Новеллы о марксизме. Собственность. п.3
В самой постановке вопроса о собственности человека над чем-то есть глубокая мировоззренческая
неувязка. Дело в том, что к моменту работ Маркса и Энгельса весьма существенными
по отношению к денежной или промышленной собственности были собственность земельная,
собственность на скот и даже рабовладение(в США, Бразилии, на Кубе). Свежа еще была
история революции рабов на Гаити, где «черный консул» Туссен Лувертюр, возглавивший
революцию, был высокообразованным человеком, который и погиб-то потому что его обманом
завлекли во Францию, признав победу гаитянцев, а Туссена пригласив как бы для того,
чтобы он стал генералом континентальной армии Наполеона.
Т.е. безмятежно говорить о частной собственности в это время было весьма неэтично.
Право частной собственности как право безраздельного владения и распоряжения этой
собственностью как не имеющей собственного Я, - автоматически означало отказ от
признания человеческого в неграх-рабах. Во Франции именно так это и выглядело. Вплоть
до понятия «негрское мясо», которым можно было кормить собак.
Я не говорю уже о таких тонких вещах, как повсеместно находившиеся и находящиеся
в собственности собаки, кошки, лошади, коровы, свиньи. Хозяева и их «собственность»
в случае крестьянского хозяйства как бы живут семьей. Между собакой, лошадью и их
владельцами утверждается взаимное доверие, взаимное понимание, взаимная привязанность,
далеко выходящие за рамки условных рефлексов. Живущие в одной семье кошка с собакой
– друзья. А в «собственность» вроде негритянских девушек хозяева влюблялись, от
хозяев у этой «собственности» рождались дети. Эта «собственность» в виде прислуги
воспитывала детей, вела домашнее хозяйство.
Редукция частной собственности к тому, что приносит прибавочную стоимость, во времена
Маркса и Энгельса было некоторым образом кощунством. Именно потому, что для европейской
цивилизации раб в это время был одной из форм частной капиталистической собственности,
а на торговле африканскими рабами сколачивались баснословные капиталы. Отмена рабства
в колониях Англии произошла в 1834 году, когда Марксу было 16 лет. Отмена рабства
в колониях Дании(Виргинские о-ва, Гана, части территории Индии) одновременна «Манифесту
коммунистической партии». Вопрос о частной собственности в форме рабовладения во
вполне капиталистических странах был перед глазами.
Тем не менее, Маркс с Энгельсом вполне спокойно приравнивают говорящую и думающую
собственность к ткацким станкам, паровым котлам, торговому и финансовому капиталу
в рамках теоретического вычленения этого общественного отношения. И сводят ее к
единственному, как они посчитали, главному в рамках их мышления содержанию – способности
приносить доход на вложенный капитал. Ничего человеческого. Никаких сомнений относительно
более глубоких материй.
А материи в отношении собственности
могли быть весьма глубокими.
Крестьяне и к земле, и к воде относились как к живым организмам, тем более – к лесу,
к животным. Землевладение в рамках мировоззрения большинства человечества той поры
не было присвоением плодов земельной собственности, но было в первую очередь заботой
об этой земле, о поддержании ее плодородия для будущих поколений уходом за этой
землей. То, что земля давала, было Богом данное, а не отобранное у нее.
Собственность в рамках такого мировоззрения означала ВЗАИМНУЮ принадлежность хозяина
и того, чем он распоряжается. Симбиоз человека с частью природы, домом, домашними
животными, вещами, подчиненными человеку другими людьми, не имеющими хозяйственного
и личного суверенитета: детьми, крепостными крестьянами для русского дворянина,
с рабами для условий африканских и азиатских стран. Но в африканских и азиатских
странах рабство тоже далеко выходило за рамки чисто экономической категории. В Японии
рабство было формой наказания, вообще не имевшей экономического содержания. В рабство
отправляли за проступки, причем содержанием рабства было ношение неприличной одежды,
прически. В рабстве человек должен был чувствовать стыд перед окружающими за то,
что он сделал. В большинстве стран Востока рабыни-наложницы были формой многоженства.
