Помпейский крест.

В статье автора «Гибель Помпеи. 1631 год.» [1]] было высказано предположение, что Помпеи погибли 16 декабря 1631 года, и приведен целый ряд фактов подтверждающих данное предположение.

Однако, когда говоришь кому-либо, что Помпеи погибли в 17 веке, то все искренневерующие начинают плакать, а где в Помпеях христианская символика (обычно такие люди понимают под христианской символикой наличие крестов).

Но самое удивительное, что никаких крестов в первой половине 17 века, как христианской символики похоже не было, а если и были то очень в ограниченном количестве.

Для Европы хорошего исследования данного вопрос нет, но для Московии имеем уникальные работы Татьяны Дмитриевны Пановой и исследования Леонида Андреевича Беляева « Русские средневековое надгробие: Белокаменные плиты Москвы и Северо- Восточной Руси XIII-XVII вв. М.»

Вот, что пишет Т.Д. Панова в книге « Царство смерти. Погребальный обряд Средневековой Руси XI-XVI веков.» [2]

"Не менее интересен вопрос о степени распространенности христианской символики на погребальных сооружениях и намогильных памятниках средневековой Руси. До сих пор он нигде не рассматривался. Археологические данные говорят о том, что практически такой традиции не было. Зафиксирован лишь один случай нанесения изображения креста на каменный саркофаг. Находка в Белгородке под Киевом уникальна тем, что в белокаменном гробу XII в. в головной части на внутренней стенке был выбит восьмиконечный голгофский крест[278]. Форма креста древняя, с прямо положенными и широко расставленными двумя верхними перекладинами и нижней косой перекладиной, идущей справа налево (ил. 48: а).

C:\papa\papa\pompei\krest\430_panova48.jpg

48. Изображения крестов: а) белокаменный крест на стенке каменного саркофага. Киевская земля. Белгородка. XII в.; б) белокаменный крест у северо-западного угла Успенского собора. Москва. Кремль. XVв.

Других примеров изображения креста - символа христианской религии - на погребальных сооружениях XI-XVI вв. в средневековой Руси до сих пор не зафиксировано."

Однако искренневерующие обычно приводят в пример вот такую фотографию из Архангельского собора Кремля.

C:\papa\papa\pompei\krest\430_panova49.jpg

Казалось бы, вот они кресты и 16 и 17 веков.

Однако вот, что пишет Т.Д. Панова в своей книге [3].

« Нашему современнику, попавшему в Архангельский собор и увидевшему строгие ряды заключенных в медные застекленные чехлы надгробия, трудно себе представить, что еще в первые годы XX столетия - совсем недавно - все здесь было по другому. В одной из описей собора, готовившегося к реставрации, упоминаются надгробия с отбитыми углами и буквами надписей, с облупившейся раскраской, накрытые сверху простыми деревянными крышками. Решение о приведении их в порядок и заключении в специальные чехлы было осуществлено мастерами фирмы петербургского фабриканта Гана в 1906 году. Медные чехлы несут по углам крышек царскую символику (фигуры двуглавых орлов), за их стеклами видны древние резные плиты с надписями и орнаментами, доступные обзору. На всех крышках размещены короткие надписи, в которых указано имя погребенного и год его смерти. Но желание оформителей надгробий сделать их однотипными привело к тому, что в эти надписи закралась ошибка - все князья, даже удельные, в них названы великими. На этом оформление некрополя было завершено. За прошедшие годы в интерьере храма усыпальницы уже мало что изменилось

Таким образом, в Кремлевском некрополе до средины 17-ого века встречаются только белокаменные намогильные надгробия. И никаких крестов на таких надгробиях не наблюдается.

А вот смотрим реальное надгробие Ивана Грозного

C:\papa\papa\pompei\krest\Grosny.jpg

И окончательно принципиальное замечание. [3]

«На этом можно было бы и поставить точку в нашем рассказе о круге вещей, помещавшихся в средневековье в великокняжеские и царские могилы кремлевских некрополей. Но думается, что наиболее дотошные читатели уже готовы воскликнуть: «Позвольте, а разве не были найдены во всех этих захоронениях нательные кресты?»

