, его обращения к верным частям и попытки
> мобилизовать преданные части не имели бы силы. Его приказы
> просто саботировались бы предателями (они и саботировались).

Но всё это отнюдь не вынуждало его написать и подписать акт об отречении. Это решение он принял сам.


> > Право на отречение имеет узурпатор - сам взял власть, сам
> > вернул. Помазанник Божий на это не имеет права и обязан нести
> > свой крест до конца. Малодушие проявил Государь, недостойное
> > своего венца.
>
>
> Прости, Алексей, как ты можешь говорить подобные вещи, не
> будучи православным и монархически мыслящим человеком.
> Зафиксировав форму, ты игнорируешь суть. Вряд ли можно
> использовать выражения "Помазанник Божий", "нести крест",
> "венчан на Царство", когда они для тебя лишь слова, и ты смутно
> представляешь, что они могут быть для кого-то чем-то большим.

Извини, дружище Роман, и ты, но это всё сильно похоже на пустопорожнее морализаторство. Каким образом ты можешь судить о "смутности" моих представлений о чём-либо? Если я чего-то не принимаю, это вовсе не означает, что я этого не понимаю. Утверждать обратное - чистейший догматизм.

> Если ты вспомнишь того же Ивана Грозного, то он отказался от
> царства, когда увидел, что народ и бояре его не поддерживают. И
> вернулся только будучи призван и теми и другими.

Не вспомню, не жил в то время. Да и тебе не советовал бы оперировать историческими мифами. И потом, какой-такой Иван Грозный? Который Третий? Или, может, Пятый? И из какого источника ты извлёк эту клюкву?

> Православный
> Царь не может оставаться царем, не будучи поддержан народом.
> Без единения народа и царя царство невозможно (это, к слову, о
> Помазаннике Божьем).

Не стоит оперировать неопределимыми понятиями. Что вот это вот такое - "народ"-то этот? Либо надо попробовать как-то поконкретнее выразиться, либо исключить лозунговые операторы из лексикона дискуссии.

> И зря ты представляешь это как, если бы
> залезть на унитаз и всю жизнь кричать: занято.

Не надо утрировать. Я представляю это совсем по-другому. Миссия монарха является сакральной. И его судьба неотделима от понятия "служение". И он не вправе по своему хотению отдать власть, которую отнюдь не по этому самому хотению получил. Тем более отдать в условиях войны и начавшейся смуты и отдать в руки именно смутьянов, спровоцировав тем самым развальные тенденции и придав им ураганный характер.

> Вот именно
> узурпатор ставит свою власть превыше всего.

Пока она ему не надоела. Или пока не припёрли - тогда жизнь зачастую ценится узурпатором превыше власти. Законный же монарх не вправе свою жизнь и счастье своей семьи ценить выше ответственности перед Державой и перед Господом.

> Если народ предпочел иудин грех, то нельзя его силком в рай
> волочь. Только сам народ от этого греха может отказаться.

А это и вовсе смахивает на камлание. Потрясание лозунгами без крупицы смысла.

> Удачи.

И тебе удачи.

 
 Кю
Автор: Роман (---.corpalt.ru)
Дата:   07-07-04 16:00

о "догматизме" и "морализаторстве". Прости, Алексей, но именно ты внес в тему категории нерациональные и моральные как то "служение" и "помазание на царство". Ну не будем мериться, у кого что длиннее.

Pirx Написал:

> Роман Написал:
>
> Но всё это отнюдь не вынуждало его написать и подписать акт об
> отречении. Это решение он принял сам.

Что ты имеешь в виду, говоря "сам"? Просто устал и решил уйти на покой? Или же был поставлен в условия, когда генералы показали, что сила поддерживающая мятежников настолько высока, что без гражданской войны не обойдешься. И единственный выход в умиротворении России без гражданской войны было его личное отречение. Я полагаю, ты думаешь, что он не должен был отрекаться, а оставаться Царем в плену у Рузского, являя собой главнокомандующего и правителя без коммуникаций и выпуская манифесты к походу за свое освобождение и подавлению Питера. Когда Северный фронт предался мятежу. Он отрекся, будучи поставлен в условия, когда механизмов реализации им свое власти не существовало.
>
>
> > Прости, Алексей, как ты можешь говорить подобные вещи, не
> > будучи православным и монархически мыслящим человеком.
> > Зафиксировав форму, ты игнорируешь суть. Вряд ли можно
> > использовать выражения "Помазанник Божий", "нести крест",
> > "венчан на Царство", когда они для тебя лишь слова, и ты
> смутно
> > представляешь, что они могут быть для кого-то чем-то большим.


> Извини, дружище Роман, и ты, но это всё сильно похоже на
> пустопорожнее морализаторство. Каким образом ты можешь судить о
> "смутности" моих представлений о чём-либо? Если я чего-то не
> принимаю, это вовсе не означает, что я этого не понимаю.
> Утверждать обратное - чистейший догматизм.

Я не понимаю, как ты можешь оперировать в обсуждении ценностными категориями чуждых тебе систем, когда эти ценнностные категории для тебя лишь пустой звук. При этом ты не хочешь замечать, что люди, этими категориями живущие, не осуждают поступок Николая. То есть те, кто считает, что "государево служение" "помазание Божие", "Сакральный характер царской власти" имеют свою глубокую суть не осуждают поступок Николая, а те кто видит в этих словах лишь форму, опиум для народа и механизмы манипуляции людьми видят в поступке Николая предательство его же ценностям. Так вот, и простое монархически настроенное офицерство в своих дневниках и воспоминаниях не осуждают Царя, Православная Церковь не осуждает Царя, монархически настроенные историки и, писатели и публицисты не осуждают Царя. Все они понимают жертвенность и верность его поступка. А люди, которые пользуются языком, продолжения которого не знают, считают, что Царь нарушил православно-монрахические устои. Если же ты на самом деле понимаешь, как говоришь, то ответь для себя , почему твои выводы так расходятся с теми, кто не просто понимает, а живет этим.


> Не вспомню, не жил в то время. Да и тебе не советовал бы
> оперировать историческими мифами. И потом, какой-такой Иван
> Грозный? Который Третий? Или, может, Пятый? И из какого
> источника ты извлёк эту клюкву?

Не все ли равно, в каком веке он жил, и как его звали. Важно, что некий царь Иван уехал в Александровскую Слободу, а народ и бояре пришли его просить вернуться к власти.

> > Православный
> > Царь не может оставаться царем, не будучи поддержан народом.
> > Без единения народа и царя царство невозможно (это, к слову,
> о
> > Помазаннике Божьем).
>
> Не стоит оперировать неопределимыми понятиями. Что вот это вот
> такое - "народ"-то этот? Либо надо попробовать как-то
> поконкретнее выразиться, либо исключить лозунговые операторы из
> лексикона дискуссии.

Народ - здесь это православные подданные Царя. В данном конкретном случае термин вполне определен, ибо дан не в социальном (неопредленном) а в сакральном (истинном для термина "народ") наполнении.
>
> > И зря ты представляешь это как, если бы
> > залезть на унитаз и всю жизнь кричать: занято.
>
> Не надо утрировать. Я представляю это совсем по-другому. Миссия
> монарха является сакральной. И его судьба неотделима от понятия
> "служение". И он не вправе по своему хотению отдать власть,
> которую отнюдь не по этому самому хотению получил. Тем более
> отдать в условиях войны и начавшейся смуты и отдать в руки
> именно смутьянов, спровоцировав тем самым развальные тенденции
> и придав им ураганный характер.

