НОВАЯ ПАРАДИГМА - архив

 Новая тема  |  Наверх  |  Перейти к теме  |  Искать  |  Вход   Следующая тема  |  Предыдущая тема 
 Народ, нация: сущность и идеологический жупел
Автор: Покровский Станислав (---.catv.ext.ru)
Дата:   25-09-04 15:45

Тема создается мной в развитие разговора начатого нами с вечным жидом в "Сепарации по новопардигмальному".

Как у любого явления у понятий нация и народ существуют две стороны: сущностная, отражающая объективные особенности, и то, что под этими понятиями подразумеваю люди. Как они используют представления окружающих для достижения своих целей.

В современном мире, который переживает глобализацию, главным противоречием современности становится противоречие между разделением человечества на народы, нации, государства, цивилизационные международные общности, - и нарастающей связанностью человечества в единое информационое, экономическое, культурное целое.

Глобализация сама - не простое и не однозначное явление. В ней есть и положительные моменты, и отрицательные. Вместо развития человечества по схеме равнодействующей целей и возможностей отдельных стран и держав, - мир реально может войти в состояние наличия единого мирового правительства. Единого центра управления. И, если ранее ошибочные решения одних правительств компенсировались более грамотными экономическими, политическими, экологическими подходами правительств других стран, то в глобальном мире ошибочность решения может быть фатальной для человеческого существования. Хотя с другой стороны глобализация делает возможным повышение коэффициента полезного дейсвтия всего человечества. Максимальное использование географического районирования, мобилизацию сил всего человечества на борьбу с назревающими угрозами.

Глобализации - противостоит наличие государственных систем, наличие местных политических элит, способных подавить конкуренцию себе в рамках своих государств, но слабых перед конкуренцией на мировом уровне. И эти политические элиты сейчас размахивают знаменами национальных интересов. нации и народы противопоставляются друг другу, национальный эгоизм перекрывает границы, становится на пути слияния и взаимопроникновения культур, языков, свободного перемещения кадров, финансов, просто миграции граждан. И в этом - далеко не только отрицательные черты. Бесконтрольная иммиграция арабов и африканцев в Европу - угрожает обрушить тонкую структуру органзации европейского общества. Съесть экономику Европы. Изменить ту систему взимоотношений в европейском обществе, которая обеспечила Европе несколько столетий интенсивного развития и экспансии. Изменение демографии, исчезновение господства англоязычного белого большинства над остальными национально-рассовыми составляющими американского общества из-за высокой рождаемости афроамериканцев и латино-американцев и притока китайцев, японцев, вьетнамцев - угрожает взорвать все принципы устройства США. Национальные традиции меньшинст, угрожающих стать большинством, - несовместимы с правовой системой, с принципами трудовых взаимоотношений, с мотивацией поступков, характерными для евро-американцев, которые собственно и были базисом быстрого экономического и начно-технического развития США. Прочность научного лидерства США с трудом поддерживается сокращающейся ввиду исчерпания источников иммиграцией кадров из СССР и стран Восточной Европы. А афро-американские и латиноамериканские меньшинства, получившие государственные гарантии поддержки в системе образования, в которой даже не пытаются конкурировать с евро-американцами по результатам, - мощным потоком вливаются в гуманитарную сферу и сферу государственного управления. И изменяют их под себя. Снижая качественный уровень и управления, и идеологии - при ослабевающих демпферах для ошибок из сфер производства и науки.
Такова цена проламывания межнациональных перегородок.

Положительные и отрицательные моменты возникают как в случае идеологического манипулирования понятиями нация, народ, этнос, так и при недоучете сущностных различий между народами, нациями, цивилизациями.
Причем сейчас наблюдается перекос именно в сторону идеологического манипулирования. Что встречает отпор со стороны интеллигенции. В частности, на данной площадке, где новопарадигматический подход в значительной мере склоняется к тому, чтобы объявить национальные перегородки вредными и не имеющими легитимности.

В то же время сущностные различия между нациями и цивилизациями, - менее очевидны. Менее разработаны. И требуют серьезного осмысления.
Хотя бы даже на этой площадке. Что и предлагается сделать.

 
 Re: национальная идея
Автор: вечный жид (---.cpe.net.cable.rogers.com)
Дата:   25-09-04 22:37

В современной социологии считается классическим определение Макса Вебера. По его мнению, «нация есть группа людей, объединенная убеждением о своем общем происхождении, стремящаяся обрести или удержать свое независимое государство.»
Однако и это определение не выдерживает серьезной критики, так как существуют государства объединенные не на основе убеждений о своем общем происхождение, а на основе других не менее интересных идей.
К примеру американское общество объединяется не легендами о предках, а другой безусловной самоценностью, которые в американском обществе называют «наши свободы». Именно к общечеловеческой ценности прав и свобод незаметно добавляется прилагательное «американские», объединяя население под единым флагом и лозунгом.
Клево, правда?

я уже приводил мое определение:

"Нация это самоидентификационная политическая религия, главная задача которой сплотить людей вокруг тех или иных признаков их видимой общности для решения хозяйственных ,военных и других задач государства."

В свете этого обзывать называть нациоатеиста русофобом - неправильно.

