Supernovum.ru
Список форумов
Это архив форумов. Работающие форумы расположены вот по этой ссылке
Консилиумъ (архив)
Дискуссионная площадка по исторической тематике. Древний мир и НХ. 
Страницы: 123>>
Страница: 1 из 3
Прошу помощь зала (или помощь клуба)
Пользователь: amateur (IP-адрес скрыт) [Модератор]
Дата: 02, October, 2010 22:15

С нашими закадычными оппонентами
( опять же кто не знает : [hbar.phys.msu.ru] )
возникла дискуссия по поводу измерения широты в античности и вообще.

Дело перешло к Жюль-Верны и его роману "Пятнадцатилетний Капитан".

Вопрос к аудитории вот какой: кто помнит географическую интригу романа?
Я потом задам и другие(кто хочет может прочитать), но мне хотелось бы представлять аудиторию.

Не понял вопроса(td)
Пользователь: котельников (IP-адрес скрыт)
Дата: 02, October, 2010 22:42

ЧЁ от нас то требуется? Интрига в том, что, поломали компас, и, почему-то вместо америки оказались в Африке. [briefly.ru]

(td): amateur

Топор под компасом?(tu)(tu)
Пользователь: Wlad_II (IP-адрес скрыт)
Дата: 02, October, 2010 22:47

Отклонили стрелку и промахнулись мимо Южной Америки?

Всё МОГЛО быть по-другому... Но - с ТЕМ ЖЕ смыслом!

(tu): amateur, Турист

Кстати.
Пользователь: Wlad_II (IP-адрес скрыт)
Дата: 02, October, 2010 22:55

Слова-намёк Негоро для встреченного им на побережье Африки подельника и - главное - ИНТОНАЦИЯ, которая использовалась при этом, из советского фильма, стали в нашей компании мемом и условным знаком.
Вот здесь. На 8:51


Всё МОГЛО быть по-другому... Но - с ТЕМ ЖЕ смыслом!

Отв: Не понял вопроса
Пользователь: amateur (IP-адрес скрыт) [Модератор]
Дата: 02, October, 2010 23:14

котельников Написал:
-------------------------------------------------------
> ЧЁ от нас то требуется? Интрига в том, что,
> поломали компас, и, почему-то вместо америки
> оказались в Африке.
> [briefly.ru]
^Это не спортивно.
тем более нюансы перевраны :)

Вопрос я еще задам.

Отв: Топор под компасом?
Пользователь: amateur (IP-адрес скрыт) [Модератор]
Дата: 02, October, 2010 23:17

Wlad_II Написал:
-------------------------------------------------------
> Отклонили стрелку и промахнулись мимо Южной
> Америки?

Да, теперь только техника промаха.

Отв: антикам не особенно и нужно было знать широту
Пользователь: vava (IP-адрес скрыт)
Дата: 02, October, 2010 23:57

В Средиземном море особо не заблудишься.

Всерьез широта понадобилась только арабам для плаваний в Индию. Аравийское море пересекали в широтном направлении, держа курс на определенную звезду на востоке. Каждому крупному порту на Малабарском берегу, вытянутому с севера на юг, соответствовала своя звезда. Ветры дули в одном направлении по многу дней подряд. Косой парус помогал идти под нужным углом к ветру. Высоту звезды измеряли при помощи особого прибора. Это совсем не астролябия. Его название приводится у Тима Северина - соратника Тура Хейердала. Прибор представлял собой пластинку с несколькими веревками. Одну из веревок при измерениях зажимали в зубах, остальные растягивали по специальному алгоритму. Северин не приводит фотки этой штуковины, но он сам ею пользовался и довольно успешно, чтобы воссоздать древние навыки.

Отв: антикам не особенно и нужно было знать широту
Аватарка Пользователь: LUPUS (IP-адрес скрыт)
Дата: 03, October, 2010 00:47

Цитата:
Высоту звезды измеряли при помощи особого прибора.

у полинезийцев была такая приспособа, и, вероятно, у многих первобытных народов (исходя из археологических находок подобных) - сосуд с дырками ниже венчика в такой последовательности, что при наполнении его водой по дырочки(т.е. строго горизонтально), смотря в дырочку повыше на противоположный грай сосуда, определяли широту по звездам. т.е. уплывая со своего острова на север (юг), при возвращении назад искали соответсвующее положение звезды, и потом шли по этой широте домой.

