Supernovum.ru
Список форумов
Это архив форумов. Работающие форумы расположены вот по этой ссылке
Салон (архив)
Философия и методология познания. Литература и искусство. Этика и эстетика. 
Горе ума - в вечном и обреченном поиске понимания
Пользователь: rvv (IP-адрес скрыт)
Дата: 15, January, 2010 08:56

Горе ума
Дмитрий Быков

220 лет назад родился Грибоедов. Другие думают, что 215 - сам-то он указывал разные даты, и если принять 1790-й, получится, что рожден он еще до официального брака родителей. Проще, видимо, было всю жизнь играть роль вундеркинда, в 12 лет поступившего в университет и в 15 закончившего. Обстоятельства его ранней молодости темны. Наиболее убедительная реконструкция его характера (разумеется, после пушкинской, в "Путешествии в Арзрум") дана Тыняновым, психологически ему близким, в гениальной автоэпитафии "Смерть Вазир-Мухтара". О том, насколько эта реконструкция точна, можно спорить. Бесспорно одно: "Горе от ума" и гибель при защите посольства заслонили все прочие факты его биографии. Эти факты - жизненный и литературный - странно между собою рифмуются: герой комедии влюблен в женщину, которая его не любит и его не стоит. Автор комедии состоит на службе у Родины, которая его не ценит и про которую он все понимает. И гибнет за нее - в битве совершенно бессмысленной, защищая беглеца Мирзу-Якуба, который ему никто.

"Горе от ума" не было бы великой пьесой, содержи оно только картину московского общества образца 1820-х годов, даром что картина эта меняется очень мало. Тут есть еще и чисто драматическая, бессмертная коллизия, которая и делает "Горе" сочинением, близким даже современному девятикласснику. Главная претензия к пьесе, высказываемая в разное время - независимо друг от друга - Пушкиным и Белинским (первым - в письме к А. Бестужеву, вторым - в специальной статье), заключается в психологической несообразности конфликта. "Все, что говорит он, - очень умно. Но кому говорит он все это? Фамусову? Скалозубу? На бале московским бабушкам? Молчалину? Это непростительно. Первый признак умного человека - с первого взгляду знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Репетиловыми и тому подоб.", - пишет Пушкин, сам всю жизнь глубоко страдавший от непонимания людей, цену которым он знал отлично. "Трагикомизм нашего положения в том, что мы добиваемся признания в глазах людей, чье мнение презираем", - сказал Шопенгауэр, но позже. Правда, с тех пор как эту фразу процитировал Веллер, ее регулярно приписывают ему, и по стилю правда похоже, но Шопенгауэр тоже был ничего.

Белинский по молодости лет идет дальше - он вообще не находит в Чацком ничего, кроме пошлости, и полагает, что комедия сильно выиграла бы как картина нравов, если бы Чацкого выкинуть. Главное же - его смущает самая пружина действия: в Софью влюблен, надо же! Какой после этого ум?! "И что он нашел в Софье? Меркою достоинства женщины может быть мужчина, которого она любит, а Софья любит ограниченного человека без души, без сердца, без всяких человеческих потребностей, мерзавца, низкопоклонника, ползающую тварь, одним словом - Молчалина. Он ссылается на воспоминания детства, на детские игры; но кто же в детстве не влюблялся и не называл своею невестою девочку, с которою вместе учился и резвился, и неужели детская привязанность к девочке должна непременно быть чувством возмужалого человека? Буря в стакане воды - больше ничего!.." Эх, Виссарион Григорьич, либо ты не любил, либо тебе уж очень везло с избранницами.

Грибоедов попал в нерв: черта умного человека - изначально и неизбежно присущая уму, - увы, именно в этом. Высказываться перед теми, кто не может тебя понять; домогаться уважения тех, кого сам ты не можешь уважать ни при какой погоде; любить ту, которая способна полюбить кого угодно, кроме тебя, и, в сущности, мизинца твоего не стоит - знаменитого грибоедовского простреленного мизинца. Может ли быть иначе? Вряд ли. Потому что другое положение дел свидетельствовало бы уже о высокомерии, а оно весьма редко уживается с настоящим-то умом. Снобизм - иное дело, но редкий сноб умен в истинном смысле слова. Чаще он демонстрирует репетиловские черты - нахватался фраз, да и позиционирует себя, не особо слыша, что ему отвечают.