Главная путаница, которая возникает при разборе этого нетривиального вопроса, это смешение понятий этноса и нации, поэтому внесем ясность.

Этнос это квалификационное понятие , обозначающее группу людей, имеющих общий язык , культуру, ментальность и традиции. Люди могут считать и объявлять себя кем угодно – коммунистами, немцами , мусульманами или канадцами, но если они говорят как в Париже, имеют такие же культурные привычки и традиции, то независимо где бы они не жили, мы обязаны отнести их к одному этносу, даже если они не чувствуют никакой связи между собой и не считают друг друга «такими же как я».

Совсем другое дело национальная идея. Для нее не так важно почему человек считает другого человека «своим» - как было описано выше, в основе распознания могут лежать самые разные объединительные идеи, важно само признание, которое и делает человека членом нации.

Генетически не существует механизма разпознавания этнического типа, да и сам этнические типы постоянно меняются, переходя друг в друга. Но и сам этнос не связан с нацией.

К примеру в Калифорнии живут потомки московских дворян, бежавших в начале 20 века в Америку. Строго говоря это этнические калифорнийцы : они говорят по английски и знают мексиканский мат, они играют в бейсбол и смотрят игры NBA. Что связывает их с нацией русских? Ничего, но они называют себя русскими, и это магическое слово странным объединяет их с московскими , как они считают, сородичами.

ничего святого

Сообщение отредактировано (26-сен-04 01:03)

 
 Re: национальная идея
Автор: Никита (---.emax.ru)
Дата:   26-09-04 10:44

Иными словами Вы считаете нацию просто идеологическим понятием? Мне кажется, что Покровский Станислав заметил очень важный факт. Народы связаны со своей историей, климатом, географией. И защита национальных особенностей становится защитой национального способа воспроизводства условий жизни. Для России это полностью правильно. Для Эстонии, думаю, дело только в идеологии.

 
 Re: национальная идея
Автор: вечный жид (---.cpe.net.cable.rogers.com)
Дата:   26-09-04 15:53

вы не поняли разницу между этносом и нацией

ничего святого

 
 Re: национальная идея
Автор: Покровский Станислав (---.catv.ext.ru)
Дата:   27-09-04 02:18

А теперь я не понял. В сообщении Никиты вообще не упоминается этнос. Он. ссылаясь на меня, оспаривает как раз ту часть Вашего выступления, в которой говорится как раз о нации.

Просто в Вашем предложении первичной оказывается идея нации. К которой прибегают ради решения тех или иных задач. Пусть даже Вы упоминаете слово "хозяйственных".

Вопрос не схоластический типа вопроса о первичности яйца или курицы. Более того - он сугубо практический. В современных условиях России, против которой ведется серьезная манипуляционная война.

Вариант нациеобразования(Ваш), при котором кто-то ради достижения своих целей начинает пропагандировать множественные признаки единства больших групп населения, - это вариант, ставящий под сомнение объективные предпосылки единения. Соединили под каким-то главенствующим началом. Чего-то несуразного настроили: дороги какие-то, города невесть зачем нужные, военные заводы. Все это становится наносным и не вполне легитимным.

Иное дело, когда то, что построено, создано, - есть результат деятельности народов, населяющих такую-то территорию - ради создания наиболее эффективной(в рамках имевшихся возможностей) искусственной среды обитания. Среды, в которой удавалось расширенное воспроизводство жизни людей, населявших эту территорию.

Как когда-то род строил вокруг поселения забор и ров. Распахивал земли вокруг. И это становилось той искусственной средой обитания, в которой дети и женщины меньше подвергались опасности нападения и хищников, и врагов. А сам род в долгие зимние месяцы имел пусть скудный, но позволявший дожить до весны запас продовольствия. И элементом этой искусственной среды обитания становились не только стены, но и общественные взаимоотношения. Подчинение рода старейшине(князю), освобождение небольшого количества крепких трудоспособных мужчин от повседневных трудовых забот - ради профессиональной воинской деятельности. И обязанность прочих мужчин при опасности тоже выходить на ратное дело. Но не как попало, а под руководством князя и профессиональных дружинников. Не из-за того, что князь объявил этих мужчин членаи рода, а потому, что они объективно принадлежали тому обществу, которое создало и защищало свою искусственную среду обитания. В которой ратное самопожертвование мужчин было условием воспроизводства потомства от этих же мужчин.
Род охранял, развивал и приумножал эту искусственную среду обитания. Не самую лучшую, не самую надежную. Но свою, ту, которую удавалось создать. Пусть из дерева, а не из прочного и несгорающего камня, но камень в лесах Восточно-Европеской равнины далеко не всегда доступен. Что могли, то и создали. Выращивали менее урожайную рожь. Но рожь меньше зависела от климатических капризов чем более урожайная пшеница. Отдавали власть над собой большому и не всегда умному, но всегда вполне деспотичному князю из Москвы, а не стремились к обособлению и защите только своего маленького мирка. Так при той плотности населения, которую удавалось обеспечить питанием на Русской равнине, только большой князь мог при необходимости соединить усилия достаточного количества войск, чтобы отразить крупные силы грабителей и насильников. Более того, - разгромить этих грабителей в их собственном логове. Присоединить и приобщить к общей схеме своей искусственной среды обитания, да так, что это оказывалось лучше для воспроизводства жизни и самих прежних грабителей....

