Автор: Нюся (62.118.47.---)
Дата: 31-01-04 11:31
20 января 2004 года российский ВПК заключил с Индией сделку века. По самому крупному в истории контракту (общая сумма оценивается в 1,6-2 миллиарда долларов) продан тяжелый авианесущий крейсер "Адмирал флота Советского Союза Горшков", а "Рособоронэкспорт" обязался провести модернизацию корабля и оснастить его новейшими системами вооружений и палубной авиацией - истребителями МиГ-29К, противолодочными вертолетами Ка-27 и Ка-31. "Адмирал Горшков" был построен в декабре 1978 года и спущен на воду в 1982 году. В начале 1990-х из-за отсутствия средств на ремонт и модернизацию "Горшков" был поставлен на прикол. Переговоры о продаже авианосца Индии начались еще в 1995 году, и наконец-то стороны пришли к приемлемому уровню цены и условиям модернизации. После распада СССР пять авианосцев были проданы (в том числе два недостроенных), один распилен на металл, и теперь у России остался последний авианесущий крейсер "Адмирал Кузнецов". Осенью прошлого года он вышел в море после ремонта, но половина отремонтированного оборудования вышла из строя, сам крейсер начал тонуть и его снова вернули в док. Это не удивительно, если знать, что доля современной техники в ВМФ в 2002 году составляла 10-20%. Государственный оборонный заказ на закупку и ремонт техники в 2001 году составил 10% от потребностей ВМФ, в результате чего к началу 2003-го в ремонте нуждалось 90% кораблей.
В таких условиях директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов считает, что авианосец "Кузнецов" тоже надо продать: "Если он так нужен флоту - пусть флот его отремонтирует и ходит в походы. Единственный смысл существования "Кузнецова" - сохранение основного национального достояния в этой области, то есть палубных летчиков. Но содержать "Кузнецова" ради летчиков - это непозволительная роскошь. Тем более что раньше существовал целый полк палубной авиации, а сейчас от него осталось 12 человек. Летчиков можно тренировать и на Украине, на аэродроме в Саках, но лучше было бы в рамках военно-технического сотрудничества договориться с Индией об обучении российских летчиков с 2008 года на проданном "Адмирале Горшкове". Если продать "Адмирала Кузнецова", то такое обучение может начаться еще раньше, так как "Кузнецов", в отличие от "Горшкова", не требует длительной четырехлетней модернизации".
Министерство обороны с Пуховым не согласно и продавать "Кузнецова" не собирается, хотя средств ни на ремонт авианосца, ни на постройку новых не имеет. Зато Минобороны разработало план строительства Военно-морского флота на период до 2040 года. Теперь флот не будет защищать интересы России в океанической зоне, ограничившись расстоянием 500 километров от берега. Вместо авианосцев, которые стоят около трех миллиардов долларов, Россия займется постройкой корветов (до 100 миллионов долларов за корабль) и фрегатов (300-500 миллионов). По словам главнокомандующего ВМФ адмирала Владимира Куроедова, аналогов российским фрегатам и корветам в мире не будет, а "авианосцы - это вопрос следующего десятилетия, сегодня говорить о них рановато".
* * *
Вряд ли стоило ожидать, что за четыре месяца жизни по новой военной программе Российская армия чудесным образом перевооружится и изживет все недостатки. Состояние Вооруженных сил понемногу улучшается, но, скорее всего, не столько из-за "мудрых" реформ, а благодаря высоким ценам на нефть. О стабильно положительных результатах говорить рано. Но что очевидно - сегодняшнее состояние армии и ее планы развития абсолютно исключают любые имперские амбиции России. Как бы этого ни хотелось аналитикам из Совета по национальной стратегии и, в общем-то, всем, кто "родом из СССР".
Николай Дзись-Войнаровский
|
|