Горькая и странная эта пьеса - именно о том, как ум взыскует диалога. Он не живет в вакууме, по-щенячьи горячо набрасывается на собеседника, надеясь разагитировать, перевербовать его, хоть что-то доказать, попросту выболтаться. Не забудем: человек приехал из-за границы, долго жил среди чужих, потом намолчался в дороге, - что ему делать, как не обрушивать словесный водопад на первого встречного? Пушкина и Белинского смущает, что Чацкий не разобрался в Софье, которая, по пушкинскому определению, "не то ..., не то московская кузина". Скажите на милость, естественно ли для умного человека разбираться в предмете страсти? Это признак совсем иной души - расчетливой, опытной, пусть даже и тонкой, но Грибоедова интересует ум философский, чаадаевский, чацкий, адский, самоцельный, занятый вечными вопросами. Такому мудрецу в самом деле не понять, что у него под носом делается. И - в полном соответствии с рассказом О.Генри "Попробовали - убедились" - Пушкин влюбляется в Оленину, которая над ним откровенно смеется, а женится на красавице, которая при гостях невинно ему замечает: "Пушкин, как ты надоел со своими стихами!"

В том и штука, что Молчалин отлично все понимает про Софью, которую и называет "плачевной нашей кралей". И Лиза понимает. И Фамусов догадывается. А Чацкий - не видит, и потому нелюбовь Софьи для него - трагедия. Для Скалозуба, кстати, она бы никакой трагедией не была - потому что ему эту трагедию нечем чувствовать. Не любит - эка штука, вот по службе обошли - это да, Шекспир. Грибоедов точно подмечает ахиллесову пяту всякого большого ума: необходимость отклика, а в особенности - потребность в любви. Не дается ум холодным и самодостаточным существам, это, в сущности, точная иллюстрация к поговорке про бодливую корову. И это - один из фундаментальнейших законов, на котором держится мир: если бы злодеи были умны - о, в какой ад они давно превратили бы захваченный ими мир! Но злодеи недалеки, как правило: способности к пониманию и здравому анализу съедены тщеславием, мнительностью, заботой об имидже, бабле, карьере. А ум дается таким, как Чацкий, каким его, судя по мемуарам, играл у Мейерхольда Гарин: лирическим, пылким, рассеянным, инфантильным, небрежно одетым. (И кстати - прав был Мейерхольд, убрав из текста выбивающийся из этой концепции монолог про французика из Бордо.) Высчитывать, кому и что можно сказать, - молчалинская черта. Это Молчалин у нас знает, в какое время открывать рот, а в какое тебя все равно неправильно поймут. А ум рассыпает цветы своего красноречия где захочет - ему ведь нетрудно.

Горе ума - в том, что он не может априори признавать людей идиотами. В нем нет холодного презрения к тем, что много ниже, и температура его мира - не околоноля, а много выше. Горе ума - в вечном и обреченном поиске понимания, в монологах перед Фамусовыми и Скалозубами, в искреннем неумении и нежелании вести себя так, чтобы "блаженствовать на свете". Горе ума - в любви к Софье, потому что здраво оценивать возлюбленную - прерогатива буфетчика Петруши. Горе ума, наконец, - в трезвом осознании того, что представляет собой твоя Родина, и в бессмысленной попытке предложить ей здравый проект восточной политики. Любить ее, такую, тоже бессмысленно и небезопасно: "По духу времени и вкусу он ненавидел слово "раб" - за то попался в Главный штаб и был притянут к Иисусу". Но ничего не поделаешь: все эти бессмыслицы - непременная черта умного человека, этой немногочисленной, но, к счастью, неистребимой породы.

В этом - бессмертие Вазир-Мухтара, его горя и его ума.