от лица Здравого Смысла и Мирового Порядка © С. Покровский

Хм...
Пользователь: Wlad_II (IP-адрес скрыт)
Дата: 03, October, 2010 01:36

Начал писать свою версию объяснения и вдруг понял, что, по-моему, Жюль - таки пустил пенку с компасом!

На мой взгляд есть ДВА варианта поведения стрелки компаса с подложенным шанцевым инструментом.

1. Магнетизм лезвия достаточно велик. Здесь стрелка всегда указывала бы в одном направлении по шкале, не вертясь на основании. Подлог явно наблюдаем. При любом развороте судна.

2. Магнетизм не достаточен. В этом случае, стрелка "залипала" (или "отскакивала", в зависимости от конца стрелки) бы на некоторое время у какого-то сектора шкалы компаса, но, при последующем повороте судна, непременно бы возвращалась к истинному магнитному направлению на север. Насколько я помню, там постоянно были штормы у Верна, на всём пути следования "вокруг Горна", посему, необычный характер динамики движения стрелки непременно выявился бы почти мгновенно...

То есть, топор не обладал "следящей системой", так ДИНАМИЧНО разворачивающий направления линий магнитного поля, что бы на стрелку компаса они действовали синхронно с азимутом курса корабля.

Всё МОГЛО быть по-другому... Но - с ТЕМ ЖЕ смыслом!

Отв: Хм...
Пользователь: Зуенко Ю.И. (IP-адрес скрыт)
Дата: 03, October, 2010 04:56

Но если после диверсии они следовали всё время одним и тем же курсом - то вполне достаточно, чтобы топор отклонил стрелку на некоторый постоянный угол - в результате вместо Патагонии они попали в Анголу.

Впрочем, и при переменных курсах это как-то работает - компас ведь юстируют с помощью маленьких девиационных магнитиков, которые противодействуют магнитной наводке от корпуса судна... вобщем-то, достаточно убрать эти магнитики, чтобы компас начал показывать неправильно, или наоборот - добавить магнитиков (в виде топора).

Отв: Прошу помощь зала (или помощь клуба)(tu)(tu)
Пользователь: allem (IP-адрес скрыт)
Дата: 03, October, 2010 05:02

amateur Написал:
-------------------------------------------------------
> С нашими закадычными оппонентами
> ( опять же кто не знает :
> [hbar.phys.msu.ru] )
> возникла дискуссия по поводу измерения широты в
> античности и вообще.
>
> Дело перешло к Жюль-Верны и его роману
> "Пятнадцатилетний Капитан".
>
> Вопрос к аудитории вот какой: кто помнит
> географическую интригу романа?
> Я потом задам и другие(кто хочет может прочитать),
> но мне хотелось бы представлять аудиторию.


не заморачивайтесь.
"географическая" интрига романа состоит в том, чтобы герои попали в Африку вместо Ю. Америки. так надо было автору произведения.
злодей подложил топор, который изменил показания компаса. затем, по прохождении определенной точки (мыса Горн) этот предмет был удален. курс корабля был изменен.

к реальной навигации это не имеет отношения. это просто художественное произведение. ошибка списалась на неопытность "пятнадцатилетнего капитана".

(tu): Ego, Турист

Отв: Хм...(tu)
Пользователь: allem (IP-адрес скрыт)
Дата: 03, October, 2010 05:14

Wlad_II Написал:
-------------------------------------------------------
> Начал писать свою версию объяснения и вдруг понял,
> что, по-моему, Жюль - таки пустил пенку с
> компасом!
>
> На мой взгляд есть ДВА варианта поведения стрелки
> компаса с подложенным шанцевым инструментом.
>


у морского компаса не стрелка - картушка.

[dic.academic.ru]

"Девиация. Компас показывает на т.н. компасный, а не на магнитный норд (северный магнитный полюс), и соответствующая угловая разность направлений называется девиацией. Она обусловлена наличием местных магнитных полей, налагающихся на магнитное поле Земли. Местное магнитное поле могут создавать корпус судна, груз, крупные массы железных руд, расположенные неподалеку от компаса, и другие объекты. Правильное направление получают, учитывая в показаниях компаса поправку на девиацию."

топор и был этим самым "другим объектом".

(tu): Турист

Отв: антикам не особенно и нужно было знать широту
Пользователь: allem (IP-адрес скрыт)
Дата: 03, October, 2010 05:17

vava Написал:
-------------------------------------------------------
Его название приводится у
> Тима Северина - соратника Тура Хейердала.

