Политзанятия
 Несколько любопытных статей из последнего Эксперта
Автор: Samurai (164.143.240.---)
Дата:   15-01-04 10:43

Диспропорциональная избирательная система

Пропорциональная система послужила питательным бульоном для медийных фантомов и, практически задавив мажоритарный принцип, довела представительные учреждения до их нынешнего постыдного состояния. Пора возвращаться к старой доброй мажоритарке

Максим Соколов


За более эффектными и красивыми подробностями думских выборов мало кто заметил небольшую деталь. Несмотря на то что нижняя палата формируется по смешанной системе, никого - ни прессу, ни экспертов, ни уж тем более рядовых избирателей - не интересовало, что происходит в одномандатных округах, при том что в них избирается половина Думы - 225 мандатов. Кампании по округам как бы и не было - только гонка партийных списков. Такое полное забвение - отсутствовали не то что открытая политическая борьба за округа, агитация, дебаты, но даже общедоступная информация о кандидатах - дало результат, замеченный, кажется, лишь в "Эксперте". Если списочное голосование против всех вышло около 5%, то по округам эта цифра достигала и 10, и 15 - вплоть до 30%. То есть избирательная система, формально по-прежнему остающаяся смешанной, фактически воспринимается всеми уже как чисто пропорциональная. На списочную часть бросаются все деньги и ресурсы, по сути идет лишь процентная гонка: переползет - не переползет.


Неважно, как голосуют, важно, как считают
Что и понятно. Кроме того что одномандатные выборы в смысле информационном выведены за штат, сама суть избирательной системы такова, что все избирательные чудеса и сенсации обязаны своим существованием пропорциональному принципу. ЛДПР, дважды - в 1993-м и 2003 году - сумевшая потрясти Россию своими успехами, в рамках мажоритарной системы не потрясла бы ее ни разу. Был бы один-единственный депутат В. В. Жириновский. СПС и "Яблоко" тоже никого не поразили бы своим провалом - они провалились бы много раньше 2003 года, ибо еще на предшествующих выборах они набирали бы - при имеющейся у них практике ведения дел - каждый раз не более четырех-пяти мандатов. "Родина" - тоже списочный феномен, при мажоритарке это мандатов семь. Так что, делая по итогам выборов важные выводы об эволюции политической системы, следует помнить, что эти эффектные итоги в очень большой степени порождены списочным тотализатором, который в принципе настроен на постоянные флуктуации - одни воздушные шарики взлетают, другие лопаются.

Изъяны пропорциональной системы стали известны не вчера, но войдем же и в положение тех, кто в 1993 году спешно кроил нынешнюю избирательную систему. Мажоритарка, по которой при Горбачеве частично (две трети состава) избирался Съезд народных депутатов СССР и полностью Съезд народных депутатов РСФСР, была сильно скомпрометирована тем, что оба съезда явили все неизбежные признаки законодательных собраний революционной эпохи - митинговость, хаотичность, неструктурированность, а наконец того и сильную манипулируемость. Вспомним великих спикеров А. И. Лукьянова и Р. И. Хасбулатова. Когда Белый дом еще стоял обгорелый после "черного октября", понятным было желание впредь иметь дело с политически структурированным парламентом, а не с очередным вечем, и введение пропорциональных начал, такому структурированию способствующих, казалось очень привлекательным. Опять-таки предполагалось, что по округам пройдут по преимуществу сторонники старого, советского режима и это необходимо компенсировать свежим реформаторским политическим кадром, который пройдет в Думу по партийным спискам. Решение казалось удачным как тактически - получить сейчас приемлемую Думу, так и стратегически - создав для списочных объединений преимущества в борьбе, стимулировать тем самым становление многопартийности. Пропорциональная система виделась еще и как теплица для нежных ростков будущих могучих партий, которые без нее будут заглушены бурьяном.

Наконец, известную роль играл и личностный фактор. Избирательный закон составлялся убежденным социал-демократом В. Л. Шейнисом, опиравшимся на европейские социал-демократические традиции, в рамках которых пропорциональная система рассматривалась как более представительная и справедливая. Ведь если при мажоритарке голоса меньшинств теряются, а политическая система тяготеет к двухпартийному маятнику, при котором нет места для малых сих, то при пропорциональной системе ни одна душа не забыта. Не случайно же эта система была введена в конце XIX века не где-нибудь, а в образцово социалистической Бельгии.