(tu): Pokrovsky, sult, Сербедар из Себзевара, Pirx, кешмарь, domkrat

Перейти: <>
Опции: ОтветитьЦитировать

Тема Написано Дата
Горе ума - в вечном и обреченном поиске понимания(tu)(tu)(tu)(tu)(tu)(tu) rvv 15.01.2010 08:56
Отв: Горе ума - в вечном и обреченном поиске понимания(td)(tu) allem 16.01.2010 14:09
Отв: За что же ?!(tu) ilyas xan 17.01.2010 20:38
Потому - не тонкой организации индивид. Xerf 17.01.2010 21:23
Отв: Потому - не тонкой организации индивид.(tu)(tu) ilyas xan 17.01.2010 21:51
Да там - не надувательство, сатира с опусканием. Xerf 18.01.2010 00:25
Я помню(tu) Сербедар из Себзевара 17.01.2010 22:25
Отв: Я помню ДзеГ 22.01.2010 21:50
Отв: Я помню Jugin 22.01.2010 22:35
Отв: не помню amateur 24.01.2010 01:14
Отв: помню amateur 02.02.2010 19:35
3 августа - какого года? Ordusofob 24.01.2010 17:51
Отв: 3 августа - какого года? Jugin 25.01.2010 16:26
Отв: Горе ума - в вечном и обреченном поиске понимания(tu) ДзеГ 22.01.2010 21:33
а можно, я одну вещь скажу(tu) котельников 28.01.2010 21:36
Вот и читаем буквально- Явление 7 (1-е появление Чацкого) rvv 28.01.2010 22:47
Пока все подтверждает слова rvv 28.01.2010 22:55
Отв: Пока все подтверждает слова?(tu) котельников 29.01.2010 09:15
Отв: Пока все подтверждает слова? rvv 29.01.2010 11:20
нет,... котельников 29.01.2010 11:47
Отв: нет,... rvv 29.01.2010 11:55
Отв: нет,... allem 29.01.2010 22:58
ну, дык, котельников 30.01.2010 11:24
Отв: ну, дык, allem 30.01.2010 11:37
Стоп, котельников 30.01.2010 18:12
Отв: Пока все подтверждает слова?(tu)(tu) Сербедар из Себзевара 04.02.2010 13:22
Чацкий - государственник? котельников 04.02.2010 19:41
Не так vmizh 04.02.2010 20:18
Чацких много. котельников 04.02.2010 22:56
И то верно vmizh 05.02.2010 12:26
Думаю, учитывал. котельников 05.02.2010 12:50
a propos Сербедар из Себзевара 05.02.2010 13:03
Почему, нестандартный? котельников 05.02.2010 13:23
Отв: Почему, нестандартный? ilyas xan 05.02.2010 14:25
Виноват, накосячил... котельников 05.02.2010 23:55
Отв: Горе ума - в вечном и обреченном поиске понимания(tu)(tu)(tu) Сербедар из Себзевара 04.02.2010 12:28
Завидую Вам rvv 04.02.2010 12:54
Отв: а не Юдашкинг ли Скалозуб? Pirx 04.02.2010 15:49
Отв: а не Юдашкинг ли Скалозуб? Сербедар из Себзевара 04.02.2010 19:02
Пара замечаний котельников 04.02.2010 20:08
Спасибо(tu) vmizh 04.02.2010 20:22
про Платона котельников 04.02.2010 20:31
И Вы правы vmizh 04.02.2010 20:38
Чацкий как образец целомудрия котельников 04.02.2010 21:21
Веселое доброе утро(tu) котельников 04.02.2010 21:27
Отв: Веселое доброе утро ilyas xan 04.02.2010 22:33
кстати, да котельников 04.02.2010 23:09
Молчалин котельников 04.02.2010 21:33
а не Юдашкинг ли Скалозуб?(tu) котельников 04.02.2010 21:46
Отв: а не Юдашкинг ли Скалозуб? ilyas xan 04.02.2010 22:36
В продолжение Сербедар из Себзевара 05.02.2010 00:48
Чацкий на новом взлете? котельников 05.02.2010 05:12
дык, я и говорю котельников 05.02.2010 13:14
Пушкин об уме в пьесе(tu)(tu) котельников 07.02.2010 21:09
Отв: Пушкин об уме в пьесе rvv 08.02.2010 08:26
нелинейные эффекты 2-го порядка котельников 08.02.2010 09:35
Отв: нелинейные эффекты 2-го порядка rvv 08.02.2010 09:45
Главный герой (ленгвиздика) котельников 08.02.2010 10:14
Отв: Главный герой (ленгвиздика) rvv 08.02.2010 10:21
Вашу версию, котельников 08.02.2010 10:30
Хм... котельников 08.02.2010 10:26
Отв: Хм... rvv 08.02.2010 11:14
Грибоедов о сюжете ГоУ котельников 08.02.2010 21:59
Отв: Грибоедов о сюжете ГоУ allem 09.02.2010 01:33
Отв: Ещё один взгляд(tu) ilyas xan 18.02.2010 00:15
Любопытно rvv 18.02.2010 08:06


Этот форум в режиме 'только для чтения'.
В онлайне

Гости: 7

This forum powered by Phorum.