скорее уж соперника.



Прибор
> представлял собой пластинку с несколькими
> веревками. Одну из веревок при измерениях зажимали
> в зубах, остальные растягивали по специальному
> алгоритму. Северин не приводит фотки этой
> штуковины, но он сам ею пользовался и довольно
> успешно, чтобы воссоздать древние навыки.


а от чего же фотки не привел? и есть ли описание этого "специального алгоритма"?

Отв: антикам не особенно и нужно было знать широту
Пользователь: allem (IP-адрес скрыт)
Дата: 03, October, 2010 05:19

LUPUS Написал:
-------------------------------------------------------
> Высоту звезды измеряли при помощи особого прибора.
>
>
> у полинезийцев была такая приспособа, и, вероятно,
> у многих первобытных народов (исходя из
> археологических находок подобных) - сосуд с
> дырками ниже венчика в такой последовательности,
> что при наполнении его водой по дырочки(т.е.
> строго горизонтально), смотря в дырочку повыше на
> противоположный грай сосуда, определяли широту по
> звездам. т.е. уплывая со своего острова на север
> (юг), при возвращении назад искали соответсвующее
> положение звезды, и потом шли по этой широте
> домой.


приспособа интересная, но звезды не стоят на месте.
как время отсчитывали?

Два топора (испр.)
Пользователь: Ego (IP-адрес скрыт)
Дата: 03, October, 2010 10:00

Цитата:
"географическая" интрига романа состоит в том, чтобы герои попали в Африку вместо Ю. Америки. так надо было автору произведения.

Цитата:
к реальной навигации это не имеет отношения. это просто художественное произведение.

Поощрил, но придумать как бы мог сложиться маршрут по известной траектории - интересно.

Из Н.Зеландии держали курс примерно на восток(?), реально двигаясь, благодаря помехам топора, на ю-восток...
Огибая Ю.Америку сменили направление движения на какое?
С-восток или севернее, восточнее?

Вот здесь, вроде бы, без какого-то другого топора, с другими "помехами", не обойтись или же первый топор необходимо как-то переориентировать, насколько помню- в книге про дополнительные действия с топором ничего нет. Еще не помню, насколько далеко от Анголы топор убрали...

Поднялись да широт Анголы-Боливии и топор убрали? Или же прямо пред прибытием в Африку, накануне?

В оБщем, у меня "без двух топоров" маршрут как-то не складывается. (

Отв: собственно вопрос(tu)
Пользователь: amateur (IP-адрес скрыт) [Модератор]
Дата: 03, October, 2010 10:54

Дик не переоценивал своих сил. При помощи Тома и его товарищей он мог в зависимости от обстоятельств ставить или убирать паруса. Но он сознавал, что у него нет достаточных знаний, чтобы определять с помощью приборов место судна в открытом море.
Еще года четыре или пять, и Дик Сэнд основательно подготовился бы к трудной и увлекательной профессии моряка. Он научился бы обращаться с секстаном -- прибором, при помощи которого капитан Гуль ежедневно измерял высоту светил, а по ней определял широту судна. Пользуясь хронометром, указывающим время Гринвичского меридиана, он высчитывал бы долготу по часовому углу. Солнце было бы его верным советчиком. Луна и планеты говорили бы ему: "Твой корабль находится в такой-то точке океана! "Совершеннейшие и непогрешимые часы, в которых циферблатом служит небосвод, а стрелками -- звезды, ежедневно докладывали бы ему о пройденном расстоянии. По астрономическим наблюдениям он мог бы ежедневно, как это делал капитан Гуль, определять с точностью до одной мили место "Пилигрима", курс судна и, курс, которого следует держаться.
А Дик Сэнд мог определять место судна лишь приблизительно, руководствуясь компасом и показаниями лага с поправками, вызванными дрейфом.


Капитан и большая часть команды пропадает на китовой охоте. Дик Сэнд просто направляет судно на сверо-восток по курсу в Южную Америку(из Новой Зеландии). В надежде просто увидеть берег. Под компас подкладывают железный брусок, и корабль идет на юго-восток. Огибает Южную Америку. Брусок Бил убран и корабль пошел в Африку.

Всего бы этого не произошло, если бы Дик Сэнд мог измерять широту. И у него был достаточно простой прибор для этого.

