edgeways.ru
Список форумов
Лаборатория
Проверка на прочность прописных «исторических» истин и легенд методами, не запрещенными законодательством. 
Причем здесь мыло!
Пользователь: elcano (IP-адрес скрыт)
Дата: 08, September, 2015 22:43

Любопытное наблюдение приводят английские путешественники Джон Рей и Филип Скиппон, которые в 1663 году были в Венеции.
Тот же господин показал нам также весь процесс изготовления венецианского мыла, которое очень хорошее и ничуть не хуже кастильского. Оно делается из лучшего оливкового масла, и щелока.
Щелок делается таким образом: берется зола Кали, сделанная в Испании, в Англии она известна под названием барила (Beriglia) две трети, келпа т.е. золы обычных морских водорослей одну треть. Эту золу они разрушают на мелкие кусочки деревянным или обычным молотком, и хорошо смешивают вместе. Сделав так, они помещают все это в мельницу, такую, в какой мы мелем яблоки, чтобы делать сидр (Cyder) и растирают все в порошок, а затем просеивают его. Этот порошок они смешиваются с небольшим количеством гашеной извести, и делают все это в виде шариков, которые они вкладывают в рассол или корыто, и льют на них воду, чтобы сделать щелок. Котлы, в которых они кипятят мыло очень большие.

Низ котла представляет собой медный сосуд, но стороны состоят из камней сцементированных вместе, связанных железными обручами, и закрываемый на крышку из древесины. В эти котлы они помещают большое количество масла, это может быть одна третья часть меры, больше или меньше, как им заблагорассудится: затем они заполняют их щелоком, и разводят под ними огонь, добиваясь чтобы все постоянно кипело; когда щелок выкипит, котлы наполняют новым, пока все масло не израсходуется или не выкипит.
В виду того, что масло, объединяя себя с солью щелока, постоянно поднимается вверх в виде накипи или пены, которая постепенно растет все гуще и гуще, и, по причине холода в воздухе, конденсируется в то, что мы называем мылом. Это накипь продолжает расти до тех пор, пока существует какое – либо масло, оставшиеся в сосудах; крем (cremor) или слой мыла становится еще толще. Те, которые практикуются, могут сказать по запаху, когда все масло выкипело. Щелок они составляют достаточно сильный, поскольку он должен нести яйцо.
Этот щелок они делают из морской воды; но они сказали нам, что могли бы, также делать его из свежей воды.

Чтобы ускорить производство щелока, они берут некоторое количество кипящего щелока из котлов; для этой цели имеется труба, которая выходит из котла в области щелока, посредством чего они выпускают кипящий щелок в корыто; и это, вместе с холодной водой, наливают на золу, чтобы способствовать разделению соли.
Когда масло выкипит полностью, они позволяют всему охладится и снимают крем (cremor) или слой мыла с жидкой поверхности, размазывают его на полу и разглаживают его, и там дают ему высохнуть в слой более чем толщина кирпичей. Когда мыло высушится, то его обрезают по длине и ширине в продолговатые параллелограммы, или фигуру продолговатых кирпичей, имеющиеся вмятины на границах обрезают. Сделав это, они очищают куски от любых примесей, которые могут прилипать к мылу на нижней части слоя (на полу разбрасывается порошкообразная известь опилками, чтобы препятствовать прилипанию мыла к полу) и запускают его по плоскости, чтобы сгладить стороны. Эти большие куски они разделяются на меньшие и запечатывают их печатью.
Причина, почему они смешиваются келп с барилой в том, что барила (Beriglia) одна делает мыло слишком мягким, а келп в одиночку слишком хрупким.

Для окрашивания мыла в зеленый цвет, они берут сок свеклы, хорошее количество, и кладут его в котел со щелоком и маслом. Немцы желают иметь такую расцветку; и, возможно, селитра, которая в этом соке может добавить энергию в мыло. Огонь поддерживается постоянно горящим, а жидкость кипящей до тех пор, пока работа не будет закончена.