Если СССР создал экономику, которая крутилась, развивалась, обеспечивала быстрое повышение уровня жизни по сравнению с окружающими странами и народами(быстро догоняя тех, кто ранее жил во много раз лучше и богаче), то это искусственная среда обитания народов, живших в СССР. И эффетивная среда обитания. Даже если со стороны кажется, что она неэффективна. Города с постоянным населением там, где ни один капиталист город ставить не будет. Преимущественное сосредоточение науки и передовых технологий в оборонных секторах промышленности, централизованная власть, не слишком демократичная, иногда весьма деспотичная, относящаяся к своим народам без демократических заискиваний, - все это элементы искусственной среды обитания, созданной народами СССР под руководством власти и в условиях общественных отношений, обеспечивших гарантированное воспроизводство жизни. И если сейчас российский народ обращается к потерянным в 90-е годы ценностям, то не потому, что это страшно патриотично, не потому, что кто-то пропагандирует российскую особость(умом Россию не понять), а потому, что на собственной шкуре испытал, что следование чужим рекомендациям, как сделать все правильно, демократично и гуманно - приводит к последствия. катастрофичным для народа. Что эти новые принципы приводят к сворачиванию жизни. Делают не нужными на территории России десятков миллионов людей с их детьми. В частности, практически все сельское население Нечерноземья, население мнжественных городков и поселков, население Сибири и Дальнего Востока. Те люди, труд которых был нужен, делал страну богатой, чьи условия жизни быстро улучшались, - оказались посторонними в своей стране. Начавшей жить по чужим правилам.

Объективная необходимость воспроизводства жизни в рамках общей для всех народов СССР экономической схемы и общественных отношений(государство - главный регулятор экономического и научного развития), в условиях общих вооруженных сил, общей границы, общей информационной и образовательной системы, делавших наши народы образованнейшими в мире - сделали наши многочисленные народы нацией. Со своими, отнюдь не надуманными цивилизационными особенностями, отличными от провозглашаемых общечеловеческими ценностей Запада.

Так что от расстановки приоритетов в обозначении того, что и откуда следует в определении нации, - зависит просто понимание своих действий по восстановлению экономики. Не то мы объективное стремление народа к реставрации недавних принципов жизни принимаем за происки тех, кто спекулирует на патриотических химерах разума, либо мы наоборот понимаем, что реставрационные устремления - есть объективная потребность нашего народа по восстановлению той искусственной среды обитания, в которой ему удавалось воспроизводить свою жизнь. А те, кто пытается назвать это патриотическими выдумками и авантюрами, - играет на противоречиях в наших мозгах, и делает это не во благо, а во вред.

 
 Re: национальная идея
Автор: вечный жид (---.cpe.net.cable.rogers.com)
Дата:   27-09-04 07:04

Покровский Станислав Написал:


> Вопрос не схоластический типа вопроса о первичности яйца или
> курицы. Более того - он сугубо практический. В современных
> условиях России, против которой ведется серьезная
> манипуляционная война.

это не война , а конкуренция. Не надо бояться конкурента.

>
> Вариант нациеобразования(Ваш), при котором кто-то ради
> достижения своих целей начинает пропагандировать множественные
> признаки единства больших групп населения, - это вариант,
> ставящий под сомнение объективные предпосылки единения.
> Соединили под каким-то главенствующим началом. Чего-то
> несуразного настроили: дороги какие-то, города невесть зачем
> нужные, военные заводы. Все это становится наносным и не вполне
> легитимным.

Все, что случилось уже объективно, хотя бы потому , что случилось.
Я вижу вы понимаете, но не принимаете.
Во первых, настроили не те, что объединяли. Те кто объединяли в основном в тюрьмы сажали , да руками водили.
во вторых, "Наносным и не вполне легитимным" являются не достижения тех или иных групп, а религиозно-национальный признак их объединения.
Да и вообще , что это за признак по "крови"? Средневековье это.

Объективные предпосылки единения - военная власть, сила. Больше ничего и никогда не было. Остальные учились жить под силой, учили если надо язык, становились этой "нацией".

Поймите, что в русском этносе и я и вы, ведь от языка мамы не откажешься.
А в русской нации меня нет, только потому, что не могу в это поверить. Не могу поверить, что я настолько отличен от американца , что должен жить отдельно. Мне нравится, когда все вместе.

> Иное дело, когда то, что построено, создано, - есть результат
> деятельности народов, населяющих такую-то территорию - ради
> создания наиболее эффективной(в рамках имевшихся возможностей)
> искусственной среды обитания. Среды, в которой удавалось
> расширенное воспроизводство жизни людей, населявших эту
> территорию.

Не народов , а людей.


> Что эти новые принципы приводят к сворачиванию жизни. Делают не
> нужными на территории России десятков миллионов людей с их
> детьми. В частности, практически все сельское население
> Нечерноземья, население мнжественных городков и поселков,
> население Сибири и Дальнего Востока. Те люди, труд которых был
> нужен, делал страну богатой, чьи условия жизни быстро
> улучшались, - оказались посторонними в своей стране. Начавшей
> жить по чужим правилам.

