edgeways.ru
|
|
Исход Пользователь: vava (IP-адрес скрыт) Дата: 15, October, 2020 00:23 Думал, начинать ли разбор второй части Книги? Литературные приемы аффтаров определились по первой части, хронология просматривается и должна вывести к иудейской эре. Географически регион определился достаточно точно. Время написания остается неясным. Но в принципе возможны интересные разгадки и трактовки общепринятых сюжетов и событий. Одна из главных загадок раздела Исход - это невероятное число исходящих из Египта евреев. Напомню, что туда зашло 76 человек, а вышла, как считается, толпа размером от 1 млн до 1.5-2 млн. Это при том, что сейчас в Израиле живет 9 с чем-то млн человек, а в 1960 году согласно статистике там проживало около 600 тыс.чел. И в Иордании тысяч 400.
1 Вот имена сынов Израилевых, которые вошли в Египет с Иаковом [отцом их], вошли каждый со [всем] домом своим: 2 Рувим, Симеон, Левий и Иуда, 3 Иссахар, Завулон и Вениамин, 4 Дан и Неффалим, Гад и Асир. 5 Всех же душ, происшедших от чресл Иакова, было семьдесят [пять], а Иосиф был уже в Египте. Здесь вроде бы как в Бытии все, да не все. Вдруг всплывает упоминание домов каждого из братьев. И мы понимаем, что 75 человек, перечисленных ранее - это те, которые условно относятся к роду Якова, но эти 75 человек образуют 11 домов-кланов. Возьмем дом-клан разжалованного первенца Рувима например. Вроде речь шла о нем и 4 сыновьях его - холостяках. Сам Рувим возможный вдовец. Эти 5 человек не образуют дом. Клан - это куча родни, племянники всякие, родственники жен, слуги, наложницы, рабы и хрен знает кто (причем все обрезаны по вере). В принципе так и должно было быть. В Египет зашло как минимум несколько сотен, если не тысяч человек. 6 И умер Иосиф и все братья его и весь род их; 7 а сыны Израилевы расплодились и размножились, и возросли и усилились чрезвычайно, и наполнилась ими земля та. Земля Гесем (13 ном) имеется ввиду? Книга не уточняет. 8 И восстал в Египте новый царь, который не знал Иосифа, 9 и сказал народу своему: вот, народ сынов Израилевых многочислен и сильнее нас; 10 перехитрим же его, чтобы он не размножался; иначе, когда случится война, соединится и он с нашими неприятелями, и вооружится против нас, и выйдет из земли [нашей]. Какой-то наивный фараон. Пришельцев до него хорошо кормили, уважали и пр. С чего бы евреям перекидываться к некоему неприятелю (к вавилонянам? к ливийцам каким или эфиопцам?)? И для чего? Чтобы типа уйти из Египта, где их так классно кормят? Фараон решает кардинально порешать демографическую проблему. 11 И поставили над ним начальников работ, чтобы изнуряли его тяжкими работами. И он построил фараону Пифом и Раамсес, города для запасов, [и Он, иначе Илиополь]. 12 Но чем более изнуряли его, тем более он умножался и тем более возрастал, так что [Египтяне] опасались сынов Израилевых. Здесь сразу же обозначается старая проблема с топонимами - составители Книги не могут сопрячь времена появления городов со временем описываемых событий. Оказывается, что Гелиополь только начали строить, а Иосиф в свое время как-то умудрился жениться на дочке Потифера - главного жреца Гелиополиса. Город Рамзеса упоминался в Бытии, но оказывается, что он только строиться начал через 60 лет после описываемых в Бытии событий. Интересно также, а разве города для запасов при Иосифе так и не были достроены? Про возрастающую мощь - это сильно. Убавить пайки рабочим якобы хитрый фараон не догадался, устроил евреям усиленное трехразовое с выходными по субботам и отпусками по религиозным праздникам. 13 И потому Египтяне с жестокостью принуждали сынов Израилевых к работам 14 и делали жизнь их горькою от тяжкой работы над глиною и кирпичами и от всякой работы полевой, от всякой работы, к которой принуждали их с жестокостью. Скот, надо понимать, египтяне поручили другом кочевникам, а прежних отправили месить лайно (кирпичи были разных видов, в т.ч. саман) или горбатиться на плантациях. Город Пифом - это 8 ном (тоже восточный). Т.е. евреев стали распределять по территории Египта по местам строек и по полям вдоль Нила. Но рассказ ведется так, будто все живут в одной деревне. На этом хитрость фараона не закончилась. Он решил пугануть повитух. 15 Царь Египетский повелел повивальным бабкам Евреянок, из коих одной имя Шифра, а другой Фуа, 16 и сказал [им]: когда вы будете повивать у Евреянок, то наблюдайте при родах: если будет сын, то умерщвляйте его, а если дочь, то пусть живет. 17 Но повивальные бабки боялись Бога и не делали так, как говорил им царь Египетский, и оставляли детей в живых. 18 Царь Египетский призвал повивальных бабок и сказал им: для чего вы делаете такое дело, что оставляете детей в живых? 19 Повивальные бабки сказали фараону: Еврейские женщины не так, как Египетские; они здоровы, ибо прежде нежели придет к ним повивальная бабка, они уже рождают. 20 За сие Бог делал добро повивальным бабкам, а народ умножался и весьма усиливался. 21 И так как повивальные бабки боялись Бога, то Он устроял домы их. Имена бабок просто умиляют - Красотка и Милашка. Эти симпатяги умудрялись обслуживать детородный бум среди евреев вдвоем! Или они возглавляли ассоциацию повитух, но Книгу откорректировали в этом моменте... Бабки фараона проигнорили, тот это проглотил, преклонился так сказать перед авторитетом акушерским, а бабкам в дом лились потоком достаток и уважуха... 22 Тогда фараон всему народу своему повелел, говоря: всякого новорожденного [у Евреев] сына бросайте в реку, а всякую дочь оставляйте в живых. Жестоко. Но раз с еврейскими бабками не получилось, пусть простые египтяне расстараются. |