Supernovum.ru
Список форумов
Это архив форумов. Работающие форумы расположены вот по этой ссылке
Консилиумъ (архив)
Дискуссионная площадка по исторической тематике. Древний мир и НХ. 
Страницы: 123>>
Страница: 1 из 3
Что означает слово "русский"(td)(tu)
Пользователь: chispa1707 (IP-адрес скрыт)
Дата: 11, May, 2010 19:39

ВЕРСИЯ.
Слово "русский" довольно позднего происхождения. Вплоть до Петра большая часть районов будущей страны не осознавала себя (да и не была) единым государством, а межрегиональное отчуждение доминировало вплоть до 19 века, - отсюда столько шуток над цокающими и чокающими диалектами и взаимных оскорбительных кличек типа "Пермяк - соленые уши".
Разгадка происхождения слова "русский" кроется в двух тюркских словах: "ярлык" (тот, что как бы давался на княжение) и современное "урус" (орыс), то есть "русский". Начну с ярлыка. Дело в том, что это прилагательное, и вот как оно строится на казахском:
- алма - яблоко, алмалык - яблочный;
- арка - степь, аркалык - степной;
- баш (бас) - голова, башлык - головной (убор).
- ер - мальчик, мужчина, ерлык - мужской, мальчуковый.
На татарском, как недавно мне сказали, это слово звучит как "ирлек". Все логично: только тот, кто доказал, что носит в себе достаточно мужского начала "ер" (ир, яр) и может быть полноценным князем.
А теперь рассмотрим имя мамлюкского хана - Инал-Урус-Хан, как его объяснил Н. М. Будаев (buday.narod.ru/). Инал, синоним слова "Чанка" - рожденный от неравного брака. Хан - понятно, кто. А вот Урус - вовсе не "русский", как можно бы истолковать. По Будаеву, арус, урус, орус, уруш в тюркских языках означает «война, схватка, воинственный». Раскладывается это имя довольно ясно: ур (ар, ор, ер) - мужское начало, ус, (ас, ис, гуз, жуз) - чуток расширяя мнение Н. М. Будаева - родо-племенное подразделение тюркских народов.
Причем, Инал-Орус-Хан не единственный среди тюрков, кто носит "русский" маркер; был еще Урус-Инал - предводитель древних киргизов, Урус-Хан - претендент на золотоордынский престол, а личное имя Урусби, Орусби означает «воинственный князь».
На мой взгляд, Будаев прав; достаточно вспомнить происхождение слова "ярлык" (ерлык, ирлек). И вопрос у нас остается один: каким образом русские получили этот эпитет. Ответ у меня уже готов: аккурат во времена Петра, когда Московия начала успешно присоединять тюркские (и контролируемые тюрками) земли. Все разноплеменные полки московитов и союзников Москвы (пермяки, новгородцы, смоляне) были для тюрков просто "урусы" - солдаты. Вряд ли они их различали. И поскольку это было единственное действительно объединяющее народ и вполне достойное слово, оно и победило взаимные шуточные эпитеты.

(tu): Евгений72 (td): Arsyn

Отв: Что означает слово "русский"
Пользователь: Нил (IP-адрес скрыт)
Дата: 11, May, 2010 21:16

Восходит к богу войны АРЕСУ. Войны, покланявшиеся АРЕСУ - руские. А вот там Константин Копроним писал о каких то русских судах за тысячу лет до Петра.
Отв: Что означает слово "русский"
Пользователь: Нил (IP-адрес скрыт)
Дата: 11, May, 2010 21:19

А Русколань?

Русколань и Роксоланы могут оказаться разными этносами.

Руско+лань.

Лан - это поле, надел земли. Родственно английскому "лэнд" (земля). То есть Русколань - это просто ПОЛЯНЕ, РУССКОЕ ПОЛЕ.