О "своем хотении" я уже говорил. Давай отделим мух от котлет. Ни Царь, ни кто-либо не отождествлял ВК Михаила (в пользу которого отрекся Николай), ВК Николая Николаевича (которого Николай назначил Верховным) и генерала Корнилова, которому Николай отдал всю полноту военной власти в столице, назначив командующим Петроградским округом, с революционерами, рабочими и крестьянами и проим мятежным народом (которого, собственно, и не было). НЕ было никаких развальных тенденций. Не было. Заговорщики вполне могли сами сделать то, что не позволили сделать Николаю. Рузский не дал казаков Хабалову для сохранения власти Николая. Но вполне мог ими воспользоваться для утверждения власти Михаила, Временного правительства, Советов или кого-либо еще. Пойми, что вопрос не стоял так, что не было механизмов для наведения порядка, а так, что Царя лишили доступа к этим механизмам, а новые правители по каким-то причинам отказались их использовать. Но были и боеспособные и верные войска, которые в считанные дни ликвидировали бы всю эту смуту.

> Пока она ему не надоела. Или пока не припёрли - тогда жизнь
> зачастую ценится узурпатором превыше власти. Законный же монарх
> не вправе свою жизнь и счастье своей семьи ценить выше
> ответственности перед Державой и перед Господом.

Ну вот опять. Алексей, брось ты этого Солженицына. Именно ответственностью перед страной и Богом и были продиктованы поступки Николая.

>
> > Если народ предпочел иудин грех, то нельзя его силком в рай
> > волочь. Только сам народ от этого греха может отказаться.
>
> А это и вовсе смахивает на камлание. Потрясание лозунгами без
> крупицы смысла.


Ну где же здесь лозунг? Это религиозное мышление. Ты же говоришь, что ты его понимаешь?

> > Удачи.
>
> И тебе удачи.

 
 Ыыы...
Автор: Pirx (---.council.gov.ru)
Дата:   08-07-04 16:40

Чтобы не цепляться, дружище Роман, за стремительно размножающиеся словеса, попробую вычленить два действительно принципиальных момента в нашем затянувшемся многажды прерывавшемся, но всё возобновляющемся споре, которые, на мой взгляд, способны будут нас привести к какой-никакой, но фиксации.

1.
Роман Написал:

> люди, этими категориями живущие, не
> осуждают поступок Николая. То есть те, кто считает, что
> "государево служение" "помазание Божие", "Сакральный характер
> царской власти" имеют свою глубокую суть не осуждают поступок
> Николая, а те кто видит в этих словах лишь форму, опиум для
> народа и механизмы манипуляции людьми видят в поступке Николая
> предательство его же ценностям. Так вот, и простое монархически
> настроенное офицерство в своих дневниках и воспоминаниях не
> осуждают Царя, Православная Церковь не осуждает Царя,
> монархически настроенные историки и, писатели и публицисты не
> осуждают Царя. Все они понимают жертвенность и верность его
> поступка.

Это сильное и, признаюсь, неожиданное для меня утверждение.
Не могу сказать, что великолепно владею этой темой, чтобы вот так с ходу тебя опровергнуть, но, что называется, по косвенным почти убежджён, что ты ошибаешься. А потому - покамест я сам не нашёл опровергающих это утверждение примеров (пресловутого Солженицына, учитывая твою идиосинкразию на него, приводить не буду, хотя он-то как раз монархист и православный) - попрошу тебя привести хотя бы несколько примеров, хотя бы в какой-то степени подтверждающих то, что ты сказал.


2.
> Народ - здесь это православные подданные Царя. В данном
> конкретном случае термин вполне определен, ибо дан не в
> социальном (неопредленном) а в сакральном (истинном для термина
> "народ") наполнении.

> Если народ предпочел иудин грех, то нельзя его силком в рай
> волочь. Только сам народ от этого греха может отказаться.

А вот тут, дорогуша Роман, ты безусловно ошибаешься, смешивая предпочтения народа - в сколь угодно сакральном понимании сего термина - и клики заговорщиков, пусть даже в лице командующих фронтами и членов Государственной Думы.
Теперь мне становится более понятно, почему ты так поддерживаешь царя, который тоже эти две вещи перепутал.


И в качестве P.S. ещё одно частное замечание.

> Он отрекся, будучи
> поставлен в условия, когда механизмов реализации им свое власти
> не существовало.

Он не нашёл - так будет точнее. И это вовсе не значит, что не существовало.

 
 Автор, конечно, предвзятый
Автор: Роман (---.corpalt.ru)
Дата:   08-07-04 18:00

но превосходная подборка цитат. Его взгляд на отречение схож с моим. Об оценке поступка Государя другими людьми, я приведу тебе позднее, как позднее отвечу и на другие твои вопросы.

http://militera.lib.ru/research/multatuli/index.html

///////Как видим, Николай II, посылая генерала Н.И. Иванова, прекрасно оценивал сложившуюся обстановку и хорошо осознавал ее опасность. Он понимал, что решающим этапом в водворении порядка станет его личное присутствие в столице. Этим объясняется его решение, принятое 27 февраля, выехать в Петроград.

Генерал-адъютант Алексеев пытался уговорить Царя не покидать Ставку, но тот остался верен своему решению. 27 февраля Император объявил В.Н. Воейкову, что уезжает и приказал сделать все распоряжения для отъезда. Исполнив приказ, Воейков «доложил Государю, что он может сейчас же ехать ночевать в поезд, что все приготовлено, и что поезд может через несколько часов идти в Царское Село. Затем я прошел к генералу Алексееву предупредить о предстоящем отъезде. Я его застал уже в кровати. Как только я сообщил ему о решении Государя безотлагательно ехать в Царское Село, его хитрое лицо приняло еще более хитрое выражение, и он с ехидной улыбкой слащавым голосом спросил у меня: «А как же он поедет? Разве впереди поезда будет следовать целый батальон, чтобы очищать путь?» Хотя я никогда не считал генерала Алексеева образцом преданности Царю, но был ошеломлен как сутью, так и тоном данного им в такую минуту ответа. На мои слова: «Если вы считаете опасным ехать, ваш прямой долг мне об этом заявить», генерал Алексеев ответил: «Нет, я ничего не знаю; это я так говорю». Я его вторично спросил: «После того, что я от вас только что слышал, вы должны мне ясно и определенно сказать, считаете вы опасным Государю ехать или нет?» — на что генерал Алексеев дал поразивший меня ответ: «Отчего же? Пускай Государь едет... ничего». После этих слов я сказал генералу Алексееву, что он должен немедленно сам лично пойти и выяснить Государю положение дел: я думал, что если Алексеев кривит душой передо мной, у него проснется совесть и не хватит сил лукавить перед лицом самого Царя, от которого он видел так много добра»{510}.

