Supernovum.ru
Список форумов
Это архив форумов. Работающие форумы расположены вот по этой ссылке
Полигон (архив)
Экспериментальная площадка 
о «горнозаводской цивилизации»
Пользователь: sult (IP-адрес скрыт)
Дата: 10, March, 2010 16:44

О «ГОРНОЗАВОДСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ»

После очередной публикации Алексея Иванова (газета «Новый компаньон», статья «Жаль контента», №32 от 25 августа 2009 года) к нему обратился идеолог и спонсор создания Пермского музея современного искусства Сергей Гордеев с просьбой подробнее рассказать о «горнозаводской цивилизации». Иванов Гордееву ответил. С любезного разрешения автора «Новый компаньон» публикует письмо писателя сенатору.
Здравствуйте, Сергей!

Я могу рассказать о «горнозаводской цивилизации». Это не сложно, но долго. Попробуйте в двух словах рассказать о цивилизации Древней Греции — возможно ли это? Гораздо проще показать на примере. Вот один пример.

У любой цивилизации есть свой тип культурного героя. У греков таковым был собственно Герой — Геракл, Персей, Одиссей. У русской цивилизации таким героем был Богатырь — Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич. У «горнозаводской цивилизации» был Мастер. И вот тут начинается сложность. Потому что уральская «горнозаводская цивилизация» была все же вариантом русской цивилизации, пусть и очень своеобразным. И своих культурных героев «горнозаводская цивилизация» брала из русской истории Урала. Скажем, Ермак XVI века, Салават Юлаев XVIII века, Чапаев XX века — это один и тот же культурный герой, Мастер, отформатированный под разные исторические персонажи. Все они одинаково сражались с врагами-иноверцами и потому утонули — Ермак в Иртыше, Салават — в Балтике, а Чапаев — в реке Урал.

«Горнозаводская цивилизация» по отношению к крестьянской русской цивилизации всегда «постмодернистская», как актуальное искусство всегда постмодернистское по отношению к традиционному. Потому что Россия была сельской и феодальной, а Урал — заводским и капиталистическим. Вот этот старинный «постмодернизм» — ноу-хау. Постмодерн «горнозаводской цивилизации» и есть ключ к новому прочтению Урала, которое могло бы выразиться в том числе и в актуальном искусстве. Но одного его — мало.

«Горнозаводская цивилизация» — обобщенное название уральского образа жизни. Урал существовал обособленно от России: здесь была индустриальная «империя», которой управляли горные генералы, а губернаторы не имели власти. Здесь были своя форма крепостного права, свое войско, своя валюта, свое административное деление и т. д. Здесь развивались собственные формы «промышленного искусства»: камнерезный промысел, эмаль, гравюра на металле, иконопись, художественное литье, «деревянные боги». Была своя мифология, отраженная в «зверином стиле» и сказах Бажова. Было свое представление о ценностях жизни — например, работа считалась важнее свободы. Были свои святые и герои — например, Симеон Верхотурский и Данила-мастер.

Самое главное — здесь был свой тип поселения: город-завод. Первым в мире городом-заводом был Екатеринбург, основанный в 1723 году. Это аксиома мирового градостроения. Всего горных заводов было построено около 220.

Главное отличие горнозаводских селений от других — пруд и завод в центре. Где вы увидите пруд и завод в центре Суздаля, Мурома, Владимира или Парижа, Лондона, Дели? Это абсолютный уникум.

Бывают города радиально-концентрические (историческая Москва), «шахматные доски» (Лондон), «гантели» (Афины), «полосы» (Каир). Современные города по планировке — «звезды», «веера», «луки». А «крест» — только уральский город-завод. Крест образован речкой с прудом и плотиной. В его центре всегда — старинный завод. Так устроены исторический Екатеринбург, Нижний Тагил, Ижевск, Златоуст, Белорецк, Первоуральск и т. д. Нигде, кроме Урала, таких типов поселения не бывало.

Для презентации Урала я предлагал выбрать большое, но вымирающее село Кын-завод. Потому что оно стоит на туристском трафике — на реке Чусовой. Потому что здесь самый полный «комплект» уцелевших построек и сооружений горного завода: плотина, руины завода, храм, контора, дамба, поселок, пристань.

Просто так восстановить руины — никому не нужно. Это скучно. Мертво. Я предлагал превратить их в аттракцион. Помимо музеев, арт-объектов и арт-акций, гостиниц и турбаз, сделать в Кыне еще кучу природных «развлечений» — от парапланов и байдарок до снегоходов и скалолазания. Превратить местную речку в маршрут для рафтинга — таких вообще в России нет. Запустить по ближней железной дороге рейсовый пассажирский бронепоезд (это в теме местной истории) — такого в России тоже нет. Туркомплексом можно «перехватить» огромный и «ничейный» поток туристов по Чусовой (и сформировать новый), чтобы со временем этот «Кын-парк» перешел на самоокупаемость.

Через многочисленные и разнообразные развлечения из Кына можно сделать живой центр постиндустриальной жизни. И не просто центр, а, так сказать, «сервер». Потому что 220 селений «горнозаводской цивилизации» следует осмыслить как «сеть». Кын стал бы ее «сервером» — проще говоря, самым известным местом для уральского туризма, олицетворением Урала. Потому что здесь — все: селение-завод, Чусовая с Ермаком, пермский период, «деревянные боги» и «звериный стиль», Строгановы и Демидовы, квадроциклы и катамараны, пещеры и скалы, охота и рыбалка, целебные источники, лыжи и снегоходы, парапланы и рафтинг, арт-объекты и культурное наследие. Весь набор уральских феноменов.