лан
"поле, надел земли", зап., южн.; укр. лан – то же. По-видимому, заимств.: через польск. ɫаn "мера земли, десятина, поле", чеш. lán "надел", вероятно, из ср.-в.-н. lёhеn "лен"; см. Мi. ЕW 160; Голуб 129; Брюкнер 306; Преобр. I, 433. Неприемлемы попытки обосновать праслав. происхождение и родство с лтш. lāns "лес, пуща", lāma, lāms "низина", вопреки Бернекеру (1, 689 и сл.), Буге (РФВ 71, 56), потому что лтш. lānis заимств. из эст. lааź, род. п. lааnе "густой лиственный лес"; сюда же фин. lansi "низкий", lanne, род. п. lаntееn "низменность", коми lud "луг", ненецк. lamdo "низкий"; ср. Паасонен у Фасмера, ZfslPh 2, 473; Сетэлэ, Castrén-Festschr. 34. Сомнительно и слав. *lаnъ, якобы родственное лани́та (Ягич, AfslPh 3, 751).

РОКС+АЛАНЫ = РЕКС + АЛАНЫ. Птолемей называл их царскими скифами. REX - царь.

Отв: Что означает слово "русский"
Пользователь: allem (IP-адрес скрыт)
Дата: 11, May, 2010 22:37

Нил Написал:
-------------------------------------------------------

> РОКС+АЛАНЫ = РЕКС + АЛАНЫ. Птолемей называл их
> царскими скифами. REX - царь.


тогда уж "рекс+лань" - просто люди с царских земель.

Отв: Что означает слово "Алан"
Пользователь: ilyas xan (IP-адрес скрыт)
Дата: 12, May, 2010 08:24

В татарском языке "алан" есть поле, поляна.

Если при капитализме человек эксплуатирует человека, то при социализме - наоборот!

Отв: Что означает слово "русский"
Пользователь: Andrew VK (IP-адрес скрыт)
Дата: 12, May, 2010 08:43

Цитата:
Разгадка происхождения слова "русский" кроется в двух тюркских словах: "ярлык"

Тюркские языки здесь играют второстепенную роль, да и вообще на тему русскости надо смотреть проще: рус - это светловолосый или рыжий (русый, рудый).

Отв: Что означает слово "Алан"
Пользователь: Нил (IP-адрес скрыт)
Дата: 12, May, 2010 09:26

Еще "елан" - змея. На каком змее Кожемяка валы пахал?

"...Дочь киевского князя, унесенная змеем, узнает, что он боится одного Никиты Кожемяки ; просит отца отыскать богатыря, которого посланные князя застают за работой; он от неожиданности разрывает 12 кож. Сначала отказывается, но, тронутый просьбами и плачем детей, присланных князем, обматывается пенькой, обмазывается смолой и после боя со змеем освобождает княжну. В память победы урочище близ Киева с тех пор зовется Кожемяками. В великорусском пересказе иное окончание. Змей , опрокинутый Никитой Кожемякой , молит его о пощаде и предлагает разделить с ним землю поровну. Никита сковал соху в 300 пудов, запряг в нее змея и провел борозду от Киева до моря; затем, деля море, он убил змея и утопил его труп. "Змеевые" валы до сих пор указываются в некоторых местах Украины... Древность сказки на русской почве засвидетельствована начальной летописью - рассказом о юном богатыре, поборовшем при Владимире Святом печенежского богатыря, в память чего князем был построен город Переяславль ("зане Переяслав отроко-т"). Никоновский летописный свод называет юношу Яном Усмошвецом. Чудесную силу его обнаруживает отец, рассказавший, как юноша, раздраженный его бранью, перервал кожи. Владимир испытывает силу богатыря, выпустив на него разъяренного быка; юноша рукой вырывает у быка кусок мяса с кожей и успешно борется затем с печенежским богатырем... Возможно, что здесь - ранняя книжная передача былины, так называемого Киевского цикла. С забвением исторического события изменилось и имя героя, и его противник Печенег заменен сказочным змеем - похитителем девиц. Подобные переработки исторического предания в сказку имеются в бессарабском сказании о Стефане Воде, победившем дракона; в основе лежит предание о битве князя Стефана с турками в 1474 г. Подвиг осетинского героя (Кантемура) впоследствии также отлился в форму борьбы со змеем (см. Вс. Миллер "Экскурсы в область русского народного эпоса"). Раньше, при господстве мифологической эксегезы народных сказаний, сказки о Кожемяке объяснялись как борьба бога громовника с тучей (печенежским великаном), ибо облака издревле уподоблялись быкам, коровам и снятым с них кожам..."