Но Воейков ошибался. Совесть позволила Алексееву спокойно смотреть, как поезд унесет Императора в расставленную западню, откуда уже Государю было не выбраться. Все было просчитано и разыграно на уровне образцового начальника штаба. В 2 часа 10 минут ночи Николай II принял в своем поезде генерала Иванова и дал ему последние указания. «Генерал Иванов вошел в вагон вместе с Государем и оставался долго у Его Величества», — вспоминал Мордвинов{511}. В 17 часов 28 февраля царский поезд вышел из Могилева в Царское Село{512}.

Ораторов Думы в Петрограде охватывает паника при одной мысли, что поезд дойдет до столицы. Во-первых, придется отвечать за содеянное, а во-вторых, все надежды на захват власти рухнут. Выход был один: любой ценой не допустить Царя в столицу. С.И. Шидловский писал: «Временною властью были приняты все меры, чтобы не допустить его (Николая II — П.М.) в Петроград из опасения личного его появления». Между тем, открытое противодействие означало прямой мятеж, который нельзя было бы прикрыть демагогической заботой «о судьбах династии»{513}.

Не допустить Царя в Петроград было возложено на А. А. Бубликова. Именно Бубликов создал ложную информацию о том, что железнодорожный путь возле Луги перерезан революционными войсками, и путь на столицу отрезан. Но Бубликов был лишь исполнителем. «Подлинными организаторами погони, — пишет Брачев, — или правильнее, блокирования царского поезда и предательского направления его в Псков — прямо в руки заговорщика Н.В. Рузского — был член Верховного совета Великого Востока народов России Н.В. Некрасов. [...] Самое поразительное в этой истории — так это удивительная синхронность действий А.А. Бубликова и ближайшего окружения царя, которое сумело-таки изменить первоначальный курс его поезда и повернуть на запад — на Псков, где якобы под командованием генерала Н.В. Рузского еще оставались надежные части Северного фронта. Это, как скоро выяснилось, была ловко подстроенная заговорщиками западня, так как именно Рузский как раз и являлся одним из деятельных участников готовящегося на апрель 1917 года государственного переворота. Ничего этого, разумеется, Царь не знал, и вечером 1 марта 1917 года его поезд благополучно прибыл в Псков»{514}.

Между тем, Родзянко, который вплоть до 28 февраля считал себя «вождем восставшего народа», постепенно вытесняется более энергичными и решительными деятелями, уже требовавшими отречения царя от престола. Родзянко боялся пойти на это. Он пребывал в полной растерянности. Родзянко вновь обращается за помощью именно к военным.

Безусловно, все предшествующие годы, объективно подрывая, как только возможно, царскую власть, камергер М.В. Родзянко не хотел свержения монархии. Он только хотел, чтобы его предложения, которые так ценились «передовым» и «просвещенным» обществом, были услышаны Царем. Но Царь никак не хотел к ним прислушиваться. И Родзянко, слепо повторял и передавал Царю предостережения и угрозы тех, кто ловко использовал его амбиции для осуществления своих целей, главной из которых, как он считал, было создание «Ответственного министерства». Н. А. Маклаков в письме Николаю II определял Родзянко так: «Родзянко, Ваше Величество, — писал он, — только исполнитель, напыщенный и неумный, а за ним стоят его руководители, гг. Гучковы, кн. Львов и другие систематически идущие к своей цели. В чем она? Затемнить свет Вашей Славы, Ваше Величество, и ослабить силу значения святой, истинной и всегда спасительной на Руси идеи самодержавия»{515}.

П.Н. Милюков no-существу писал то же самое: «По своему положению Родзянко выдвигался на первый план в роли рупора Думы и общественного мнения. «Напыщенный и неумный», — говорил про него Маклаков. «Напыщенным» Родзянко не был; он просто и честно играл свою роль. Но мы его знаем: он вскипал, надувался сознанием своей великой миссии и «тек в храм». «Неумен» он был; в своих докладах, как и в своих воспоминаниях, он упрощал и утрировал положение — вероятно, под влиянием Гучкова. Паникерство было ему свойственно»{516}.

Накануне отъезда царя в Ставку, во время Высочайшей аудиенции, Родзянко вновь повторил это требование и, видя раздражение царя, он, якобы, сказал: «Вы, Ваше Величество, со мной не согласны, и все останется по-старому. Результатом этого будет революция и такая анархия, которую никто не удержит»{517}. Естественно, что одним из лидеров этой революции Родзянко видел себя. Но вот когда эта революция наступила, оказалось, что быть вождем «восставшего народа» председатель Государственной Думы Его Императорского Величества абсолютно не способен. Оказалось, что и сам он не очень-то стал нужен тем, кто долгие годы постоянно льстил и возвеличивал его. Родзянко оттесняли от дел решительно и неумолимо. Как-то неожиданно оказалось, что и столь любимое им требование Ответственного министерства больше не актуально, а говорят уже об отречении от престола. Откуда-то появился какой-то Исполнительный Комитет, требовавший уже вообще свержения монархии.

В этих условиях перепуганный Родзянко вновь пытается найти опору в генерале Алексееве. «Обнаружив, что во Временном Комитете Государственной Думы положение его «изолировано, — пишет Г.М. Катков, — Родзянко, естественно, пытался в своей претензии на власть опереться на какую-либо реальную силу. В предшествующие дни он имел тесные контакты с военными, это толкнуло его искать поддержки в главнокомандовании»{518}. Именно на Алексеева была возложена роль главного уговорщика командующих фронтами, с целью убедить их, что только уступки Думе могут спасти положение. При этом Алексеев, вольно или невольно, их дезинформировал. До вечера 28 февраля посылаемые им телеграммы командующим фронтами содержали тревогу и опасения по поводу того, что творится в Петрограде. Так, 28 февраля Алексеев информировал генералов: «Мятежники во всех частях города овладели важнейшими учреждениями. Войска под влиянием утомления и пропаганды бросают оружие, переходят на сторону мятежников, или становятся нейтральными. Все время на улицах идет беспорядочная стрельба; всякое движение прекращено; появляющихся офицеров и нижних чинов с оружием разоружают. Сообщая об этом, прибавляю, что на всех нас лег священный долг перед Государем и Родиной сохранить верность долгу и присяге»{519}.

Но уже вечером того же 28 февраля Алексеев посылает генералу Иванову, отправленному Государем в Петроград подавить мятеж, телеграмму совершенно иного содержания:

«Частные сведения говорят, что 28 февраля в Петрограде наступило полное спокойствие. Войска, примкнув к Временному правительству в полном составе, приводятся в порядок. Временное правительство под председательством Родзянки, заседая в Государственной думе, пригласило командиров воинских частей для получения приказов по поддержанию порядка. Воззвание к населению, выпущенное Временным правительством, говорит о незыблемости монархического начала в России, о необходимости оснований для выбора и назначения правительства. Ждут с нетерпением прибытия Его Величества в Царское, чтобы представить ему все изложенное и просьбу принять это пожелание народа. Если эти сведения верны, то изменяются способы ваших действий, переговоры приведут к умиротворению, дабы избежать позорной междоусобицы, столь желанной нашему врагу, дабы сохранить учреждения, заводы и пустить в ход работы.[...] Доложите Его Величеству все это и убеждение, что дело можно привести к хорошему концу, который укрепит Россию»{520}.
Нет нужды доказывать, что телеграмма Алексеева абсолютно не соответствовала действительности. 28 февраля в городе была полная анархия. Солдаты разбрелись по казармам, генерал Хабалов оказался в полном одиночестве в изолированном Адмиралтействе. Все его действия не только ни к чему не приводили, но еще более подчеркивали полную беспомощность. Объявленное им в Петрограде осадное положение, напечатанное на афишах, никто не смог прочитать, так как не было клея и их разбросали по улицам, где они были подхвачены ветром и затоптаны толпою в снег. 28 февраля вечером генералы решили прекратить всякое сопротивление. Министры уже сдались давно. Самое удивительное, что сопротивляться было некому. Были толпы народа, легко разгоняемые при наличии войск, был беспомощный и несостоятельный Временный Комитет Государственной Думы, в страхе ожидавший развязки событий, столь им ранее желаемых. Но уже появился Исполнительный Комитет Петроградского Совета, самовольно занявшего одно из крыльев Таврического дворца, и все более и более забиравший власть у Родзянко. Этот Комитет требовал свержения монархии. Поэтому утверждения Алексеева о «незыблемости монархического начала», которое проявило, якобы, Временное правительство, также не соответствуют действительности. Цель Алексеева была ясна — ни в коем случае не допустить со стороны генерала Иванова решительных действий по подавлению бунта. Г.М. Катков считает, что это решение Алексеев принял, будучи обманутым Родзянко, который выдавал желаемое за действительное. Навряд ли это так. Алексеев, который Родзянко иначе как «болтливым индюком» не называл, не мог пойти так легко на поводу у него. Скорее всего, Алексеев, который уже давно играл ту же роль, что и Родзянко, роль осуществителя чужих целей, дал себя убедить, так как тоже считал «Ответственное министерство» выходом из положения. Доказательством этому служит тот факт, что 1-го марта Алексеев посылает фактически задержанному в Пскове Николаю II проект манифеста, в котором говорится: «Его Императорскому Величеству. Ежеминутно растущая опасность распространения анархии по всей стране, дальнейшего разложения армии и невозможность продолжения войны при создавшейся обстановке настоятельно требуют немедленного издания высочайшего акта, могущего еще успокоить умы, что возможно только путем призвания ответственного министерства и поручения составления его председателю Государственной Думы. Поступающие сведения дают основание надеяться на то, что думские деятели, руководимые Родзянко, еще могут остановить всеобщий развал и что работа с ними может пойти, но утрата всякого часа уменьшает последние шансы на сохранение и восстановление порядка и способствует захвату власти крайне левыми элементами. Ввиду этого усердно умоляю Ваше Императорское Величество на немедленное опубликование из Ставки нижеследующего манифеста...»{521}. Далее следует проект манифеста, в котором учреждается «ответственное министерство». Если учесть, что Рузский в Пскове требовал от Государя то же самое, складывается вполне ясная картина давления на Царя со стороны генералитета с требованием именно «Ответственного министерства», то есть очевидно, что генералитет проводил линию Родзянко.

Николай II, отправляясь в Псков, не очень-то надеялся на Рузского. Его приезд в Псков был вынужденным шагом. Генерал Лукомский писал: «Что, собственно, побудило Государя направиться в Псков, где находился штаб Главнокомандующего Северного фронта, генерала Рузского, а не вернуться в Ставку в Могилев? Объясняют это тем, что в бытность в Могилеве при начале революции — он не чувствовал твердой опоры в своем начальнике штаба генерале Алексееве и решил ехать к армии на Северный фронт, где надеялся найти более твердую опору в лице генерала Рузского»{522}. Полковник Мордвинов возражает против этого утверждения: «К генералу Рузскому и его прежнему, до генерала Данилова, начальнику штаба генералу Бонч-Бруевичу Его Величество, как и все мы, относились с безусловно меньшим доверием, чем к своему начальнику штаба, и наше прибытие в Псков явилось вынужденным и совершенно непредвиденным при отъезде. Государь, стремясь возможно скорее соединиться с семьей, вместе с тем стремился быть ближе к центру управления страной, удаленному от Могилева»{523}.

Тем не менее, Николай II рассчитывал на Рузского. Рузский командовал войсками огромного фронта и Царь, если Рузский был бы верен присяге, оказался бы не только в полной безопасности, но и получил бы мощное средство по подавлению мятежа. «Когда «блуждающий поезд» приближался к Пскову, — пишет Г.М. Катков, — пассажиры его надеялись, что приближаются к тихой гавани, и что личное присутствие Императора произведет магическое действие. Государь был вправе ждать, что главнокомандующий Северным фронтом первым делом спросит, какие будут приказания. Однако, произошло совсем другое»{524}.

Псков встретил Государя мрачно. «Будучи дежурным флигель-адъютантом, — пишет полковник А.А. Мордвинов, — я стоял у открытой двери площадки вагона и смотрел на приближающуюся платформу. Она была почти не освещена и совершенно пустынна. Ни военного, ни гражданского начальства (за исключением, кажется, губернатора), всегда задолго и в большом числе собирающегося для встречи Государя, на ней не было. Где-то посередине платформы находился, вероятно, дежурный помощник начальника станции, а на отдаленном конце виднелся силуэт караульного солдата. Поезд остановился. Прошло несколько минут. На платформу вышел какой-то офицер, посмотрел на наш поезд и скрылся. Еще прошло несколько минут, и я увидел, наконец, генерала Рузского, переходящего рельсы и направляющегося в нашу сторону. Рузский шел медленно, как бы нехотя, и, как нам всем показалось, нарочно не спеша. Голова его, видимо, в раздумье была низко опущена. За ним, немного отступя, шли генерал Данилов и еще два-три офицера из его штаба»{525}.

Что же сказал генерал Рузский, оказавшись в вагоне? Поддержал ли он своего Государя, подтвердил ли свою готовность исполнить свой долг перед ним? Ничего подобного. «Теперь уже трудно что-нибудь сделать, — с раздраженной досадой говорил Рузский, — давно настаивали на реформах, которые вся страна требовала... не слушались... теперь придется, быть может, сдаваться на милость победителя». Встретившись с Императором, Рузский высказал соображение, что надо соглашаться на «Ответственное министерство». Можно себе представить горечь Николая II, который, вместо опоры, встретил в лице Рузского очередного своего противника. Николай II высказал мысль, что он не может пойти на этот шаг, что он хранит не самодержавие, а Россию. В ответ он услышал почти требование Рузского «сдаваться на милость победителя». Только теперь перед Царем стала проясняться вся глубина заговора. «Когда же мог произойти весь этот переворот?» — спросил он Рузского. Тот отвечал, что «это готовилось давно, но осуществлялось после 27-го февраля, т.е. после отъезда Государя из Ставки»{526}. «Перед Царем встала картина полного разрушения его власти и престижа, полная его обособленность, и у него пропала всякая уверенность в поддержке со стороны армии, если главы ее в несколько дней перешли на сторону врага», — пишет генерал Дубенский{527}.