Парадоксы пропорциональности
Недостаток всех идеально справедливых систем один и тот же - гладко было на бумаге. В классической статье К. Поппера показано, что в отличие от мажоритарки, стимулирующей укрупнение партий, пропорциональная система стимулирует фрагментацию политического спектра - зачем укрупняться и идти под кого-то, когда можно политически выжить хоть и с маленькой, но зато своей партией? - и приводит к "тирании малых партий". Во фрагментированном парламенте приходится составлять разношерстные коалиции, а их судьба зависит как раз от малых партий, дающих (или не дающих) коалиции решающее преимущество. Малые партии оказываются делателями королей, и хвост вертит собакой, что не так уж справедливо и не так уж пропорционально. Наиболее сильно эффект малых партий сказывается, естественно, в парламентской республике (правительственная чехарда), но и у нас малые партии своего не упустили - см. историю политического бизнеса "Жириновский & Co.". Самое неприятное, что фрагментированность политического спектра и тирания малых партий порождают соблазн избавиться от этой проблемы простейшим способом - на путях сильно управляемой демократии. В нынешней Думе тирании малых партий уже не будет, но и назвать получившееся изделие парламентом тоже затруднительно.

Управляемость демократии скорее всего не достигла бы таких успехов, если бы отчуждение граждан от депутатов не было столь сильным, но как раз пропорциональная система порождает это отчуждение куда в большей степени, чем мажоритарная. Исходный тезис пропорционалистов "Ни одна душа у Демократии не забыта" очень быстро подвергается эрозии. Даже не достигая идеальной пропорциональности представительства, а допуская в парламент лишь партии, набравшие более 1% (что уже есть некоторое отступление от принципа), страна получает вместо парламента такой Ноев ковчег, с которым непонятно, что и делать. Поэтому сразу вслед за провозглашением идеальных принципов начинается установление барьеров (у нас был пятипроцентный, но в 2007 году планка повысится до 7%), отсекающих мелкоту - ради которой все вроде бы и затевалось. Действие барьера приводит к перераспределению мандатов - "имущему дастся, от неимущего отнимется", то есть исходный социалистически-эгалитарный принцип обращается в свою противоположность.


Не всякий умеет писать пулю
Всем социалистическим системам справедливого регулирования присуща тенденция к постоянному усложнению правил - см. налоговый ад современных экономик, в котором оставь надежду всяк, не имеющий налогового адвоката. То же и с избирательным бюллетенем. Идея списка, из которого проходит в парламент больше или меньше кандидатов - в зависимости от числа голосов, поданных за партию, изначально сложнее простого соперничества по округу. Предварительный просчет перспектив списочного состава (что необходимо для голосования с пользой) уже требует от избирателя неплохого умения расписывать преферансную пулю - а это ведь не каждому дано. Однако в исходном варианте мы хотя бы можем представить себе идеальную картину: избиратель сравнил программы, посмотрел на партийные списки, оценил личные и деловые качества лиц, представленных в списках, расписал предварительную пулю и пошел делать сознательный выбор. Но даже этот идеальный избиратель будет поставлен в тупик дополнительными поправкам к процедуре, когда появляются окончательно запутывающие дело региональные списки (зачем они вообще нужны, если сперва говорилось, что региональные интересы будут отстаивать одномандатники, а федеральные - списочники? или зачем тогда нужны одномандатники?). Далее следует учесть ту практику, когда список (особенно в верхушке) нашпигован важными лицами, вовсе не собирающимися заседать в парламенте, а привлеченными только для рекламы. В итоге понять, какие же именно личности из списка, какие Ивановы, Петровы, Сидоровы будут в итоге представлены в парламенте, оказывается совсем тяжело. Не всякий избиратель способен нанять себе лоера, чтобы тот разъяснял ему хитрости избирательного законодательства. При такой общей запутанности голосование по спискам сводится к выбору заведомо темных лошадок, фактически - к распределению чисто количественных процентных квот между разными АОЗТ, почему-то именующими себя партиями. Ибо что эти АОЗТ будут делать с квотами и кто персонально это будет делать, избирателю знать не дано, да и не положено.