[dic.academic.ru]

В некоторых источниках встречается отождествление певкинов и бастарнов с роксоланами, которые, возможно, и есть печенеги.

Сказка - быль, а в ней намек...
Возможно, пленные степняки и насыпали этот вал от своих же сородичей.

Наг - змея (арийск.). Нагаи?

Готы - гады - тоже змеи:)

Кстати, кожемяка = сыромятник = сармат = скитос = скиф. Возможно, отражен момент борьбы со скифами.

БУЛГАРЫ - тоже сыромятная кожа :)

"сафьян, юфть в Средней Азии именуют “булгари”, у алтайцев – “пулгайры”.

поляне
Пользователь: nikoш (IP-адрес скрыт) [Модератор]
Дата: 12, May, 2010 11:35

Цитата:
В татарском языке "алан" есть поле, поляна.

Даль:
ЕЛАНЬ - ж. моск. ряз. тамб. обширная прогалина, луговая или ПОЛЕвая равнина; сиб. то же, возвышенная, голая и открытая равнина; лысина, плешина. еланка или еланок умалит. еланный, к елани относящ. еланщик м. крестьянин, у которого пашня в лесу, на елани, куда и он иногда самовольно выселяется.

В слове поле/поляна по- - древний префикс!

Неожиданно, но почему бы и нет?
Берём аглицкое forest, отнимаем префикс и окончание, получаем русское LES (R<->L). Полесье, однако.

Отв: Что означает слово "русский"
Пользователь: nikoш (IP-адрес скрыт) [Модератор]
Дата: 12, May, 2010 11:39

Цитата:
Тюркские языки здесь играют второстепенную роль, да и вообще на тему русскости надо смотреть проще: рус - это светловолосый или рыжий (русый, рудый).

К тому же арабы прибавляли к названию русов эпитет маджус - "огненный"...

В общем, остаётся две сильные версии происхождения этнонима - русость и "руслость" (базирование в дельтах рек и на островах).

Отв: Что означает слово "русский"
Пользователь: Нил (IP-адрес скрыт)
Дата: 12, May, 2010 12:07

Словены тоже светлые, однако - Русь, Чудь и Словене.
Отв: Forest
Пользователь: ilyas xan (IP-адрес скрыт)
Дата: 12, May, 2010 13:08

Эот не английское, а французское.
Английское - Wood.

Если при капитализме человек эксплуатирует человека, то при социализме - наоборот!

Отв: forestis
Пользователь: Нил (IP-адрес скрыт)
Дата: 12, May, 2010 13:23

Латинское forestis - неогороженаная лесистая местность. FORIS - снаружи.

Forêt ‘лес’. Первоначально это слово относилось к лесам, предназначенным для королевской охоты. Во времена Карла Великого (747–814) латинское выражение silva forestis ‘внешний лес’ обозначало «королевский лес». Считается, что слово forestris происходит от латинского foris ‘снаружи’, таким образом silva forestis – это лес за пределами ограды. Во второй половине XII века слово silva в этом словосочетании начинает опускаться, и такой лес называется просто foresta. В современном французском это слово превратилось в forêt. По несколько иной теории средневековое латинское forestris связано с латинским forum в значении ‘суд’, и silva forestris значило ‘охотничий заказник, охотничье угодье’, то есть лес, использование которого посторонними лицами запрещено судом.