Нету чужих и своих правил. Какие это правила свои? У кулаков коровы отбирать?
Есть старые и новые времена. Не впервой , пройдем и это. Вы же диалектику в мусорку как местные нигилисты не выбрасываете?
(вернее парадигмисты - раскудрить их в качель).


Со своими, отнюдь не надуманными
> цивилизационными особенностями, отличными от провозглашаемых
> общечеловеческими ценностей Запада.

Просветите позитивные отличия. Материться , не улыбаться и рожи по пъяне бить?

>
> Так что от расстановки приоритетов в обозначении того, что и
> откуда следует в определении нации, - зависит просто понимание
> своих действий по восстановлению экономики.

Это вы филосовское определение подгоняете под нужды текущего момента?

Трезвое понимание иллюзий объединительного момента сделает вас иммунными к политической манипуляции верхов, в тот самый судьбоносный момент, когда история задаст вопрос кого "мочить в сортире", когда с обеих сторон не нашлось трезвых нациоатеистов, а с обеих сторон победил нациофашизм ,и началась бесконечная игра обвинений кто кого насиловал и убивал.

ничего святого

 
 Re: национальная и этническая идея...
Автор: MOR (195.133.144.---)
Дата:   27-09-04 09:28


Мы упускаем еще тот факт, что мифологическая сторона культуры, этноса все еще сильно ориентирована на родоплеменные отношения. Генетическое родство , хоть и полумифическое как мы понимаем, играет важную идеологическую и моральную роль. Хотя в плане одного-двух поколений это вообще то не миф. В современных представлениях о НАРОДЕ Не видна структура НАЦИЯ-ЭТНОС. Нация более долгоживущая структура обусловленная и формируемая именно экономическими, географическими и иными глобальными факторами, а этнос короткоживущее явление ( в рамках 100 лет ). Страшно, что современная наука не видит этого и начинается перекос - уничтожение этносов, а через них одного из ЕСТЕСТВЕННЫХ и НЕОБХОДИМЫХ компонентов формирования НАРОДОВ- НАРОДА. Что мы получим в итоге ? С одной стороны БЫДЛО, а с другой СОПРОТИВЛЕНИЕ в крайних формах т.к. базовые архетипы можно вытеснить только в ущерб личности. ЧТо за человека- монстра формирует глобализм ? Перекос за перекосом, противоестественные условия формирования Мира Человека создается в реалии.

 
 Базис США
Автор: Алексей Жариков (---.ipt.aol.com)
Дата:   27-09-04 09:53

"правовой системой, с принципами трудовых взаимоотношений, с мотивацией поступков, характерными для евро-американцев, которые собственно и были базисом быстрого экономического и начно-технического развития США."

Станислав, я вас очень уважаю, но здесь я с вами согласится не могу. Потому что это противоречим всему тому, с чем я лично сталкивался в США последние 9 лет которые я в США живу.

Нет дурнее правовой системы, чем американская ветвь Англо - Саксонкого права. Разве что полное отсутствие правовой системы вообще в современной России и ряде других стран. Сводится американское право на практике к тому, что что бы ты не делал - все твои заработанные деньги все равно в конечном счете окажутся у лоера (lawer).

Мотивация поступков у американцев омерзительная. В сто раз хуже, чем у наших. Что такое честь, совесть или даже обыкновенная порядочность, они вообще не понимают. Они только способны урвать побольше и для этого не гнушаются никакими средствами. Причем стремление урвать у них настолько все затмевает, что проделать хладнокровный расчет и понять, что не всегда выгодно урвать немедленно, они не в состоянии. Они лучше урвут цент сегодня, чем доллар завтра. На какие либо стратегические расчеты, вроде долговременного взаимовыгодного честного сотрудничества в бизнесе они вообще не способны.

Принципы трудовых взаимоотношений здесь тоже от советских в самом худшем смысле этого слова не сильно отличаются. Тот же полный пофигизм на работе (особенно в Калифорнии - здесь все вообще какие-то расслабленные), та же бюрократия, еще и усугубленная особенностями американского права, когда почти все бюрократические решения производятся не на основании законов (как в Германской ветви Римского права) а отданы "на усмотрение чиновника".

Что же касается базиса быстрого экономического и начно-технического развития США - базис тут только один. Печатный станок, на котором доллары для всей мировой экономики печатаются. Другого базиса у США нет.

Читайте Хазина - у него об этом все подробно и популярно по полочкам разложено, с конкретными цифрами:

http://worldcrisis.ru/crisis/khazin

 
 Re: Но пока у них все же
Автор: MOR (195.133.144.---)
Дата:   27-09-04 10:00

Не будем касаться насколько удачно, но их Закон еще удерживает общество и экономику от стагнации и упадка.



