edgeways.ru
|
Кулуары
Серьезно о несерьезном и несерьезно о серьезном. Место для культурного отдыха.
|
Литературоведческое: абсурды в Библии Пользователь: vava (IP-адрес скрыт) Дата: 22, October, 2021 08:07 к разбору глав 6 и 7 Четвертой Книги Царств
ссылка [edgeway.ru] Автор конспекта по летописи царей израильских и иудейских Иеремия, который пишет Книги царств, как уже было сказано ранее, перекладывает толкование событий со своей религиозной т.зр. Во-первых всюду изгоняется упоминание о жене Яхве богине Ашере, во-вторых могущество Яхве Иеремия старается явить в любом событии от утонувшего топора до проигрыша в войне. Логика понятна - верующему челу вполне заходит мысль, что все, что вокруг происходит, происходит не просто так, а во исполнение замысла божия. Но это хорошо втирать какому-нибудь горемыке на площади возле храма. А вот при чтении Книги начинает создаваться впечатление, что бог - не очень то и всесильное существо, хотя и весьма могущественное. Его потуги что-то поправить в течении истории постоянно наталкиваются на непрошибаемый похуизм подопечных. Как их не пугай, как их не учи, один хрен - они сворачивают не туда. Как ни старается Иеремия прославить могущество и всепроникновение Яхве, у него получается абсурд. Наиболее ярко он проявляется в этой главе в отрывке об ослеплении сирийских диверсантов. Сама затея послать диверсантов к провидцу, который заранее предвидит, что к нему пришлют диверсантов - уже абсурдна! Сирийский царь несколько раз погорел на провалах засад против своего противника - израильского царя, на которого работал пророк Елисей. Царь этот был неправедный и зачем он был нужен Яхве живым, абсолютно непонятно. Ясно же, что было бы лучше, чтобы язычники его грохнули, и пришел новый царь с более прогрессивными (с т.зр. бога) взглядами. Но тем не менее пророк работал во зло еврейскому народу - так ведь получается. И вот сирийский царь решает захватить самого пророка при помощи своей ДРГ. Здесь приходится предположить, что в голову сирийскому царю зашел лживый дух (это некое существо, описанное ранее в одной из глав) и заморочил его (велик Яхве - воистину акбар!). Некие разведчики доложили, что Елисей находится в каком-то маленьком городке. Елисей разумеется об этом узнал от Яхве и ждал диверсантов. Диверсанты предполагали, что их ждет провал как и другие ДРГ, но упрямо шли вперед. На подходе к городку по просьбе Елисея они были ослеплены Яхве. Елисей предстал пред ними в роли случайного прохожего. И слепые стали просить его провести их к Елисею, чтобы они, слепые, смогли таки выполнить задание и захватить проклятущего злыдня. Псевдопрохожий объяснил слепым идиотам, что они ошиблись городом. ))) И согласился проводить их к нужному месту. И вот представьте процессию из скольких-то там воинов, держащихся рукой за плечо впереди идущего, а передний из них держится за самого Елисея! И Елисей ведет их в столицу к своему патрону - израильскому царю. Там с налетчиков снимают слепоту и устраивают им пир под общее веселие и глум! И почему-то никто не догадывается, что Яхве уже затеял набег на столицу всего сирийского войска. И все веселящиеся через некоторое время будут есть своих детей! Знает про это Елисей - то ли да (если Яхве поделился замыслом), то ли нет. Израильский царь за такую подлость во время осады велит убить пророка, но до казни дело не дойдет. Вот такую хню предлагает читателям Иеремия. Как надо было правильно писать? Возьму на себя наглость дать советы древнему писаке. Во-первых, не следовало писать, что Елисей работал на неправедного царя. А если уж написал, то придумай объяснение - почему? Иеремия через работу на неправедного царя проводит сюжетную линию о необходимости нейтрализации Елисея сирийцами. Можно было бы придумать какую-нибудь другую причину. Ну например что сирийский бог Риммон=Гранат велел ликвидировать Елисея в пику Яхве. Тогда и диверсанты бы шли на задание с уверенностью, что их крышует на небе их божество, а на земле - их царь. Во-вторых, от версии ослепления надо было отказаться. Мог быть вариант с подосланным от Елисея слугой (по фамилии Сусанин), который увел вражий отряд в другое место и сдал властям. Или даже пусть бы это был сам Елисей, только переодетый или даже временно напустивший на себя проказу. В-третьих, должно быть обоснование пира в честь захваченных сирийцев. Типа послания от царя израильского царю сирийскому о дружбе и прочем таком. В-четвертых, Елисей должен был предупредить своего царя о сирийском нашествии. Пусть бы глупый царь не поверил, но от этого авторитет пророка только бы вырос. Отдельно следует сказать об абсурдной ситуации в сфере религии в Израиле времен Елисея. Общий Израиль раскололся на Израиль (Северный) и Иудею. В Израиле стали править типа незаконные цари, первого из которых одобрил сам Яхве через одного из пророков. Неправедные цари установили неправильное почитание самого Яхве через почитание золотых тельцов (подробности культа не расписываются), а также ввели равенство всех прочих культов. Евреи стали предаваться (в основном через иноплеменных жен и наложниц) верованиям другим богам (Ваалу, Вельзевулу и пр.). Одновременно началось истребление священников, не признававших новые ритуалы (через золотых тельцов). Часть народа вернулась к ритуалам времен Авраама (курение на высотах, священные рощи и пр). Полностью исчезли упоминания о левитах - особом жреческом сословии и одновременно отдельном колене Израилевом, т.е. нарушен и попран был закон Моисея. Что имеем в итоге? Народ Израиля в целом верит именно в Яхве, но не так, как сам Яхве этого хочет! И Яхве десятки и даже сотни лет ничего поделать с этим не может! Он предпринимает множество интриг, подсылает праведников и пророков, насылает бедствия, войны и прочие испытания, но все это приводит лишь к локальным успехам. Яхве выглядит откровенно жалко! А аффтары Книги этого абсолютно не понимают! Создается впечатление, что они одномоментно перерабатывают некий текст под определенный стандарт, даже не читая, что получается в итоге! : SalvadoR |