Отв: Ра, Яр-иль - Солнце
Аватарка Пользователь: sezam (IP-адрес скрыт)
Дата: 12, May, 2010 13:28

солнце - то есть
либо рыжый-русый=солнечный
либо огнепоклонники-солнцепоклонники

погугли в яндексе

Отв: forestis
Пользователь: nikoш (IP-адрес скрыт) [Модератор]
Дата: 12, May, 2010 13:30

Цитата:
Латинское forestis - неогороженаная лесистая местность. FORIS - снаружи.

А какова морфология слова "снаружи"?
"Неогороженаная лесистая местность" - это разве не полесье?

не, не Солнце
Пользователь: nikoш (IP-адрес скрыт) [Модератор]
Дата: 12, May, 2010 13:35

Цитата:
либо огнепоклонники-солнцепоклонники

""В середине 2-го тысячелетия до нашей эры рождается новая форма захоронения - кремация. Появляется новая идея - идея душ предков, которые, попадая с дымом погребального костра на небо, должны содействовать всем небесным операциям (дождь, туман, снег) на благо оставшихся на Земле.
В эпоху античности вплоть до периода Римской империи, наряду с погребением в землю, существовала также и кремация. Римские урны с пеплом обычно устанавливались в колумбарии (лат. columbarium - ниша голубятни). Так назывались ниши, в которых устанавливали урны с пеплом умерших. Они располагались в специально выстроенных для этой цели помещениях прямоугольной или овальной формы, которые строились также и под землей и вмещали до 700 ниш с замурованными урнами. В основном колумбарии, являлись местом захоронения бедных граждан.
Обряд трупосожжения был распространен очень широко. Помимо стран греко-римского мира, он соблюдался в Индии, Индокитае, Китае, Монголии, у древних финнов и славян. Таким образом, в дохристианские времена в мире существовали два основных способа захоронения - сожжение и погребение в землю. К последнему прибегали, в частности, древние египтяне и иудеи, от которых он был заимствован христианством и распространен в обеих частях Римской империи вместо общепринятого там прежде сожжения трупов."" [www.gumer.info]

Отв: forestis - ПОРОСЛЬ
Аватарка Пользователь: sezam (IP-адрес скрыт)
Дата: 12, May, 2010 13:37

>> forestis - неогороженаная лесистая местность. FORIS - снаружи.

за ПОРОГ
ПО-РУЖи

погугли в яндексе

Отв: началось... "как щаз помню"
Аватарка Пользователь: sezam (IP-адрес скрыт)
Дата: 12, May, 2010 13:39

>> Цитата:либо огнепоклонники-солнцепоклонники
""В середине 2-го тысячелетия до нашей эры рождается новая форма захоронения - кремация.

ну и с чего она родилась?

погугли в яндексе

Отв: forestis - ПОРОСЛЬ
Пользователь: Нил (IP-адрес скрыт)
Дата: 12, May, 2010 13:46

Слово «foris», помимо значения «дверь», имеет также значение «вне, снаружи», нахождения «за пределами отечества» или «за городом».

За дверью.

Или так:

БОР - лес.

Но не по-лесье.

Отв: forestis - ПОРОСЛЬ
Пользователь: nikoш (IP-адрес скрыт) [Модератор]
Дата: 12, May, 2010 13:48

Цитата:
Отв: forestis - ПОРОСЛЬ
>> FORIS - снаружи.

Ощущение, что этимологизация forest от foris притянута за уши. Вот foreign - это да.

Поросль, рослина - то, что выросло, поросло. Лес имел основу *рос?
Лес ... ""Значение: пространство, заросшее деревьями и другими растениями"" [ru.wiktionary.org]

Отв: началось... "как щаз помню"
Пользователь: nikoш (IP-адрес скрыт) [Модератор]
Дата: 12, May, 2010 13:51

Цитата:
""В середине 2-го тысячелетия до нашей эры рождается новая форма захоронения - кремация.
ну и с чего она родилась?

Там же сказано - ""Появляется новая идея - идея душ предков, которые, попадая с дымом погребального костра на небо, ...""