И не страдали от своего невыносимо рабского положения. Другие рабы были добровольными
мюридами. Людьми, которые целиком подчиняли себя мудрому хозяину – ради обучения
и воспитания. Еще рабами были люди, не способные к самостоятельному ведению хозяйства.
Это был их способ существования – в полной личной зависимости от хозяина. Рабство
имело религиозные формы, формы наследственной традиции полной подчиненности одних
семей другими.
Все те же виды симбиоза.
А вот как форма капитала,
назначенного приносить прибыль, - это европейская капиталистическая форма.
Опыт колхозного строительства в СССР показал, что русский крестьянин не может и
не хочет подчиняться экономическим законам – получать прибыль от вложенного. Ему
нужно хозяйство, в котором он живет, с которым он в духовном родстве. Организм,
в котором все друг другу нужны, все друг другу не чужие. Но есть иерархия. Есть
хозяин, и есть те, кто подчиняются его воле.
Такой собственностью может быть не только крестьянский двор. Такой собственностью
может быть завод Форда, выращенный из велосипедной мастерской в сарае и от живущих
как бы одной семьей первых нескольких рабочих. Этой собственностью может быть корабль,
хозяин и капитан которого чувствует каждый скрип и каждый стук тела корабля. А корабль,
как верный пес, умирает вскоре после смерти этого своего любимого хозяина. Потому
что наследники его уже не чувствуют. Они ему чужие.
Собственностью может быть страна, «которую взял, и полуживую вынянчил». Собственность-то
на эту страну общенародная, да только хозяин у нее единственный – Сталин. Потому
что чувствовал все ее болячки. А вот последующие – уже только распорядители наследия.
Или и того хуже – сознательно проматывающие это наследие чужаки.
Отношения собственности много богаче того примитива, до которого свели вопрос Маркс
с Энгельсом. Отношения собственности много человечнее и естественнее марксистской
схемы. Собственность по Марксу – это паразитическая от начала и до конца собственность,
даже если она превращается из частной в общественную. Она не предполагает человеческого
отношения к предмету собственности. Разговоры о том, что у воров-собственников надо
отобрать яхты, как раз об этом и свидетельствуют. А что потом с этими яхтами? Продать
иностранным буржуям, а деньги всем миром пропить?
Советская собственность пришла в негодность после приватизации именно потому, что
она потеряла хозяев – директоров. Новые владельцы, которых, естественно не устраивала
прежняя управленческая команда, хозяйствующая на заводе, связанная с ним тысячами
невидимых человеческих, информационно-технологических и пр. нитей, - в считанные
года остались при металлоломе станков и стенах. Они не сумели удержать жизнь того
организма, который из себя представляет любой завод. Организм умер, потеряв именно
хозяев.
А вот по Марксу это всего лишь набор железяк, к которым надо приложить рабочие руки
и капитал, и он начнет давать прибыль, или как там у них, гешефт? Обезличенное владение,
обезличенный капитал, обезличенные работники… А не выходит. На русской земле и станки
– живые и душу имеют. Любые руки им не годятся, а только хозяйские, любящие, добрые.
Марксизм – не добрый. И в вопросе о собственности он полностью раскрывает себя.
Это теория того, как и на каких основаниях один вор может украсть что-то у другого.
И пусть один из этих воров – называется народом или пролетариатом. К этому самому
пролетариату подходят с точки зрения воровского мировоззрения. Вот, дескать, один
вор чего-то украл, чего-то создал, подожди маленько, как все само по себе будет
крутиться и создавать добавочный продукт, так мы с тобой… Ы! Что Ы? – ну пролетарскую
революцию совершим. И будем жить уже не на одну зарплату. Ты, че, блин, дело верняк!