С этого момента Император окончательно понял, что он в ловушке и что он ничего не может предпринять. Д.С. Боткин, брат расстрелянного с Царской Семьей в Екатеринбурге лейбмедика Царской Семьи, писал в 1925 году: «Революция началась задолго до того дня, когда А.И. Гучков и Шульгин добивались в Пскове отречения Государя. Как теперь установлено, Государь фактически был узником заговорщиков еще до подписания отречения. Когда Царский поезд остановился на станции Псков, Государь уже не был его хозяином. Он не мог направлять свой поезд согласно его желанию и усмотрению, и самая остановка в Пскове не была им намечена. Генерал Радко-Дмитриев говорил впоследствии, что если бы Государь, вместо того, чтобы ожидать в своем вагоне думских делегатов из Петербурга, сошел бы на станции Псков и поехал в автомобиле по направлению расположений войск вверенной ему армии, события приняли бы совсем иной оборот. Несомненно, что прием Государем г.г. Гучкова и Шульгина в штабе Радко-Дмитриева носил бы иной характер и имел бы совершенно иные последствия; но остается под вопросом: мог ли Государь осуществить свой отъезд на автомобиле со станции Псков? Мы не должны забывать, что вся поездная прислуга, вплоть до последнего механика на Царском поезде, была причастна к революции»{528}.

Когда читаешь воспоминания членов царской свиты о событиях февраля 1917 года, то невольно поражаешься какой-то их беспомощности и обреченности. Никто из них и не пытался действенно помочь монарху, хотя бы морально поддержать его, а все надеялись на «авось», на «чуточную мечту». В этих условиях, единственным, кто продолжал сопротивляться и отстаивать монархию, был сам Николай II. В 1927 году вышла цитируемая нами книга «Отречение Николая И» со вступительной статьей М. Кольцова. Кольцов был тогда в стане победителей, тех, кто истреблял Романовых «как класс», кто всячески клеветал и унижал память последнего Царя. Тем более для нас интересен тот неожиданный вывод Кольцова, когда он пишет о Николае II: «Где тряпка? Где сосулька? Где слабовольное ничтожество? В перепуганной толпе защитников трона мы видим только одного верного себе человека — самого Николая. Нет сомнения, единственным человеком, пытавшимся упорствовать в сохранении монархического режима, был сам монарх. Спасал, отстаивал царя один Царь. Не он погубил, его погубили»{529}.

Лишь после того, как великий князь Николай Николаевич и все командующие фронтами: генералы Алексеев, Брусилов, Эверт, Сахаров, Рузский, адмирал Колчак прислали ему телеграммы или передали их устно «со слезными» просьбами отречься, он понял: все — круг замкнулся. Архимандрит Константин (Зайцев) писал: «Чуть ли не единственным человеком, у которого не помутилось национальное сознание, был Царь. Его духовное здоровье ни в какой мере не было задето тлетворными веяниями времени. Он продолжал смотреть на вещи просто и трезво. В столице, в разгар войны — Великой войны, от исхода которой зависели судьбы мира! — возник уличный бунт! Его надо на месте подавить с той мгновенной беспощадностью, которая в таких случаях есть единственный способ обеспечить минимальную трату крови. Это было Царю так же ясно, как было ему ясно при более ранних столкновениях с общественным мнением, что во время войны, и притом, буквально, накануне конечной победы над внешним врагом, нельзя заниматься органическими реформами внутренними, ослабляющими правительственную власть. Царь был на фронте во главе армии, продолжавшей быть ему преданной. Так, кажется, просто было ему покончить с бунтом! Но для этого надобно было, чтобы то, что произошло в столице, было воспринято государственно-общественными силами, стоящими во главе России, именно как «бунт». Для этого надобно было, чтобы Царь мог пойти усмирять столичный «бунт», как общерусский Царь, спасающий Родину от внутреннего врага, в образе бунтующей черни грозящего ее бытию! Этого как раз и не было. Между бунтующей чернью и Царем встал барьер, отделивший страну от ее Богом Помазанного Державного Вождя. И встали не случайные группы и не отдельные люди, а возникла грандиозная по широте захвата коалиция самых разнокачественных и разномыслящих групп людей, объединенных не мыслью о том, как сгрудиться вокруг Царя на защиту страны, а — напротив того, мыслью о том, как не дать Царю проявить державную волю: мыслью о том, как — страшно сказать! — спасти страну от Царя и его Семьи. Что же было делать Царю? Укрыться под защитой оставшихся ему верных войск и идти на столицу, открывая фронт внутренней войны и поворачивая тыл фронту внешнему? Достаточно поставить этот вопрос, чтобы понять невозможность вступления Царя на этот путь. Государь внезапно оказался без рук: он ощутил вокруг себя пустоту. Вместо честных и добросовестных исполнителей своих предначертаний он уже раньше все чаще видел «советников» и «подсказчиков», в глазах которых «Он» мешал им «спасти» Россию!»{530}

«Падение Императора Николая II, — пишет протоиерей отец Александр Шаргунов, — было, несомненно, результатом столкновения между монархией и русской элитой. Поскольку причиной этого конфликта явились глубокие различия в философском подходе, можно утверждать, что Император потерял свой трон и жизнь из-за своего религиозного мировоззрения и народной ориентации. Другой поразительной особенностью Николая II как Императора было его исключительное чувство долга и ответственности. Эта черта видна во всех его действиях, но ради краткости достаточно будет сосредоточиться на его наиболее судьбоносных решениях. После военных поражений 1915 года Николай II принял верховное командование над русскими вооруженными силами. В отравленной политической атмосфере того времени он тем самым подвергал себя громадному риску, связывая свое пребывание на троне с исходом войны. Следует подчеркнуть, что этот риск был очевиден для всей русской элиты, и совершенно ясно, что и для самого Императора. Много критики было высказано по поводу действий Императора как Верховного командующего. Но неоспоримым фактом является то, что покуда он занимал этот пост, русская армия была способна устоять перед лицом врага, обладавшего значительным техническим и организационным преимуществом. Само отречение может рассматриваться как акт долга: самые близкие ему люди (командующие армией и «монархисты») говорили, что он должен уйти ради Отечества. Николай II пожертвовал своим Императорским троном, хотя он ясно понимал, что после этого он будет зависеть от милости своих врагов»{531}.
Вопрос о степени участия и осведомленности генералов в перевороте и свержении Царя до сих пор остается открытым. Целый ряд исследователей, иногда совершенно противоположных взглядов, как например, Катков и Аврех, считают недоказанным факт подготовки генералами переворота. Катков считает, что Алексеев примкнул к перевороту только 1-го марта. Аврех вообще полагает, что осторожный Алексеев находился лишь в «верноподданнической оппозиции». Однако, есть целый ряд обстоятельств, заставляющих полагать, что Алексеев и другие представители генералитета знали о готовящемся перевороте заранее и заранее ему способствовали. Адмирал Нилов говорил Дубенскому 2-го марта 1917 года: «Ведь знал же этот предатель Алексеев, зачем едет Государь в Царское Село. Знали же вес деятели и пособники происходящего переворота, что это будет 1-го марта, и все-таки, спустя только одни сутки, т.е. за одно 28 февраля, уже спелись и сделали так, что Его Величеству приходится отрекаться от престола. [...] Эта измена давно подготовлялась и в Ставке и в Петрограде. [...] Давно идет ясная борьба за свержение Государя, огромная масонская партия захватила власть и с ней можно только открыто бороться, а не входить с ней в компромиссы»{532}.