Ей-богу, Вы же не будете доказывать, что никакой кремации никогда не существовало.

Отв: началось... "как щаз помню"
Пользователь: Нил (IP-адрес скрыт)
Дата: 12, May, 2010 13:56

Воскресение
Отв: она и сейчас существует(tu)
Аватарка Пользователь: sezam (IP-адрес скрыт)
Дата: 12, May, 2010 14:08

впрочем, не обращайте внимания - у меня просто вырвалось.
Я привык скептически относиться ко всем без исключения упоминаниям дат в тысячи лет

>>ну и с чего она родилась?
Там же сказано - ""Появляется новая идея - идея душ предков, которые, попадая с дымом погребального костра на небо, ...""
Ей-богу, Вы же не будете доказывать, что никакой кремации никогда не существовало.
>>

на небо = к солнцу

свет костра похож на свет солнца - вот и родилась идея приобщения к Солнцу путем сожжения трупа.

погугли в яндексе

(tu): chispa1707

Отв:РОС - вверх, ЛЕС - вдоль
Аватарка Пользователь: sezam (IP-адрес скрыт)
Дата: 12, May, 2010 14:18

звуки Р и Л хоть и "переходят" друг в друга, но не просто так.
Р - активный, изменяющийся
Л - пассивный, тягучий, спокойный

Роща - растет, Лес - скорее спокойно лежит, стоит.

скажем овраг, урочище и лощина - приблизительно одно и то же, но даже психологически ощущается разница - урочище может быть опасным (по пределению, у. - это любой резко выделяющийся участок ландшафта, но чаще под ним понимают нечто типа оврага), а лощина - это спокойная долина, не то что ОВРАГ!

погугли в яндексе

не, не к Солнцу(tu)
Пользователь: nikoш (IP-адрес скрыт) [Модератор]
Дата: 12, May, 2010 14:30

Цитата:
свет костра похож на свет солнца - вот и родилась идея приобщения к Солнцу путем сожжения трупа

Космогонию изучать не хотим? Ну хотя бы древнеегипетскую. ;)

Царство Осириса-Христа (Небесное царство) не имеет отношения к Солнцу.
Здесь, скорее всего, подразумевался процесс вознесения. То же самое и с птицами:
""В наше время в Бомбее проживают 100 тысяч парсов - потомков древних парсов-огнепоклонников. Здесь же, в Бомбее, существуют мрачные Башни молчания, служащие для погребальных обрядов парсов. Все деревья под этими башнями обычно облеплены тучами грифов и воронья, терпеливо ждущих своего часа. В дни похорон в Башни молчания имеют доступ только родственники умершего. Тело умершего парса по крутой лестнице поднимают на носилках на вершину башни и кладут на решетку совершенно раздетым. Носильщики стремглав убегают вниз, так как грифы немедленно набрасываются на добычу. В течение часа от мертвого тела остаются лишь кости. Когда грифы сделают свое дело, прислужники Башен молчания специальными щипцами сбрасывают останки под решетку в глубокий колодец на дно башни.""

Сдаётся мне, кладбищенский колумбарий и голубятня не спроста состоят с Колумбом в родственных (семантических) отношениях.

(tu): Andrew VK

Отв: не, не хотим (-)
Аватарка Пользователь: sezam (IP-адрес скрыт)
Дата: 12, May, 2010 14:42

>>Космогонию изучать не хотим? Ну хотя бы древнеегипетскую.

погугли в яндексе

Отв: Что означает слово "Алан"
Пользователь: chispa1707 (IP-адрес скрыт)
Дата: 12, May, 2010 17:16

Знаю, что скажу бездоказательную вещь, но удержаться не могу :)
На мой взгляд, "алан" имеет то же происхождение, что Эллин и Улан, а также прослеживается в наиболее простых именах, как то: Алена, Элен, Илона, Елена, Галина, Гелена, Ульяна...
По сути, на мой взгляд, это Улы-Ана - сын матери, потомок матери. В случае с эллинами и аланами вернее будет сказать: потомки общей матери, то есть, родичи.