Секстант состоит из двух зеркал: указательного и неподвижного наполовину прозрачного зеркала горизонта, а также измерительной линейки и указательной трубы. Для измерений секстант настраивают таким образом, чтобы его зрительная труба была направлена на линию горизонта. Свет от небесного объекта (звезды или солнца) отражается от указательного зеркала и падает на неподвижное зеркало горизонта. Угол наклона указательного зеркала, отсчитываемый по указательной линейки и есть и есть высота стояния небесного тела.


Вопрос очень простой: Зачем Дику Сэнду учиться еще 4 года?.

(tu): Турист

Отв: собственно вопрос(tu)
Аватарка Пользователь: LUPUS (IP-адрес скрыт)
Дата: 03, October, 2010 11:01

Цитата:
Вопрос очень простой: Зачем Дику Сэнду учиться еще 4 года?.

чтобы овладеть профессией шкипера - учебный курс = четыре-пять лет.

на первом годе учат драить палубу и чистить картошку, на последнем - обращаться с секстантом и прокладывать курс корабля.

от лица Здравого Смысла и Мирового Порядка © С. Покровский

(tu): Турист

Отв: собственно вопрос
Пользователь: Ego (IP-адрес скрыт)
Дата: 03, October, 2010 11:24

Цитата:
Капитан и большая часть команды пропадает на китовой охоте. Дик Сэнд просто направляет судно на сверо-восток по курсу в Южную Америку(из Новой Зеландии). В надежде просто увидеть берег. Под компас подкладывают железный брусок, и корабль идет на юго-восток. Огибает Южную Америку. Брусок Бил убран и корабль пошел в Африку.

Парусник держал путь в Сан-Франциско с заходом в Вальпараисо.

Про курс на северо-восток- это из книги или как версия?

[maps.google.com] .... По карте, навскидку, вроде из Н.Зеландии С-В курс это куда-то в Мексику.

Вальпараисо, куда они должны были зайти, [maps.google.ru] лежит примерно на одной широте с Н.Зеландией, зачем С-Восток? Или так в книге дается?

Отв: собственно вопрос(tu)
Пользователь: amateur (IP-адрес скрыт) [Модератор]
Дата: 03, October, 2010 11:46

Ego Написал:
-------------------------------------------------------
> Парусник держал путь в Сан-Франциско с заходом в
> Вальпараисо.

из Окленда.

> Про курс на северо-восток- это из книги или как
> версия?

по памяти. Они забрались южнее новой Зеландии.

Там есть координаты: [lib.ru]

а вот про компас прочитал:

Негоро под нактоуз, он поспешил бы убрать его, потому что Негоро положил под компас железный брусок. Под влиянием этого куска железа показания компаса изменились, и вместо того, чтобы указывать направление на магнитный полюс, которое немного отличается от направления на полюс мира, стрелка указывала теперь на северо-восток; девиация компаса достигла четырех румбов [39], то есть половины прямого угла.

(tu): Ego

Отв: собственно вопрос
Пользователь: amateur (IP-адрес скрыт) [Модератор]
Дата: 03, October, 2010 11:47

LUPUS Написал:
-------------------------------------------------------
> на первом годе учат драить палубу и чистить
> картошку, на последнем - обращаться с секстантом и
> прокладывать курс корабля.
C компасом и лагом юнга уже справлялся, да и карты читал.

Для Зуенко и allem
Пользователь: Wlad_II (IP-адрес скрыт)
Дата: 03, October, 2010 11:53

Это что-то меняет?
В реальных условиях штормов.
И - при изменении механизма компаса. Принцип-то - неизменен.
Топор (подложенный под компас) остаётся неподвижным относительно корпуса судна, а не "следит" за изменениями линий магнитного поля, при эволюциях корабля.

Всё МОГЛО быть по-другому... Но - с ТЕМ ЖЕ смыслом!

Странности. Вопросы.
Пользователь: Wlad_II (IP-адрес скрыт)
Дата: 03, October, 2010 12:07

Некто Ломоносов пришёл в Москву для обучения, УЖЕ ЗНАЯ КАК ОПЕРИРОВАТЬ С ЛОЦИЕЙ.
То есть он мог определять своё положение в океане каким-то образом.
Каботаж уже как-то и не упоминается.
Не по пятнам же на воде они ориентировались! :-)
Тем более, известен факт, что Ломоносов спас отца и кучу родычей, перезимовавших на каком-то острове, ВЫЧИСЛИВ их вероятное местоположение по течениям и ветрам.

