edgeways.ru
Список форумов
Лаборатория
Проверка на прочность прописных «исторических» истин и легенд методами, не запрещенными законодательством. 
Кыргызы
Пользователь: Нил (IP-адрес скрыт)
Дата: 19, July, 2013 19:16

Предки киргизов были одним из кочевых скотоводческих тюркоязычных народов издревле обитающих на территории Центральной Азии и Южной Сибири в верховьях Енисея.


К V—VI векам древние киргизы заселили земли Хакасско-Минусинской котловины. В одной из тюркских легенд говорится о том, что один из их предков по имени Цигу заселил земли между реками Абакан и Енисей.

В источниках, повествующих о периоде правления в Китае династии Хань, кыргызы называются гэгунь, или гяньгунь (цзекунь, цзянькунь). В сочинениях, описывающих события, относящиеся к середине I тыс. н.э., кыргызы именуются хэгу, кигу, гегу (цегу, цзегу). В конце I — начале II тыс. н.э. китайцы передавали данный этноним в форме хэгусы, хягясы (сяцзясы). В XIII в. он передавался формой цзилицзисы. Вопрос о соотношении этих терминов, представляющих собой различные варианты фонетической записи иноязычного этнонима китайскими иероглифами, неоднократно обсуждался в науке.

В китайских источниках, относящихся ко времени правления династии Тан, древние термины гяньгунь (цзянькунь) отождествляются со средневековыми хягясы, хагасы (сяцзясы): "Хакас есть древнее государство Гяньгунь". В европейской науке тождественность различных китайских форм, соответствующих этнониму "кыргыз", была отмечена В. Шоттом в середине XIX в. Среди исследователей Южной Сибири в XIX в. для обозначения кыргызов применялся средневековый китайский термин "хагасы".

До сих пор нет единого мнения о локализации гэгуней, по некоторым данным (В. В. Бартольд, Л. Р. Кызласов и др.) они кочевали в районе Котловины Больших Озёр на западе современной Монголии, там и ныне находится озеро Хяргяс-Нур. Другая версия (Л. Р. Боровкова, Ю. С. Худяков) предполагает, что гэгуни проживали в землях севернее хребта Боро-Хоро (Восточный Тянь-Шань) и западнее пустыни Дзосотын-Элисун в Джунгарии на западе современного Китая.

В 840 году енисейские кыргызы, до этого долго воевавшие с соседним Вторым уйгурским каганатом, сокрушают уйгуров и образуют свое государство — Кыргызский каганат. С этого момента енисейские кыргызы осуществляют широкую экспансию «по четырём углам света», при этом войска енисейских кыргызов, преследуя разбитых уйгуров, проникают вглубь Восточного Туркестана, в земли курыкан на востоке, в Прииртышье — в пределы кимакского государства.

В 1207 киргизы, живущие между верховьями Енисея и озером Байкал, присягают на верность Чингисхану.

На рубеже XV — XVI веков алтайские киргизы, возможно, в составе ойратских племен, проникают в Восточный Туркестан и Тянь-Шань.

Существуют несколько теорий происхождения этнонима «кыргыз». По одной из версий, слово «кыргыз» означает «сорок» (кирг. «кырк» ) и относится к сорока племенам, которых объединил Манас, герой одноименного кыргызского эпоса. Кроме того, возможно происхождение от словосочетания «красные огузы», guryyz или от слова «орёл».

Енисейские кыргызы кочевали в Хакасско-Минусинской впадине, расположенной между горными системами Южной Сибири: Кузнецким Алатау на севере, Восточным и Западным Саянами на юге. Высота над уровнем моря составляет 200—700 м, рельеф — холми­сто-равнинный, распаханная степь. Вполне вероятно, что самоназвание "кыргыз" имеет тюркские корни.

Кыргызы —  жители "Поля" (поляне) Хакасско-Минусинской впадины, "грейтунги" ("поляне", остроготы) востока:

кыргыз (киргиз) < тат. кыргы "полевой" < кыр "поле". Санскр. kṛṣī (kha, karaṇa) "поле"; kārṣīvaṇa "one who ploughs a field, husbandman".



