edgeways.ru
|
|
Отв: Глава 3 Судья №1 и судья №2 Пользователь: vava (IP-адрес скрыт) Дата: 22, April, 2021 23:21 7 И сделали сыны Израилевы злое пред очами Господа, и забыли Господа Бога своего, и служили Ваалам и Астартам.
8 И воспылал гнев Господень на Израиля, и предал их в руки Хусарсафема, царя Месопотамского, и служили сыны Израилевы Хусарсафему восемь лет. 9 Тогда возопили сыны Израилевы к Господу, и воздвигнул Господь спасителя сынам Израилевым, который спас их, Гофониила, сына Кеназа, младшего брата Халевова. ПЕрвым судьей стал О пришествии месопотамского царя никаких сведений не дается вообще - ни названия города в Месопотамии, ни количества войска, ни данных о захваченной территории Ханаана, ни обстоятельств захвата. Скорее всего толком никакой войны не было - пришел супостат, до битвы дело не дошло, назначили дань и разошлись. Дань платили 8 лет, пока всех это не достало. Божий лев возглавил восстание. 10 На нем был Дух Господень, и был он судьею Израиля. Он вышел на войну [против Хусарсафема], и предал Господь в руки его Хусарсафема, царя Месопотамского, и преодолела рука его Хусарсафема. 11 И покоилась земля сорок лет. И умер Гофониил, сын Кеназа. Судья обладал неким Духом Господним. Что это такое? В Книге постоянно используются 2 похожих слова - душа и дух. Если по-простому, то душа - это жизнь. Она есть в живом существе пока присутствует дыхание в ноздрях и кровь в жилах. И есть дух - это сознание, разум, мысль, идея. Всякий чел обладает сознанием, разумом, да не всякий может идею бога постичь. Гофониил вроде как понимал, что окружающий его бардак есть наказание за неисполнение божьих наставлений, что бог сам насылает этот бардак (так по Книге получается) в качестве испытания, но свыше его торкнула мысль, что с месопотамцем надо кончать. Царю вряд ли была нужда самому тащиться в покоренный Ханаан за 900 км, скорее всего явились его вельможи за данью и огребли по-полной. Ну и вроде 40 лет спокойно было. Не интересная история. А вот со следующим судьей уже намного интересней! Звали его Крепыш (Аод). 12 Сыны Израилевы опять стали делать злое пред очами Господа, и укрепил Господь Еглона, царя Моавитского, против Израильтян, за то, что они делали злое пред очами Господа. 13 Он собрал к себе [всех] Аммонитян и Амаликитян, и пошел и поразил Израиля, и овладели они городом Пальм. 14 И служили сыны Израилевы Еглону, царю Моавитскому, восемнадцать лет. Про этого моавитского царя написано было в последней строке Книге Навина. Еглон (Мощный Телец) заявился после смерти Навина, но не сказано конкретно когда. По Книге судей набегает приличный срок - 40 лет правления Гофониила, 8 лет дани месопотамскому царю, пару лет разврата после Навина - итого набегает 50 лет. Еглон - это внук беглого Валака получается. Он взрос в гостях у аммонитян в Аммане. А возмужав, двинул на Израиль, предварительно подмяв владения колен Гада и Рувима. Перейдя Иордан Телец захватил Пальм (это второе название Иерихона). Получается, что часть колена Вениамина служила Тельцу 18 лет. 15 Тогда возопили сыны Израилевы к Господу, и Господь воздвигнул им спасителя Аода, сына Геры, сына Иеминиева, который был левша. И послали сыны Израилевы с ним дары Еглону, царю Моавитскому. Толком не указано колено, из которого происходит этот Аод (Крепыш). Зато зачем-то сообщается, что он левша. Ну и что, что левша? Леворукий Крепыш должен был везти подарки Тельцу. Он задумал терракт. 16 Аод сделал себе меч с двумя остриями, длиною в локоть, и припоясал его под плащом своим к правому бедру, 17 [и пришел,] и поднес дары Еглону, царю Моавитскому; Еглон же был человек очень тучный. Убийству жирного мерзавца Книга уделяет довольно много места. 