Мы уже писали о связях Алексеева с Гучковым, Львовым и Родзянко. Мы уже приводили слова Воейкова о «хитром взгляде» Алексеева, которым он провожал Царя в путь в Царское из Могилева, его «провидческие» слова о том, что «придется путь расчищать», а ведь все это было до 1-го марта.

Но будучи втянутыми в этот переворот, генералы до конца не представляли себе его последствий. Они воображали, что он введет их в состав новой власти, которая должна была по заслугам оценить их помощь. На деле все оказалось с точностью наоборот. После целого ряда унижений они были отвергнуты новыми властителями, которые чурались их. Дальнейшая судьба генералов-заговорщиков была трагична и поучительна.

Великий князь Николай Николаевич, «коленопреклоненно» умолявший Царя отречься, побыл в должности главнокомандующего несколько дней, после чего с оскорбительной формулировкой отправлен в отставку «как Романов».

Генерал Алексеев, после короткого взлета на пост главнокомандующего, был отставлен Временным правительством. «Рассчитали, как прислугу», — жаловался он. На его глазах те, кому он помог прийти к власти, развалили армию и погубили ее, приведя, своей бездарностью, к власти большевиков. «Я оказался неудобным, — сокрушался отставленный генерал, — неподходящим тем темным силам, в руках которых, к глубокому сожалению, безответственно находятся судьбы России, судьбы армии. Не ведая, что творят, не заглядывая в будущее, мирясь с позором нации, с ее неминуемым упадком, они, эти темные силы, видели только одно, что начальник армии, дерзающий иметь свое мнение, не нужен, что русская армия не имеет права сидеть, сложа руки, в окопах, а должна бить неприятеля и освобождать наши русские земли, занятые противником, для них неудобен и нежелателен. Меня смели...»{533}. Но даже тогда, видя, что делают с Россией «темные силы», у Алексеева не прозвучали слова раскаяния за то, что именно он и его соратники сыграли решающую роль, чтобы вырвать Россию из рук законного царя и отдать в те самые «темные руки».

Свои дни Алексеев закончил одним из инициаторов братоубийственной войны, скончавшись в Екатеринославе от тифа.

Генерал Брусилов тоже ненадолго оказался во главе армии «свободной России». Бывший генерал-адъютант Императора, он ездил на митинги, где выступал под красными знаменами перед солдатами, убеждая их идти радостно на смерть во имя свободы, и те же солдаты прогоняли его под свист и улюлюканье. Столкнувшись с постоянным вмешательством самовлюбленного Керенского в военные дела, Брусилов, по старой памяти, в резкой форме пытался указать последнему на недопустимость подобного. Но перед Брусиловым был уже не тактичный и спокойный Государь, а истеричный и резкий «министр-председатель». Он немедленно снял Брусилова с его поста. После Октябрьского переворота, на службе у большевиков, Брусилов написал письмо к врангелевским офицерам в Крыму с предложением сдаться, лично гарантируя им жизнь и свободу. Когда же большевики их всех расстреляли, то для Брусилова это был тяжелый моральный удар, который он переживал остаток дней и который свел его преждевременно в могилу.

Генерал Деникин смог также вскоре убедиться в «мудрости» новой власти. Видя кругом развал государства и армии, вызванные «великой и бескровной революцией», он вместе со своим боевым товарищем генералом Лавром Корниловым, тем самым, который в марте 1917 года по приказу Временного правительства арестовал в Александровском дворце Императрицу Александру Федоровну, выступил против Временного правительства. Арестованный Керенским, он бежал на Дон и принял участие в братоубийственной войне. Неумелое командование Деникина - одна из главных причин неудачи Белого дела, и после кровавой новороссийской катастрофы он сдал командование и уехал за границу.

Генерал Крымов, храбрый боевой командир и одновременно посредник между думскими заговорщиками и армией в деле организации государственного переворота, после неудачи Корниловского выступления, в котором он принимал участие, покончил с собой.

Как писал А.А. Керсновский: «Так дали себя обмануть честолюбивым проходимцам генерал-адъютанты Императора Всероссийского. Невежественные в политике, они приняли за чистую монету все слова политиканов о благе России, которую сами любили искренне. Они не знали и не догадывались, что для их соблазнителей благо России не существует, а существует лишь одна-единственная цель — дорваться любой ценой до власти, обогатиться за счет России...Самолюбию военачальников то льстило, что эти великие государственные мужи — «соль земли русской» — беседуют с ними как с равными, считают их тоже государственными мужами. Им и в голову не пришло, что от них скрыли самое главное. Что удар задуман не только по Императору Николаю II (которого все они считали плохим правителем), а по монархии вообще. Что их самих используют лишь как инструмент, как пушечное мясо, и что они, согласившись по своему политическому невежеству продать своего Царя, сами уже давно проданы теми, кто предложил им эту сделку с совестью.

Обманутые общественностью военачальники сыграли роль позорную и жалкую. Лично для себя они, правда, ничего не искали. Ими руководило желание блага России, ложно понятого. Они полагали, что благоденствия Родины можно добиться изменой Царю. Их непростительной ошибкой было то, что они слишком стали считать себя «общественными деятелями» и недостаточно помнили, что они — прежде всего — присягнувшие Царю офицеры»{534}.

2 марта 1917 года Император Николай II отрекся от Престола. Свершилось то, чего так долго ждало «передовое общество»: «Признали Мы за благо отречься от Престола Государства Российского и сложить с Себя Верховную власть». «В час ночи уехал из Пскова с тяжелым чувством пережитого. Кругом измена, и трусость, и обман!» — записал Император в своем дневнике. «Отвергнутый страной, покинутый армией, которую он так любил, отчужденный от своей семьи, Император Николай II остался один; не на кого ему было больше опереться, не на что ему было больше надеяться — и он, во имя России, отказался от Престола», — писал адмирал А.Д. Бубнов{535}.

Уинстон Черчилль писал о Николае II: «В управлении государствами, когда творятся великие события, вождь нации, кто бы он ни был, осуждается за неудачи и возносится за успехи. Дело не в том, кто проделывает работу, кто начертывает план борьбы, порицание или хвала за исход довлеют тому, на ком авторитет Верховной власти и ответственности. Почему отказывать в этом суровом испытании Николаю II? Бремя последних решений лежало на нем. На вершине, где события превосходили разумение человека, где все неисповедимо, давать ответы приходилось ему. Стрелкой компаса был он. Воевать или не воевать? Наступать или отступать? Идти вправо или влево? Согласиться на демократию или держаться твердо? Вот — поля сражений Николая II. Почему не воздать ему за это честь? Николай II в глубокой скорби остался непоколебим. Он видел так же ясно, как и другие, возрастающую опасность. Он не знал способа ее избежать. По его убеждению только самодержавие, создание веков, дало России силу продержаться так долго наперекор всем бедствиям. Ни одно государство, ни одна нация не выдерживали доселе подобных испытаний в таком масштабе, сохраняя при этом свое строение. Изменить строй, отворить ворота нападающим, отказаться хотя бы от доли своей самодержавной власти — в глазах Царя это означало вызвать немедленный развал. Досужим критикам, не стоявшим перед такими вопросами, нетрудно пересчитывать упущенные возможности. Они говорят, как о чем-то легком и простом, о перемене основ русской государственности в разгар войны, о переходе самодержавной монархии к английскому или французскому парламентскому строю... В марте Царь был на престоле; Российская империя и русская армия держались, фронт был обеспечен и победа бесспорна. Несмотря на ошибки, большие и страшные, тот строй, который в нем воплощался, которым он руководил, которому своими личными свойствами он придавал жизненную искру — к тому моменту выиграл войну для России. Вот его сейчас сразят. Вмешивается темная рука, сначала облеченная безумием. Царь сходит со сцены. Его и всех его любящих предают на страдание и смерть. Его усилия преуменьшают; его действия осуждают; его память порочат... Остановитесь и скажите: а кто же другой оказался пригодным? В людях талантливых и смелых; людях честолюбивых и гордых духом; отважных и властных — недостатка не было. Но никто не сумел ответить на те несколько вопросов, от которых зависела жизнь и слава России. Держа победу уже в руках, она пала на землю заживо, как древле Ирод, пожираемая червями».

