Supernovum.ru
|
Это архив форумов. Работающие форумы расположены вот по этой ссылке
Сундук архивариуса (архив)
сырье и полуфабрикаты, факты и исследования, документы и материалы.
|
|
Словарь Niko3 Пользователь: nikoш (IP-адрес скрыт) Дата: 09, June, 2009 18:18 Здесь я попробую выкладывать свои собственные лингвистические наблюдения в виде словарика, чтобы в случае необходимости отсылать к его статьям. ПРОСЬБА - НЕ КОММЕНТИРОВАТЬ |
1. Бог=Deus Пользователь: nikoш (IP-адрес скрыт) Дата: 09, June, 2009 22:18 Написание: deus, i (pl. dei, dii или di; gen. pl. deorum и deum; dat. f abl. deis, diis или dis) m 1) бог, божество deos colere чтить богов; dii (di) meliora или melius! да сохранят боги!; di, vestram fidem видят боги! (клятва); di te amenti да хранят тебя боги! (формула приветствия); (cum) dis volentibus при содействии богов (если богам будет угодно); per deos! C клянусь богами!; majorum gentium di, тж. dei majores старшие боги (перечисленные в двустишии: Juno, Vesta, Minerva, Ceres, Diana, Venus, Mars, Mercurius, Jovi, Neptunus, Vulcanus, Apollo Enn), остальные божества назывались dei minores или minuti 2) богиня deo ducente Venus под покровительством богини (Венеры) Прочие написания: I divus (dius, арх. devus), a, um [deus] (= divinus) божественный II divus, i m бог; в императорскую эпоху эпитет умерших цезарей (d. Julius Su = C. J. Caesar) diva, ae f [divus] богиня; перен. возлюбленная Греческие корни: Δια acc. к Ζευς эп. Διη Дия (прежнее название о-ва Наксос*) *Наксос – крупнейший из Кикладских островов, самая высокая гора которого За (Зевс) видна издали, напоминая огромную пирамиду. Ζευς Зевс, бог неба, грома и молний, верховный бог греков, отец и царь всех богов, сын Кроноса и Реи gen. Διος, acc. Δια, voc. Ζευ; эп.-поэт.: gen. Ζηνος, dat. Ζηνι, acc. Ζηνα и Ζην, дор. Ζαν и Δαν; поздн. у Sext. gen. Ζεος, dat. Ζει, acc. Ζεα Микенские корни: di-we Дий, Див (грецизированная передача diϝiei**) **Дигамма – шестая буква архаического греческого алфавита, происходит от финикийской буквы "вав". Означала звук [w], который к VIII веку до н.э. выпал из греческого произношения и перестал отражаться на письме. Вероятное происхождение - Египетские корни: Иероглиф горы (N26) djew рис.1 Иероглиф показывает две закругленные горы с долиной или полосой земли между ними. Связь этого знака с солнцем ясна из сходства со знаком ахет (N27), который показывает солнце, поднимающееся над горным горизонтом. рис.2 ""... Это может быть изображением двух вершин любой горной гряды, но в более важном и глобальном смысле это горы по берегам долины Нила, а в космическом значении западный пик (Manu) и восточный пик (Bakhu) поддерживают небеса и охраняются львиными божествами (иероглиф Е23), чьи тела иногда являются частью горы."" рис.3 В ложбине между гор рождается и сам бог: рис.4 прорисовка Один характерный момент: Иероглиф горы появляется в будничных сценах на вторичном уровне ассоциаций. На каждой стадии уборки урожая снопы изображены в виде знака горы, чтобы этим подчеркнуть их большой размер. рис.5 В древнегреческом языке есть слово ζεια (зея), которое предположительно(!) обозначает полбу. Полба, ячмень, пшеница-эммер – основные зерновые культуры Древнего Египта. След в русской культуре: Дый, Дий – Зевс в средневековых русских книжных источниках. Можно предположить близость русского ДЕВА к лат. diva "богиня" и др.-инд. devi "богиня". Словарь Фасмера, ДЕВА: Ближайшая этимология: девица, укр. дiвка, блр. дзева, ст.-слав. дъва, болг. дева, сербохорв. дjева, словен. deva, чеш. device, польск. dziewa, в.-луж. dzowka "дочь", н.-луж. zowka - то же. Дальнейшая этимология: вместе с дитя, ст.-слав. дът от к. *dhе(iё) "сосать, кормить грудью", т.е. "кормящая (грудью)"... Древнеегипетская гора-djew также носит черты вскармливающей женщины: рис.6 Мать и жена египетского бога Гора по имени Хатхор, имеющая иероглифическое написание "храм Гора", почиталась как небесная корова, родившая солнце. Фактически она была персонификацией Млечного Пути, представлявшегося древним египтянам в качестве молока небесной коровы. Изображалась как часть горы. рис.7 О том, что перед нами та самая гора-djew, говорит следующий элемент композиции: рис.8 Мать Зевса по имени Рея имеет атрибуты, характерные для богородиц Египта и стран Востока (см в частности рисунок 2 и 3). рис.9 Сакральная пара "бог-богиня", переданная латинским словом deus, представляется скорее парой "богородица-младенец" (дева, вскармливающая грудью сына), нежели "супруг-супруга". "Богиня, вскармливающая грудью" - популярный мотив древнеегипетских росписей: рис.10 Здесь изображено дерево смоковница, символизирующая Хатхор (как вариант - богиню Нут, см рис.4), и вскармливаемый ею "земной бог" фараон. Интересно, что по биологическим меркам, данное дерево, произрастающее на Ближнем Востоке, не опыляется, являясь в некотором роде "девственницей", то есть по-русски "девой". Таковы общие черты явления, известного как "богиня-богородица", через египетский символ горы-djew ставшей микенским di-wa, греческим Dia и Zeus, а также латинским deus. Образ горы-"дзевы/дjевы" (на взгляд автора белорусский и сербохорватский языки наиболее точно передают фонетику) вошёл в русскую культуру. При том, что у греков гора приняла мужские черты (хотя в одном из мифов Зевс донашивает в себе плод), а у латинян diva-богиня частично омужествилась, славяно-русская Дева осталась в своей изначальной семантической форме. P.S. Отнесение греческого слова θεος "бог" к производным от Δια, Διος представляется преждевременным и требует дальнейших исследований. |