Но тогда пропадает сама идея представительства - ради каковой идеи парламент только и содержат, мирясь с его немалыми недостатками. В мае 1989 года, на I Съезде народных депутатов СССР депутат-перестройщик А. Н. Крайко обращался к захлопывающему его залу: "Не смейте меня перебивать! За мною триста тысяч избирателей!" Пафос А. Н. Крайко, стилистически воспроизводя двухсотлетней давности речи Национального собрания Франции, обращенные к посланцам короля - "Мы здесь по воле народа, нас избравшего", - мог, конечно, показаться несколько ходульным, но по существу депутат был прав. Триста тысяч избирателей действительно выбрали конкретного человека своим представителем, вручив ему полновесный мандат. Депутат-списочник (да еще и не из первого десятка), не известный никому, получивший думское кресло в результате сложного расписывания пули, является всего лишь производным политическим инструментом энного порядка, и в чем заключается его связь с избирателем? Что он может пафосно сказать с трибуны? "Не смейте меня перебивать! Мне Вешняков удостоверение выдал"? В смысле непосредственного народного мандата (всегда обладающего большей силой, нежели косвенный) он никто, и звать его никак, и зависит он не от избирателей, а исключительно от многопротяжных интриг в пределах Садового кольца.

Усложнение и запутывание избирательного законодательства, приведшее к тому, что парламент воспринимается не как носитель народного суверенитета, а как непонятно зачем нужное собрание производных инструментов энного порядка, велось и ведется с такой смелостью, потому что базируется на правовом позитивизме, на вере в то, что всякая формально утвержденная норма сей же час становится полноценно действующим законом, а объекты, сконструированные в соответствии с этой нормой, обладают всей той легитимностью, которая им формально прописана. Между тем сложная и зубчатая история отечественных представительных учреждений диктует, скорее, другой, более органический подход. В парламентских республиках с давней традицией в принципе можно поэкспериментировать насчет сложных преферансных правил - люди уже привыкли, знают, зачем нужны депутаты, и преферансом у них это знание не отнять.

Но у нас и не привыкли, и не знают, и строй не парламентский. Типологически мы пребываем на куда более раннем этапе развития представительных учреждений, когда дай-то бог, чтобы граждане прониклись хотя бы первичным смыслом этих учреждений - выбирать людей, которым они лично доверяют, поручая им следить, чтобы власть не обременяла граждан чрезмерными налогами и повинностями, а слуги власти воздерживались от злоупотреблений. Такую начальную школу парламентаризма (не пройдя которую, сразу стремиться в университет несколько преждевременно) значительно проще и удобнее проходить в рамках старой доброй горбачевской мажоритарки в два тура. Последняя деталь весьма важна, потому что сегодня в довершение ко всему одномандатников избирают в один тур, что увеличивает случайность выбора и дополнительно девальвирует мажоритарный принцип.


Откуда берутся настоящие партии
У партий наконец-то появится стимул к нормальному, а не диванному и не телевизионно-медийному строительству - потому что без обращения к grassroots и без постоянной работы на местах мажоритарные выборы не выиграешь. Низовые структуры, которые вообще-то и обеспечивают партии ту силу и влиятельность, с которыми ей никакой верховный партстроитель не страшен, и служат главным источником пополнения политического кадра (с каковым пополнением сегодня у всех партий полный швах), - сегодня эти структуры существуют лишь на бумаге, чтобы т. Вешняков А. А. не приставал, как будто это ему больше всех нужно. Впрочем, так оно и есть. Когда можно получать списочные мандаты посредством центрального телевидения, какой оригинал поедет на места, чтобы в недостаточно комфортных и санитарных условиях драть глотку непосредственно перед избирателями - причем не раз в четыре года, а постоянно. Пропорциональная система послужила питательным бульоном для медийных фантомов и, практически задавив мажоритарный принцип, довела представительные учреждения до их нынешнего постыдного состояния.

Бесспорно, трудно себе представить, чтобы нынешняя Дума захотела сама себя вытягивать за волосы из болота - производным инструментам и при нынешней системе хорошо и даже гораздо лучше, чем при мажоритарке. Но поскольку нынешняя эволюция Думы - это дорога в никуда, рано или поздно в той или иной форме встанет вопрос о придании представительству реального, а не имитационного смысла. Тогда необходимо будет заявить (а пока что к этому готовить): "Только мажоритарка, только депутаты от общин, и никакой пропорциональности - один раз уже попробовали".

