edgeways.ru
|
Лаборатория
Проверка на прочность прописных «исторических» истин и легенд методами, не запрещенными законодательством.
|
Стеклянные зеркала цивилизации. Ч2. Пользователь: elcano (IP-адрес скрыт) Дата: 29, October, 2015 15:22 Предыдущая часть 3, здесь
[edgeway.ru] Появление плоского прозрачного и полупрозрачного стекла, технология производства плоских стеклянных зеркал, и это все Венеция! Зеркала Венеции. Е. Н. Шуршиков Следующий принципиальный этап наступает в середине XVI века, а именно, в промежутке 1540 -1560 годов. В это время стеклоделы научились делать плоское прозрачное стекло (зеркальную пластинку), и технологически менее совершенное плоское просвечивающееся стекло, разрезая выдутый стеклянный пузырь (цилиндр). Затем расправляя полученные кусочки стекла на правильном камне или на чем-то другом!? Вероятно, первоначально, были созданы выпуклые зеркала с ртутной амальгамой и только затем, произошел переход к плоскому зеркалу. Любопытный метод получения выпуклых зеркал отмечен в книге Эфраима Чемберса «Циклопедия, или Всеобщий словарь ремёсел и наук», впервые изданной в 1728 году. «Манера подготовки или производства выпуклых зеркал. Есть различные методы, используемые различными мастерами; особенно по отношению к материалу или составу. Один из наиболее известных методов, данный нам Вольфиусом (Wolfius) таков: Расплавляют одну часть олова, еще одну марказиты вместе, и в расплавленную массу добавляют две части ртути; как только ртуть начинает испаряться в виде дыма (как это делают в настоящее время) весь состав выбрасывается в холодную воду, и когда он хорошо охладится, то воду сливают .Затем смесь пропускается через льняную ткань два или три раза; и что, таким образом, отделяется, выливают в полость стеклянной сфере: эта сфера аккуратно вращается вокруг своей оси, пока вся поверхность покрывается; остатки сохраняются для использования в будущем. Если сфера была из цветного стекла, то зеркало будет такого же цвета». Возможно, технологический прием такого типа, позволил перейти к производству плоских стеклянных зеркал. Данный переход трудно проследить, но появление первого плоского стеклянного зеркало можно датировать достаточно надежно. В первом издании 1550 года, книги Дж. Кардано [5] «О тонкости вещей» (De subtilitate), есть следующее любопытное замечание. «Соединение зеркал, чтобы видеть скрытые вещи, производится таким образом. Объединяются два плоских равных зеркала из кристалла, созданного искусством, (например, сделанные в Венеции, которые не будут загрязняться так сильно, как стальные зеркала)». Плоские стеклянные венецианские зеркала вроде уже существуют, но Дж. Кардано их еще не видел, а только слышал о них. А вот в дополненном издании, вышедшем в Базеле в 1554 году, Дж. Кардано приводит рисунок квадратного стеклянного зеркала, правда связывает его, почему то с Испанией. Рис. 4. Зеркало Кардано «У меня было простое квадратное стеклянное зеркало, которое показывало оба моих уха два раза, как если бы второе было изображением первого; также оно было подальше, что заставило меня предположить, что имеется плоское зеркало в Испании, которое может показывать двойное изображение. Одно из лиц, то, что ближайшее, как истинное лицо, а другое, как бы мертвеца». Подтверждение данной даты хорошо просматривается при анализе картин старых мастеров. Прямоугольные стеклянные зеркала на картинах появляются не ранее 1550 года, и хотя размеры некоторых зеркал внушают определенные сомнения в реальности датировки, хотя, вероятно, большие размеры можно списать на творческую фантазию авторов. И даже если мы верим, что картина, приписываемая Тициану Вечеллио «Венера перед зеркалом», реально нарисована в середине 1550 годов, то единственная проблема, - это размер зеркала. Великоват он для того времени! Рис. 5. Картина Тициана Вечеллио «Венера перед зеркалом». Около 1555. А вот зеркало, на картина Тинторетто, которая датируется теми же годами, похоже ближе к реальной дате. Рис. 6. Тинторетто «Суссана и старцы». Музей Лувра. И. Бекман, в сообщении, приведенном в первой главе, ссылается только на двух авторов, второй половины XVI века, которые упоминают о получении плоских зеркал с помощью оловянной амальгамы. Это Баптиста делла Порта, и его расширенное издание книги «Натуральная магия», первое издание 1589 год, где полностью описан метод производства плоских зеркал в Венеции. И второе более раннее издание, Томмазо Гарцони. В его книге «Вселенская ярмарка человеческих профессий», первое издание 1585 года, без ссылки приводится дословное описание из книги Леонардо Фиораванти. Леонардо Фиораванти, книга «В зеркале универсального знания», первое издание 1564 год. Сравним два описания, разнесенные во времени на 35 лет. Баптиста делла Порта, 1589 год. «Но, как делаются зеркала в Венеции, я видел. Они берут расплавленное стекло железным инструментом. Своим дутьем создают пустой столб. Открывают его с одной стороны своими щипцами, и, хотя стекло красно калильного цвета, они кладут его на простую железную пластину, которая сделана равносторонней. Затем кладут его еще раз в печь, чтобы сделать более мягким и чтобы стекло могло получить идеальную гладкость их железной пластины. Стекло оставляют в печи для постепенного остывания. Когда оно остынет, они полируют плоское стекло таким образом. Они прикрепляют стекло на плоский стол с гипсом. Под гипсом в большинстве случаев лежит простая тонкая пластина железа. Стекло бросают на вышеназванный песок. Они разглаживают его палкой с водой, опираются на неё, пока стекло не будет совершенно плоским. Они берут его со стола, и приклеивают его другой стороной, для того, чтобы ее также отполировать. Таким образом, они делают обе стороны ясными, как я уже сказал, как они делали. Сейчас я покажу, как завершается работа по созданию плоского стеклянного зеркала. Стеклянные или кристаллические зеркала, как только их cделают плоскими и ровными, то мастер делает фольгу из некоторого количества олова, которую делает ровной и тонкой, так идеально, как он сможет. Ибо, если кристалл или стекло не имеют фольги из олова позади себя, то по своей силе и толщине они никогда не могут прервать наш взгляд, ни оставить изображений, напечатанное на них, но могут пропустить его ускользающим вдаль. Так как стекло чистое и прозрачное, и поэтому не будет содержать изображения, в силу своей яркости. И поэтому изображение исчезнет с него, как свет солнца. Поэтому на этой фольге вам необходимо протирать ртутью, посредством заячьих лапок, так чтобы вся поверхность могла проявиться, как серебро. И когда вы увидите ее крепко закрепившейся на поверхности, вы должны использовать чистую белую бумагу, а также стекло. : wolkwww |