Как только земля скрывается за горизонтом - очередь математики.

Там ещё в романе упомянут ВАЖНЫЙ факт: Негоро, наряду с другими паскудствами, учинёнными им на корабле, ВЫБРОСИЛ ЛАГ. Без него долгота не определяется.

Всё МОГЛО быть по-другому... Но - с ТЕМ ЖЕ смыслом!

Одно "но".
Пользователь: Wlad_II (IP-адрес скрыт)
Дата: 03, October, 2010 12:10

Железо создавало бы магнитное поле, линии которого были бы "привязаны" к локальной системе координат (поворачивались бы вместе с кораблём вокруг вертикальной оси судна), что не давало бы эффекта постоянной погрешности.

Всё МОГЛО быть по-другому... Но - с ТЕМ ЖЕ смыслом!

Отв: Странности. Вопросы.
Пользователь: amateur (IP-адрес скрыт) [Модератор]
Дата: 03, October, 2010 12:47

Wlad_II Написал:
-------------------------------------------------------
> Не по пятнам же на воде они ориентировались! :-)
> Тем более, известен факт, что Ломоносов спас отца
> и кучу родычей, перезимовавших на каком-то
> острове, ВЫЧИСЛИВ их вероятное местоположение по
> течениям и ветрам.

Поморы не владели точной навигацией. Плавали по звездам, компасу и приметам.


> Там ещё в романе упомянут ВАЖНЫЙ факт: Негоро,
> наряду с другими паскудствами, учинёнными им на
> корабле, ВЫБРОСИЛ ЛАГ. Без него долгота не
> определяется.

Лаг - для определения скорости.

а зачем лаг для долготы?
Аватарка Пользователь: LUPUS (IP-адрес скрыт)
Дата: 03, October, 2010 13:11

Цитата:
Негоро, наряду с другими паскудствами, учинёнными им на корабле, ВЫБРОСИЛ ЛАГ. Без него долгота не определяется.

лаг нужен для определения скорости корабля, причем относительно воды...

от лица Здравого Смысла и Мирового Порядка © С. Покровский

Отв: Следящая система
Аватарка Пользователь: gogasy (IP-адрес скрыт)
Дата: 03, October, 2010 13:22

Следящей системой является сам злодей. Капитан не может постоянно находиться у руля, поэтому"злодей" может спокойно проводить все манипуляции с компасом в его отсутствие. Молчаливо предполагается, что "злодей" прекрасно разбирается в навигации, имеет свой лот и карту с истинным маршрутом, если приводит шхуну в точно назначенное место.
Кроме того, если капитан слаб в теории магнетизма, то можно топор подкладывать и перекладывать и у него на глазах.

Про злодея.
Пользователь: Wlad_II (IP-адрес скрыт)
Дата: 03, October, 2010 13:51

По роману, корабль постоянно находился в полосе штормов.
Естественно, возникает разнонаправленная качка.
Нос корабля "гуляет".
Негоро не мог постоянно быть возле компаса в качестве "элемента обратной связи" для обеспечения корректировки положения подложенного "террористического" железа относительно сторон света.
Про неосведомлённость пацана относительно свойство магнетизма и компаса - не уверен. Компас входит в "предметы и орудия труда" моряка. Причём - с самого начала трудовой деятельности.

Всё МОГЛО быть по-другому... Но - с ТЕМ ЖЕ смыслом!

Так я потому и обратил внимание.
Пользователь: Wlad_II (IP-адрес скрыт)
Дата: 03, October, 2010 13:54

С учётом шторма и течений - какие погрешности внесены Негоро таким поступком?
Или он, по сюжетной линии, злодей до конца и в мелочах?
А в голове у него наверное, как у баклана, свой GPS был. Как он угадал, когда посмотреть за левый борт и увидеть мыс Горн? (Да ещё и быть уверенным, что это - именно то, что надо?)
Скинем на романтико-фантастический элемент произведения...

Всё МОГЛО быть по-другому... Но - с ТЕМ ЖЕ смыслом!

Обзор.
Пользователь: Wlad_II (IP-адрес скрыт)
Дата: 03, October, 2010 14:24

Всегда удивлялся различию в манерах изложения и слога авторов наших и англоязычных.
Не смотря на "неродной" язык, почему-то, читается намного интересней и понятней, чем заумь наших "популяризаторов".
А уж когда переводные вещи читаешь - вообще завидуешь тамошним студентам.