 Несколько любопытных статей из последнего Эксперта - 2
Автор: Samurai (164.143.240.---)
Дата:   15-01-04 10:46

Наброски к политическому катехизису

Простые ответы на несколько простых вопросов, которые нам теперь, после потрясающего успеха выборов в Государственную думу, придется друг другу задавать

Александр Привалов


Крах публичной политики, случившийся 7 декабря истекшего года, готовился долго и тщательно. Все сколько-нибудь заметные политические силы участвовали в его подготовке. Все сколько-нибудь известные аналитики его разными словами предсказывали. Теперь же, когда он настал во всей силе, потерпевшие предаются скорби в выражениях, при данных обстоятельствах почти комических. Странное изобилие Жоржей Данденов.

Взять хоть различия между представленными и не представленными в парламенте партиями, которые так лихо узаконил предыдущий созыв Думы. "Яблоко", СПС и коммунисты не могли не понимать, что в неустоявшейся политической среде столь гигантские различия не слишком разумны, не слишком справедливы и чреваты практически полным демонтажем существа избирательной системы безукоризненно законными методами. Но сами-то они были парламентскими партиями и не предполагали этот статус терять - отчего бы не взять пачку в пристойной форме предлагаемых привилегий? Вот и взяли. Теперь "Яблоко" и СПС шумно обживаются на свалке истории (не будем обсуждать шансы на их возвращение), да и КПРФ, оказавшаяся по разные стороны забора со всеми, кто хотя бы теоретически мог поработать на ее обновление, чувствует себя не многим лучше.

Ближайшее по времени торжество российской демократии, выборы президента, уже обречено стать зрелищем кислым. Каждый из нас, уважаемые читатели, кто по службе не обязан обеспечивать пристойную явку 14 марта, должен своему святому свечку поставить размером с оглоблю. И даже после того, как менее нас счастливые люди обеспечат эту самую явку, пост президента Российской Федерации, добытый в борьбе с такими соперниками, как О. А. Малышкин и Н. М. Харитонов, должен будет несколько умерить свой ослепительный блеск. Пусть в самомалейшей степени, но умерит неизбежно, и лучше от этого не станет решительно никому - даже тем, кто находит, что блеску многовато. Правда, кандидатом может стать такой достойный человек, как В. В. Геращенко, но и это интриги не завяжет: при всем уважении, шансов против В. В. Путина у заслуженного банкира - чистый ноль.

Про эти выборы разговаривать поздно. Ходов, допускаемых законом и небезнадежных по части придания хоть какого-то смысла мартовскому спектаклю, просто-напросто не осталось. Но после него жизнь продолжится - не собираемся же мы век вековать на вскрывшемся 7 декабря пустыре!

Хотя, судя по многим комментариям, не все считают это пустырем, поскольку не для всех ясен ответ на такой вопрос:


Зачем нужна публичная политика?

Затем, чтобы обсуждать и в дискуссиях выковывать варианты развития России - позвольте мне не доказывать, что таких вариантов всегда больше одного.

Прозвучало немало речей, похваляющих Думу четвертого созыва именно за то, что она гарантированно не будет ареной публичной политики: там-де не будут тратить время на политические дискуссии, а будут конструктивно работать - без проволочек принимать нужные стране законы. Почему эти люди полагают, что законы, принимаемые без политических дискуссий, окажутся самыми нужными стране, а не самыми, допустим, вредными, знают только они сами. Общепонятных доводов в пользу такой гипотезы нет. На мой-то вкус, есть неубиенный довод против нее: работа предыдущего нашего однопартийного парламента. Но, коли тот урок нас не научил, давайте разбираться с этим.

История помнит парламент, прозванный "охвостьем". Вновь избранный состав думцев стоило бы прозвать "древком" или "черенком": на него можно насадить хоть копье, хоть лопату, хоть грабли, хоть вантуз. Пока же ни лопатного штыка, ни резиновой груши не предъявлено, это - необструганная деревяшка. Откуда должны взяться "нужные стране законы"? Если из предвыборной программы партии, получившей в Думе две трети мест, то долгонько стране дожидаться.