 
 Еще один предвзятый автор
Автор: Роман (---.corpalt.ru)
Дата:   08-07-04 19:05

Из эмигрантов первой волны. Керсновский. И то же с цитатами:

http://militera.lib.ru/h/kersnovsky1/index.html

//////Тогда генерал Алексеев разослал всем главнокомандовавшим телеграмму, в которой изложил требования Родзянки и просил их в свою очередь настоять на отречении Государя... Телеграмма была отправлена в 10 часов утра, и через четыре часа получились ответы... Великий князь Николай Николаевич, «коленопреклоненно», Эверт, Брусилов и Сахаров без коленопреклонения, но не менее настоятельно, требовали отречения. Рузский действовал на месте.

Получив телеграмму Алексеева, бесхарактерный, но хитрый Эверт сообщил ему, что ответит только тогда, когда узнает, что ответили Брусилов и Сахаров. Сам Алексеев, посылая Государю телеграммы главнокомандовавших, воздержался от собственного мнения и скрыл свою инициативу, представляя дело так, что главнокомандующие посылают просьбы об отречении по своему собственному почину. Вечером 2 марта получились ответы от командовавшего Балтийским флотом адмирала Непенина, тоже советовавшего отречение, и телеграмма командира [262] Гвардейского конного корпуса Хана Нахичеванского, сообщавшего о готовности гвардейской конницы умереть за своего Государя. Телеграмму Непенина Алексеев немедленно доложил Государю во Псков, а телеграмму Хана скрыл.

Убеждать Государя долго не пришлось. Ничего не желал для себя Император Николай Александрович. Ни власть, ни самая жизнь не имели для него никакого значения, раз их ценой можно было купить счастье и благополучие матери России. Вожди армии — люди, которым он безгранично доверял, находили, что его отречение пойдет на благо страны. Значит, ни о чем не могло быть и речи.

В 3 часа дня Государь подписал отречение в пользу цесаревича Алексея Николаевича. Регентом становился великий князь Михаил Александрович, Верховным главнокомандующим — великий князь Николай Николаевич, председателем ответственного министерства — князь Львов, командующим войсками Петроградского военного округа — генерал Корнилов.

Алексеев, как и остальные участвовавшие в заговоре военачальники, не был посвящен до конца в замыслы думской общественности. Стремясь хотя бы отчасти обелить печальную память Алексеева, генерал Лукомский приписывает ему фразу: «Никогда не прощу себе, что поверил в искренность некоторых людей, послушался их и послал телеграммы главнокомандующим по вопросу об отречении Государя от престола». Последовавшим затем поступком — сокрытием 4 марта телеграммы Государя об отмене отречения за наследника — Алексеев показал, что никакого раскаяния не чувствовал.
.......
Император Николай Александрович после краткого, но мучительного колебания отрекся от престола за себя и за наследника в пользу брата. Это решение было принято после того, как лейб-медик Боткин объявил Государю, что безнадежно больной Алексей Николаевич не сможет царствовать. Непоправимое совершилось. Соединенными [263] усилиями германских и русских генералов и политиков был свергнут Император Всероссийский.
...............
На рассвете 3 марта Родзянко вызвал генерала Рузского и потребовал задержать манифест и не объявлять его народу и войскам, ибо воцарение великого князя Михаила Александровича «абсолютно неприемлемо». Изумленному Рузскому председатель Думы сообщал, что «совершенно неожиданно» вечером 2 марта вдруг вспыхнул «такой солдатский бунт, которому он, Родзянко, еще не видел подобного» и что взбунтовавшиеся войска требуют низложения династии, грозя в противном случае все залить кровью. Эту же ложь Родзянко передал вслед за тем и Алексееву, прося Ставку задержать манифест. В душе у Алексеева шевельнулось подозрение. Он почувствовал, что Родзянко его обманывает (по вполне достоверным сведениям Ставки, никакого нового бунта в Петрограде не произошло, и жизнь в столице вошла в нормальную колею). Но требование Родзянки генерал Алексеев исполнил. Он отправил длинную растерянную телеграмму главнокомандовавшим, обращаясь по свойству рыхлой своей натуры за советом к подчиненным.

Обманув без особенного труда недалеких и дряблых военачальников, «общественники» стали уговаривать великого князя Михаила Александровича отречься от престола в свою очередь. Царский брат был человеком слабым и безвольным и на завещанный ему престол он посмотрел не как на служение Родине, а только как на личное неудобство. Он отрекся охотно и быстро. Но это свое отречение он не отправил Государю (который знал бы тогда, как поступить). Он отрекся в пользу Временного правительства и этим ввергнул Россию в пропасть, а себя самого — на дно уральской шахты...

Эта измена долгу как громом поразила вернувшегося в Ставку Императора Николая Александровича. Видя крушение страны. Венценосец решил принести в жертву Родине своего больного сына. 4 марта утром, узнав о малодушии своего брата, он взял назад псковское отречение за наследника. Цесаревич Алексей должен был стать [264]

императором, и Россия вновь становилась на свой природный тысячелетний путь.

Государь вручил эту телеграмму генералу Алексееву для отправки в Петроград. Но генерал-адъютант Алексеев скрыл от России эту телеграмму и не отправил ее. Существование этой телеграммы генерал Алексеев открыл генералу Деникину на Кубани незадолго до своей смерти осенью 1918 года. Ее сокрытие он объяснил нежеланием создать путаницу в стране в результате ежедневных противоречивых манифестов. Страна не узнала о начавшемся царствовании юного Императора, а от армии скрыли последний приказ Царя-Подвижника, которому суждено было стать Царем-Мучеником.

....................

9 марта вся царская семья была арестована. Временное правительство предписало произвести этот арест командовавшему войсками Петроградского военного округа генералу Корнилову. Люди, бросившие своего Государя на произвол врагов и сами попрятавшиеся, впоследствии (сохранив свою жизнь благодаря корниловским добровольцам) не могли этого простить Корнилову и всячески [265] чернили его память.

