Автор: Анатолий Тюрин (---.esoo.ru)
Дата: 07-11-03 18:24
Уважаемые господа!
Мне все больше и больше нравиться подход Герасимова к изучаемым им явлениям. Одним из главных элементов этого подхода является отказ от детального анализа фактов и оперирование максимально обобщенными понятиями. Я попробовал применить этот подход (в учебных целях) к анализу явления “Постмодерн”.
Человек контактирует с Миром через Супермиф. В первом приближении можно считать, что Супермиф это вместе взятые Культура и Консенсусная Реальность (это понятие обозначено мной в ветке Субъект, Реальность, Мир). Главная функция Супермифа – быть буфером между Человеком и Миром, включающим и других Человеков.
Супермиф может дать Человеку почти все, что ему нужно, потому, что он (Человек) в существенной мере продукт этого Супермифа. Но так получилось, что для большинства людей (меньшинство мы здесь не рассматриваем) Супермиф может дать АБСОЛЮТНО все, что им нужно. Но имеются три проблемы:
- для того чтобы получить, что-то от Супермифа надо затратить свой труд;
- надо знать или интуитивно чувствовать способ получения желаемого;
- Супермиф живет соей жизнью, трансформируется и поэтому если Человек вчера знал способ получения от него желаемого, сегодня этот способ может уже не работать.
Это приводит к тому, что люди, которые в принципе могут получить от Супермифа абсолютно все, что им нужно на практике сталкиваются с существенными проблемами получения желаемого. Наиболее активные из них включаются в погоню за трансформациями Супермифа. Цель погони всегда одна. Получить желаемое от Супермифа. Никаких других целей у них нет. Кто им может в этом помочь? Художники. Именно Художники в силу своего обостренного восприятия чувствуют отдельные трансформации Супермифа и стараются донести их доступными им способами до людей. (Здесь важно помнить, что вопрос: “Художники своей деятельностью трансформируют Супермиф или они только показывают свершившиеся трансформации людям?” – вопрос о яйце и курице.)
Можно ли изучать процесс трансформации Супермифа? Да. Самый простой способ - изучение творчества Художников. Конечно не всех художников, но только тех, кто пользуется успехом у людей. Ведь успех это, прежде всего, сигнал того, что люди интуитивно почувствовали, что Художник правильно угадал отражаемую им трансформацию Супермифа и сумел донести ее до людей понятным для них языком.
В последнее время изучением трансформаций Супермифа посредством анализа творчества популярных Художников и применяемого ими “языка” донесения этих трансформаций до людей занимается постмодерн. Но понятие “постмодерн” гораздо шире. Постмодерн и способ изучения явления (конкретных трансформаций Супермифа) и способ формирования этого явление и само это явление. В момент зарождения постмодерна в нем доминировало “изучение явления”, в его зрелом состоянии – “формирование явление”, во время его упадка – “само явление”. После “смерти” постмодерн будет восприниматься людьми “как явление”.
Время упадка постмодерна будет характеризоваться началом его идентификации с изучаемым явлением – конкретными трансформациями Супермифа. В этот момент (ВНИМАНИЕ!) постмодерн потеряет способность изучать конкретные трансформации Супермифа, т. е. он не сможет изучать сам себя. Это время и будет характеризоваться появлением постпостмодерна. Все очень просто.
Чем будет заниматься постпостмодерн на первом этапе после своего зарождения? Изучением конкретных трансформаций Супермифа. Но к этому времени конкретные трансформации Супермифа будут уже идентифицированы с постмодерном и поэтому постпостмодерн на первом этапе после своего зарождения будет заниматься изучением постмодерна. Все предельно просто.
Предложенная в заглавной ветке статья как раз и посвящена этой проблему – изучению посмодерна но не с позиций постмодерна.
Выскажем по ней несколько комментариев.
>Таким образом, постмодерн очевидно исчерпывает себя, но только частично.<
Правильно. Постмодерн исчерпает себя настолько, насколько он потеряет способность изучать конкретные трансформации Супермифа.
>Это означает, что постпостмодерн еще более (по сравнению с постмодерном) неуязвим перед возможной критикой в силу полного отсутствия идейности, амбициозности и, в конечном итоге, конкретного содержания.<
А вот здесь содержится лукавство. Это утверждение следует записать так.
“Это означает, что постпостмодерн [так же как и ранний постмодерн] еще более (по сравнению с [поздним] постмодерном) неуязвим перед возможной критикой в силу полного отсутствия идейности, амбициозности и, в конечном итоге, конкретного содержания.”
>В термине постпостмодерн, во-первых, отражена история его формирования, в ходе которой постмодерн отталкивается от модерна и одновременно многое из него заимствует, а затем то же самое постпостмодерн проделывает с самим постмодерном.<
Вожмем за основу “…дерн и способ изучения явления (конкретных трансформаций Супермифа) и способ формирования этого явление и само это явление”. Обозначим “дерном” непрерывный процесс перетекания способа изучения явления в способ его формирования и само явление. За тремя условно выделенными этапами “дерна” исторически закрепились названия модерн, постмодерн и постпостмодерн. Предельно просто.
>постмодерн представляет собой деятельность по определению самого этого понятия<
Можно и так. Но у меня лучше: “Постмодерн и способ изучения явления (конкретных трансформаций Супермифа) и способ формирования этого явление и само это явление”.
>Таков и постпостсовременный человек, а, точнее, сверхчеловек, занявший его место: самоироничный и ранимый, играющий и страдающий, белокурая бестия и маленькая девочка одновременно.<
На основе изучения творчества современных Художников можно изучать процесс трансформации Супермифа. Можно так же составить обобщенный портрет постпостсовременных людей, которые смогли получить от Супермифа все, что им надо. Нужно только помнить, что это не реальные люди. Это представления Художников о людях идеально соответствующих наблюдаемым ими трансформациям Супермифа.
Нужно также помнить, что те процессы, которые описывают исследователи-постпост…модернисты, это не реальные процессы, а всего лишь интуитивные представления Художников о процессах трансформации Супермифа. Ну, а процессы трансформации Супермифа вполне реальны. И сам он реален. Наверно, имеются и другие способы (кроме ….модерна) его изучения.
Нужно также помнить, что имеются люди (их меньшинство), удовлетворить запросы которых Супермиф не в состоянии (в принципе).
С уважением.
P.S.
Уважаемые господа!
Мне будет интересно получить ваши замечания на мой текст.
Заранее благодарю.
|
|