На это есть два возражения. Первое: три с лишним сотни депутатов "Единой России" сплотились не вокруг какой-то там программы, которую не читали и те, кто ее писал, а вокруг президента! Курс президента требует четкого и оперативного законодательного оформления - и, пожалуйста, без продиктованных "политической борьбой" идиотских поправок к законам! Понятно?

Не очень. Курс президента, принято считать, был изложен в его Послании Федеральному собранию. Как мы в "Эксперте" поняли президентское послание, мы писали (N19 за 2003 год) - вроде бы логично поняли. Но другие люди, как видно из их вскоре последовавших действий, поняли президентское послание иначе - они принялись бороться с бедностью и удваивать ВВП вовсе не так, как думалось нам. И у этих людей наверняка имеется некая своя логика. Чтобы можно было всерьез рассуждать о голосовательной махине новой Думы как об орудии проведения путинского курса, недостает пустяка: В. В. Путин - лично, а не через самозваные рупоры - должен совсем уж недвусмысленно разъяснить, в чем этот курс заключается. А раз такого заявления заведомо не последует (четыре года не было - не менять же традицию), то и говорить не о чем.

Тут всплывает второе возражение: и в прошлой, еще многопартийной Думе основным источником законодательных инициатив было правительство. Таковым оно останется и впредь - стало быть, однопартийность нынешнего созыва новыми бедами не чревата.

Но и этот тезис не утешает. Не будем повторять нашего мнения о политике правительства. Но что она не вполне последовательна - общее место; стало быть, опять думский вантуз остается без чашки. Да, правительство может измениться, но две наиболее вероятные кандидатуры на пост премьера (Касьянов и Кудрин) особых перемен не сулят, остальных же называемых в кулуарах кандидатов не будем перечислять, чтобы раньше времени не расстраиваться. Так что в лучшем случае в качестве инициатив правительства нас ждут очередные разработки гайдаровского ИЭПП (черт бы побрал сам термин "переходный период"!), никем - публичной-то политики нет! - толком не критикованные.

И не надо рассказывать, что, мол, анализ этих инициатив будет вести экспертное сообщество. Пока и если такое сообщество не имеет прямого и гласного выхода на власть (то есть опять-таки, пока и если нет публичной политики), оно обречено на вырождение. Уверяю вас, будь хоть сам Якобинский клуб только местом для дискуссий, он живо превратился бы в захудалый танцкласс, Великая же французская революция не состоялась бы за отсутствием идей - и сколько-нибудь подходящих деятелей.

Да-да, и деятелей. Вы заметили, что выборы 7 декабря, перевернувшие Думу, не дали ни одного нового имени? Это не диво - незачем новым людям появляться на поприще, которого нет. А ведь люди очень нужны.

Зачем нужны публичные политики?

Затем, чтобы персонифицировать и тем постоянно удерживать в поле общественного внимания разные варианты развития России.

Страна может обойтись без великих людей: еще древние китайцы подозревали, что великий человек - общественное бедствие. Но страна должна иметь достаточно профессиональных политиков, чтобы персонифицировать воззрения и надежды подавляющего большинства ее граждан; чтобы представлять и отстаивать все (разрешенные законом к отстаиванию) основные взгляды граждан страны на ее настоящее и будущее. Вне публичности сформировать и поддерживать в рабочем состоянии такую труппу заведомо невозможно - разговоры о "квазипредставительности" президентской администрации пора прекращать за неприличием.

О первом звонке по этой части уже упоминалось: действующему президенту вправду не с кем бороться за высший пост. Давно стало штампом утверждение, что В. В. Путин - единственный в России настоящий публичный политик. Этот штамп - сущая нелепица. Не может быть одного публичного политика (ср.: "Это добродетельным можно быть одному, для греха нужны двое". - Г. Гейне). Единственный публичный политик - это не театр одного актера; это хлопок одной ладонью.

Какая-никакая труппа собирается на нехитрой антитезе: те (один постарше, другой помоложе, третий - дама) - за президента, а эти (один помоложе, другой постарше, третий - дама) - против. Теоретически, учитывая неколебимо высокий путинский рейтинг, это могло бы сойти. Но на практике, как мы только что видели, не сработало; отчасти, думаю, опять-таки потому, что не все одинаково понимают, какую стратегию развития персонифицирует президент.

Так что разделение политических амплуа volens nolens придется вести, как оно и положено, по идеям, а для этого - мастерить политические партии. Не те, что были в бюллетенях 7 декабря, уродливые порождения зарвавшихся политтехнологов и накопители для начальства, а настоящие - с программой и идеологией.