Сообщение отредактировано (27-сен-04 10:32)

 
 Re: Базис США
Автор: Покровский Станислав (---.catv.ext.ru)
Дата:   27-09-04 12:16

Не могу оспаривать. Ваша реплика, видимо, связана с недостаточной внятностью моей позиции в постинге. МОР совершенно правильно ее выразил. Дело не в том, хорошая или плохая система организации общественных отношений в США. Дело в том, что она обеспечила два века интенсивного развития, обеспечила устойчивость системы(не без кризисов, конечно).

Она наилучшим образом в свое время отвечала тем правиламобщежития, которые принесли с собой евро-переселенцы. Промышленность Америки поставила самая мощная переселенческая ветвь - немцы, принесшие с собой в Америку рациональность и основательность бюргерства. Финансовую систему создали еврейские переселенцы. Систему правозащиты взяли на себя преимущественно честные и неподкупные, хотя и склонные к злоупотреблению виски и жестокости, ирландцы. Все они стали белым англо-говорящим абсолютным большинством.

Но в этих условиях освободившиеся афро-американцы и испано-язычные американцы - были неконкурентоспособными. И отбрасывались на обочину жизни. Нынешний опережающий рост этих групп уже начал сказываться на общественной системе. И резко подавлять ее устойчивость(50:50 на выборах - это один из наиболее неприятных признаков). Резко ухудшать условия развития. Пока что прочности у системы хватает. Но она уже находится в перманентном кризисе, стала слишком зависимой от внешнеторговых, и внешнеполитических позиций, приносящих поддерживающие штаны системы сверхдоходы.

Наблюдаемые Вами неприятности - это довольно свежая штука для Америки. Не как явление, а как общенациональная проблема. И в немалой степени связана с демографическими изменениями.

 
 Re: национальная идея
Автор: Покровский Станислав (---.catv.ext.ru)
Дата:   27-09-04 12:18

Блиц-ответ здесь никого не устроит. Отвечу по готовности.

 
 Re: национальная и этническая идея...
Автор: вечный жид (---.cpe.net.cable.rogers.com)
Дата:   27-09-04 19:23

MOR Написал:

>
> Мы упускаем еще тот факт, что мифологическая сторона
> культуры, этноса все еще сильно ориентирована на родоплеменные
> отношения. Генетическое родство , хоть и полумифическое как
> мы понимаем, играет важную идеологическую и моральную роль.
> Хотя в плане одного-двух поколений это вообще то не миф.

верно.

В
> современных представлениях о НАРОДЕ Не видна структура
> НАЦИЯ-ЭТНОС. Нация более долгоживущая структура обусловленная и
> формируемая именно экономическими, географическими и иными
> глобальными факторами, а этнос короткоживущее явление ( в
> рамках 100 лет ). Страшно, что современная наука не видит
> этого и начинается перекос - уничтожение этносов, а через них
> одного из ЕСТЕСТВЕННЫХ и НЕОБХОДИМЫХ компонентов формирования
> НАРОДОВ- НАРОДА. Что мы получим в итоге ? С одной стороны
> БЫДЛО, а с другой СОПРОТИВЛЕНИЕ в крайних формах т.к. базовые
> архетипы можно вытеснить только в ущерб личности. ЧТо за
> человека- монстра формирует глобализм ? Перекос за перекосом,
> противоестественные условия формирования Мира Человека
> создается в реалии.

Нация - это нереальное. Реален этнос, род. За этим и будущее.

ничего святого

 
 Re: национальная идея
Автор: Покровский Станислав (---.catv.ext.ru)
Дата:   29-09-04 03:26

Вы сказали: не надо бояться конкуренции. - АБСОЛЮТНО ВЕРНО. Чем, собственно, мы здесь и занимаемся. Конкуренция в ее современном виде - это и борьба мировоззрений, образов, представлений о моделях развития. Вот мы и оспариваем абсолютную непреложность тех мировоззрений, образов, моделей развития, которые нам были предложены в качестве базовых. И которые подвигли нас на уничтожение ни за понюх табака собственной науки, половины промышленности, в ее лучшей, наиболее конкурентоспособной части, трети поголовья скота, от 40 до 60% зерновых(в зависимости от климатических условий). Сейчас потихонечку разбираемся, а что же в тех мировоззрениях, образах, моделях было ошибочного или просто лживого.
Над ошибками работаем. И философский, идеологический этап - совершенно правомерный этап.