Совсем иначе относились к генералу Корнилову царственные узники. Государыня была довольна, что арест был поручен не кому-нибудь, а известному всем герою войны, и сказала начальнику охраны полковнику Кобылинскому, что «Корнилов вел себя в эти дни, как настоящий верноподданный». В конце июля, по назначении Корнилова Верховным главнокомандующим, Государь говорил Кобылинскому: «Спасение России от анархии, спасение имени России на дрогнувшем фронте зависит только от Корнилова. Мы все молимся ежедневно, чтобы Господь помог ему довести предпринятое дело оздоровления до конца». Из тобольского заточения Государь Николай Александрович послал в сентябре арестованному Корнилову свое благословение. О нем Корнилов вспоминал в «Ледяном походе» в беседе с гвардии капитаном Булыгиным: «После ареста Государыни я сказал своим близким, что в случае восстановления монархии мне, Корнилову, в России не жить. Это я сказал, учитывая, что придворная камарилья, бросившая Государя, соберется вновь. Но сейчас, как слышно, многие из них уже расстреляны, другие стали предателями. Я никогда не был против монархии, так как Россия слишком велика, чтобы быть республикой. Кроме того, я — казак. Казак настоящий не может не быть монархистом...» Россия рухнула в бездну.

 
 Отношение Русской Православной Церкви
Автор: Роман (---.corpalt.ru)
Дата:   09-07-04 11:36

к отречению:

/////ДОКЛАД
МИТРОПОЛИТА КРУТИЦКОГО И КОЛОМЕНСКОГО ЮВЕНАЛИЯ,
ПРЕДСЕДАТЕЛЯ СИНОДАЛЬНОЙ КОМИССИИ
ПО КАНОНИЗАЦИИ СВЯТЫХ,
НА АРХИЕРЕЙСКОМ ЮБИЛЕЙНОМ СОБОРЕ
Москва, Храм Христа Спасителя, 13-16 августа 2000 года

....................

Определением Архиерейского Собора от 31 марта — 4 апреля 1992 года Синодальной Комиссии по канонизации святых было поручено “при изучении подвигов новомучеников Российских начать исследование материалов, связанных с мученической кончиной Царской Семьи”9.

Основную задачу в этом вопросе Комиссия видела в объективном рассмотрении всех обстоятельств жизни членов Императорской Семьи в контексте исторических событий и церковном их осмыслении вне идеологических стереотипов, господствовавших в нашей стране на протяжении минувших десятилетий. Комиссия руководствовалась пастырской озабоченностью, чтобы канонизация Царской Семьи в сонме новомучеников Российских не давала повода и аргументов в политической борьбе или мирских противостояниях, а способствовала бы объединению народа Божия в вере и благочестии.

........................

Уже на первом после Собора заседании Комиссии мы приступили к изучению религиозного, нравственного и государственного аспектов царствования последнего Императора династии Романовых. Тщательно изучались следующие темы: “Православный взгляд на государственную деятельность Императора Николая II”; “Император Николай II и события 1905 года в Санкт-Петербурге”; “О церковной политике Императора Николая II”; “Причины отречения Императора Николая II от престола и православное отношение к этому акту”; “Царская Семья и Г.Е. Распутин”; “Последние дни Царской Семьи” и “Отношение Церкви к страстотерпчеству”.

..........................

Характерное для некоторых противников канонизации Императора Николая II стремление представить его отречение от Престола как церковно-каноническое преступление, подобное отказу представителя церковной иерархии от священного сана, не может быть признано имеющим сколько-нибудь серьёзные основания. Канонический статус миропомазанного на Царство православного государя не был определён в церковных канонах. Поэтому попытки обнаружить состав некоего церковно-канонического преступления в отречении Императора Николая II от власти представляются несостоятельными.

В качестве внешних факторов, вызвавших к жизни Акт об отречении, которые имели место в политической жизни России, следует выделить прежде всего резкое обострение социально-политической ситуации в Петрограде в феврале 1917 г., неспособность правительства контролировать положение в столице, распространившееся в широких слоях общества убеждение в необходимости жестких конституционных ограничений монархической власти, настоятельное требование Председателя Государственной Думы М.В. Родзянко отречения Императора Николая II от власти во имя предотвращения внутриполитического хаоса в условиях ведения Россией широкомасштабной войны, почти единодушную поддержку, оказанную высшими представителями российского генералитета требованию Председателя Государственной Думы. Следует отметить также, что Акт об отречении был принят Императором Николаем II под давлением резко изменявшихся политических обстоятельств в чрезвычайно короткий срок.

Комиссия выражает мнение, что сам факт отречения от Престола Императора Николая II, непосредственно связанный и с его личными качествами, в целом является выражением сложившейся тогда исторической обстановки в России.

Он принял это решение лишь в надежде, что желавшие его удаления сумеют все же продолжать с честью войну и не погубят дело спасения России. Он боялся тогда, чтобы его отказ подписать отречение не повел к гражданской войне в виду неприятеля. Царь не хотел, чтобы из-за него была пролита хоть капля русской крови10.

Духовные мотивы, по которым последний российский Государь, не желавший проливать кровь подданных, решил отречься от Престола во имя внутреннего мира в России, придаёт его поступку подлинно нравственный характер. Неслучайно, при обсуждении в июле 1918 года на Соборном Совете Поместного Собора вопроса о заупокойном поминовении убиенного Государя Святейший Патриарх Тихон принял решение о повсеместном служении панихид с поминовением Николая II как Императора.

................................

Государь, приняв, как ему казалось, единственно правильное решение, тем не менее переживал тяжелое душевное мучение. “Если я помеха счастью России и меня все стоящие ныне во главе ее общественные силы просят оставить трон и передать его сыну и брату своему, то я готов это сделать, готов даже не только Царство, но и жизнь свою отдать за Родину. Я думаю, в этом никто не сомневается из тех, кто меня знает”, — говорил Государь генералу Д.Н. Дубенскому12.

“Государь Император Николай Александрович, увидевший вокруг себя столько предательства… сохранил нерушимую веру в Бога, отеческую любовь к русскому народу, готовность жизнь свою положить за честь и славу Родины”13. 8 марта 1917 года комиссары Временного Правительства, прибыв в Могилев, объявляют через генерала М.В. Алексеева об аресте Государя и необходимости проследовать в Царское Село. В последний раз он обращается к своим войскам, призывая их к верности Временному Правительству, тому самому, которое подвергло его аресту, к исполнению своего долга перед Родиной до полной победы.

Последовательно и методично убивая всех попавших им в руки членов Императорской Фамилии, большевики прежде всего руководствовались идеологией, а потом уже политическим расчетом — ведь в народном сознании Император продолжал оставаться Помазанником Божиим, а вся Царская Семья символизировала Россию уходящую и Россию уничтожаемую. 21 июля 1918 года Святейший Патриарх Тихон в своем слове при совершении Божественной литургии в Московском Казанском Соборе как бы ответил на те вопросы и сомнения, которые через восемь десятилетий попытается осмыслить Русская Церковь: “Мы знаем, что он (Император Николай II — М.Ю.), отрекаясь от Престола, делал это, имея в виду благо России и из любви к ней”14.

http://www.russian-orthodox-church.org.ru/s2000r05.htm#pr

 Список форумов  |  Вид деревом   Следующая тема  |  Предыдущая тема 


 Эта тема закрыта 

phorum.org