[www.jhuapl.edu]

A BRIEF HISTORY OF EARLY NAVIGATION

Dava Sobel

In an age when a network of orbiting satellites can nail down a ship’s—even a hiker’s—
position within a few feet in just a moment or two, it is sobering to remember the period when
all the world’s navies became hopelessly lost at sea the moment they lost sight of land. The
precise determination of longitude, now available at the press of a button, once constituted
a global dilemma that persisted for several centuries. Huge sums of money were offered by
desperate heads of state to anyone who could devise a workable solution to the insuperable
longitude problem.
For lack of a practical method of determining longitude, every great captain in the Age
of Exploration had only a vague idea of where in the world he was, despite the best available
charts and compasses. From Vasco da Gama to Sir Francis Drake, they all got where they were
going willy-nilly, by forces attributed to good luck or the grace of God.
Renowned astronomers approached the longitude challenge by appealing to the clockwork
universe: Galileo Galilei, Jean Dominique Cassini, Christian Huygens, Sir Isaac Newton, and
Edmond Halley all entreated the Moon and stars for help. Palatial observatories were founded
at Paris and London for the express purpose of determining longitude by the heavens. Mean-
while, lesser minds devised schemes that depended on the yelps of wounded dogs, or the
cannon blasts of signal ships strategically anchored, somehow, on the open ocean.
In the course of their struggle to find longitude, scientists struck upon other discoveries
that changed their view of the universe. These included the first accurate determinations of
the distance to the stars and the speed of light.
As time passed and no method proved successful, the search for a solution to the longitude
problem assumed legendary proportions, on a par with discovering the Fountain of Youth, the
secret of perpetual motion, or the formula for transforming lead into gold.
Launched on a mix of bravery and greed, the sea captains of the fifteenth, sixteenth, and
seventeenth centuries relied on “dead reckoning” to gauge their distance east or west of home
port. The captain would throw a log overboard on a knotted cord and observe how quickly
the ship receded from this temporary guidepost. He noted the crude speedometer reading in
his ship’s logbook, along with the direction of travel, which he took from the stars or a compass,
and the length of time on a particular course, counted with a sandglass or a pocket watch.
Factoring in the effects of ocean currents, fickle winds, and errors in judgment, he then
determined his longitude. He routinely missed his mark, of course, searching in vain for the
island where he had hoped to find fresh water, or even the continent that was his destination.
Long voyages waxed longer for lack of longitude, and the extra time at sea condemned sailors to the dread
disease of scurvy. The oceangoing diet of the day, devoid of fresh fruits and vegetables, deprived them of vitamin
C, and their bodies’ connective tissue deteriorated as a result. Their blood vessels leaked, making the men look
bruised all over, even in the absence of any injury. When they were injured, their wounds failed to heal. Their legs
swelled. They suffered the pain of spontaneous hemorrhaging into their muscles and joints. Their gums bled,
too, as their teeth loosened. They gasped for breath, struggled against debilitating weakness, and when the
blood vessels around their brains ruptured, they died.
Beyond this potential for human suffering, the general ignorance of longitude wreaked economic havoc
on the grandest scale. It confined seafaring vessels to a few narrow shipping lanes that promised safe passage.
Forced to navigate by latitude alone, whaling ships, merchant ships, warships, and pirate ships all clustered
along well-trafficked routes, where they fell easy prey to one another.
Spurred to action by a series of naval catastrophes, the British Parliament passed its famed Longitude Act
in the summer of 1714, offering a prize of £20,000 (roughly $12 million in today’s currency) for any device
or technique that would enable mariners to find their exact longitude, give or take 30 nautical miles.
The Longitude Act established a blue ribbon panel of judges that became known as the Board of Longitude. It
consisted of scientists, admirals, and government officials. According to the Longitude Act, the Board could
give incentive awards to help impoverished inventors bring promising ideas to fruition. This power over purse
strings made the Board of Longitude perhaps the world’s first official research and development agency. (Though
none could have foreseen it at the outset, the Board of Longitude was to remain in existence for more than 100
years. By the time it finally disbanded, in 1828, it had disbursed funds in excess of £100,000, even though the
longitude prize itself was never paid off in full.)
In order for the commissioners of longitude to judge the actual accuracy of any proposal, the technique had
to be tested on one of Her Majesty’s ships, as it sailed “over the ocean, from Great Britain to any such Port
in the West Indies as those Commissioners Choose . . . without losing their Longitude beyond the limits before mentioned.”
So-called solutions to the longitude problem had been a dime a dozen even before the act went into effect. After
1714, with their potential value exponentially raised, such schemes proliferated. Over the course of its long
history, the Board nearly collapsed under the weight of blueprints for perpetual motion machines and proposals
that purported to square the circle or make sense of the value of pi—and never mind that these issues had noth-
ing whatever to do with the problem at hand.
In the wake of the Longitude Act, the concept of “discovering the longitude” became a synonym for at-
tempting the impossible. Longitude came up so commonly as a topic of conversation—and the butt of
jokes—that it rooted itself in the literature of the age.
In Gulliver’s Travels, for example, the good Doctor Lemuel Gulliver, when asked to imagine himself as an
immortal Struldbrugg, anticipates the enjoyment of witnessing the return of various comets, the lessening
of mighty rivers into shallow brooks, and “the discovery of the longitude, the perpetual motion, the universal
medicine, and many other great inventions brought to the utmost perfection.”
The whole trick to solving the longitude problem lay in being able to keep accurate time aboard ship while
