Supernovum.ru
Список форумов
Это архив форумов. Работающие форумы расположены вот по этой ссылке
Полигон (архив)
Экспериментальная площадка 
Маркс - наш человек!
Пользователь: rvv (IP-адрес скрыт)
Дата: 09, February, 2010 08:30

[www.expert.ru]
Творческий труд делает свободным

Александр Механик, обозреватель журнала «Эксперт».

Маркс создал свою коммунистическую утопию не для пролетариата, а для себя — интеллектуала и представителя творческой элиты. По сути, он предвосхитил современную экономику знания

…. нашу беседу с главным научным сотрудником Института философии РАН Вадимом Межуевым, автором монографии «Маркс против марксизма», мы начали с вопроса, почему, несмотря на историческое поражение марксизма, интерес к нему вновь возродился.

— Капитализм очень многое сделал для процветания людей, чтобы они лучше жили. Но он не смог дать людям той степени свободы, которая позволяет им жить в меру своей индивидуальности. Все-таки мы вынуждены значительную часть времени подчинять не собственным целям. И Маркс предполагал, что коммунизм — это просто следующая ступень на пути человеческой свободы. Закройте ее, и вы превратите мир в такой муравейник, где все будут бегать ради сиюминутных целей. И в этом смысле Маркс, конечно, жив. Как вера в то, как надежда на то, что целью человеческой истории, целью существования человека на земле является его право быть самим собой. Быть свободным.
…………………..
Но, как мне кажется, двадцатый век выявил, что идея социализма — это идея не рабочих, а интеллектуалов. И если действительно всерьез разбираться, то мы увидим, что, Маркс, конечно, выразил в своем учении идею человека, который включен в общество «через голову». То есть он описал в виде коммунизма такое общество, в каком он, Маркс, сам хотел бы жить. Не рабочий, а именно он сам, выдав это за пролетарский идеал.
Недавно было опубликовано интересное интервью с известным британским историком-марксистом Эриком Хобсбаумом, где он высказал мысль, что современный марксизм отличается от ортодоксального своим интересом к идеям, изложенным Марксом в подготовительных рукописях к «Капиталу». Так называемых «Грундриссе». Впервые эти рукописи были опубликованы в 1950 году. По мнению Хобсбаума, в них есть прозрения, которые выводят анализ капитализма далеко за рамки девятнадцатого века, в общество, которое не требует больше массы труда, в общество автоматизации, высвобождения свободного времени и преодоления отчуждения. Это идеи перехода к новому обществу не через пролетарскую революцию и диктатуру пролетариата, не через экспроприацию и национализацию частной собственности, а через превращение науки в основную производительную силу, заменяющую собой труд рабочих. Но поскольку научное знание нельзя приватизировать, оно по природе принадлежит каждому и потому всем, то становится ясно, что идея общественной собственности — это прежде всего идея национализации знаний, а не вещей, заводов, фабрик. И во-вторых (это еще более важная идея, которая у нас совершенно была пропущена), что будущее общество — это общество свободного, а не рабочего времени, в котором только и возможно обобществление всего богатства человеческой культуры.
…………………………………………
А в результате развития современного капитализма, современного капиталистического общества оказалось, что вечности нет. Оказалось, что вечность — это иллюзия, мираж. Главной заботой человека становится забота о теле, не о душе, а о теле. А главной темой искусства становится тема смерти, умирание, исчезновение.

Так вот, главная идея марксизма, как я ее понимаю, состоит в том, чтобы вернуть человеку вечность. И для этого есть особого рода время — это время свободы, свободное время, где человек занимается не тем, что он делает полезные для себя вещи, и даже не тем, что производит идеи, а где он производит самого себя. И Маркс мыслил будущее общество как общество, базисом которого является не экономика, а свобода человека от экономики. Экономике должно быть посвящено минимальное время, а основное время человека — свободное — должно быть отдано обществу, науке и творчеству.

— Это и есть то, что он называл коммунизмом?

— Коммунизм для него — это решение загадки истории, как он скажет. Это возвращение человека к самому себе. И в этом он, собственно, и видел цель и смысл исторического процесса. Это порождение человеческой индивидуальности. Скажут, что это утопия. Да, в какой-то степени утопия. А мораль не утопия? А представление об абсолютной свободе не утопия? Но это та утопия, которая указывает человечеству направление его движения.

Но Маркс никогда не ставил перед собой задачу нарисовать картину будущего общества. Более того, ни о каком финале истории он не мечтал. Для него коммунизм — это не финал истории, а ее начало. С этого только история и начинается. До этого была история не людей, а история вещей, история идей, чего хотите, история государств, история еще чего-то, но не история человека как такового. А при коммунизме человек сам начинает себя создавать, в зависимости, конечно, от того, что уже создано до него, и от того, что ему дано природой.

Будучи «решением загадки истории», «возвращением человека к самому себе», коммунизм предстает не как рационально сконструированная социальная система, в которой все выстроено раз и навсегда, а как непрерывно и сознательно осуществляемый людьми процесс производства себя и своих отношений друг с другом. Не совершенное общество с совершенными людьми должно прийти на смену истории, а история наконец должна покончить со всяким общественным застоем, с любыми попытками навязать людям раз и навсегда установленный порядок.

Марксистское видение будущего, несомненно, находится в русле гуманистической традиции европейской культуры. Коммунизм, по словам Маркса, — это практический гуманизм. Если либерализм был рожден эпохой Просвещения с ее апологией частного лица, то марксизм вышел из Возрождения.

