Автор: Samurai (164.143.244.---)
Дата: 05-11-04 14:33
Некоторыми участниками форума регулярно высказывается мысль о том, что Учитель должен являться главной профессией. Попробуем порассуждать, возможно ли это в принципе.
1. Что может быть критерием главности? Наверное одно из трех: уважение, влияние или благосостояние. Все три понятия взаимосвязаны, хотя и не жестко.
2. Все три понятия представляют собой ВЫГОДЫ (БЛАГА), которые получает Учитель от обмена результатов своей деятельности.
3. С тем, чтобы быть главным, логично предположить, что размер этих предоставляемых ему выгод (благ) должен превышать размер аналогичных выгод, получаемых представителями иных профессий.
4. С тем, чтобы остальные человеки были готовы эти выгоды Учителю предоставить, и в большем размере, чем остальным профессиям, вклад в конечный результат от использования продукта деятельности Учителя должен превышать вклад в конечный результат от использования продукта деятельности остальных профессий.
5. Так уж сложилось, что наша цивилизация за последние 500 лет - цивилизация материальная. И строится на создании и обмене товаров и услуг, потребляемых населением.
6. Соответственно, для того, чтобы Учитель получал выгод больше остальных, вклад Учителя в производство автомобиля Жигули или пива Балтика и т.п. должен превышать вклад рабочего или управляющего, которые непосредственно этим производством занимаются. Что абсурдно.
7. Причины очевидны - вклад знаний, предоставленных любыми учителями, в создание конкретного продукта неизмеримо меньше вклада того же самого ОПЫТА, который набирается каждым человеком непосредственно на рабочем месте, без участия учителей.
8. Передача знаний учителем (как и в принципе старшим поколением младшему) имела гораздо больше значения в архаичных и сельскохозяйственных обществах до массового распространения письменности и грамотности - в этих условиях учитель играет роль аккумулятора и передатчика знаний. Кроме того, в силу низкой скорости перемен в таких обществах ценность знаний и прошлого опыта мало девальвируется со временем.
9. В современном обществе знания устаревают очень быстро. Соответсвенно, ценность вклада учителя в конечный продукт также быстро устаревает и уменьшается размер благ, которые другие готовы обменять на продукт труда учителя. Кроме того имеется масса альтернативных учителю источников знаний.
10. Кроме того, знания, передаваемые многими учителями, имеют невысокую практическую составляющую. Отсюда понятия "академизм" в русском и "ivory tower" в английском.
Можно продолжать еще долго.
Труд учителя несомненно должен вознаграждаться более адекватно, чем он вознаграждается сейчас. Учитель, как и любой человек должен иметь возможность вести более достойную жизнь, чем он в своей массе ведет сейчас.
Вместе с тем, мне кажется, очевидным, что Учитель НЕ МОЖЕТ быть главной профессией. Говорить об этом - не только нелогично, но и несправедливо по отношению к другим профессиям.
|
|