Историю главного храма Чешского королевства можно назвать также историей неудачных попыток достройки незавершенного средневекового шедевра в периоды готики, ренессанса и барокко.
И лишь в 19 веке появилась возможность продвижения работ по завершению кафедрального собора.
1832 - Вацлав Пешина из Чехорода становится святовитским каноником, спустя два года он предлагает к рассмотрению проект достройки кафедрального собора архитектора Карла Рживнача. Судя по чертежам, предлагалось продолжать поиски романтического образа, начатые 20 лет назад архитектором Людвигом Колем. Коль предлагал над пересечением главного нефа с трансептом соорудить купол, а вариант Рживача предполагал возникновение в пару к существующей большой южной башни - еще одну северную, обе с каменным завершением, согласно образцу железного реликвария работы П.Парлержа из святовитской капеллы.
1843 митрополит-каноник Пешина, основав Общество по достройке храма, заказывает Рживначу продолжение проектной разработки, предприняв с ним исследовательскую командировку по немецким готическим храмам, завершившуюся на стройке кафедрального собора в Кёльне.
1844 - на съезде немецких архитекторов в Праге была сформулирована программа обновления;
В 1851 г. к работе был привлечен еще один архитектор–«неоготик» Й.Краннер.
1859 - создан строительный Союз, целью которого было не только обновление, но и окончание строительства, а также «отстранение всего искаженного и стилю противного».
1861 - начинаются подготовительные работы, которые 10 лет ведет Краннер. Закладывая строительную базу, он до середины 60 лет обновляет памятник снаружи. После устранения барочных украшений, переходит к работам в интерьере.
1866 - Краннер завершает полный проект по достройке собора. В основе проекта - концепция в духе Кёльнского собора, но с одной башней;
1870 - начинаются работы на фундаментах достройки перед средневековой «временной» стеной;
1873 – освящение обновленного пресвитерия. Работы по реконструкции после смерти Краннера возглавил архитектор Йозеф Моккер.
1876 – Моккер предлагает к рассмотрению новый проект достройки, который оставляет предыдущий проект «нетипического» понимания в пользу стремления приблизить памятник к идеалу западноевропейского кафедрального собора классической готики, совершенно четко читаемой в решении западного фасада.
1899 – после смерти Моккера его дело продолжает Гильберт, заслугой которого было и то, что во время проведения строительных работ на территории Града были сделаны крупные археологические и антропологические открытия, оказавшие значительное влияние на представления о ранней истории чешского Государства. В ходе раскопок были обнаружены древние постройки – ротонда Вацлава и базилика св. Вита, монастырь каноников, княжеские, королевские и епископские захоронения.
1929 – открытие кафедрального собора, приуроченное к празднованию тысячелетия со дня смерти канонизированного князя Вацлава.
Так спустя много столетий, была осуществлена идея строительства «дома над городом», изначальная исключительность которого - в неповторимом доминирующем положении в среде исторического центра.
В дальнейшем проходили работы по реконструкциям и декоративно-пластическому убранству интерьера главного храма с привлечением ведущих художников от сецессии до неоклассики.
Aрхитекторы: Йозеф Краннер, Йозеф Моккер, Камил Гильберт
Застройщик: Общество по достройке храма св. Вита в Праге
[
www.ilovecz.ru]