Supernovum.ru
Список форумов
Это архив форумов. Работающие форумы расположены вот по этой ссылке
Консилиумъ (архив)
Дискуссионная площадка по исторической тематике. Древний мир и НХ. 
Карета
Пользователь: Нил (IP-адрес скрыт)
Дата: 20, October, 2010 14:57

Карета

стар. корета, Аввакум 114 и сл.; Котошихин 32 и сл. (часто), Алекс. Мих., 1661 г. (Срезн. I, 1286), укр. кари́та. Через польск. kareta или нем. Karrete (XVII–XVIII вв.; см. Шульц–Баслер I, 334) из ит. carretta от лат. carrus кельт. происхождения; см. Бернекер 1, 488; Брюкнер 218; Карлович 260.


Эта слово заимствовано из польского, в котором kareta ("карета") восходит к латинскому carrus – так древние римляне называли разновидность телеги.

В греческом

κάρ

I.
эп. = κατά перед начальным ρ следующего слова
ex. κάρ ῥα Hom. = κατά ῥα;
κὰρ ῥόον Hom. = κατὰ ῥόον
II.
(ᾰ τό голова
ex. только в выражении ἐπὴ κ. Hom. — стремглав, стремительно
III.
(ᾰ ) волос
ex. только в выражении τίω μιν ἐν κᾰρὸς αἴσῃ Hom. — я не ставлю его (т.е. Агамемнона) ни во что, т.е. я его и знать не хочу


κόρυς

ῠθος ἡ (acc. κόρῠθα и κόρυν, dat. pl. κορύθεσσι )
1) шлем
ex. (χαλκείη Hom.; ἱππόκομος Soph.; κόρυν ἀφελεῖν Luc.)
2) голова
ex. (ἁπαλόθριξ, sc. τοῦ μόσχου Eur.)

Латинское

caracalla, ae f (галльск.)
род плаща с капюшоном (введённый в Риме императором Каракаллой) Spart, Lampr.


Самой большой популярностью в Римской Империи пользовались четырёхколёсные raeda или reda. Высокие стенки образовывали нечто вроде коробки, внутри которой располагались сидения. Обычно в такой повозки ездили несколько человек с багажом, общий вес которых не должен был превышать 450 кг. Тянули повозки лошади, мулы или рогатый скот. В случае изменения погоды, над коляской можно было поднять тент из ткани, тогда коляска становилась похожей на вагончик. Raeda, скорее всего, были основным транспортом на римских дорогах. Наемные повозки назывались raedae meritoriae, правительственные — fiscalis raeda. Возница и пассажир назывались одинаково — raedarius.

Латинское CARRUS - это составное слово от CAR (греч. голова, шлем) + RAEDA. Кельты сложили и сократили до CARRUS. Карета - это телега с КРЫшей ("шлем" на голове), RAEDA с крышей.

Там где ездили римские RAEDA, в будущем появилиись английские ROAD'ы (дороги).

Отв: Карета у рымлян ? :)))
Пользователь: Турист (IP-адрес скрыт)
Дата: 20, October, 2010 22:00

Нил Написал:
-------------------------------------------------------
> Самой большой популярностью в Римской Империи
> пользовались четырёхколёсные raeda или reda.
> Высокие стенки образовывали нечто вроде коробки,
> внутри которой располагались сидения. Обычно в
> такой повозки ездили несколько человек с багажом,
> общий вес которых не должен был превышать 450 кг.
> Тянули повозки лошади, мулы или рогатый скот. В
> случае изменения погоды, над коляской можно было
> поднять тент из ткани, тогда коляска становилась
> похожей на вагончик. Raeda, скорее всего, были
> основным транспортом на римских дорогах. Наемные
> повозки назывались raedae meritoriae,
> правительственные — fiscalis raeda. Возница и
> пассажир назывались одинаково — raedarius.
>
> Латинское CARRUS - это составное слово от CAR
> (греч. голова, шлем) + RAEDA. Кельты сложили и
> сократили до CARRUS. Карета - это телега с КРЫшей
> ("шлем" на голове), RAEDA с крышей.
>
> Там где ездили римские RAEDA, в будущем появилиись
> английские ROAD'ы (дороги).

Покажите эту повозку в натуре(музее), а не на картинках из комиксов позднего средневековья.

п.с. ПРОЕДУ => RAEDA => ROAD

Карета ч1 - Обод, Спицы, Втулка = Колесо
Пользователь: Турист (IP-адрес скрыт)
Дата: 20, October, 2010 22:04

Буду благодарен, если кто объяснит из чего(материал) и какими инструментами делали
детали колеса .

1. Обод,
2. Спицы,
3. Втулка

Желательно, пояснять фотами из музеев.

Карета ч2 - Ступица, Ось, Рессора , Упряжь
Пользователь: Турист (IP-адрес скрыт)
Дата: 20, October, 2010 22:08

Буду благодарен, если кто объяснит из чего(материал) и какими инструментами делали
детали колеса .

