Supernovum.ru
Список форумов
Это архив форумов. Работающие форумы расположены вот по этой ссылке
Политзанятия (архив)
Вопросы актуальной политики и экономики, смежные исторические темы. 
Разговоры за жизнь
Пользователь: ilyas xan (IP-адрес скрыт)
Дата: 01, July, 2010 11:01

Междуцарствие
"Звезда Поволжья", передовица, №5 (11.02-17.02.2010)
Молниеносное и «единогласное» наделение 4 февраля полномочиями президента РТ Рустама Минниханова создало в истории республики сложный переходный период. Шаймиев твердо объявил, что он сложит свои полномочия согласно норме закона 25 марта, в этот же день состоится инаугурация нового президента.
По аппарату уже пошел гулять анекдот – на чем будет клясться Рустам Минниханов при вступлении в должность президента? Варианты ответов: а) на Коране, б) на многократно исправленной Конституции РТ, в) на уставе «Татнефти». Процедура наделения полномочиями длилась примерно полтора часа. Сначала полпред Приволжского округа Рапота отметил, что Шаймиев казался настолько незыблемым на политическом ландшафте России, что его уход вызвал шок. «Когда Шаймиев выступал, его выступления всегда были интересны, возникала такая тишина, он всегда говорил нетривиально, видно было, что он всегда говорил глубоко продуманные вещи», - говорил Рапота в затихший и потрясенный зал Госсовета. Депутаты, главы, министры выглядели растерянными.

Слова медленно падали с губ выступающих, атмосфера была почти «похоронной». Видно было, что люди не могли поверить, что это происходит на самом деле, ум у них отказывался постигать происходящее. Фарид Мухаметшин назвал сессию исторической.
Мне с самого начала, еще с первой пресс-конференции, не понравилось заклинание Шаймиева – «подзадержался». Мне кажется, он здесь ошибся. Его «задержка» привела к крупному выигрышу Татарстана – он «пробил» проведение в Татарстане Универсиады. Первый раз федеральный центр не хотел, чтобы в Татарстане проводилась Универсиада, не хотел «усиливать» Татарстан. Шаймиеву пришлось обещать, что Универсиада будет проводиться силами почти исключительно правительства Татарстана и татарстанского бизнеса. Расходы на Универсиаду планировались чуть ли не на уровне 20 миллиардов рублей. Последовательно они выросли до 60 миллиардов, потом до 140 миллиардов, сейчас подошли к 200 миллиардам. Путин прямо заявил: я знал, что этим кончится. Но он же целиком и полностью согласился, что это очень удачный проект. Необходимо, кстати, вспомнить, что автором проекта проведения Универсиады в Казани был министр спорта республики Марат Бариев. Если бы не идея Марата Бариева, можно сказать, что Минниханову не удалось бы на мощной тяге Универсиады внедриться в федеральные слои политической стратосферы.

Если поделить эпоху Шаймиева на пятилетки согласно стандартной советской классификации, то, пожалуй, первую шаймиевскую пятилетку можно назвать «пятилеткой суверенитета», когда были приняты Декларация о государственном суверенитете, Конституция РТ, проведен референдум о правосубъектности, итоги которого еще никто не отменял, и подписан первый Договор о разграничении полномочий и экономические приложения к договору, когда почти вся собственность на территории республики отошла Татарстану.
Вторая шаймиевская пятилетка – это пятилетка большого экономического скачка, внутреннего развития, закрепления успехов политики суверенитета, значительные доходы позволили стабилизировать экономику, сформировать экономическую систему республики, стабилизировать политическую систему, выстроить хорошие отношения с Ельциным. Это было время, когда с Татарстаном считались, уважали, когда Шаймиев вел максимально самостоятельную политику. Период противостояния с федеральным центром сменился на период взаимовыгодного «горизонтального», почти равноправного сотрудничества.

