edgeways.ru
|
|
Отв: Для чего «Роскосмос» хочет выкупить «Буран» Пользователь: gogasy (IP-адрес скрыт) Дата: 15, December, 2020 10:52 8 декабря 2020
«Русский Шаттл» возвращается? Для чего «Роскосмос» хочет выкупить «Буран» Проблемой вывоза первого и единственного корабля, побывавшего за пределами Земли, не занимались 30 лет. После 1993 года, когда программа «Энергия-Буран» была закрыта окончательно, к теме многоразового челнока не возвращались по целому ряду причин. Главная — экономическая. В России, фактически, разрушенной после «перестройки», не было денег даже на армию, не говоря уже про космические боевые системы. «Буран» проще забытьПроект нового корабля есть Ещё Единственный слетавший в космос «Буран» проще забыть, чем восстановить «Буран» простоял в ангаре на Байконуре в полном забвении почти 10 лет. В 2002 году на макет ракеты «Энергия» и единственный слетавший в космос корабль рухнула крыша монтажно-испытательного комплекса, и корабль с уникальными двигателями был частично разрушен. Фото: instagram / @jonjonkkkk2 Теперь внутрь уникального корабля просачивается влага и воздух, и через несколько лет он окажется нетранспортабельным. В 1988 году, пылящийся ныне на задворках Байконура корабль сделал два витка вокруг Земли и совершил посадку в полностью автоматическом режиме. После развала СССР машина стала собственностью Казахстана, и вывезти «Буран» в Россию не представлялось возможным. Как музейный экспонат, слетавший в космос «Буран» мог бы пригодиться павильону «Космос» на ВДНХ, однако несколько лет назад компания, владеющая правами на монтажно-испытательный комплекс, едва не продала корабль в один из музеев Германии. Судьба гниющего в стенах МИК на Байконуре «Бурана» непонятна и непрозрачна, впрочем, с его заменой в «Роскосмосе» дела могут обстоять ещё хуже. 19 ФОТОГРАФИЙ Что стало с советским «Бураном» Проект нового корабля есть. Но найдутся ли на него деньги? «Буран» стоил советской экономике колоссальных денег — только по самым грубым подсчётам, научные исследования, производство, полёты, тренировки космонавтов и многое другое обошлись СССР в колоссальную по тем временам сумму — около 15 млрд долларов. Текущие затраты на аналог корабля, создание которого анонсировали в «Роскосмосе», пока неизвестны, однако вряд ли стоит ожидать, что такая программа окажется бюджетной. Повторить видео Узнать подробности Что уже известно: аналог «Бурана» глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин потребовал создать для замены пилотируемых кораблей «Союз». В числе разработчиков — и РКК «Энергия», и, вполне вероятно, НПО «Молния» — компания, которой некогда руководитель создатель «Бурана» Глеб Лозино-Лозинский. Тема многоразовости, которая захватила всю мировую космонавтику, очевидно, будет развиваться и дальше. Однако вопросы к многоразовому аналогу «Бурана» всё равно остаются. Советская программа «Энергия-Буран» создавалась как боевая космическая система, с помощью которой военные планировали нейтрализовать «Звёздные войны» Рональда Рейгана, и претензий к такому решению, в целом, нет — все активные американские программы в области создания космического оружия после появления «Бурана» были свёрнуты. Старт комплекса «Энергия — Буран» с космодрома Байконур. Фото: wikimedia / Добросовестное использование Единая Космическая Система для гражданских и военных задач В недрах российской космической промышленности с середины нулевых разрабатывали проект Единой многоразовой космической системы. По своей сути — это комплекс «ракета + корабль» полностью многоразового использования. Если исходить из того, над какими проектами сейчас работают в «Роскосмосе», то этот проект не просто реанимировали, но и доработали. Повторить видео Узнать подробности Проблема состоит в том, что просто пересобрать старый «Буран» на новой элементной базе нельзя. Причин для этого несколько. Первая и самая главная — Россия в данный момент не может позволить себе крупную космическую программу. С учётом того, что единый многоразовый челнок в дальнейшем можно будет использовать и для военных целей, вмешательство в работу сразу несколько ведомств сделает работу над проектом крайне дорогой и долгой. Во-вторых, современные материалы шагнули далеко вперёд. Авиационный алюминий и титан, которые использовались для оригинального «Бурана», могут быть использованы лишь в качестве основы для будущего космолёта. Остальное, включая компьютеры, управляющие поверхности и теплозащиту, придётся придумывать заново. Кстати, материал теплозащиты предварительно уже одобрен. Им может стать графен — практически идеальный теплозащитный материал. При этом корабль, кстати, может оказаться значительно меньше оригинальной версии. В пользу этой догадки говорят и некоторые косвенные данные. Во внутренних документах ряда компаний, занятых работой над новым проектом, фигурирует экипаж из пяти человек. Четыре основных места плюс одно резервное. В оригинальном корабле экипаж формировался из восьми офицеров военно-воздушных сил, двое находились в резерве и могли взять управление на себя в случае необходимости. Новый корабль неофициально назвали «Беркут», однако ни в одном внутреннем документе это название не фигурирует. Однако главная интрига состоит в том, будет ли «Беркут» создаваться как универсальный челнок, или военные получат «специальную» версию корабля? Атмосферный аналог корабля «Буран» для испытаний аэродинамических поверхностей. Фото: buran.ru Боевой отряд космонавтов больше не нужен. Теперь всё можно сделать и без них История с американским беспилотником Х-37В показала, что большую часть задач на орбите можно выполнить без привлечения людей. По сути, любая инспекция зарубежных спутников-шпионов не требует привлечения биологических форм жизни. Есть основания считать, что именно из-за этого в своё время никуда не полетел и «Буран» — для него просто не смогли найти задач. Ракета «Энергия» была слишком дорогой, экипаж нужно было готовить несколько месяцев. Все эти проблемы удалось решить через применение беспилотных аппаратов и смысл конструировать и создавать пилотируемый аппарат практически исчез. Даже «Буран» мог летать в космос в полностью автоматическом режиме, поэтому новый корабль «Беркут», вероятно, будет похож на более крупную версию американского Х-37В и уменьшенную копию «Бурана» одновременно. Создать единую машину для пилотируемых и беспилотных миссий не составляет никакого труда. Источники Hi-Tech Mail.ru в ОПК поясняют, что корпусных отличий у таких машин не будет. Главное будет скрыто внутри — вместо четырех космонавтов внутри военная версия «Беркута» сможет нести двух космонавтов и аппаратуру для разведки и ремонтных работ прямо в космосе. Запускать новый корабль смогут на всех российских ракетах, включая многоразвую «Союз-СПГ», однако для неё новый корабль может оказаться тяжеловат. В пилотируемой версии взлётная масса аналога «Бурана» может составлять около 8,5 тонн. Оптимальной будет беспилотная версия машины — при прогнозируемой стартовой массе в 7 тонн корабль получится лишь на 2 тонны тяжелее американского Х-37В. 42 ФОТОГРАФИИ Мы собрали фотографии заброшенных объектов, чтобы получить представление о масштабах печальной картины Это тоже интересно: Видео «китайского Бурана» попало в сеть Затухающая песня. США «убили» производство двигателя РД-180 в России 65 лет назад основали Байконур. Как строили самый крупный космодром мира |