edgeways.ru
|
Лаборатория
Проверка на прочность прописных «исторических» истин и легенд методами, не запрещенными законодательством.
|
Легенда Пользователь: Навигатор (IP-адрес скрыт) [Модератор] Дата: 29, November, 2017 10:51 По греческому преданию[1], Минотавр — чудовище-мутант с телом человека и головой быка[2], происшедшее от неестественной любви дочери Гелиоса Пасифаи, жены царя Миноса, к посланному богом морей Посейдоном (в некоторых источниках Зевсом) быку[3], который затем был укрощен Гераклом и убит Тесеем. По преданию, она прельщала быка, ложась в деревянную корову, сделанную для неё афинским инженером Дедалом.
Минос скрывал его в построенном Дедалом Кносском лабиринте на Крите, куда ему бросались на пожирание преступники, а также присылаемые из Афин каждые девять лет[4] семь девушек и семь юношей (либо каждый год семь детей[5]). Тесей был (по Диодору) из второй группы (по Плутарху, из третьей). По некоторым источникам, пленникам выкалывали глаза[6]. По истолкованию, пленники умирали сами, блуждая и не находя выхода[7]. Тесей, явившись на Крит в числе четырнадцати жертв, убил Минотавра ударами кулака[8] (по другим сведениям, мечом) и при помощи Ариадны (единоутробной сестры Минотавра — дочери Миноса и Пасифаи), давшей ему клубок ниток, вышел из лабиринта. На троне в Амиклах Тесей изображен ведущим Минотавра связанным и живым[9]. В своей хронике Евсевий со ссылкой на Филохора излагает другую версию про Минотавра. Минотавр был учителем критского царя Миноса по имени Тавр и жестоким человеком. Минос учредил состязание, предлагая афинских мальчиков в качестве приза. В состязании Тавр побеждал всех соперников, пока не был побежден в борьбе десятым царем Афин Тесеем, на основании чего афинян освободили от уплаты дани мальчиками, как говорили сами жители Кносса. Евсевий отнёс победу Тесея на 1230-е гг. до н. э. Сражение Тесея с Минотавром на древнегреческой вазе середины VI в. до н. э. Плутарх в жизнеописании Тесея использует тот же источник, автора III в. до н. э. Филохора: «Но, по словам Филохора, критяне отвергают это предание и говорят, что Лабиринт был обыкновенной тюрьмой, где заключенным не делали ничего дурного и только караулили их, чтобы они не убежали, и что Минос устраивал гимнические состязания в память об Андрогее, а победителю давал в награду афинских подростков, до поры содержавшихся под стражею в Лабиринте. На первых состязаниях победил военачальник по имени Тавр, пользовавшийся тогда у Миноса величайшим доверием, человек грубого и дикого нрава, обходившийся с подростками высокомерно и жестоко. Аристотель в „Государственном устройстве Боттии“ также совершенно ясно дает понять, что не верит, будто Минос лишал подростков жизни: они, полагает философ, успевали состариться на Крите, неся рабскую службу.» Согласно историку Демону, полководец Тавр завязал в гавани бой с Тесеем и был убит[10]. Плутарх приводит информацию от разных историков, из которых можно почерпнуть, что у царя Миноса был такой военачальник Тавр, погибший в войне с афинянами, а все остальные подробности, видимо продукт мифотворчества, как считали ученые поздней античности. По Павсанию, его настоящее имя было Астерий («звёздный») — сын Миноса, побежденный Тесеем[11]. На вазах его тело усеяно звездами либо испещрено глазами, на монете из Кносса изображался в маске быка[12]. В микенских текстах упомянута богиня da-pu2-ri-to-jo po-ti-ni-ja (Laburinthoio Potnia, «владычица Лабиринта»)[13]. Толкования[править | править вики-текст] По одной из гипотез, миф о Минотавре заимствован из Финикии, где Молох изображался также с бычьей головой и требовал человеческих жертв. Убийство Минотавра знаменует уничтожение его культа. По мнению ряда современных историков[14], история Минотавра является зашифрованным повествованием о столкновении индоевропейских культур с культурами автохтонных «народов моря» (почитавших быка), победителем в котором оказались индоевропейцы. Проф. В. Г. Борухович отмечает, что его внешний облик «заставляет вспомнить богов Египта, часто изображавшихся в виде людей с головой животного»[15]. Плутарх в жизнеописании Тесея пишет, что образ Минотавра как чудовища списан с начальника стражи царя Миноса Тавра, который участвовал в потешных боях с пленниками в Лабиринте. В романе Мэри Рено «Тесей» жертвоприношение Минотавру трактовано с сугубо реалистической точки зрения — с ее точки зрения, жертв заставляли участвовать в жертвоприношении — «бычьей пляске» (протокорриде), изображения которой можно увидеть на критских фресках. То ли боец, то ли учитель, а может быть и жрец в ритуальной маске кушал людей собираемых для него в качестве налога с захваченных территорий. Что-то мне это напоминает. Здоровое недоверие - хорошая основа для совместной работы. Сталин. |