Зачем нужны партии?

Не только, как пишут в учебниках, для участия в борьбе за власть. Сейчас они даже больше нужны затем, чтобы в обществе активно сосуществовали разные - и притом устойчивые и внутренне непротиворечивые - воззрения на политику. (А еще затем, чтобы граждане постепенно привыкли различать, в какой конторе какими проблемами занимаются - затем, например, чтобы более никогда ни один деятель, именующий себя правым, не ставил в центр своей предвыборной агитации требование отмены военного призыва.)

Слишком часто слышно, что избиратель устал от политики, от идеологий и т. п. Это отнюдь не подтверждается результатами думских выборов. Они, скорее, навели на мысль, что народ наконец осознал дефицит политики и идеологии. Что было главной неожиданностью в то декабрьское воскресенье? Не провал "демократов" и не упадок КПРФ, а взлет "Родины". Так ведь блок Рогозина-Глазьева и отличился от конкурентов ровно тем, от чего якобы устали избиратели: наличием внятной - сравнительно - идеологии. Не будем спорить о цельности этой идеологии, ни тем более о ее идентификации (последнее - тонкий вопрос: А. Б. Чубайс назвал ее национал-социалистической - и был единодушно освистан, а В. Т. Третьяков назвал "Родину" "социалистами-державниками" - и не услышал ни одного возражения; вот что значит знаменитое чуть-чуть, штрих, нанесенный рукой мастера!) - идеологичности хватило, чтобы избиратели, стосковавшиеся по сколько-нибудь упорядоченным речам, повалили валом. Мне не известны факты, заставляющие считать, что такое волшебное воздействие есть эксклюзивный признак именно "социалистическо-державной" идеологии. Логичнее подумать, что любая внятная идеология, сопряженная с минимально обрисованным контуром чаемого будущего, точно так же должна сразу привлечь тот или иной процент взрослых граждан России. Только это должна быть именно внятная и именно идеология, а не ностальгия по прошлому различной давности с вкраплениями из самых неожиданных субстанций - как у обеих наших партий, гордо именующих себя идеологическими.

В ходе стахановского законотворчества последних лет партиям отстроена в политической системе России гигантская, даже ключевая роль. Что российские партии не вполне реальны, не секрет - и многие сомневались в безопасности такого эксперимента: назначать несущими сугубо виртуальные балки. Пока эксперимент удается плохо. "Газета.Ru" приводит характерное высказывание известного рекламщика: "Все эти партии, какая, к черту, разница, какие у них названия - либералы, демократы, правые или левые, - они все кормятся с рук того или другого олигарха или группы олигархов. Если сегодня на нашем политическом фронте кого-то называть правыми, а кого-то левыми - это только себя забавлять и друг друга обманывать". И партиями эти структуры называть - только беса тешить; что на роль несущих балок они малопригодны, седьмым декабря доказано, думаю, вполне.

Стало быть, что у нас имеется? Гигантская ниша для деятельности партий, определенная законами страны, - раз. Практическая пустота этой ниши (позвольте не тратить место на доказательство того, что "Единая Россия" не есть партия в обсуждаемом здесь понимании) - два. Не без оснований ожидаемое одобрение публикой любой минимально связной речи - три. Так ведь самое время делать партии! Технология этого дела не чрезмерно сложна, а потому не исключено, что первые серьезные подвижки мы увидим уже в нынешнем году.

Левой партии есть с чего начаться почти немедленно (это я опять о "Родине"). С правой пока хуже: какая-то невнятная суета - и вокруг отходящего СПС, и помимо него, - и ничего, что обещало бы скорые успехи. И это довольно плохо.

Зачем нужна правая партия?

