Supernovum.ru
|
Это архив форумов. Работающие форумы расположены вот по этой ссылке
Салон (архив)
Философия и методология познания. Литература и искусство. Этика и эстетика.
|
|
Белое солнце пустыни. Пользователь: allem (IP-адрес скрыт) Дата: 09, May, 2010 00:27 бродя по просторам инета нашел следующее.
"Христианские смыслы фильма Белое солнце пустыни Недавно в очередной раз пересматривал этот замечательный фильм и вышло так, что смотрел его как будто первый раз. Знакомые герои обрели новые лица, знакомые события наполнились новым смыслом. После этого решил поделиться впечатлением от просмотра с кем-нибудь еще (с кем смог поделился). Теперь предлагаю Вам то, что уже высказал друзьям. Сюжет пересказывать не буду, он всем знаком. Главное мое внимание в фильме привлекло изображение смерти. Несмотря на то, что по сюжету людей в фильме гибнет непомерно много – целая банда, несколько героев, крупным планом смерть показана только несколько раз. Точнее всего 6 раз. Три раза показана смерть злодеев, три раза смерть положительных героев. При этом режиссер фильма противопоставляет смерти героев смертям злодеев и делает это просто замечательно. Первая поразительная вещь в фильме – смысловое объединение смертей двух людей. Первая смерть в кадре – Саид душит веревкой бандита, стоящего на крыше какого-то судна. Через несколько секунд он же (Саид) убивает выстрелом из ружья чернобородого бандита с кинжалом в руке, раненного Суховым. Эти две смерти объединены по смыслу и по времени как бы в одну смерть. Вторая смерть в кадре, в смысловом плане противостоящая первой, – смерть Гюльчатай и Петрухи. Гюльчатай Абдулла задушил, Петруху заколол штыком его собственной винтовки. Эти смерти также объединены в одну и по смыслу и по времени. Объединяя две смерти в одну (по времени и по смыслу) режиссер показывает два вида связи между людьми и противопоставляет одну из них другой. Связь между бандитами основана на грехе – преступлениях против других людей: грабежах, насилии, убийствах. Связь между Петрухой и Гюльчатай основана на любви, по крайней мере, со стороны Петрухи. Противопоставление смертей подчеркивается дополнительно специальными средствами. Злодеи гибнут в момент очередного своего злодейства – попытки скопом убить безоружного Сухова, герои – в момент своего высшего добра: Гюльчатай в темницу несет воды своему бывшему (или настоящему) мужу, Петруха гибнет в момент признания в любви к Гюльчатай. Это лучшие их поступки за весь фильм и именно во время этих поступков их настигает смерть. Обоих бандитов убивает Саид, обоих положительных героев – Абдулла. Кроме того, в фильме есть один очень интересный групповой персонаж. Это три старика с белыми седыми волосами и бородами, одетые в белые одежды. Появляются они в первый раз между первой и второй смертью вместе с четвертым стариком, таком же как и первые три, но мертвом. Три старика, одетых в белые одежды, символизируют Бога (Святую Троицу). И в дальнейшем появляются в кадре после смертей положительных героев фильма. При этом после смертей злодеев их в кадре нет. Смысл появления данного группового персонажа вполне понятен: герои после смерти встречаются с Богом и попадают в рай, злодеи – в ад. Следующая смерть в кадре – смерть смотрителя музея Лебедева. Он погибает, пытаясь спасти от смерти Сухова и восемь жен Абдуллы и защищая от разграбления музей. После его смерти в кадре также появляется групповой персонаж, символизирующий Святую Троицу. По смыслу противостоит этой смерти следующая смерть – смерть бандита, пытавшегося застрелить Саида, придавленного лошадью. Здесь режиссер противопоставляет жертвенность беззащитного безоружного Лебедева и бандита, который пытался убить такого же беззащитного безоружного Саида. Пятой смертью в кадре является смерть Верещагина, взорвавшегося вместе с баркасом. Надо заметить, что пороки злодеев и добродетели героев от смерти к смерти растут. В фильме Верещагин – это образ самого лучшего героя из тех, кто погибает. Он живет сам по себе, у него мир с Абдуллой. Но, в конце концов, столкнувшись со злом – убийством Абдуллой Петрухи, он не может остаться в стороне. Он один плывет на баркас и побеждает на нем целую кучу бандитов. Примечательно, что делает он это безоружным. Последняя сцена битвы – вооруженные бандиты окружили безоружного Верещагина, а он побеждает их голыми руками, завладев их собственным оружием. Верещагин – образ могучего героя, сильного и благородного. Он и погибает не от руки какого-либо злодея (с ним никто не справится), а в результате несчастного случая. С христианской точки зрения он гибнет в лучший момент своей жизни (то же самое можно сказать и про других героев) – в тот миг, когда он стал победителем и зла внутри себя (своего бездействия перед творящимся злом) и внешнего зла (бандитов). Все это видно по его лицу перед смертью – его черты благородны и спокойны. По смыслу смерти Верещагина противостоит смерть главного злодея – Абдуллы. Верещагин гибнет в момент своей величайшей победы, Абдулла – в момент своего величайшего злодейства и позора. Вооруженный Абдулла решает убить своих безоружных жен. В этот момент он перестает быть воином (каким был раньше), унижая самого себя таким подлым поступком. Воины не сражаются с женщинами и детьми. Изображение смерти Абдуллы просто ужасно. Он умирает в страшных муках от выстрела в живот. И мертвый падает в разлившуюся черную нефть. В смертях злодеев и героев режиссер показывает суд Божий над людьми. Это относится ко всем смертям, но особенно ярко режиссер показывает это в двух последних смертях. Их особенность подчеркивается изменением противостояния героя и злодея. Вопреки канонам жанра боевика (или вестерна – кому как нравится) главному злодею в фильме Абдулле противостоит не главный герой Сухов, а Саид. Это противостояние подчеркивается и смертями в кадре и встречей Саида и Абдуллы, когда они едут на лошадях рядом и беседуют о жизни. Сухов же – поразительная вещь!!! – оказывается выше такого противостояния со злом. Его главная сила не в умении воевать, а в силе духа. Он фактически «создает» других положительных героев фильма. Именно благодаря ему существует и противостояние Саида и Абдуллы и геройство Верещагина. Он создает их своими поступками или вернее, добрыми делами. Противостояние Саида и Абдуллы заканчивается, когда Абдулла переходит грань зла и задумывает убить своих жен. Его убивает не тот, кто ему противостоял, а другой человек. Это изменение и подчеркивает смерть Абдуллы именно как Божий суд, а не только дело рук человеческих. То же относится и к Верещагину. Он победил своих врагов на баркасе и уже после этой победы он гибнет. Закончилось противостояние воинов, остался только Божий суд. Таким образом, фильм Белое солнце пустыни при внимательном рассмотрении становится не просто «первым советским вестерном», а глубоко христианским фильмом, наполненным христианскими смыслами и образами, своего рода фильмом-притчей, где за внешними событиями стоит нечто большее". [kuraev.ru] автор поста Андрей А.П. показалось интересным. : котельников, LUPUS, amateur, Козлов Евгений, sezam, Pokrovsky, sakt : Аврум Модератор: 11.05.2010 21:54 Pirx: Тема была перемещена в указанный форум. (Неформатъ -> Салон) |