John Ray.
Observations topographical, moral and physiological made in a journey through part of the Low-countries, Germany, Italy, and France : with a catalogue of plants not native of England, found spontaneously growing in those parts, and their virtues. A brief account of Francis Willugby,... his voyage through a great part of Spain. John Martyn (London). 1673.

Первое удивительное наблюдение, щелок для мыла на основе барилы (из сухопутного приморского растения) и келпа (из морской водоросли) в Венеции! Вероятность, что производители стекла на Мурано не знали о таком щелоке, стремится к нулю. Однако все рецепты производства венецианского стекла, упоминаемые современными специалистами, содержат либо барилу, либо ближневосточные аналоги и даже про использование саликорнии, растущей в окрестностях Венеции упоминается, совсем предположительно.

А вот келп (варек во французском варианте), который практически сделал переворот в производстве оконного стекла, проявляется в районе 1650 года в Нормандии. Но совершенно не ясно, каким образом и кто впервые применил келп?

Вот что пишет Христофер Меррет (1615-1695), переводчик книги «Об искусстве стеклоделия», которая была опубликована во Флоренции в 1612 Антонио Нери (1576-1614).

Келп так называется от Кали и горшечной золы, используется для изготовления кристаллинового стекла. Келп главным образом делается из морских растений, которые мы называем морские - ремни или кружева, и об его использовании смотри Иоганн Баухин книга 39 часть 2 – «История растений». Алга узколистная стеклопроизводителей (Alga angustifolia vitrariorum), которая сохраняет влажность сразу после сбора, потом показывает тем не менее после длительного хранения белую соль на поверхности листьев. Маттиоли в комментариях к Диоскориду называет ее Алга обычная венецианская ( Algam vulgarem Venetorum), не только по той предыдущей причине, но и потому, что венецианцы закутывают свои стекла в нее, когда направляют их во внешний мир. Эти водоросли, когда море бурное, со скал уносится морская трава (scopulis illisa refunditur Alga), как говорит Вергилий, выбрасываются и рассеиваются по скалам в большом изобилии, а также на берегу, где местные жители, совместно, летом сгребают и сушат их, также как они делают сено, подвергая солнцу и ветру. И таким образом переворачивают ее по мере того как она сохнет, пока она не будет готова, чтобы гореть, и делают из нее золу, которую называют келп, которая используют также как алум при производстве стекла. И используется не только одна эта водоросль, хотя очень изобилующая во всех наших морях, но и все другие алга (Algas), фокус (focus) и кверикус марина (Quercus marina) и другие морские растения, все которые изобилуют солью.

Книга Х. Меррета вышла в 1662 году, и как видим из вышеприведенной цитаты, к этому времени уже известно применение келпа для производства стекла. И самое примечательное в данной цитате, оказывается алга была хорошо известна венецианским стеклоделам в 16 веке, но только в виде упаковочного материала. То есть эта водоросль собиралась и сушилась венецианцами, а сено использовалось для упаковки стекла. Вероятность, что сено использовалось только для упаковки и не использовалось, например, для сжигания в печи очень малая! А то, что данная водоросль прекрасно горит видно из следующего сообщения.

Christopher Merret
The Art of Glass, wherein are shown the wayes to make and colour Glass, Pastes, Enamels, Lakes, and other Curiosities. Written in Italian by Antonio Neri, and translated into English, with some observations on the author. Printed by Octavian Pulleyn, at the Sign of the Rose in St. Paul’s Church-yard, London, 1662.

Мало на основе оливкового масла и соды это отдельная песня!


(tu): Волгарин, wolkwww

Перейти: <>
Опции: ОтветитьЦитировать

Ваше имя: 
Ваш email: 
Тема: 
Smileys
...
(loading smileys)
Незарегистрированный пользователь должен ввести код, чтобы публиковать сообщение. Действителен только последний показанный код.
Введите код:  Картинка
В онлайне

Гости: 47

This forum powered by Phorum.