«Минусинская степь», В. И. Суриков

Однако, если цзекуни, цзянькуни вышли из округи озера Хяргяс-Нур, то возникает иная версия этнонима кыргыз.

Озеро Хяргас-Нуур (до 1989 г. по-русски меновалось Хяргас-Нур, ещё ранее Хиргис-Нур) расположено в Котловине Больших Озёр на западе Монголии. Хяргас-Нуур — крупнейшее бессточное соленое озеро Западной Монголии. В озеро осуществляется сток с подавляющей площади южной части водосбора котловины больших озёр. Это сток с восточных склонов Монгольского Алтая, с массива Хархираа, западных склонов массива Хангай и других высоких и небольших, горных структур. Основное питание озеро получает через пролив Нурын-Холой, несущий воду из близлежащего пресного озера Айраг-Нуур.

Озеро самое полноводное и глубокое в Котловине Больших Озёр. Дно сложено песком и галечником, глубинная зона — светло-серым илом. Окружающие берега изрезаны мощными террасами, обнаруживающимися также на спутниковых фотографиях, что свидетельствует о постепенном усыхании озера в течение длительного времени. Территория вокруг озера пустынна, растительность скудна. Также безжизненны и берега озера, сложенные песчано-щебнистым материалом, из-под которого местами выходят скальные породы. Вблизи озера проживает лишь несколько семей скотоводов, селящихся вблизи редких родников и колодцев.

Состав воды в озере — хлоридно-карбонатно-натриевый (соляно-щелочной) , минерализация — 7,23-7,63 г/л, рН — 8,2-9,2.

Карбонат натрия Na2CO3 (кальцинированная сода) имеет горький или кислый вкус. Кальцинированную соду можно легко получить в домашних условиях. Достаточно прокалить на сковороде пищевую соду NaHCO3 (гидрокарбонат натрия), после чего получится кальцинированная сода Na2CO3 (карбонат натрия). Готовность проверяется на вкус. Прокаленная (лат. caleo "быть теплым, горячим" ) пищевая сода становится горькой.

Хяргас-Нур — "Горькое озеро". Нур (нор) — озеро на монгольском и бурятском языках. Кит. 碱 [jiǎn] (цзянь) — "щёлочь; щелочной; сода", 钾 [jiǎ] — "калий". Русск. горький родственно кит. 苦 [kǔ] (ку) "горький; горечь", 苦的 [kǔde] "горький, -de — суффикс", санскр. kaṭu "горький".

Слова, родственные русск. горький, встречаются во многих языках и одного корня со словом гореть:

Баскский: garratz
Белорусский: горкі
Болгарский: горчив
Бретонский: c'hwerv
Валлийский: chwerw
Верхнелужицкий: hórki
Ингушский: къахьа
Ирл. goirt «горький».
Кечуа: jayaqe
Киньяруанда: kirura
Коми-пермяцкий: курыт
Литовскийlt: kartus
Македонский: горчлив
Маратхи: कडू (kadū )
Нижнелужицкий: górki
Осетинский: хъæхъхъаг, карз
Польский: gorzki
Сербский (кир.): горак
Словацкий: horký
Словенский: grenak
Тайский: ขม (kŏm)
Телугу: చేదు (chaedu)
Туркменский: hasratly
Удмуртский: курыт
Украинский: гіркий
Урду: کڑوا (kaṛvā )
Финский: karvas
Фриульский: garb
Хинди: कड़वा (kaṛvā )
Хорватский: grk; gorak
Цыганский: кирко
Чешский: hořký
Эвенкийский: гэчипчу
Эстонский: kibe
Юкатекскийy: k’aah

Поташ, получаемый при сжигании полыни в виде ее золы, был известен еще в античное время — в Древней Греции и Риме. Само название этого химического соединения — поташ — происходит от двух немецких слов: Pot — горшок и Asch — зола, ибо поташ получался от прокаливания золы полыни в горшках. На вкус поташ горький.