Отв: Что означает слово "русский"
Пользователь: AL (IP-адрес скрыт)
Дата: 12, May, 2010 23:17

Головастый. Рош (Рос) - голова.

"Археологические факты часто скучны, зато обладают непереходящей ценностью; заключения же археологов напротив, нередко интересны, но сомнительны и эфемерны". Томас О'Рейли

Отв: Что означает слово "русский"(tu)
Аватарка Пользователь: LUPUS (IP-адрес скрыт)
Дата: 12, May, 2010 23:20

Цитата:
аккурат во времена Петра, когда Московия начала успешно присоединять тюркские (и контролируемые тюрками) земли.

русское воеводство в Королевстве польском задолго до петра ...

от лица Здравого Смысла и Мирового Порядка © С. Покровский

(tu): Нил

Отв: Что означает слово "русский"
Пользователь: Нил (IP-адрес скрыт)
Дата: 12, May, 2010 23:30

От слова РОЖА (лицо):)

А чего у РОШов с головой не так, что их звали головастыми?

Об управлении империей
Пользователь: Нил (IP-адрес скрыт)
Дата: 12, May, 2010 23:42

В этом небольшом отрывке автор за 750 лет до Петра (по ТИ, а по НХ они тоже не из одного времени) упомянул слово РОС и РОСИЯ 31 раз. Не похоже на опечатку и ошибку перевода.

Константин Багрянородный. Об управлении империей. (фрагмент)

«…О печенегах и росах. [Знай], что печенеги стали соседними и сопредельными также росам, и частенько, когда у них нет мира друг с другом, они грабят Росию, наносят ей значительный вред и причиняют ущерб, [посему] и росы озабочены тем, чтобы иметь мир с печенегами. Ведь они покупают у них коров, коней, овец и от этого живут легче и сытнее, поскольку ни одного из упомянутых выше животных в Росии не водилось. Но и против удаленных от их пределов врагов росы вообще отправляться не могут, если не находятся в мире с печенегами, так как печенеги имеют возможность — в то время, когда росы удалятся от своих [семей], — напав, все у них уничтожить и разорить. Поэтому росы всегда питают особую заботу, чтобы не понести от них вреда, ибо силен этот народ, привлекать их к союзу и получать от них помощь, так чтобы от их вражды избавляться и помощью пользоваться.


[Поскольку] и у царственного сего града ромеев, если росы не находятся в мире с печенегами, они появиться не могут, ни ради войны, ни ради торговли, ибо, когда росы с ладьями приходят к речным порогам и не могут миновать их иначе, чем вытащив свои ладьи из реки и переправив, неся на плечах, нападают тогда на них люди этого народа печенегов и легко — не могут же росы двум трудам противостоять — побеждают и устраивают резню…»