simultaneously keeping track of the correct time at the port of origin. By comparing the local hour at sea with
the precise hour back home, navigators could convert a time difference into a geographical separation. Since
the Earth is a sphere, 360° in circumference, and takes a full day to make one revolution, then each hour’s time
difference between two locations equals 360 divided by 24, or 15° of longitude. The degrees, in turn, can be
expressed as nautical miles with the help of some further calculations. At the equator, where the girth of the
Earth is greatest, 15° of longitude stretch fully 1000 miles. North or south of that line, however, the mileage
value of each degree decreases. One degree of longitude equals four minutes of time the world over, but in terms
of distance, 1° shrinks from 68 miles at the equator to virtually nothing at the poles.
By the middle of the eighteenth century, the race for the longitude prize had come down to two contenders.
On one side was the entire scientific establishment of Europe, wholeheartedly committed to using a complex
system of celestial observations, called “lunar distances,” to determine time in two places at once and thereby
fix the longitude. On the other side, a lone, self-taught English clockmaker named John Harrison proposed a
mechanical watch that would carry the true time at the home port to any remote corner of the world.
Harrison was an outsider and a dark horse. Even Newton, as the first Commissioner of Longitude, had
opined strongly, on more than one occasion, that no watch or clock would ever rise to the challenge of keep-
ing sufficiently accurate time aboard ship to be of use in determining the longitude. And yet, Harrison’s inven-
tion eventually proved itself to be the superior method.
With no formal education or apprenticeship to any watchmaker, Harrison nevertheless constructed a series
of virtually friction-free clocks that required no lubrication. He intentionally avoided the messy horological
oils in use at that time because they changed their viscosity with every rise or fall in ambient temperature,
thereby precipitating a change in the clock’s rate. He also did away with the pendulum, which turned into a
terrible liability on the deck of a rolling ship. He even circumvented the tendency of metals to expand when
heated and contract when cooled, by combining different metals inside his works in such a way that when one
component stretched or shrank, the other counteracted the change and kept the clock’s rate constant.
A series of successful trials at sea and vociferous battles in Parliament eventually saw Harrison rewarded
for his efforts—after 40 struggling years of political intrigue, international warfare, academic backbiting,
scientific revolution, and economic upheaval. All these threads, and more, entwine in the lines of longitude.
When John Harrison died on 24 March 1776, exactly 83 years to the day after his birth in 1693, he held martyr
status among clockmakers. For decades he had stood apart, virtually alone, as the only person in the world
seriously pursuing a timekeeper solution to the longitude problem. Then suddenly, in the wake of Harrison’s suc-
cess, legions of watchmakers took up the special calling of marine timekeeping. It became a boom industry in a
maritime nation. Indeed, some modern horologists claim that Harrison’s work facilitated England’s mastery over
the oceans and thereby led to the creation of the British Empire, for it was by dint of the chronometer (or perfect
timekeeper) that Britannia ruled the waves.
Captains of the East India Company and the Royal Navy flocked to the chronometer factories. Although
naval officers had to pay for a chronometer out of their own pockets, most were pleased to make the purchase.
Logbooks of the 1780s bear this out, for they begin to show daily references to longitude readings by time-
keeper. In 1791, the East India Company issued new logbooks to the captains of its commercial vessels with
preprinted pages that contained a special column for “longitude by Chronometer.” Many navy captains
continued to rely on lunars, when the skies allowed them to, but the chronometer’s credibility grew and
grew. In comparison tests, the first of which had been conducted by Captain James Cook on his second
voyage of circumnavigation, chronometers proved themselves an order of magnitude more precise than
lunars, primarily because they were simpler to use. The unwieldy lunar method, which demanded a series of
astronomical observations, ephemerides consultations, and corrective computations, opened many doors
through which error could enter.
By the turn of the century, the Royal Navy had procured a stock of chronometers for storage in Ports-
mouth, at the Naval Academy, where a captain could claim one as he prepared to sail from that port. With
supply small and demand high, however, officers frequently found the academy’s cupboard bare and contin-
ued to buy their own.
Independent producers sold chronometers at home and abroad for use on naval ships, merchant vessels, and
even pleasure yachts. Thus, the total world census of marine timekeepers grew from just one in 1735, when
Harrison completed his first design, to approximately 5000 instruments by 1815.
It was not uncommon for one ship to rely on two or even three chronometers, so that the timekeepers
could keep tabs on each other. Big surveying ships might carry as many as 40 chronometers. Records show
that when HMS Beagle set out in 1831, bent on fixing the longitudes of foreign lands, she had 22 chronom-
eters along to do the job. Half of these had been supplied by the Admiralty, whereas six belonged personally
to Captain Robert Fitzroy, who had the remaining five on loan. This same long voyage of the Beagle introduced
its official naturalist, the young Charles Darwin, to the wildlife of the Galápagos Islands.
In 1860, when the Royal Navy counted fewer than 200 ships on all seven seas, it owned close to 800 chro-
nometers. Clearly, this was an idea whose time had come.
The infinite practicality of John Harrison’s approach had been demonstrated so thoroughly that its once formida-
ble competition simply disappeared. Having established itself securely aboard ship, the chronometer was soon
taken for granted, like any other essential thing, and the whole question of its contentious history, along with the
name of its original inventor, dropped from the consciousness of the seamen who used it every day.

