Supernovum.ru
Список форумов
Это архив форумов. Работающие форумы расположены вот по этой ссылке
Полигон (архив)
Экспериментальная площадка 
Ростки Новой Парадигмы №3: Чатал-Хуюк
Аватарка Пользователь: SalvadoR (IP-адрес скрыт)
Дата: 31, October, 2009 10:21

Для контексту -
серия №1: [edgeways.ru.mastertest.ru]
серия №2: [edgeways.ru.mastertest.ru]
=====================================

Чатал-Хуюк всем старопарадигматикам, утверждавшим, что "этого не может быть, потому что не может быть никогда". Могло - и было - и нет никаких оснований считать, что не может иметь место в будущем. Итак...

СОЦИАЛЬНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ В ЭПОХУ НЕОЛИТА: ОТ ЧАЁНЮ К ЧАТАЛ-ГЮЮКУ
(Оригинал на немецком: [syndikalismus.wordpress.com])

"Углубленный итог исследований представляет Бернхард Брозиус. Итоги его исследования археологических раскопок в Анатолии, точнее, бывшего города Чатал-Гююк, приводят к совершенно однозначному выводу: здесь, в разгар неолита, за 7000 лет до н.э. произошла социальная революция, которая уничтожила все старые господствующие авторитарные и иерархические социальные структуры и породила общество свободы и равенства, существовавшее на протяжении 3000 лет.

[...]

...отсутствуют указания на преступления, связанные с собственностью. Воровство как криминальное преступление археологически доказать невозможно, но можно обнаружить проявление особой формы воровства – ограбление могил. Такое ограбление встречается во всех культурах, в которых предметы имеют меновую стоимость (то есть, где измеряется рабочее время, необходимое для их изготовления), ценности эти неравномерно распределены в обществе, а в могилы мертвых укладываются большие ценности, в то время как живые страдают от лишений. Никакие наказания, никакие самые жестокие формы казней, божественные проклятия, ожидание ужасных мук на том свете не мешали людям при этих обстоятельствах грабить могилы. Поэтому ограбление могил всегда присутствовало с самого начала классового общества. В обществах же, где продукты и изделия не имеют меновой стоимости, являясь исключительно предметами потребления, которые изготовляются и делятся среди тех, кому они нужны, но не обмениваются, всякий мотив для ограбления могил отпадает. В Чатал-Гююке не обнаружено ни единого примера ограбления могил, Меллаарт нашел лишь нетронутые захоронения (Mellaart 1989: 23/1). Подобно мотиву для ограбления могил, отпадал и мотив для воровства вообще.

[...]

Нет ни одного человека, останки которого несли бы на себе признаки насильственной смерти; ни одна найденная кость не указывает на насилие со стороны другого человека как на причину смерти (об этом определенно упоминается Меллаартом [1967: 270], косвенно подтверждается Энджелом [1971] и Гамильтон [1996: 255/1]). Ни один человек не погиб, будучи убит или смертельно ранен другим человеком!

Совершенно отсутствует деструктивное обращение с людьми в культовых (религиозных) целях. Не было ни трепанации черепов (Mellaart 1967: 270), как в неолитической Центральной Европе, ни деформации черепов (Angel 1971: 94), как у центрально-американских народов или в Древнем Египте, ни ритуального увечья рук (Mellaart 1967: 194), как в пиренейских пещерах ледникового периода, ни выбивания зубов при инициации (Mellaart 1967: 270, Angel 1971: 97), как у австралийских аборигенов, ни кровавых жертв. Животные забивались в целях потребления, но нет никаких признаков ритуальных убийств (Mellaart 1967: 95f).
И не было войны!

Это относится не только к Чатал-Гююку (Mellaart 1967: 85, Balter 1999: 891/3, Düring 2001: 2) вплоть до последних дней существования поселения (Mellaart 1967: 66), но и на протяжении 1500 лет было характерно для Анатолии (Grünert 1982: 195, Herrmann 1983: 73/1), а с 6500 до 4000 г. до н.э. и для всей балканской культуры (Gimbutas 1996: 331/1, Whittle 1996: 93, 112), «принципиальное миролюбие» которой подчеркивал еще Чайлд (Childe 1975: 170).

[...]

...мы должны понимать, что 10 тысяч человек никогда не смогли бы жить столь плотно без всякой центральной власти, если бы они изначально не имели ненасильственных методов для разрешения конфликтов. Если бы в набор стретегий по разрешению конфликтов входило применение насилия, такие поселения, как Чатал-Гююк не могли бы надолго оставаться жизнеспособными: никто не сумел бы помешать распаду поселения. За априорное неприменение насилия говорит и упоминавшееся выше полное отсутствие разрушительности в культовой сфере: люди выработали столь же миролюбивые представления о потустороннем мире, какими были и они сами. Разработанный общественный кодекс поведения и твердая этика «позволяли людям в Чатал-Гююке... регулировать повседневную жизнь... без центральной власти» (Hodder 1998: 10).

