edgeways.ru
|
|
Загадки римской либурны Пользователь: vava (IP-адрес скрыт) Дата: 20, May, 2020 10:32 Как известно из ТИ Рим начал строить свой флот для борьбы с Карфагеном (с вездессущими финикийцами, которых римляне называли пуны). Полибий рассказывает байку, что римляне нашли на берегу валяющуюся пентеру (это якобы крупный корабль с пятью рядами весел), и не долго думая римляне сколотили по этому образцу несколько десятков подобных кораблей. Так сухопутные штафирки создали великую морскую державу. Полибий об этом повествует.
Прошло лет 300 с гаком, и как некий Вегеций пишет в конце 4 в.н.э., римляне задолбались плавать на пентерах и триремах и огляделись вокруг и увидели либурну: 33. Различные провинции в различные времена имели преобладающее значение в морском деле; поэтому и были корабли различного вида. Но когда Август сражался с Антонием при Акциуме (31 г.до н.э.), главным образом благодаря помощи либурнов был побежден Антоний. На опыте этого столь важного сражения обнаружилось, что корабли либурнов более пригодны, чем остальные. Поэтому, взявши их за образец и усвоив их название, по их подобию впоследствии римские владыки создали свой флот. Либурния является частью Далмации с главным городом Ядертиной (Зара-Веккиа. — А. X.); взяв пример с кораблей этой области, теперь и строят военные суда и называют их либурнами. Чем таким особым либурна превосходит трирему или пентеру? Википедь пишет: Корабли этого типа прославились в морской битве при мысе Акций, когда благодаря своей скорости и маневренности окружали и с помощью метательного оружия поджигали значительно более крупные корабли противника. Римский историк I в. Аппиан называет либурнами лёгкие быстрые суда с двумя рядами вёсел, по имени иллирийского племени либурнов, которые на таких кораблях пиратствовали в Ионийском море («События в Иллирии», 1.3). На либурны в римском флоте возлагался широкий круг задач, которые в наше время выполняют эсминцы, — разведка, охрана морской территории, борьба с пиратами, услуги связи, быстрая доставка важных грузов. Содержание кораблей обходилось значительно дешевле, чем трирем, в короткие сроки было возможно создание флотилии взамен потерянной. А в битве при Акциуме выяснилось, что либурны эффективны не только в борьбе против пиратов, но, снаряженные соответствующим образом, представляют угрозу более крупным кораблям. У либурн не было палубы, только узкий мост, соединяющий нос и корму. Небольшая кабина в задней части корабля была характерна, защищая рулевого и офицеров от более легкого метательного оружия. Экипаж состоял из 50-80 гребцов и 30-50 морских пехотинцев, в зависимости от размера корабля. Их Здесь нагорожено много нелогичного. Разбираемся. Триера была придумана согласно Фукидиду около 650 г.до н.э. (ТИ с этим согласна). Лет 600 она плавала по Средиземью в огромных количествах, а на 601 год римляне огляделись вокруг - бубеныть! - у либурнов-то лодки получше будут. Ну и давай строить "эсминцы". ))) Народ либурны - это венеты к слову сказать. "Эсминцы" шустро подплывали к неуклюжим триерам и прочим тессерам и херачили по ним зажигательными снарядами (горшки с нефтью? бензином? огнеметы?) Далее Вики приводит старинный камень с картинкой, где типа либурны ведут бой. Камень этот выдается за 6-5 в. до н.э.! Т.е. венетская либурна уже мотылялась по Адриатике лет 500, прежде чем ее приметили римляне. Но смотрим на картинку. И что видим? Видим пиратов (ога-ога), вооруженных длинными явно не бронзовыми мечами и круглыми щитами. Две лодки сражаются меж собой, паруса и мачты сняты. По центру корабль идет под парусом. На кургузой корме стоит руль явно по килю. Навесной? Гребцов один ряд, они ничем не защищены (в походном состоянии). Имеется "таран" - выступающая спереди килевая балка. Вегеций почему-то не пишет, что либурны использовали таран против крупных кораблей? Почему бы? На высоком изогнутом штевне голова какого-то животного. Возможно это морской змей. Далее дается картинка реконструкции либурны, выполненная потомками либурнов - нынешними хорватами и выставленная в археологическом музее Задара Без смеха не взглянешь! На плавучее тело т.н. "критского корабля" (см. ветку про килевой корабль) вторым этажом присобачена славянская ладья с лебединой головой на форштевне. продолжение следует |