18 Когда поднес Аод все дары и проводил людей, принесших дары, 19 то сам возвратился от истуканов, которые в Галгале, и сказал: у меня есть тайное слово до тебя, царь. Он сказал: тише! И вышли от него все стоявшие при нем. 20 Аод вошел к нему: он сидел в прохладной горнице, которая была у него отдельно. И сказал Аод: у меня есть до тебя, [царь,] слово Божие. [Еглон] встал со стула [пред ним]. 21 [Когда он встал,] Аод простер левую руку свою и взял меч с правого бедра своего и вонзил его в чрево его, 22 так что вошла за острием и рукоять, и тук закрыл острие, ибо Аод не вынул меча из чрева его, и он прошел в задние части. Телец устроил свое обиталище видимо в Ситтиме на равнинах Моавитских (восточный берег Иордана). Крепыш Аод поднес дары, потом проводил людей за реку возле Галгала (упомянуты установленные Навиным камни, которые почему-то названы истуканами). Затем Крепыш вернулся к Тельцу. Тот встал со стула, чтобы стоя обсуждать якобы послание божие (кстати стул - это может быть датирующим фактором. Почему переводчики не использовали слово "трон" или скамья? Стул - это странный термин для Библии). Крепыш засадил в толстяка весь меч, а рукоятка закрылась складками живота. 23 И вышел Аод в преддверие, и затворил за собою двери горницы, и замкнул. 24 Когда он вышел, рабы Еглона пришли и видят, вот, двери горницы замкнуты, и говорят: верно он для нужды в прохладной комнате. 25 Ждали довольно долго, но видя, что никто не отпирает дверей горницы, взяли ключ и отперли, и вот, господин их лежит на земле мертвый. Двери в покоях Тельца закрываются на замки - это тоже датирующий фактор. К замку прилагается ключ (а не щеколда на веревочке или рычажок какой секретный, как было на первых замках) - здесь уже слесарное дело в ходу! Слуги долго ждали, думая, что Еглон сидит на горшке в "прохладной комнате". А зря. 26 Пока они недоумевали, Аод между тем ушел, [и никто о нем не думал,] прошел мимо истуканов и спасся в Сеираф. 27 Придя же [в землю Израилеву, Аод] вострубил трубою на горе Ефремовой, и сошли с ним сыны Израилевы с горы, и он шел впереди их. 28 И сказал им: идите за мною, ибо предал Господь [Бог] врагов ваших Моавитян в руки ваши. И пошли за ним, и перехватили переправу через Иордан к Моаву, и не давали никому переходить. 29 И побили в то время Моавитян около десяти тысяч человек, всё здоровых и сильных, и никто не убежал. Крепыш успел добраться до переправы и двинул на какой-то Сеираф на горе Ефремовой (это уже территория удела Ефрема). Там он где-то раздобыл кованую серебрянную трубу для команд управления войсками (давно в нее не трубили однако). Собрав некоторое количество людей, Крепыш захватил переправу через Иордан. Моавитяне, узнав о гибели своего владыки, кинулись эвакуироваться на восточный берег и попадали в засаду, где их и погибло 10 тыщ. (это на речке перелюйке, которую в любом месте можно перепрыгнуть в 3 прыжка!). 30 Так смирились в тот день Моавитяне пред Израилем, и покоилась земля восемьдесят лет. [И был Аод судьею их до самой смерти.] От моавитян избавились - они все убрались к родственным им аммонитянам. Наступило 80 лет покоя. Хотя что подразумевать под покоем? Ханаанцы же никуда не делись, так и продолжали растлевать израильтян. 31 После него был Самегар, сын Анафов, который шестьсот человек Филистимлян побил воловьим рожном; и он также спас Израиля. Это уже третий судья - Самегар. Что это за история с рожоном (широкое копье, с которым на Руси ходили на медведя)? Воловий рожон - это видимо погонялка для вола возможно что с мет.частью на конце, этот рожон при желании можно использовать как пику. Почему про нее не рассказывается подробно? Видимо существовало некое придание а ля Колобок, известное всем. Авторы Книги не сочли нужным его пересказывать. Экзегеты пишут, что у греков есть миф о битве Ликурга с Дионисием и его прихлебателями, где Ликург использует как раз воловий рожон (Гомер в свидетелях). |