[...]

Вероятно, это миролюбие имело, в конечном счете, социально-экономические причины, поскольку все знали, что они могут выжить только вместе («фундаментальная истина, которую мы рискуем потерять из виду»). Однако решающим является тот факт, что люди, сознавая свою взаимозависимость, обходились друг с другом с заботой и миролюбием. Они могли выжить лишь благодаря сотрудничеству, и каждый день жизнь показывала им, что много людей совместно могут сделать такое, что не под силам многим людям по отдельности: Чатал-Гююк, или, как это сегодня обобщенно называют, «неолитический образ жизни» (применительно к Анатолии см.: Özdogan 1997: 27, применительно к Европе см.: Whittle 1996: 355).

Избегая разрушительных действий и не имея на своей шее эксплуататора, отбирающего у них большую часть плодов их труда, люди смогли сократить среднее время работы, необходимой им для удовлетворения своих основных потребностей до менее чем половины продуктивного времени. К такому заключению косвенно пришел Нарр (Narr 1968/69: 419). Более половины времени оставалось у них на удовлетворение и развитие своих потребностей, что отразилось, к примеру, в удивительном производстве потребительских благ (см. напр. Mellaart 1964: 84-92, Mellaart 1967: 259-263), в разнообразии и качестве питания (Mellaart 1967:269, Helbaek 1964, Richards et al. 2003) и в конкретной социальной жизни. Свидетельством этому является искусство, задачей которого было обучение нормам повседневной совместной жизни (Hodder 1998: 10): живопись (Mellaart 1989), музыка (Stockmann 1985), танцы и многочисленные празднества. На основании настенных рисунков (см. напр. Mellaart 1962: Pl. XIV, XV, XVII, XVIII) и того удивительного факта, что бедренные кости у почти половины всех жителей испытали анатомические изменения, какие могут вызывать активные танцы (Angel 1971: 92-94), следует сделать вывод, что празднества организовывались часто. Обнаружение остатков одного из таких празднеств доказало к тому же, что праздники на крышах города удовлетворяли любым запросам (Martin and Russell 2000: 66).

Празднества и танцы вносили существенный вклад в стабильность общества и не давали накапливать слишком большие излишки. И остатки, дошедшие до нас из тех далеких времен, внушают нам, сегодняшним людям, чувство, что возможно сделать даже на уровне каменного века, если общественные отношения гуманны, а человек – свободен.

После того, как социалистическая утопия сгорела в сталинизме, открытие такого общества приобретает особое значение. Оно позволяет собрать эмпирические данные и дает пример связи между коммунистическими производственными отношениями и общественными отношениями, притом в обществе, которое существовало не 80, а 3 тысячи лет."

Настоятельно рекомендую для ознакомления всю статью целиком: [aitrus.info] (Может, ее вообще перетащить к нам, а то мало ли чего с тем сайтом стрясется? А материал архиважный с точки зрения наших новопарадигмальных штудий...)