Совершенно некорректно Ваше высказывание относительно того, что не существует своих и чужих правил. Они есть - в каждой семье и каждом доме. В каждом монастыре, в который народная мудрость не рекомендует лезть со своим уставом. А тем более - у стран и народов. Миллиардный мусульманский мир отвергает устав американского монастыря. Не всегда это видно. Господствующая американская информационная система вынуждена говорить о палестинцах и иракцах. Но замалчивает куда более значимы факт: ВСЕ мусульмане не дают денег под проценты. Это считается грязным занятием. Но ведь это - один из краеугольных камней общественной практики Запада. Без него рушится ВЕСЬ устав Запада. Который по численности народонаселения - тот же самый миллиард. Миллиардный Китай отвергает неучастие государства в экономике. Не превращается в "ночного сторожа". А незначительное количество коррупционеров из чиновничества - публично расстреливает. А Запад рухнет, если впустит государство в экономику. Коррупция его просто разъест в считанные годы. Это не более чем самооборона Запада от самого себя. Общество, нацеленное на прибыль и личный успех любой ценой, - просто не может существовать в условиях существенного нарушения равноворуженности составляющих его хищников. Общечеловеческое правило? А вот в Китае по противоположному принципу живет больше народу, чем во всем золотом миллиарде.
А еще около миллиарда народу в Индии живет вообще в условиях разделения на касты. Это просто ни в какие ворота не лезет. Какая там демократия? Какая там свобода? Какое там равенство? - И никто особо не возражает, несмотря на то, что разительное противоречие с громогласно провозглашаемыми принципами Запада. В чем дело? - Да в том, что фактически Запад сам все более и более погружается в кастовость. Расслоение на "более равных" и "менее равных" - только нарастает. Но только сказать об этом нельзя. Это даже чуть-чуть похуже того анекдотического "раскачивания поезда" для создания впечатления поездки в коммунизм, над которым смеялись у нас. Так у нас смеялись, но все-равно ехали, а не раскачивались. А тут под грохот лозунгов о равенстве возможностей идет формирование самой настоящей кастовости, закрепляемой оболваниванием низших каст в школе(средней и высшей) "второго корридора". И это же сейчас пытаются привить нам. Потому что демократическое равное по качеству образование СССР - страшнейшая опасность для этого мира. И школа "двух корридоров" - это тоже элемент чужого устава, с которым сейчас упорно лезут в наш монастырь. Вы этого не осознаете? Вы еще не примерили на своих детей современное резкое ухудшение знаний у выпускников вузов? Еще не поняли, что возможная болезнь или травма, которая лишит Вас возможности дать возможности детям ходить в более-менее приличную школу, - станет залогом неконкурентоспособности Ваших детей-внуков-правнуков... Придурками они станут - независимо от талантов. Им просто не позволят овладеть необходимым качеством знания.
Но это - основа западного образа жизни. Дай равное образование всем -и их образ жизни взорвется. Слишком многие не удержатся в своей уютной нише наверху общества. Они просто не смогут удержать собственное общество от стремления к ротации элиты.

Продолжать можно долго. Но я, полагаю, и этих тезисов достаточно для развития темы.

 
 Re: национальная идея
Автор: Покровский Станислав (212.30.134.---)
Дата:   30-09-04 07:29

***Это вы филосовское определение подгоняете под нужды текущего момента?***

Философские определения от нужд текущего момента не зависят.

Но если философские определения и построения адекватны реальности, то они должны быть пригодны и для прояснения особенностей текущего момента.

А сам текущий момент - момент истины для философских построений. Он выявляет противоречивость неадекватных построений или определений. Выявляет новые требования к построениям - очередным, более высоким ступеням познания.

*********************************

Рубеж 20-21 веков в этом смысле - нетривиальный исторический период.
Никогда ранее в человеческой истории гегемония одного цивилизационного типа, одного образа жизни, одного типа экономических и политических отношений - не заходила так далеко, как зашла гегемония евроцентристского, капиталистического гражданского общества. И именно в настоящее время проявились существенные характеристики процесса распространения этой гегемонии.
Ранее подчиенение одних народов другими происходило через этап силового подчинения. Которое можно было сбросить силовым же путем. Затем шел неоколониальный этап господства денег. Когда подчинение и извлечение прибыли происходило по схеме прямого господства более сильных стран в экономике - за счет собственности. Которую можно было экспроприировать, национализировать, выкупить, обесценить и т.д. Сейчас выявилась новая схема осуществления господства - через изменение политических и других общественных отношений в подчиняемых нациях и народах, через последующее внедрение культурных и потребительских стандартов. И создание обстановки, в которой народы, государства вынуждены отдавать трудовую дань господствующей цивилизации "золотого миллиарда".

******************

Ничего плохого не было бы в том, что разные народы, постепенно сближаясь и культурно, и экономически, - сближались бы и по образу жизни, по образу общественных отношений. В конце концов сливаясь в "единое человечье общежитие". Понятно, что условие сближения уровня производительных сил, приблизительное экономическое равенство - условие для этого обязательное. Не могут быть одинаковыми общественные отношения у народов, живущих практически натуральным хозяйством, и у народов, преимущественно городских, имеющих мощную автоматизированную промышленность и строящих космические корабли. Разный уровень экономического развития - разный уровень развития общественных отношений, проявляющихся в форме национальных особенностей. Национальные особенности РАВНЫХ друг другу по уровню развития производительных сил народов России, Украины, Белоруссии, Казахстана сводятся к декоративным отличиям. Но Афганистан, существенно отличающийся от наших стран своим экономическим уровнем, имеет другие внутренние потребности обустройства отношений между людьми.

В свое время большевики выдвинули принципиальное положение о примате политики над экономикой. То или иное решение вопроса политического устройства - может либо тормозить экономическое развитие, либо наоборот - ускорять. Политическое решение социализма для средневековых условий Средней Азии - оказалось решением, резко ускорившим экокномическое и культурное развитие региона. Но отнюдь не за счет собственных возможностей. При социалистическом политическом решении нормой были мощные вливания в отстающие регионы со стороны более развитых. Центр подтягивал к своему уровню уровень азиатских народов СССР. Равно город подтягивал к своему уровню жизнь в деревнях.