THE AUTHOR

DAVA SOBEL, an award-winning former science reporter for The New York
Times, is the author of Longitude: The True Story of a Lone Genius Who Solved the
Greatest Scientific Problem of His Time (Walker, 1995; Penguin, 1996). Her
articles about astronomy have appeared in Audubon, Discover, Life, Omni, and
The New Yorker. She is currently at work on a book about Galileo. Longitude,
which has been translated into 20 foreign languages including Hebrew and
Icelandic, won the 1996 Book of the Year Award in England, the Prix du Faubert
de Coton in France, and the Premio del Mare Circeo in Italy. Her e-mail address
is dsobel@i-2000.com.

Всё МОГЛО быть по-другому... Но - с ТЕМ ЖЕ смыслом!

Жюль Верн уже знал опыты Араго
Пользователь: Турист (IP-адрес скрыт)
Дата: 03, October, 2010 15:00

Жюль Верн уже знал опыты Араго о магнетизме вращения
(Араго) "Находясь в Гринвиче, заметил так называемый магнетизм вращения"
"Наблюдая с Гумбольдтом в 1825 г. силу магнетизма посредством качаний стрелки наклонения, он указал своему сотруднику, что качания стрелки быстро прекращаются, когда возле неё находятся металлические или неметаллические тела. Это наблюдение он применил к объяснению явлений при вращении ледяных или стеклянных кружков над магнитной стрелкой, находящейся в покое. "

В опытах магнит плавал на пробковом картузе.

К тому же (нулевой меридиан)
"В 1806 году Араго точно измерил парижский меридиан, определённый в 1718 году Жаком Кассини. Этот мередиан являлся до 1884 года нулевым меридианом. Он проходит через Парижскую обсерваторию и обозначен с помощью столбиков по всему Парижу, а также с помощью специальных отметок (бронзовых Араго-медальонов в честь знаменитого физика) на мостовых, тротуарах и зданиях, в том числе и на Лувре."

Страницы: 123>>
Страница: 1 из 3


Этот форум в режиме 'только для чтения'.
В онлайне

Гости: 26

This forum powered by Phorum.