SATOR AREPO TENET OPERA ROTAS

(tu): sult, Pirx, edge, Marina

Перейти: <>
Опции: ОтветитьЦитировать

Тема Написано Дата
Ростки Новой Парадигмы №3: Чатал-Хуюк(tu)(tu)(tu)(tu) SalvadoR 31.10.2009 10:21
не нашёл там (aitrus.info),(tu) sult 31.10.2009 14:39
ээ... ммм... прямо-таки тексты? SalvadoR 31.10.2009 14:47
крайне сомнительно sult 31.10.2009 17:33
Отв: Пальчик за тончайший кавказский юмор...(tu)(tu)(tu)(tu)(tu)(tu) Владимир Илюшенко 31.10.2009 15:03
ну, за достижения науки! nikoш 31.10.2009 16:08
решили съехать из региона SalvadoR 31.10.2009 16:52
хорошо, что не на Киклады... :) nikoш 31.10.2009 16:58
Отв: хорошо, что не на Киклады... :) Marina 31.10.2009 18:53
Отв: хорошо, что не на Киклады... :) nikoш 01.11.2009 14:44
Отв: ну, за достижения науки!(tu) Владимир Илюшенко 01.11.2009 06:41
Отв: Прошу прощения, файл не ушёл... Владимир Илюшенко 01.11.2009 06:45
Отв: ну, за достижения науки! Marina 01.11.2009 12:28
Отв: ну, за достижения науки! nikoш 01.11.2009 14:43
Отв: ну, за достижения науки! Владимир Илюшенко 01.11.2009 15:17
Отв: ну, за достижения науки! nikoш 01.11.2009 15:43
Отв: ну, за достижения науки! Владимир Илюшенко 01.11.2009 17:56
Отв: ну, за достижения науки! Andrew VK 01.11.2009 19:08
Отв: ну, за достижения науки! nikoш 01.11.2009 22:13
Отв: сведения о корпусе археологических источников Pirx 01.11.2009 15:43
Отв: сведения о корпусе археологических источников Владимир Илюшенко 01.11.2009 18:26
Отв: сведения о корпусе археологических источников(tu) Andrew VK 01.11.2009 19:22
Отв: Выбросить труп в реку... Владимир Илюшенко 02.11.2009 05:24
Отсюда я делаю вывод(tu)(tu) SalvadoR 02.11.2009 00:19
Отв: Отсюда я делаю вывод Владимир Илюшенко 02.11.2009 15:34
Других данных нет SalvadoR 03.11.2009 12:59
Отв: Совершенно справедливо - Marina 03.11.2009 13:55
а почему бы, собственно, SalvadoR 03.11.2009 16:01
Отв: а почему бы, собственно, Marina 03.11.2009 17:09
Отв: Ростки Новой Парадигмы №3: за что голосую(tu) Marina 31.10.2009 16:17
Отв: Ростки Новой Парадигмы №3: за что голосую nikoш 31.10.2009 16:52
Отв: Ростки Новой Парадигмы №3: за что голосую Marina 31.10.2009 18:56
Отв: Ростки Новой Парадигмы №3: за что голосую Pokrovsky 01.11.2009 11:21
Отв: Ростки Новой Парадигмы №3: за что голосую Marina 01.11.2009 12:20
Отв: Ростки Новой Парадигмы №3: за что голосую SalvadoR 31.10.2009 17:29
Отв: Ростки Новой Парадигмы №3: за что голосую Marina 31.10.2009 18:52
Что-то тут нафантазировали(tu)(tu) Andrew VK 31.10.2009 17:45
а вы всю статью целиком прочитали? (-) SalvadoR 31.10.2009 17:57
статью целиком Andrew VK 31.10.2009 18:14
ну так давайте и подумаем sult 31.10.2009 18:00
Отв: ну так давайте и подумаем Andrew VK 31.10.2009 18:13
Отв: ну так давайте и подумаем sult 31.10.2009 18:22
Отв: ну так давайте и подумаем Andrew VK 31.10.2009 18:41
Отв: ну так давайте и подумаем sult 31.10.2009 18:52
Отв: ну так давайте и подумаем Andrew VK 31.10.2009 21:09
да нет же sult 31.10.2009 21:19
Ни нет, а да Andrew VK 31.10.2009 21:37
лъэпкъ - род, sult 31.10.2009 21:48
Это уже откровенный флуд пошел Andrew VK 31.10.2009 21:57
расскажите подробнее(tu) sult 31.10.2009 22:01
отношения между членами Andrew VK 02.11.2009 11:07
Отв: отношения между членами sult 02.11.2009 12:10
Отв: отношения между членами Andrew VK 02.11.2009 12:45
Отв: отношения между членами(tu)(tu) sult 02.11.2009 12:48
признаки насильственной смерти Andrew VK 02.11.2009 13:12
Отв: признаки насильственной смерти sult 02.11.2009 13:34
Отв: признаки насильственной смерти Andrew VK 02.11.2009 13:40
Отв: признаки насильственной смерти sult 02.11.2009 13:48
Отв: признаки насильственной смерти Andrew VK 02.11.2009 14:18
Отв: отношения между членами Pokrovsky 02.11.2009 16:04
Отв: Специфика неолитических погребений... Владимир Илюшенко 02.11.2009 18:37
выброшены в поле SalvadoR 03.11.2009 13:02
Отв: выброшены в поле Pokrovsky 03.11.2009 15:13
трупов мало SalvadoR 03.11.2009 16:04
Одного не понял(td) Pokrovsky 01.11.2009 14:25
а кражи?(tu) sult 01.11.2009 14:31
Отв: Одного не понял SalvadoR 01.11.2009 15:11
Отв: Одного не понял Pokrovsky 01.11.2009 15:34
Отв: Одного не понял Andrew VK 01.11.2009 19:52
Отв: Одного не понял Pokrovsky 01.11.2009 20:11
Сальвадору: зря свистел Pokrovsky 01.11.2009 15:14
Что поставило предел распространению SalvadoR 01.11.2009 15:19
Некоторые неточности статьи(tu)(tu) Pokrovsky 01.11.2009 16:16
Отв: Некоторые неточности статьи Andrew VK 01.11.2009 19:49
решил обсудить ещё на одном сайте sult 01.11.2009 21:02
зачем кинжалы SalvadoR 02.11.2009 00:23
Это был именно проект! Pokrovsky 02.11.2009 11:15
проект? Andrew VK 02.11.2009 11:30
тут не та критика нужна РАНец 02.11.2009 15:06
закройте глаза на цифры (-) SalvadoR 02.11.2009 15:07
Отв: закройте глаза на цифры nikoш 02.11.2009 15:19
Отв: закройте глаза на цифры(tu) Pokrovsky 02.11.2009 16:07


Этот форум в режиме 'только для чтения'.
В онлайне

Гости: 10

This forum powered by Phorum.