Автор: вечный жид (---.cpe.net.cable.rogers.com)
Дата: 06-10-04 16:17
Покровский поднял отдельную интересную тему (практически интуитивно, что загадочно).
"Домены - не социальные организации. Описанные мной домены - есть небольшие неформальные группы, не являющиеся связными коллективами. Это очень неопределенная группа людей, с которыми данная личность психологически тесно связана. Причем внешне это может проявляться и во враждебном отношении к кому-то из них. Но тем не менее мнение и поведение этого человека оказывает существенное влияние на мнение и поведение того, с кем он психологически связан. Домен такой-то конкретной личности может включать людей совершенно друг с другом незнакомых: соседа, товарища по работе, партнера по вечернему преферансу, престарелого учителя, живущего на соседней улице, с которым человек встречается раз в год и обменивается десятком-другим фраз, интернет-партнера - приблизительно до двух десятков человек.
В сети общения человека пребывает несколько сот лиц, но до двух десятков из них представляют собой лиц, контакты с которыми существенно влияют на мотивацию поступков данной личности. Человек может плевать с высокой крыши на мнение директора, на мнение сослуживцев, т.е. просто подчиняться тем или иным формальным правилам, включая правила вежливости и правила уличного движения. Но быть совершенно равнодушен к импульсам неформального управления, производимым директором и сослуживцами. Не задумается, подводя их, но будучи при этом формально правым.
Наоборот, косой взгляд или реплика человека, который не связан с ним никакими формальными связями, может удержать человека от такого-то поступка, либо наоборот подтолкнуть к тому или иному поступку и вообще стилю поведения, бытового, производственного, политического.
"
То есть коллективное сознание на разных участках классовой лестницы пользуется разной моральной шкалой.
Человек , соотнося себя со "своим кругом", ориентируется на этот круг авторитетов.
Наверное с царской России осталась эта двойная мораль угнетенного человека, суть которой ярче всего проявляется в - застучать барину или покрывать своих, но и не только в этом (как правильно описал Покровский).
Стукачей не любят, бъют и иногда даже режут. Мораль "не быть ябедой" с детсада активно внедряется в сознание ребенка.
В ранее совестское время ЭТО сильно съежилось, подавленное мощное коммунистической моралью, чтобы в позднее и пост советское время расцвести полным, уголовным цветом.
"Не заложи ближнего", даже если он преступник в официальной морали.
Практически каждый носит с собой свой "верховный суд" - увидят воровство, пройдут мимо, увидят изнасилование, отреагируют.
Уникально ли это для мира и истории? Совсем нет. Наоборот , это характено для обществ с сильным расслоением верхов и низов.
Это было в Италии, это было в США (черные-белые) и во многих других странах.
Дает ли это преимущество в экономической сфере? Совсем наоборот. Существование официальной морали и низовой, бандитской морали страшно мешает нормальному образу жизни.
Когда и как исчезает двойная мораль?
Сама по себе. В определенный момент, когда сами носители низовой морали оказываются наверху (новые русские), низовая мораль становится им невыгодной.
Именно в сегодняшней Москве происходит ясный переворот - стукачи перестают быть плохими в рамках новой морали.
Вывод. Вложите ближнего. От этого выграют все.
Так , кстати и живет запад.
Кстати это жестко вписывается в рамки формулы первичности капитала и вторичности сознания (коллективного сознания=морали).
ничего святого
|
|