Supernovum.ru
|
Это архив форумов. Работающие форумы расположены вот по этой ссылке
Салон (архив)
Философия и методология познания. Литература и искусство. Этика и эстетика.
|
|
Отв: Пару слов о гимне Пользователь: LUPUS (IP-адрес скрыт) Дата: 11, May, 2010 09:46 В конце 1980-х сделанный мною телефильм об истории государственных гимнов в России, где выдвигалась идея принятия гимна Глинки, был дважды повторен на первом канале перед сессиями Верховного Совета РСФСР. В результате большинство депутатов проголосовало «за». А затем началась эпопея по сочинению слов, как известно, ничем не закончившаяся. Оказалось, что нам словами объяснить Россию труднее, чем музыкой. Точно так же, как и «понять умом». Хотя до Глинки успешно пели «Гром победы раздавайся» Державина и Козловского, а также исполняли «Коль славен» Бортнянского и Хераскова, мелодию которого долгое время отбивали куранты на Спасской башне Московского Кремля.
После второго телеэфира произошло примечательное событие. Мне позвонил родственник одного только что скончавшегося капельмейстера ансамбля песни и пляски под управлением Александрова, и пригласил для того, чтобы показать нечто совершенно необычайное. Тогда руководил ансамблем Борис Александров – сын автора гимна СССР. Я пришел в гости к звонившему. Тогда то, в домашнем архиве семьи музыканта, я и увидел ноты прекрасной офицерской песни 1-й мировой и Гражданской войн, называемой «Странник». Она оказалась… точной мелодией гимна Советского Союза. Хозяин хранил ноты долго и до самой кончины никому о них, видимо, не рассказывал и не показывал даже близким. Подобное поведение было свойственно многим людям, жившим в сталинскую эпоху. Открытие меня и поразило, и нет. Величественность и сила мелодии советского гимна вполне могла иметь исторические истоки. Просто так ничего не появляется. Так было и у Львова, ведь текст «Боже, царя храни» был ремейком английского «Боже, храни короля», а мелодия – взята из русской народной песни «Не белы-то снега», как бы невзначай подсказанной Львову императором Николаем I. Затем мы уже вместе c сыном капельмейстера, да еще и со съемочной группой 1-го телеканала (я намеревался сделать вторую часть телефильма о Гимнах России - продолжение истории) пришли в гости к Борису Александрову в квартиру известного "дома на набережной". Сняли беседу, поговорили о гимне СССР, а затем я затронул тему той самой старой офицерской песни и вообще возможных истоков мелодии. Реакция Бориса Александрова была неожиданной и просто поразительной. Он категорические отказался что-либо рассказывать или комментировать. Стал эмоционально и скороговоркой доказывать какому-то абстрактному оппоненту, что авторство музыки гимна СССР принадлежит только его отцу - Александру Александрову, а все остальные истоки или аналогии - это надо еще доказать и пр. Похоже, что это была в некотором роде наболевшая тема, имевшая "хождение" внутри некоторого круга лиц и никогда не выходившая "на поверхность", к широкой общественности. Слушая все это, я просто молчал, не произнося ни слова... Молчали и все окружающие, оператор, звукорежиссер и другие невольные "участники" столь неожиданно складывавшейся беседы. То, как это его задело, показывало, что тема слишком серьезная, а возраст собеседника был более чем... Принесли какие-то лекарства, он был очень взволнован. И мы решили прекратить беседу, остановить съемки. Договорились о возможной встрече в ближайшее время. Но она так и не состоялась... Вторая часть фильма - увы - не вышла на экраны, а кадры и записи снятых материалов - надо искать в архивах Центрального телевидения. И все же, известие о том, что гимн сталинской эпохи был заимствован, казалось ошеломительным! Хотя хорошие мелодии зачастую имеют также не менее хорошие истоки (ведь мелодия гимна СССР сама по себе - весьма впечатляющая, только надо знать и иметь в виду, что пелась она в старые, дореволюционные времена на другие слова - более протяжно и спокойнее, без "грома", пафоса и без патетики; если кто-то попробует напеть эту мелодию именно так, то почувствует и заметит совсем иные и очень глубокие ее оттенки). Традиции громыхающих аранжировок старого мотива породили стереотип его восприятия, и теперь не просто пропеть замечательную и мелодичную застольную офицерскую песню и одновременно приметить заинтересованность и внимание слушателей. Нет, подавай стадионы и концертные залы, гигантские хоры и оркестры. Как будто "масштабность" и есть главная составляющая любого гимна. А так ли это? Но вернемся к Глинке. В конце концов, оказалось, что его гимн – сам по себе - это уникальное творение, созданное без заимствований, как теперь принято говорить – эксклюзивно, специально для России и по специальному же заказу. Добавим к этому, что он написан великим русским композитором, создателем хора «Славься», также ставшего символом и своеобразным гимном. В результате именно эту мелодию мы и отвергли! [webcache.googleusercontent.com] от лица Здравого Смысла и Мирового Порядка © С. Покровский |