Строго противоположный случай имеем в ситуации сегодняшней глобализации. Лозунг равенства людей и их устремлений - порождает навязывание(в том числе и через силовое решение: Афганистан, Ирак, Югославия) политической системы и сопровождающего ее комплекса общественных отношений.

При этом ни о каком дотировании новых территорий речи не идет. Речь идет только об инвестициях, являющихся вложениями ради извлечения прибыли. Т.е. к получению отдачи от вложений, полностью окупающей эти вложения, да еще и с добавкой. Уезжающей на родину капитала. В итоге формируется уродливая система благополучных анклавов, включенных в сферу капиталистических экономических отношений на фоне архаичных условий жизни окружающих территорий. Наиболее ярким примером такого развития является Бразилия. В которой половина населения, живущая в условиях современного капиталистического общества, резко контрастирует с другой половиной - не нужной этому обществу. Причем политические и правовые условия функционирования "нужной" половины - полностью парализуют возможности роста и развития из собственных возможностей - второй, "ненужной", половины.

Более того, политическая и экономическая система, внесенная обществом "золотого миллиарда" в контролируемые народы, вновь порождает архаичные системы. Очень хорошо известна реклама кофе "Чибо". Индейцы всей деревней руками отбирают лучшие зерна. Для стола европейцев. Очень современный способ производства! Удивительно производительный! Он индейцам нужен? - Нужен! Выполняя норму продажи за гроши кофе транснациональной корпорации, владеющей землями индейцев, эти индейцы получают законное право на этой земле заниматься крестьянским хозяйством, которое единственное их и кормит. Если они не будут выдавать кофе, они лишаются права на пользование своей землей - и лишаются возможности просто прокормить себя. Какие отношения между людьми в перебирающей кофе общине? Капиталистическое гражданское общество? - близко не лежало! Применение же в производстве кофе общественных отношений капиталистического общества с наемной рабочей силой, которая на зарплату должна прокормить себя и детей, - делает кофе золотым.

Но индейская община, которая обслуживает производство кофе для европейцев и американцев, не может развиваться. Никто у нее не отбирает результаты необходимого труда - на собственных клочках земли. Но у нее подчистую за символическую плату отбирается весь прибавочный труд. И этот прибавочный труд уезжает вместе с кофе в Европу и США с Канадой. Немножко остается в "продвинутых" городах. Но община, даже если очень захочет, не сможет выбраться из своего архаичного существования. Просто потому, что у нее на развитие не осталось ничего. Весь труд уезжает.
И так обстоит дело повсеместно. Производство какао, пряностей, чая, сбор бананов, других тропических фруктов - не намного отличаются от примера с кофе.
Распространяемые по странам и континентам "общечеловеческие ценности" золотого миллиарда - создают политические, экономические и правовые системы, заставляющие народы этих стран заниматься не теми видами деятельности, которые могли бы их подтянуть к уровню "золотого миллиарда", а теми, которые способствуют увековечиванию различий в уровне жизни, а заодно позволяют "золотому миллиарду" получать продукты тех видов деятельности, которые либо по природно-ресурсно-климатическим данным, либо по причине нерентабельности в условиях собственного гражданского общества, - "золотой миллиард" произвести не может. Получать, не особо напрягаясь. Весь поток товаров потребления, который поступает в США из стран третьего мира и Китая - стоит не более 10-15 процентов от собственного объема обмена товарами и услугами. Ерунда какая! Сто долларов стоит прическа у парикмахера, сто долларов стоит рабочий день американца. Сто долларов стоит центнер кофейных зерен, на переборку которых израсходован дневной труд 10 человек в Бразилии. Из которых, правда, эти 10 человек получили вместе 10 доларов. Остальное ушло на прокорм системы, закрепляющей данное положение вещей. Адвокатов, полицейских, менеджеров ТНК, солдат бразильской армии, журналистов, воспевающих достижения бразильской демократии.

