Автор: Князь из грязи (148.246.162.---)
Дата: 15-10-03 15:53
На "России" выходит сериал по Валентину Пикулю [ 11:50 13.10.03 ]
http://www.izvestia.ru/culture/article39683
В понедельник на канале "Россия" начался показ нового 12-серийного фильма. "Баязет" - история любви и по большей части смерти на фоне русско-турецкой войны, нарисованная когда-то Валентином Пикулем, а теперь компанией "Президент-фильм". Этот сериал возвращает на телеэкран историческую тему, массовые батальные сцены и гордость за отечество.
Сюжет сей повести печальной прост. Конец XIX века не за горами, Россия пребывает в хроническом состоянии войны с кем-нибудь - на этот раз с турками. Турки рвутся на Кавказ, им противостоит одна отдельно взятая крепость по имени Баязет: полторы тысячи русских солдат против пятнадцати тысяч турецких. Если крепость падет, Кавказ превратится в берег турецкий. Если устоит, возможны варианты. Как водится, роковые ошибки не самых умных стратегов приводят к блокаде, осаде, голоду и жажде. Зритель счастлив: геройство русских гарантирует отменное зрелище. Этот фильм - о доблести, о мужестве, о славе или, говоря словами его продюсера Владилена Арсеньева, "о российском национальном характере в самом широком смысле этого слова и об армии, какой она была".
"Баязет" - один из немногих, если не единственный, телесериал, чья целевая аудитория по замыслу создателей должна состоять из мужчин - и только из мужчин. Потому что какой женщине интересно смотреть на то, как кони, люди, артиллерийские орудия и прочие ингредиенты настоящей битвы смешиваются в пороховом или еще каком-нибудь дыму, кричат, гремят, гибнут и устраивают тотальный беспорядок. И пусть даже во всей этой мешанине и находится один отдельно взятый герой - жестокосердный, самовлюбленный и тем не менее изумительно притягательный красавец (Алексей Серебряков), который в пылу битвы непременно очнется и обратится с сакраментальным предпоследним "прости" к исключительно хорошенькой Ольге Будиной.
Таких сцен в сериале, увы, немного, хотя специально для женской аудитории в героическую канву повествования заброшен любовный треугольник: Ольга Будина (Ольга, жена) - Алексей Серебряков (Карабанов, экс-возлюбленный) - Виктор Соловьев (Хвощинский, муж, в конце обязательно погибнет, а что еще делать нелюбимым мужьям?). Алексей Серебряков - роковой красавец, блондин, длинным монологам с объяснениями поступков предпочитающий собственно поступки, сильно похож на легендарного Александра Кайдановского. И эту схожесть не то чтобы эксплуатирует, но отчетливо осознает и использует во всем: в жестах, взглядах, даже манере говорить. Что, впрочем, ничуть не портит ни его, ни общего впечатления. Комический и явно не предполагавшийся эффект создает разве что эпизод в спальне Ольги, куда тайком проникает не верящий в конец любви Карабанов. Любовники так громко в глубокой, замечу, ночи выясняют отношения, что не только муж, но и все домочадцы давно уже должны были сбежаться и принять посильное участие в поддержании беседы.
Во всех остальных сценах куда важнее не чувства и отношения, а высокий моральный дух, пусть даже иногда ненужное геройство и прекрасная - как всякое художественное преувеличение - картина русского патриотизма. Для того чтобы глобальный замысел в конечном виде смотрелся так же, как задумывался, в режиссеры-постановщики наряду с Андреем Черных пригласили и Николая Стамбула, ученика главного отечественного специалиста по масштабности и эпохальности в кино Сергея Бондарчука. Ученик учителя, конечно, не превзошел (средства и возможности не те), но с поставленной задачей справился. Так что зрителю новый подход к производству сериальной продукции явно понравится.
• Анна КОВАЛЕВА
|
|