«…О росах, отправляющихся с однодеревками из Росии в Константинополь... приходящие из внешней Росии в Константинополь моноксилы являются одни из Немогарда, в котором сидел Сфендослав, сын Ингора, архонта Росии, а другие из крепости Милиниски, из Телиуцы, Чернигоги и из Вусеграда. Итак, все они спускаются рекою Днепр и сходятся в крепости Киоава, называемой Самватас. Славяне же, их пактиоты, а именно: кривитеины, лендзанины и прочие Славинии — рубят в своих горах моноксилы во время зимы и, снарядив их, с наступлением весны, когда растает лед, вводят в находящиеся по соседству водоемы. Так как эти [водоемы] впадают в реку Днепр, то и они из тамошних [мест] вхожи в эту самую реку и отправляются в Киаву. Их вытаскивают для [оснастки] и продают росам. Росы же, купив одни эти долбленки и разобрав свои старые моноксилы, переносят с тех на эти весла, уключины и прочее убранство... снаряжают их. И в июне месяце, двигаясь по реке Днепр, они спускаются в Витечеву, которая является крепостью-пактиотом росов, и, собравшись там в течение двух-трех дней, пока соединятся все моноксилы, тогда отправляются в путь и спускаются по названной реке Днепр. Прежде всего они приходят к первому порогу, нарекаемому Эссупи, что означает по-росски и по-славянски «Не спи». Порог [этот] столь же узок, как пространство циканистирия, а посередине его имеются обрывистые высокие скалы, торчащие наподобие островков. Поэтому набегающая и приливающая к ним вода, извергаясь оттуда вниз, издает громкий страшный гул. Ввиду этого росы не осмеливаются проходить между скалами, но, причалив поблизости и высадив людей на сушу, а прочие вещи оставив в моноксилах, затем нагие, ощупывая своими ногами дно, волокут их, чтобы не натолкнуться на какой-либо камень. Так они делают, одни у носа, другие посередине, а третьи у кормы, толкая [ее] шестами, и с крайней осторожностью они минуют этот первый порог по изгибу у берега реки. Когда они пройдут этот первый порог, то снова, забрав с суши прочих, отплывают и приходят к другому порогу, называемому по-росски Улворси, а по-славянски Островунипрах, что означает «Островок порога». Он подобен первому, тяжек и труднопроходим. И вновь, высадив людей, они проводят моноксилы, как и прежде. Подобным же образом минуют они и третий порог, называемыйГеландри, что по-славянски означает «Шум порога», а затем так же- четвертый порог, огромный, нарекаемый по-росски Аифор, по-славянски же Неасит, так как в камнях порога гнездятся пеликаны. Итак у этого порога все причаливают к земле носами вперед, с ними выходят назначенные для несения стражи мужи и удаляются. Они неусыпно несут стражу из-за пачинакитов. А прочие, взяв вещи, которые были у них в моноксилах, проводят рабов в цепях по суше на протяжении шести миль,пока не минуют порог. Затем также, одни волоком, другие на плечах, переправив свои моноксилы по сю сторону порога, столкнув их в реку и внеся груз, входят сами и снова отплывают. Подступив же к пятому порогу, называемому по-росски Варуфорос, а по-славянски Вулнипрах, ибо он образует большую заводь, и переправив опять по излучинам реки свои моноксилы на первом и на втором пороге, они достигают шестого порога, называемого по-росски Леанди, а по-славянски Веручи, что означает «Кипение воды», и преодолевают его подобным же образом. От него они отплывают к седьмому порогу, называемому по-росски Струкун, а по-славянски Напрези, что переводится как «Малый порог». Затем достигают так называемой переправы Крария, через которую переправляются херсониты, [идя] из Росии, и пачинакиты на пути к Херсону. Эта переправа имеет ширину ипподрома, а длину, с низа до того [места], где высовываются подводные скалы — насколько пролетит стрела пустившего ее отсюда дотуда. Ввиду чего к этому месту спускаются пачинакиты и воюют против росов. После того как пройдено это место, они достигают острова, называемого Св. Григорий. На этом острове они совершают свои жертвоприношения, так как там стоит громадный дуб: приносят в жертву живых петухов, укрепляют они и стрелы вокруг [дуба], а другие кусочки хлеба, мясо и что имеет каждый, как велит их обычай. Бросают они и жребий о петухах: или зарезать их, или съесть, или отпустить их живыми.
От этого острова росы не боятся пачинакита...
Зимний же и суровый образ жизни тех самых росов таков. Когда наступит ноябрь месяц, тотчас архонты выходят со всеми росами из Киава и отправляются в полюдия, что именуются «кружением», а именно - в Славинии вервианов, другувитов, кривичей, севериев и прочих славян, которые являются пактиотами росов. Кормясь там в течение всей зимы, они снова, начиная с апреля, когда растает лед на реке Днепр, возвращаются в Киав. Потом так же, как было рассказано, взяв свои моноксилы, они оснащают [их] и отправляются в Романию…»

Страницы: 123>>
Страница: 1 из 3


Этот форум в режиме 'только для чтения'.
В онлайне

Гости: 51

This forum powered by Phorum.