Если затем, как часто говорили сразу после 7 декабря, что перед людьми неудобно: у всех порядочных есть в парламенте правые партии, одни мы, как голый Вася, - то вовсе не нужна. Когда одного из лидеров "Единой России" Ф. А. Клинцевича спросили, не смущает ли единороссов, что нынешний парламент остался без правого крыла, тот возмутился: "Не согласен с таким утверждением. Давайте разберемся, чего требуют правые и чего добиваемся мы. Я не вижу здесь принципиальной разницы. Мы тоже за частную собственность, за рынок, за многопартийность, за соблюдение прав человека, за развитие демократии. Так что не надо переживать: мы займем эту их нишу. У нас найдутся для этого депутаты". И это чистая правда. Бутафорить "за многопартийность, за соблюдение прав человека, за развитие демократии" - много ума не надо (интересно только, кто подучил Клинцевича, что это и есть правые идеи?), и актеров на такие роли ЕР без сомнения найдет достаточно. И сыграют они ничуть не хуже, чем их Parteigenossen играют роли центристов. Поначалу назначенные правые, верно, будут несколько уступать Немцову с Явлинским, но со временем и если спрашивать построже - натаскаются. В этом смысле в настоящей правой партии нужды - нет.

Она есть, и весьма насущна, в другом смысле. Не вдаваясь в политологические тонкости (тем более что это слишком модно; то и дело слышишь: "Даже студенты, которым я читаю политологию, знают, что..." - и следует что-нибудь несусветное) и смиренно признавая, что право-левую классификацию многие понимают по-разному, а многие и вообще отвергают как устаревшую, осмелюсь остаться при простеньком, зато привычном мне понимании. По аналогии с золотым правилом механики можно было бы ввести свинцовое правило политики: там, выигрывая в силе, проигрываешь в расстоянии, - здесь, выигрывая в свободе, проигрываешь в равенстве, и, естественно, наоборот. Поэтому выбор приоритета: свобода или равенство - неизбежен и чаще других осознан. Соответственно, все прошлые, нынешние и, смею думать, будущие политические учения легко разделить на те, что призывают тех или иных видов Равенства добиться, следуя дорогой Свободы, - и те, что обещают неких видов Свободы добиться, начав с установления Равенства. Первые зовут нас делать главную ставку на свободного человека, на себя; вторые - на совершенствование общественного устройства, на всех, на других. Первые удобно именовать правыми, вторые - левыми. Приверженцы и тех, и других необходимы в благоустроенном обществе, только роль у них разная.

Аргументировать надобность левых есть тьма искусников без меня, но и я в этой надобности не сомневаюсь. Сегодня левых на любой вкус многовато; единственная, кажется, идея, сильно звучавшая в недавней кампании, идея как можно более полного изъятия природной ренты, есть идея сугубо эгалитарная, а значит, стопроцентно левая. Не оспаривая разумности и легкой осуществимости изъятия ренты, отмечу образцовую типичность замысла. "Целесообразны такие-то и такие-то социальные улучшения, на них нужны деньги, а потому повысим такие-то и такие-то налоги" - классическое рассуждение левых. Сильные голоса такого рода необходимы - хотя бы ради стабильности.

Но они не должны безраздельно царить. Без парирующих их правых голосов (в рамках того же примера: "Такие-то социальные программы нужно заменять стимулированием частного сектора, предоставляя дееспособное большинство собственным заботам; бюджет избавится от таких-то затрат, и можно будет снизить такие-то налоги") эгалитарная политика быстро переведется на русский язык и станет уравниловкой; та неизбежно приведет к непролазной стагнации; а там не за горами и судьба, на наших глазах постигшая страны "развитого социализма". Правую политику можно сколько угодно костерить, что всегда и делается, но только она, освобождая дорогу вверх тем, у кого есть силы для подъема, создает и поддерживает в обществе ту разность потенциалов, которая, как все мы учили в детстве, и есть единственная база для совершения какой бы то ни было полезной работы.

(Читателям, знакомым с началами термодинамики, скажу еще короче: левая политика самой сутью своей обречена с наилучшими намерениями увеличивать энтропию. Из одного этого очевидна острейшая - под угрозой "тепловой смерти"! - необходимость во влиятельной правой партии.)

Словом, так: разрешать от уз творческую энергию нации, наполнять летучим газом легкий шар - дело правых. Навешивать на рвущийся вверх шар корзину с балластом, что тоже важно, - дело левых. Что сегодня актуальнее для России, каждый да решит сам.