1. Ступица !!! И крепежные детали.
2. Ось,
3. Рессора , (если из кожи, какие нагрузки?)
4. Упряжь

Желательно, пояснять фотами из музеев.
а не картинками типа

Отв: Карета у рымлян ? :)))
Пользователь: Нил (IP-адрес скрыт)
Дата: 20, October, 2010 22:17

Цитата:
Покажите эту повозку в натуре(музее), а не на картинках из комиксов позднего средневековья.

А вы считаете, что повозки хранили с римской эпохи? Чай не маленький деревянный предмет. Глупый вопрос.

Вы много видели автомобилей начала прошлого века? Через сто лет некоторые из моделей существуют в единственном экземпляре, некоторых вообще нет, а что будет через тысячу лет?

До нас каменные дома не дошли, а вы о повозках.:)

Отв: В книге
Пользователь: Нил (IP-адрес скрыт)
Дата: 20, October, 2010 22:25

[www.triumphbook.ru]
А чем смазывали оси?
Пользователь: Wlad_II (IP-адрес скрыт)
Дата: 20, October, 2010 23:04

Просто - для общего развития...

Всё МОГЛО быть по-другому... Но - с ТЕМ ЖЕ смыслом!

Отв: А чем смазывали оси?
Пользователь: Нил (IP-адрес скрыт)
Дата: 20, October, 2010 23:28

Дехтем.

Тёмная, густая и липкая жидкость, получаемая из сосны. Этот сосновый дёготь столетиями использовался для просмаливания лодок, кораблей, канатов и деревянных строений. Производство смол из дерева было известно в Древней Греции и, вероятно, использовалось в Скандинавии с железного века. В эпоху парусного флота, начиная с 14-века, - важнейший продукт экспорта северных стран. Швеция вывозила 13 000 баррелей дёгтя в 1615 и 227 000 баррелей в пиковый год 1863. Производство почти остановилось когда деревянные суда были заменены стальными.

Можно озокеритом.

моль поела ...
Пользователь: Турист (IP-адрес скрыт)
Дата: 20, October, 2010 23:39

Нил Написал:
-------------------------------------------------------
> А вы считаете, что повозки хранили с римской
> эпохи? Чай не маленький деревянный предмет. Глупый
> вопрос.

-- Да ладно. В пристройке к пирамиде лодку нашли и восстановили.
В Италии на осушенном озере две "баржи" откопали "римской" эпохи. Свитки(кумрнаские) и папирусы сохранились. И ничего, не развалились.
А где колесницы ? Ну хотя бы колёса. ;)


> До нас каменные дома не дошли, а вы о повозках.:)
-- Неужели даже в Помпеях не сохранились под пеплом ?
Ведь монеты, фрески, свинцовые трубы, дома и дорога с колеями от колес сохранны.
Пожара то не было. Ну пеплом посыпало... Куда девались повозки ?


п.с. Многие предметы хранятся в других(частных) музеях-коллекциях, вот только датировать античностью люди боятся...

Отв: В книге только "упряжь" 13в?
Пользователь: Турист (IP-адрес скрыт)
Дата: 20, October, 2010 23:50

Конская упряжь из могильников Северо-Восточного Причерноморья X-XIII веков
"В основе книги лежит систематизация и хронология металлических элементов конского снаряжения из могильников Северо-Восточного Причерноморья X-XIII веков – удил и стремян, ременной гарнитуры и уздечных наборов.Книга включает результаты исследования орнаментации и декора сбруйных украшений, многие из которых являются прекрасными образцами ювелирно дела и художественного ремесла."

--Сама книга не скачивается, только в продаже. Прочитать пока не удалось, хотя не удивлюсь железным деталям.
А вот "ременная гарнитура" для карет и колесниц какие нагрузки могла вынести ?

Коломазь - индустриальный продукт, "государственное дело"(tu)
Пользователь: Молотов* (IP-адрес скрыт)
Дата: 21, October, 2010 01:06

Wlad_II:

"А чем смазывали оси?

Просто - для общего развития...".


Это, действительно, один из важнейших вопросов практической механики - вспомним, как обходчики стучат молоточками по "буксам" (смазочным боксам).

Надо, чтоб смазка не вытекла, т.е. не потеряла вязкость и адгезию от нагрева, и соответствовала прочим требованиям.


Поэтому странно видеть такой ответ:


"А чем смазывали оси?

Пользователь: Нил ...

Дехтем.

Тёмная, густая и липкая жидкость, получаемая из сосны. Этот сосновый дёготь столетиями использовался для просмаливания лодок, кораблей, канатов и деревянных строений. ... Производство почти остановилось когда деревянные суда были заменены стальными.

Можно озокеритом".


Данная справка из википедии очевидно неадеватна.


На озокерите делают защитные канатные смазки:


"Очищенный озокерит называется церезином.

В 1940 году, когда стал широко использоваться парафин, добыча озокерита сократилась, но и в наши дни он используется для изготовления свечей и изоляторов, ... а также для приготовления различных смазок и мазей для технических и медицинских нужд; в строительной промышленности.

Озокерит является ценным сырьем для медицинских целей".