На Руси различали два сорта поташа: древесный и травяной. Для получения последнего служила зола травянистых степных растений, а также зола стеблей подсолнечника. Древесная зола для получения поташа прежде заготовлялась посредством сжигания древесного материала в кострах, ямах или в печах. Например, зола из осины, имеет горький вкус. Лат. carbon "уголь" также родственно словам гореть и горький. В древности древесный уголь получали путем сжигания древесины. Наиболее распространенными способами получения были кучное и ямное углежжение.

Полба — один из древнейших хлебных злаков, известных человеку, близкий к пшенице. Убранная в ненастье полба приобретает горький вкус. Полынь — наиболее яркий представитель растений с горьким вкусом.  Слишком подозрительно созвучие полыни, полбы и гл. палить (жечь). Многие жженые продукты (например, сахар) имеют горьковатый вкус. Шумерское kiraši — "горько-сладкий вкус; пиво из полбы; полба".

Шумеры заложили основы культуры Месопотамии. Еще в IV тысячелетии до н. э. они сделали изобретения, которые имели значение для последующей архитектуры многих стран Азии и Европы. В строительстве шумеры использо­вали преимущественно сырцовый, но нередко и обожженный кирпич. Обжиг кирпича в III тысячелетии до н. э. был известен и в Древнем Египте и в долине реки Инд. Но в Месопотамии он имел наиболее широкое применение и отсюда распространился повсюду. У шумеров впервые появляется известь, которая в дальнейшем способствовала прогрессу строительной техники и архи­тектуры. (Для обжига кирпича и извести требуется топливо, а в стране шу­меров топливо было очень дефицитно. Поэтому некоторые исследователи пред­полагают, что техника обжига кирпича и извести возникла не в Месопотамии, а была принесена сюда шумерами. Но откуда пришли шумеры, неизвестно.)

В шумерском языке kir13, gir4 — 'печь для обжига и сушки (извести или битума); печь [ki 'место', + ara4 'светить, ярко гореть']', а тюрк. kireç — 'известь', kireç fırını 'печь для обжига извести' (тур. fırını 'печь' ~ лат. fornax 'печь' ). Греч. κέραμος 'горшечная глина, глиняная посуда, черепица'.

Возможно, в шумерских печах обжигали как известь, так и глиняную посуду и глазурированые кирпичи для облицовки строений и дворцов. Название расползлось по миру и стало обозначать у тюрков известь, а у греков — керамику. Известь — это слегка искаженное греч. ἄσβεστος ("неугасимый" ), гореть ~ шумер. ara4 'светить, ярко гореть'.

Самые древние названия кыргызов — гэгунь, гяньгунь. Это китайская передача слова "горький" с учетом отсутствия в китайском языке звука "р". Цзекунь, цзянькунь — попытка перевода на китайский язык. Хэгу, кигу, гегу, цегу, цзегу - сокращения от гэгунь, гяньгунь, цзекунь, цзянькунь.

Индоевропейское название озера Хяргас-Нур вполне объяснимо. До (прото-)киргизов в Хакассии и на Западе Монголии жили индоевропейцы, (прото-)тохары афанасьевской культуры.

Афанасьевская культура — южносибирская археологическая культура бронзового века (III–II тысячелетия до н. э.), свое название получила от Афанасьевской горы (близ с. Батени в Хакасии), где в 1920 году был исследован первый могильник этой культуры. Помимо основного района — Алтая и Хакасско-Минусинской котловины, ареал распространения памятников включает Восточный Казахстан, Западную Монголию и Синьцзян.