Зачем нужна правая партия?
Если затем, как часто говорили сразу после 7 декабря, что перед людьми неудобно: у всех порядочных есть в парламенте правые партии, одни мы, как голый Вася, - то вовсе не нужна. Когда одного из лидеров "Единой России" Ф. А. Клинцевича спросили, не смущает ли единороссов, что нынешний парламент остался без правого крыла, тот возмутился: "Не согласен с таким утверждением. Давайте разберемся, чего требуют правые и чего добиваемся мы. Я не вижу здесь принципиальной разницы. Мы тоже за частную собственность, за рынок, за многопартийность, за соблюдение прав человека, за развитие демократии. Так что не надо переживать: мы займем эту их нишу. У нас найдутся для этого депутаты". И это чистая правда. Бутафорить "за многопартийность, за соблюдение прав человека, за развитие демократии" - много ума не надо (интересно только, кто подучил Клинцевича, что это и есть правые идеи?), и актеров на такие роли ЕР без сомнения найдет достаточно. И сыграют они ничуть не хуже, чем их Parteigenossen играют роли центристов. Поначалу назначенные правые, верно, будут несколько уступать Немцову с Явлинским, но со временем и если спрашивать построже - натаскаются. В этом смысле в настоящей правой партии нужды - нет.

Она есть, и весьма насущна, в другом смысле. Не вдаваясь в политологические тонкости (тем более что это слишком модно; то и дело слышишь: "Даже студенты, которым я читаю политологию, знают, что..." - и следует что-нибудь несусветное) и смиренно признавая, что право-левую классификацию многие понимают по-разному, а многие и вообще отвергают как устаревшую, осмелюсь остаться при простеньком, зато привычном мне понимании. По аналогии с золотым правилом механики можно было бы ввести свинцовое правило политики: там, выигрывая в силе, проигрываешь в расстоянии, - здесь, выигрывая в свободе, проигрываешь в равенстве, и, естественно, наоборот. Поэтому выбор приоритета: свобода или равенство - неизбежен и чаще других осознан. Соответственно, все прошлые, нынешние и, смею думать, будущие политические учения легко разделить на те, что призывают тех или иных видов Равенства добиться, следуя дорогой Свободы, - и те, что обещают неких видов Свободы добиться, начав с установления Равенства. Первые зовут нас делать главную ставку на свободного человека, на себя; вторые - на совершенствование общественного устройства, на всех, на других. Первые удобно именовать правыми, вторые - левыми. Приверженцы и тех, и других необходимы в благоустроенном обществе, только роль у них разная.

Аргументировать надобность левых есть тьма искусников без меня, но и я в этой надобности не сомневаюсь. Сегодня левых на любой вкус многовато; единственная, кажется, идея, сильно звучавшая в недавней кампании, идея как можно более полного изъятия природной ренты, есть идея сугубо эгалитарная, а значит, стопроцентно левая. Не оспаривая разумности и легкой осуществимости изъятия ренты, отмечу образцовую типичность замысла. "Целесообразны такие-то и такие-то социальные улучшения, на них нужны деньги, а потому повысим такие-то и такие-то налоги" - классическое рассуждение левых. Сильные голоса такого рода необходимы - хотя бы ради стабильности.

Но они не должны безраздельно царить. Без парирующих их правых голосов (в рамках того же примера: "Такие-то социальные программы нужно заменять стимулированием частного сектора, предоставляя дееспособное большинство собственным заботам; бюджет избавится от таких-то затрат, и можно будет снизить такие-то налоги") эгалитарная политика быстро переведется на русский язык и станет уравниловкой; та неизбежно приведет к непролазной стагнации; а там не за горами и судьба, на наших глазах постигшая страны "развитого социализма". Правую политику можно сколько угодно костерить, что всегда и делается, но только она, освобождая дорогу вверх тем, у кого есть силы для подъема, создает и поддерживает в обществе ту разность потенциалов, которая, как все мы учили в детстве, и есть единственная база для совершения какой бы то ни было полезной работы.

(Читателям, знакомым с началами термодинамики, скажу еще короче: левая политика самой сутью своей обречена с наилучшими намерениями увеличивать энтропию. Из одного этого очевидна острейшая - под угрозой "тепловой смерти"! - необходимость во влиятельной правой партии.)

Словом, так: разрешать от уз творческую энергию нации, наполнять летучим газом легкий шар - дело правых. Навешивать на рвущийся вверх шар корзину с балластом, что тоже важно, - дело левых. Что сегодня актуальнее для России, каждый да решит сам.

 Ответить на это сообщение
 Ваше Имя:
 Email:
 Тема:
  

phorum.org