Supernovum.ru
|
Это архив форумов. Работающие форумы расположены вот по этой ссылке
Полигон (архив)
Экспериментальная площадка
|
|
Информация и поведение человека. Полемика с новопарадигматиками. Пользователь: Око (IP-адрес скрыт) Дата: 10, March, 2010 13:00 Зададимся вопросами: для чего служит информация, и каким образом она вырабатывается? Мы сейчас не стремимся к достижению абсолютной философской истины, нас лишь интересует соотношение понятий информации и человеческого поведения. В таком контексте видится разумным предложить, что информация – это то, что делает поведение более эффективным с точки зрения достижения полезного конечного результата, а отсутствие информации - неэффективным. Информация – это знание, позволяющее управлять событиями, а не только рефлексировать по их поводу. Кто знает – тот умеет.
Информация имеет смысл лишь в контексте выбора способов поведения. Понятие "информации» безотносительно к поведению не имеет особого смысла. Мы не отрицаем на-личия чисто познавательного аспекта «информации» в смысле сообщений о событиях, явлениях, фактах. Существует такой чрезвычайно распространенный вид поведения, как «потребление информации». Человек как информационная система постоянно нуждается в раз-нообразии, переживании разнообразия, как нередко говорят, в каком-то «action». Для всякой информационной системы реальное действие в реальном мире вполне может быть замено виртуальными событиями или наблюдением за реальными событиями. Важно только одно – чтобы виртуальности или наблюдение давали пищу для эмоциональных рефлексий, переживаний той или иной желательной модальности. Об этом речь пойдет ниже. Мы же будет да-лее вести речь об информации именно в смысле событий и поведений реального физического мира, т.е. о семантическом аспекте понятия информации. Постараемся проиллюстрировать суть затронутого вопроса на конкретном примере. Ниже следует цитата, к которой излагается чрезвычайно распространенный взгляд на «информацию». ----------------------------- «……Всё более очевидным и проявленным становится такой феномен: для создания новой информации требуется минимум усилий. В прежние времена мало было придумать что-то новое – надо было ещё затратить усилия, чтобы созданная информация оказалась дос-тупной для восприятия другими: записать, причём разборчиво; донести до издателя, убедив его в том, что данный креатив достоин иметь читателей; растиражировать в необходимом количестве и распространить. И это только для «простейшего» случая: когда новая информация извлекается непо-средственно из головы и жизненного опыта автора. Говоря же, к примеру, о научной работе, приходится учитывать и необходимость предварительной переработки немалых массивов исходной информации, прежде чем на её основе будет сгенерирована информация принципиально новая. Т.е. необходимой частью исследовательской работы было: сидение в библиотеке; чтение большого количества ранее написанных текстов (книг, рукописей, газет/журналов, рефератов/диссертаций, бюллетеней/препринтов и т.п.); выписывание от руки длинных цитат; их последующее переписывание в собственную работу… Наличие всех этих организационно-технических ограничений гарантировало ситуа-цию, когда количество авторов – создателей новой информации – было на порядки меньшим количества читателей, эту информацию потреблявших. С развитием компьютеризации и особенно Интернета ситуация принципиально изменилась. Креативность теперь не требует практически никаких оргтехнических усилий. Творческая мысль мгновенно перерабатывается в текст, который тут же выкладывается на web и становится доступен потенциальному читателю сразу после написания. Если же для креативности потребна какая-либо исходная информация, она находится в том же Интернете в течение нескольких минут работы с поисковиком, а дальше – copy&paste – и требуемая исходная информация надёжно вставлена в создаваемый креатив. …В Интернете становится очевидным всеобщее равенство идей (и как следствие – стоящих за идеями индивидов). Ни одна идея не может в этой среде быть «более равной», чем другая… Основную ценность наших дней составляет привлечение внимания к информа-ции, и в особенности – к информации эксклюзивной…». ____________________ Часто доводилось читать подобные строки, не правда ли? Однако попробуем разо-браться – а о чем, собственно, речь? Для создания чего сейчас требуется минимум усилий? Что мгновенно «перерабатывается в текст, который тут же выкладывается на web и становится доступен потенциальному читателю сразу после написания»? Равенство чего наблюдается в интернете? Что не может «более равным», чем что-то другое, по форме аналогичное? Основную ценность составляет привлечение именно к информации, или еще к чему-то? Эмпирически очевидно, что авторы вышеприведенной цитаты говорят и имеют ввиду тексты, т.е. связные и полные последовательности знаков. Однако тексты, со-стоящие из предложений, слов и букв – это лишь способы передачи информации в кодировках, распознаваемым и читаемых программой ум (словарное мышление). Способы передачи информации, но не сама информация. Тот или иной текст может содержать информацию, а может и не содержать таковой, т.е. быть лишенным семантики, смысла. Грубейший пример: ылмвоужмпрокщдьжадлитщкзщшолыфвзждмоущущозущмзумтщу. В более общем случае – любые последовательности знаков, не имеющие реальных со-ответствий в окружающем мире, как в явной, так и в скрытой формах. Информационный шум, информационный мусор. Т.е. нечто, выполненное с помощью средств передачи информации, но информацией не являющееся. Этикетка, симулякр, форма, лишенная содержания. При такой постановке вопроса с авторами цитаты трудно не согласиться. Техниче-ские возможности для создания и распространения последовательностей знаков сейчас действительно увеличились многопорядково. Для этого действительно требуется минимум усилий, не существует практически никакого предварительного отбора. Любая рефлексия любого гражданина, владеющего грамотой, может быть мгновенно выражена в какой-то последо-вательности знаков и помещена в сеть, причем по форме ни одна последовательность знаков, естественно! - «не имеет преимуществ» перед другой последовательностью знаков. Если не касаться содержания, смысла, семантики этих последовательностей. И, если полностью отвлечься от качества (смысла), выраженного теми или иными последовательностями, то, действительно, основной проблемой для их создателей является привлечение внимания именно к себе и своим текстам. Т.к. настоящая информация и настоящее качество всегда обладает чудесным качеством – привлекать к себе внимание не только своей практической полезностью, красотой, изяществом. Модератор: 11.03.2010 09:40 Pirx: Тема была перемещена в указанный форум. (Салон -> Полигон) |