*********************************
Теперь посмотрим, а как это соотносится с моими представлениями о национальной специфики на примере России.
Перед революцией 1917 года в России была группа предприятий, которые обеспечивали великолепный уровень жизни для собственных рабочих на фоне бедности остального населения. Та же "Трехгорная мануфактура". Россия поставляла в Европу ситец "Трехгорки" и других предприятий, сахар, зерно. В обмен получала к началу первой мировой войны продукцию преимущественно германского машиностроения и других обрабатывающих производств. Обменивая 1 час труда немецкого рабочего в среднем на 5 часов труда русских рабочих. Уровень жизни среднего русского отставал от американского к этому моменту - в 34 раза. И оставание накапливалось. Почему? - Потому что прибавочный труд русских рабочих и крестьян - извлекался из страны по схеме неэквивалентного обмена. Политическая и общественная система Российской империи, включившейся в капиталистическую систему после введения конвертируемости рубля, способствовали нарастанию этой неэквивалентности. К началу первой мировой войны собственный российский капитал был практически отброшен на обочину. Т.е. российские буржуа, не имея возможности удержать внутри страны прибавочный продукт труда российских рабочих, уступали место германским, бельгийским, американским и пр. капиталистам. Россия оказалась неконкурентоспособной в условиях общественных отношений, в которых прекрасно себя чувствовали немцы, англичане американцы. Конкуренция "теленка с дубом" - заканчивается не в пользу теленка. Тот, кто уже утвердился в существующей системе отношений, имеет безусловное преимущество над тем, кто только пытается развиваться в этих условиях. Должно произойти что-то выдающееся, чтобы произошел переворот.
Вот выдающееся и произошло. Произошла революция. Которая весь прибавочный продукт труда российских(советских) рабочих и крестьян - направила в развитие тех видов промышленности, без которых невозможно было обеспечивать ни приемлемый уровень жизни, ни обороноспособность. В развитие машиностроения, станкостроения, химии, энергетики и электротехники... В науку.
Не сразу - через государственную систему организации промышленности. Поначалу попробовали, может отечественный капитал сам чего-нибудь из этого начнет создавать(НЭП). Капитал - не захотел или не смог. Капитал вынужден отталкиваться от прошлого - от сложившихся потребностей. Плановая система может формировать потребности, будущий спрос. Делать то, что сегодня не имеет спроса, но будет иметь спрос завтра. Завод по производству турбин не имеет смысла строить, если не знаешь, что параллельно строительству турбин в городах начинают строиться электростанции, а еще один завод строится для производства электродвигателей, которым потребуется электроэнергия. А спрос на электродвигатели обязательно будет, поскольку закладываются заводы, требующие станков. И т.д. - межотраслевой баланс завтрашнего дня. Капиталист-нэповец не сможет построить тракторный завод, поскольку деревне крестьян-индивидуалов трактор не нужен. А государство строит тракторный завод - под объединение хозяйств в колхозы. Капиталист нэповец, даже прослышав про коллективизацию, не сможет построить тракторный завод, поскольку не будет знать откуда брать стальной лист, где делать тракторные двигатели. А государство - одновременно планирует строительство прокатного стана на заложенном металлургическом предприятии и завод тракторных двигателей.

Такой способ организации хозяйственного развития - есть способ ведения конкурентной борьбы за право на существование, за право на лучшую, более обустроенную жизнь. И это - вполне доказано. Тем, что за годы Советской власти отставание уровня жизни русских сократилось по сравнению с Америкой с 34 раз - до 2-3. То же самое сегодня доказывает Китай. Да и развитие современной промышленности Бразилии и Индии - идет по тому же пути. Государство волевым порядком формирует план развития нужных для конкурентоспособности страны отраслей. Составляет межотраслевой баланс завтрашнего дня - и под него строит в рамках имеющихся ресурсов предприятия. Включая атомные электростанции, авиационные предприятия(Бразилия, - это то, что бразильская власть сегодня противопоставляет рыночной тенденции анклавизации экономики и увековечиванию нищеты половины народа). А без этого - не шло дело.

Но это принципиально другой стиль отношений внутри стран. Вместо подозрительного отношения к государству и чиновничеству, которые только и норовят, что ущемить права свободного гражданина, - в этих случаях возникает схема, при которой государство - партнер своих граждан. Позволяющий им увереннее смотреть в завтрашний день. Не конкурировать, противопоставляя "глупую шпажонку" ресурсов и возможностей мелкого лавочника - "стальному чудовищу" транснациональных корпораций. А противопоставлять капиталу ТНК консолидированные в "громящий кулак" средства государственного бюджета, собранные со всего народа в виде налогов - и брошенные не на то, чтобы купить каждому голодному по рыбе(через систему социального вспомоществования), а брошенные на то, чтобы дать голодным тралы и траулеры для ловли рыбы - через плановое создание новых производительных сил для своего народа.

 
 Re: вариант
Автор: Усов (62.118.234.---)
Дата:   01-10-04 03:02

Можно вспомнить опыт Петра 1-го и после. Гос-во строит новые крупные предприятия за казенный счет (у частников нет таких средств и вИдения перспективы), а затем продает их в частные руки. Варианты: продать всё / продать 49.99%/ продать 75% и т.д. и т.п. в зависимомти от конкретных обстоятельств.
Но для этого, полагаю, нужно создавать специальную организацию, возможно, военную, чтобы минимизировать коррупцию (откаты с поставок при строит-ве и потом, завышение смет и т.д.). С повышенной зарплатой и повышенной уголовной (по сравнению с другими случаями, хотя начать надо в любом случае с повышения коррупционного наказания - до высше меры) ответственностью.

 
 Re: Вариант определения нации
Автор: Palex (---.parma.ru)
Дата:   11-10-04 00:41

Нация - культурная ценность общества уровня региона.

Нация включает список правил воспитания детей, а также нечеткие правила, позволяющие определить людей, способных временно или постоянно заменять родителей при воспитании детей.

Например, для России это отношение к Бабе-Яге и татаро-монгольскому игу.

Я не знаю, что я знаю...

 Список форумов  |  Вид деревом   Следующая тема  |  Предыдущая тема 


 Эта тема закрыта 

phorum.org