Третья пятилетка – пятилетка тысячелетия Казани знаменовала собой мягкое вхождение в правовое пространство России, в налоговую вертикаль. Татарстану выделили около 70 миллиардов рублей на проведение тысячелетия и приняли программу социально-экономического развития республики, которая была, по существу, компенсацией за вхождение в налоговое поле России. Шаймиев подсчитал аккуратно, сколько потеряет республика, когда вновь начнет платить налоги в Москву в полном объеме. Москва предложила: вы возвращаетесь к старой системе налогов, мы вам открываем режим наибольшего благоприятствования и почти полностью компенсируем финансовые потери за первые годы в виде целевой программы. Суверенитет был конвертирован в федеральные финансовые вливания, кстати, не очень большие. Иной вопрос, что, наверное, это был максимум возможного и невозможного, достигнутый Шаймиевым. Попытка активного или даже пассивного сопротивления могла окончиться отставкой Шаймиева и появлением в Татарстане полностью марионеточного правительства. Уже тогда соотношение ресурсов было не в пользу Шаймиева.

Четвертая пятилетка – это уже жесткая вертикаль, ликвидация прямых выборов президента. Хотя был заключен второй договор, но он был выхолощен и имел скорее демонстративный характер. Это были уже отношения откровенного господства и подчинения. Шаймиев сохранил свой авторитет, но многие его предложения откровенно клались под сукно. Слово «федерализм» стало под политическим запретом. Шаг вправо, шаг влево считался за «политический побег». Хотя при этом была провозглашена политика «Мы можем!», но Татарстан уже при этом пафосном лозунге не мог, например, восстановить самостоятельность, ту же выборность. С Шаймиевым, по существу, перестали считаться в «Единой России», которая все более склонялась к идеологии восстановления великодержавности. Шаймиев лавировал, проявлял иногда чудеса политического маневра, но его прочно загнали в угол. Он становился белой вороной в бюрократически заматеревшей вертикали.
Но если бы он не «подзадержался» у власти, то нужно прямо признать, что Татарстан не смог бы добиться многих успехов в своем развитии. Шаймиев так и сказал: «Я работал каждый день». Он многократно продумывал ходы и видел стратегический курс. Так что я посоветовал бы ему перестать повторять эту фразу: «подзадержался».

Это «подзадержался» принесло только значительную пользу народу, и эта фраза скорее свидетельствует, что Шаймиев еще находится в некотором остаточном шоке от неожиданной отставки, и у него слегка сбилась система координат, система объективной оценки ситуации.
Его речь на сессии была заторможенной, он не читал ее с листа, он размышлял вместе с залом. И это было его моральной победой, он остался человеком даже в этих, почти трагических условиях. Он вновь повторял фразу о «прочном и порочном круге», но я думаю, и в этой фразе он ошибался. Эта фраза – гимн феодализму. Власть и не прочна, и не порочна. Ее должно сделать прочной и непорочной, необходимо работать. Шаймиев словно не замечал вопиющего противоречия в фразе – если власть порочна, то она не может быть прочной, эти два понятия несоединимы. Прочная власть может быть только нравственной. Шаймиев стремился править справедливо, насколько это возможно в современных российских реалиях.
Отсутствие разделения властей вело к монополизму исполнительной власти, и отсюда вера в абсолютность административного ресурса. Возникала система без обратной связи, которая теоретически увеличивает количество ошибок системы в геометрической прогрессии за относительно короткий промежуток времени.

С этой точки зрения даже коррупция становится некоторым благом, так как создает некое подобие обратной связи, которая необходима как воздух. Коренная ошибка нашей власти – в ее откровенном пренебрежении вопросом нравственности. Безнравственную власть народ долго терпеть не сможет. Эти настроения уже «разлиты» в воздухе. По существу, Россия накануне буржуазно-демократической революции, движущие силы ее уже сформировались, и остался довольно малый промежуток времени, когда система может опять рухнуть. Весь вопрос в том, произойдет ли это сверху или снизу.
Рустам Минниханов сегодня в трудном положении. Ему придется конкурировать в политическом плане с Шаймиевым. Шаймиеву необходимо срочно создавать международный центр федерализма с привлечением интеллектуалов республики, России и мира. Через эту организацию он сможет идеологически обосновывать решение национальных проблем в России, в Москве с этими проблемами не справляются, они слишком зашорены, «ослеплены». Шаймиев сможет решать и межконфессиональные проблемы России в этом центре. И даже теоретическое осмысление проблем русского народа может быть продуктивным именно благодаря отстраненному взгляду из Казани.

Рашит АХМЕТОВ.

Если при капитализме человек эксплуатирует человека, то при социализме - наоборот!



Этот форум в режиме 'только для чтения'.
В онлайне

Гости: 22

This forum powered by Phorum.