Культура была создана мигрантами из Восточной Европы, в частности, носителями древнеямной культуры, ассимилировавшими местное население. Сменилась карасукской и окуневской культурами. В основном представлена древними могильниками, поселения встречаются значительно реже. Медь использовалась для украшений, игл, шильев, небольших ножей. Афанасьевские мастера ещё не знали литья, медные предметы обрабатывались ковкой. Керамика афанасьевской культуры разнообразна по размерам и форме. Преобладали высокие остродонные сосуды с ёлочным орнаментом. Узор наносился затупленной палочкой или гребенчатым штампом. Хозяйство афанасьевцев было комплексным. Наряду с традиционными для неолитической Сибири сетевым рыболовством и охотой, получили развитие скотоводство и в меньшей степени земледелие. Находки костей домашних животных в могилах и культурном слое поселений свидетельствуют, что афанасьевцы разводили коров, лошадей, овец. Комплексное хозяйство позволило им жить оседло, в постоянных жилищах.

Несмотря на наличие металлических украшений, орудия были каменными. Посуду делали из глины и дерева. Глиняная посуда разнообразная: в основном, это яйцевидные горшки ёмкостью от 1,5 до 3 литров. Горшки зарывали в землю, и пища варилась жаром костра. Среди сосудов встречаются и большие, ёмкостью до 200 литров.

Наследниками афанасьевцев были племена тагарской культуры, дожившей до III в. до н. э., по другой версии, тагарцы были скифами, а потомки афанасьевцев — тохарами, которых именно скифы-тагарцы вытеснили в Синьцзян. Большинство исследователей ассоциируют афанасьевскую культуру с (прото-)тохарами.

Тагарская культура (IX–III в. до н. э.) названа по топониму — острову Тагарскому на р. Енисей. Памятники распространены на территории Хакасско-Минусинской котловины (Республика Хакасия и южные районы Красноярского края) и в северо-восточной части Кемеровской области, то есть в пределах степной и лесостепной зоны в бассейне Среднего Енисея и его притоков — рек Абакана, Тубы, Сыды, Ербы и других и в бассейне реки Чулым и её притока Урюпа.

R1a — Y-хромосомная гаплогруппа, распространённая в Центральной и Восточной Европе, Средней и Южной Азии. Больше всего данная гаплогруппа распространена среди славян, северных индийцев и среднеазиатских народов (киргизы (63%), таджики и пуштуны). Высокий процент распространения среди кыргызов может быть объясним ассимиляцией остатков афанасьевцев и представителей тагарской культуры или же сами кыргызы были потомками афанасьевцев.

Вот так выглядели гэгуни из описания в «Истории династии Тан»: «Жители вообще рослы, с рыжими волосами, с румяным лицом и голубыми глазами. Черные волосы считались не хорошим признаком, а с карими глазами почитались потомками Ли Лин (китайского полководца)» [Бичурин Н. Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. М.-Л.: АН СССР, Институт этнографии им. Миклухо-Маклая, 1950].

В «Тайпинхуаньюйцзи» о кыргызах (хакянсы, хагасы) читаем следующее: «Их жители телом все высоки и велики, с красными волосами, с зелеными глазами. Имеющих черные волосы называют несчастливыми. Ибо в „Сиюйцзи“ („Записки о западном крае“ ), сочинении Цзя Хуя, говорится: „Имеющие черные волосы и черные глаза – это потомки Ли Лина“» [Кюнер И. В. Китайские известия о народах Южной Сибири, Центральной Азии и Дальнего Востока. М.: Издательство восточной литературы, 1961].

Абул-гази в свое время писал: «Настоящих киргиз осталось ныне очень мало; но это имя присваивают себе теперь монголы и другие, переселившиеся на их прежние земли» [цит. по: Грумм-Гржимайло Г. Е. Белокурая раса в Средней Азии].

© TrueView


Перейти: <>
Опции: ОтветитьЦитировать

Ваше имя: 
Ваш email: 
Тема: 
Smileys
...
(loading smileys)
Незарегистрированный пользователь должен ввести код, чтобы публиковать сообщение. Действителен только последний показанный код.
Введите код:  Картинка
В онлайне

This forum powered by Phorum.