Автор: РАНец (---.ioc.ac.ru)
Дата: 19-03-04 14:44
1. Вообще-то, движение в реплике понималось в философско-диаматском смысле, как всякое изменение (а не как перемещение в пространстве). В этом смысле выделяются, помимо собственно перемещений, как формы движения материи, физическая, химическая, биологическая и социальная.
2. И в этом смысле "разумность" можно конкретно определить как способность к преобразованию природы в противоположность приспособляемости. Бактерии, вирусы, одноклеточные в этом смысле, действительно, будут находится в самом низу получаемой "пирамиды" - выделение и воспламенение метана есть лишь приспособление для очистки атмосферы от "продуктов жизнедеятельности", финальная часть пищеварения - следующая "ступенька" в приспособляемости. Единственное, что бактерии действительно используют в своих интересах - перемещение в пространстве (известный опыт с бактериями в стакане воды с куском сахара - они плывут в места с большей его концентрацией). Человек же использует практически все эти формы, при этом ни одно существо, кроме него, не использует биологическую форму (от одомашнивания через селекцию к генной инженерии) - симбиоз есть продукт взаимного приспособения видов, а не аналог одомашнивания. И в этом смысле - он на вершине этой "пирамиды", поскольку только технологии одомашнивания позволяют преодолевать первый - межрегиональный - барьер цивилизационного роста, перед котороым все земные виды, кроме Homo Sapiens, застряли - навсегда (за исключением тех, кого одомашнил человек). Преодоление же последующих барьеров заведомо требует социальной организации в коллектив с разделением труда - т. е., использования последней из известных форм движения материи, социальной, при этом степень организованности возрастает с каждым новым барьером.
Предела разумности, конечно, нет, но относительное сравнение всё-таки возможно.
|
|