Сам по себе этот проект грандиозный. Его главная сложность — надо построить 100 км дороги, чтобы Кын «встроился» в кольцо Пермь — Кунгур — Первоуральск — Екатеринбург — Невьянск — Нижний Тагил — Усть-Утка — Кын — Чусовой — Пермь. На этом кольце полтора десятка горнозаводских музеев, горнолыжных баз, сотня памятников природы, истории и культуры. Но без дороги все планы про Кын — дохлые.

Потому этот проект — не частный. Его не осилит никакой меценат. Его не сделать ни за год, ни за три. Нужна краевая программа лет на 10. Нужны вливания в инфраструктуру. Но в итоге Урал получит свое «Золотое кольцо», в котором сейчас не хватает только кусочка.

Вот в этот проект я и предлагаю вложиться власти. Но власть находит 90 миллионов в год на рожденный Вами Музей современного искусства — и не нашла 200 тысяч на издание буклета по «Кын-проекту». По-моему, это несправедливо.

Дело, конечно, не в буклете. Нужен не буклет, а пересмотр вектора развития культуры и туризма в Пермском крае. Нужен большой и «долгоиграющий» проект, «культурный БАМ». Это он может стать эксклюзивом Урала, потому что все остальное, кроме горных заводов, в мире уже есть где-то в других местах.

Мне могут сказать, что это фантазии. Но за 15 лет в Свердловской области перестроен Екатеринбург — он стал как небольшая Москва. Проложены отличные дороги от границы с Пермским краем до Екатеринбурга и от Екатеринбурга до Нижнего Тагила. Лично для себя губернатор Россель выстроил на этом «кольце», на Чусовой, дачу с двумя мостами и конным памятником и проложил от Нижнего Тагила еще 80 км отличного шоссе. В Невьянске выстроен комплекс «Невьянская падающая башня». В Нижнем Тагиле — «Демидов-парк», в который входит шесть музеев, две выставки старинной горной техники, гигантский завод-музей, музейный карьер и музейный отвал. Река Чусовая объявлена национальным парком. Это все сделали наши соседи за 15 лет!

Прокатитесь и поглядите. Или посмотрите мой с Леонидом Парфеновым фильм «Хребет России». Или почитайте мою книгу «Хребет России» (оба «Хребта» выйдут через пару месяцев). Если я — сказочник, то губернатор Россель — вообще чудотворец, как старик Хоттабыч.

А у Челябинской области то же самое, что я предлагаю сделать в Кыне, получилось сделать с заповедником «Аркаим».

Появление такого уральского «Золотого кольца» выявит «горнозаводскую цивилизацию» из небытия. Потому что она затеряна не в джунглях, а посреди нынешних городишек и поселков.

Нет ничего увлекательнее погружения в самобытную цивилизацию — хоть с туристским восторгом, хоть с научным исследованием. И нет ничего более модного и современного, чем строительство цивилизации. То есть сетевой структуры. А музеи Гуггенхайма и гипермаркеты IKEA, общины сайентологов и рестораны «Макдональдс» — сетевые структуры, маленькие цивилизации в своей отрасли человеческой жизни. И все они коммерчески успешны.

Вот это я и пытаюсь донести до власти. Ведь не с нуля же строить-то. «Карусель» уже готова. Ее надо только «насадить на ось» (построить дорогу) и «закрутить» (пустить маршруты). И когда мне говорят, что у «местных» нет своего «проекта», своей «системы», своей «стратегии», — это ложь, потому что все есть. Просто, видимо, масштаб имеющегося настолько велик, что не влезает в узкое поле зрения чужаков.

Про цивилизацию Урала я писал в очерках «Уральская матрица» (журнал «Компаньон magazine», 2008-2009 годы) а также в книгах «Хребет России» и «Дорога единорога» — до их выхода из печати осталось чуть-чуть. В эту цивилизацию я тыкал пальцем в фильме «Хребет России» и в проекте «Пермь как текст», правда, оба они своими производителями еще не доведены до конца. Я перелопатил и переосмыслил кучу материала, но никто не пожелал дождаться итога и выслушать. Хотя, скажу без ложной скромности, вряд ли кто-то видел Урал больше, чем я, и в целом более компетентен.

Обломки уральской цивилизации рассыпаны по всему Уралу: горные заводы, выставки техники, памятники старины, памятники природы, горнозаводские музеи, промышленное искусство. На индустриальном Урале возник целый куст феноменов постиндустриального искусства — от Эрнста Неизвестного и «свердловского рока» до Земфиры, «Синих Носов», Кормильцева, Хотиненко и «Красной Бурды». «Уральское постиндустриальное», «актуальное» происходит не от художественной школы, как на Западе, а от самой «индустриальности» образа жизни. Выявляя старинный индустриальный образ жизни, культура неизбежно отталкивается от него и «всплывает» в постиндустриальную современность. Не совсем такую, как на Западе, — но мы и не Запад. В этом ценность и эксклюзив.

С уважением, Алексей Иванов

© 2006 Разработка «ArtSoft»


[www.arkada-ivanov.ru]

Перейти: <>
Опции: ОтветитьЦитировать

Этот форум в режиме 'только для чтения'.
В онлайне

Гости: 11

This forum powered by Phorum.