Для гуманистов человеческий идеал — свободная индивидуальность, для просветителей — частное лицо, буржуа, в котором они увидели прообраз «естественного человека». Герои гуманизма — Гамлет и Дон Кихот, герои Просвещения — Санчо Панса и Фигаро. Частное отнюдь не синоним индивидуального. Частник — частичный рабочий или частный собственник — это человек, равный части, продукт общественного разделения труда и собственности. Такого человека Маркс называл абстрактным индивидом. Как индивидуальность человек равен не части, а целому, как оно представлено во всем богатстве культуры. Творцов культуры — мыслителей, художников, поэтов, людей науки и искусства — никак не назовешь частниками. Цивилизация с ее общественным разделением труда делит человека на части, утверждает победу частного начала во всех сферах жизни, отодвигая индивидуальность, как она представлена в культуре, на периферию общественной жизни. Вот почему цивилизация и культура двигались до сих пор как бы по разным орбитам, не стыковались друг с другом. Буржуазное общество доводит этот разрыв до логического конца. В переводе на марксистский язык этот разрыв предстает как противополагание капитализма, высшей фазы цивилизационного развития, коммунизму, культурной альтернативе этому развитию, уходящей в историческую бесконечность.

Для Маркса весь смысл истории состоит в достижении индивидуальной свободы. Только индивид, индивидуальность которого равна целому, есть общественное существо. Общественное для него равно не коллективному, не частному, а индивидуальному. Поэтому общественную собственность в «Капитале» он назовет индивидуальной собственностью, только собственностью каждого на всё. И свобода каждого есть условие свободы для всех. А собственность каждого на всё есть условие собственности всех.
………………………………………


(tu): SalvadoR, BAPBAP, sodist, Pirx, Palex (td): Медведев, Акимов В.В.


Модератор:
10.02.2010 01:06  BAPBAP: Тема была перемещена в указанный форум.  (Политзанятия -> Полигон)
Перейти: <>
Опции: ОтветитьЦитировать

Тема Написано Дата
Маркс - наш человек!(tu)(td)(tu)(tu)(tu)(tu)(td) rvv 09.02.2010 08:30
Отв: Маркс - наш человек!(tu) sodist 09.02.2010 18:27
короче говоря Козлов Евгений 09.02.2010 18:44
Отв: короче говоря sodist 09.02.2010 18:57
не совсем верно Козлов Евгений 09.02.2010 19:00
Не ошибся он Pirx 09.02.2010 19:23
он может быть нет Козлов Евгений 09.02.2010 19:25
И не просто марксисты Pirx 09.02.2010 19:32
ну пошло поехало(tu)(tu) Козлов Евгений 09.02.2010 19:45
обратите внимание Козлов Евгений 09.02.2010 20:07
Отв: обратите внимание(tu)(td) Pokrovsky 12.02.2010 17:09
согласен Козлов Евгений 12.02.2010 22:48
Отв: согласен Pokrovsky 12.02.2010 22:59
Маркс эволюционировал Козлов Евгений 06.04.2010 11:22
Отв: Где ПРАВДА Palex 13.02.2010 18:31
Причем здесь троцкизм?(tu) Ordusofob 13.02.2010 19:12
Таким образом, Pirx 15.02.2010 09:22
а ты только щас Козлов Евгений 19.02.2010 10:42
у него не появилось Козлов Евгений 19.02.2010 10:42
За ценный материал спасибо Pokrovsky 12.02.2010 17:12
Ну и где тут марксисты?? Pirx 12.02.2010 20:51
Отв: Ну и где тут марксисты?? Pokrovsky 12.02.2010 22:10
Покровский, если не секрет ГрачЪ 12.02.2010 22:15
Отв: Покровский, если не секрет Pokrovsky 12.02.2010 23:00
Отв: Покровский, если не секрет ГрачЪ 12.02.2010 23:30
Отв: Покровский, если не секрет Pokrovsky 13.02.2010 00:34
Отв: Стяжают каждый сам для себя Palex 13.02.2010 18:14
Отв: Бог с нами Palex 13.02.2010 18:16
Отв: Да здравствует социалист Брежнев Palex 13.02.2010 18:08
Ленин и бланкизм(tu) Ordusofob 14.02.2010 12:03
подменяете в другую сторону Козлов Евгений 19.02.2010 10:47
марксизм, ленинизм и русская община Ordusofob 14.02.2010 11:52
Отв: марксизм, ленинизм и русская община Pokrovsky 14.02.2010 17:46
а как ещё Козлов Евгений 19.02.2010 10:49
Отв: Дележ убытков и доходов Palex 13.02.2010 17:48
А почему на ПЗ?? Pirx 09.02.2010 19:21
Отв: А почему на ПЗ?? sodist 09.02.2010 19:34
Да и сам умучился думая куда (-) rvv 09.02.2010 23:55
Дык специально ж сделали Полигон, чтоб не мучиться (-) Pirx 10.02.2010 00:22
ваш! берите его всего! вместе с собеседником.(td)(td)(tu) Xerf 09.02.2010 21:32
Отв: мене не четаете Palex 13.02.2010 18:38
that was the common sense Xerf 13.02.2010 22:35
Отв: и все таки аксиоматика Palex 14.02.2010 22:39
Отв: Маркс - наш человек!(tu)(tu)(tu) Grumbs 06.04.2010 19:10
про перельмана? или - вообще?...(-) Xerf 07.04.2010 22:00
Перельман - не один такой... Grumbs 08.04.2010 00:18


Этот форум в режиме 'только для чтения'.
В онлайне

Гости: 9

This forum powered by Phorum.