"Канатные смазки и пропиточные составы

Канатная 39У
...
Рудничные и буровые канаты, тросы, подъемно-транспортные машины

Хорошие водостойкость, адгезия к металлу, консервационные свойства. Работоспособна при температуре -25...+50°С
Сплав нигрола, гудрона масляного, церезина, кубовых остатков СЖК и триэтаноламина

БОЗ-1
...
Стальные канаты при их изготовлении
Хорошие адгезия к металлу, водостойкость и консервационные свойства. Работоспособна при температуре -20...+50°С
Нефтяное масло, загущенное озокеритом и петролатумом; содержит антикорозионную присадку

Торсиол-З5Б
...
Стальные канаты различного назначения при их изготовлении
Хорошие водо- и морозостойкость, адгезионные, консервационные и антифрикционные свойства. Работоспособна при температуре -35...+50°С
Смесь нефтяных масел, загущенная церезином; содержит буроугольный воск и окисленный петролатум".


Сосновый деготь у Даля упоминается маргинально как нечто "псковское" (вероятно, как смола для смоления деревянных судов):

"Коломазь ж. состав для смазки колес; деготь со смолою, смола с салом, деготь с салом и мылом; сало с карандашем и пр.

Коломазь, коломак кур. колоника, сгустившийся на осях деготь;

колоница ж. кур. смол. то же; пск. сосновый деготь, жидкая смола" (Даль)


"КОЛОМАЗЬ ...

Мазь для смазывания колес из дегтя, смолы и соли".


Деготь как "народный продукт" - из бересты и торфа:


"ДЕГОТЬ

смолистая и пригорелая жидкость, выгоняемая из бересты огнем. ...

Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863-1866";


"НОГОВОЙ ДЕГОТЬ, сиб. сидится без печей (паровой), без корчаг (горшечный, корчажный), и даже без ямы (ямный): береста в ворохе покрывается землею и сжигается. Деготь хорош, но из ·куб. ·саж. бересты выходить только до шести пудов.

Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863-1866";


"ДЕГОТЬ - жидкий темный продукт термической переработки твердых топлив.

Различают древесный (берестовый и березовый) и торфяной деготь";


"Дёготь — жидкий продукт сухой перегонки древесины, а также твёрдого топлива — каменных и бурых углей, сланцев, торфа".


"Дёготь, получаемый из бересты ... экспортировался как "русское масло"".


Похоже, что индустрия дегтя и коломази изначально контролировалась государственными ал/химиками из лабораторий/лавр:


"Петр Алексеевич,1672 - 1725.

Об учреждении казенной продажи дегтем,
коломазью, мелом, рыбьим жиром, ворванным и
квашеным салом и о воспрещении сей торговли
частным людям :

Именный, объявленный из Ратуши :

[Указ] № 2153, 21 июля 1707 г. /Петр Алексеевич.
//Российская империя.Полное собрание законов
Российской Империи c 1649 года. Том 4, 1700 -
1712. -Санктпетербург :

Печатано в Типографии II
Отделения Собственной Его Императорского
Величества Канцелярии, 1830."


"Официально печатано" под "1830 годом".

Вероятно, сочинено гораздо позже.


Ясно, что коломазь - это ответственная смазка, гарантирующая сохранность осей и ступиц.

Ясно, что изготавливали ее под строгим контролем "службы стандарта" (штандарта, имперского):

"Приготовление колесной мази холодным путем основано, главным образом,
на свойстве смоляного (канифольного) масла соединяться с известью.

Для этой цели употребляют жирную гашеную известь, содержащую не менее 96% чистой извести.

Присутствие в ней даже 5-8% магнезии уже ухудшает окончательный продукт.
Хорошая известь легко растворяется в канифольном масле при 15-20°С.
К их смеси добавляются тяжелые сорта минеральных масел.

Минеральное масло перемешивают с хорошо высушенной гашеной известью в баке в течение получаса и пропускают смесь через сито, сетка которого имеет 25-30 отверстий на 1
см2. Крупные куски, задержанные в сите, растирают так, чтобы они свободно
проходи и через него.

Затем к смеси добавляют нефтяные остатки, красящие вещества и, если находят выгодным, другие нейтральные минеральные вещества, вновь тщательно перемешивают и, наконец, не прекращая перемешивания,
добавляют смоляного масла, причем смесь загустевает.

Хорошая колесная мазь должна иметь консистенцию коровьего масла.

Ниже даем следующие рецепты для приготовления хороших сортов колесных мазей холодным путем.
1) 75 частей тяжелого минерального масла,
10 частей гашеной извести,
15 частей смоляного масла.

2) 36 частей тяжелого минерального масла,
36 частей нефтяных остатков,
12,5 частей гашеной извести,
15,5 частей смоляного масла.

3) 60 частей тяжелого минерального масла,
18 частей гипса,
9 частей гашеной извести,
13 частей смоляного масла.

4) 20 частей тяжелого минерального масла,
23 части нефтяных остатков,
8,5 частей гашеной извести,
40 частей гипса,
8,5 частей смоляного масла".


Ясно, что это не "народные средства" и не далее чем "позапрошлый век" - телеги разъезжали по городам СССР и во второй половине ХХ в.

(tu): Виктор Ф.



Этот форум в режиме 'только для чтения'.
В онлайне

Гости: 3

This forum powered by Phorum.