Действительно, представление о том, что христианина всегда погребают с нательным крестом, глубоко укоренилось в сознании многих людей и довольно часто, как не требующее доказательств утверждение, высказывается в нашей исторической литературе. Но археологические исследования со всей очевидностью доказывают, что традиции захоронения христиан с символом веры - крестом, начинают складываться только на рубеже XVI-XVII столетий. Да и в то время лишь треть могил, в лучшем случае, и не на всех кладбищах, содержит останки погребенных с нательными крестами.

В великокняжеских и царских захоронениях кремлевских усыпальниц находок таких крестов нет вообще

Вот такое христианство до средины 17-века вырисовывается на Руси.

А вот. Что нашли в «Геркулануме» и Помпеи.

 

Дом двухсотлетия (Bicentenary House) в «Геркулануме

C:\papa\papa\pompei\krest\croce ercolano1.jpg

C:\papa\papa\pompei\krest\croce ercolano 2.jpg

Здание было открыто в 1938 году Амедео Маюри (Maiuri), спустя ровно 200 лет с момента начала раскопок Геркуланума, и названо в честь этого юбилея. Вход ведёт в большой атриум с покатой крышей, устланным чёрно-белой мозаикой полом и стенами, расписанными фресками в четвёртом стиле с архитектурными и анималистическими мотивами. В глубине дома находится помещение таблинума с двумя боковыми крыльями и изысканным мозаичным полом с чёрно-белым геометрическим узором в технике opus tesselatum и центральной плитой в технике opus sectile. На его стенах написаны две большие фрески, изображающие Дедала и Пасифаю с одной стороны и Венеру и Марса с другой. К таблинуму примыкает портик с садиком, откуда по лестнице можно подняться наверх.

В стене одного из покоев второго этажа находится крестообразное углубление, где ранее, вероятно, помещался деревянный крест или подобно помпейскому кресту был барельеф креста.. Если это предположение верно, то крест из Геркуланума является самым древним христианским символом в мире. Ниже стоял шкафчик из дерева, похожий на алтарь для ларов, фамильных божеств, покровительствующих домашнему очагу.

Дом Пансы в Помпеи.

C:\papa\papa\pompei\krest\croce pompeif.jpg

Ш.Ф. Мазуа (Mazois) в книге «Руины Помпеи» [4] дает следующее описание места находки креста.

«Вход в булочную с боковой улицы; эта деталь предлагает значительную особенность, которую я не начну совсем объяснять, но которая может заинтересовать историю христианской религии. На внутренней перегородке простенка между двумя дверями существует картина, представляющая змею, символ таланта; на этой же стороне, кирпич, запечатанный в стене для лампы, которая зажигалась в честь Божеств Хранителей. Эту картину можно увидеть только из внутренности дома.

На противоположной стороне, лицом к лицу перед большей из двух дверей, и следовательно действительно на видном месте, нашли барельеф креста на щите из белой штукатурки под мрамор, помещенный таким образом, чтобы быть видимым для всех прохожих, как если бы хотели из этого сделать вывеску. Хотя первые христиане представляли этот символ христианства в виде греческого или равноплечного креста, и хотя этот, который имеется в виду, был из неравных линий, я не могу решиться видеть в нем неизвестный инструмент, как это утверждают несколько людей, которым я показал этот рисунок. Трудно действительно в этом не узнать латинский крест, то, что не имело бы ничего экстраординарного, так как Помпеи были разрушены только в первый год господства Тита.

Но если это - крест то, как объяснять сближение, смесь этого символа новой и чистой религии, с изображениями и практикой одного из наиболее смешных суеверий древности? Трудно понять, что тот же человек может одновременно поклоняться кресту Христа, и обожать Януса, Феркулуса (Ferculus), Лементинуса (Limentinus) и Кардеи (Cardea), божеств, предназначенные для охраны дверей; особенно, если к этому еще присоединяется непристойное изображение, непонятного культа, которое оказывается около того же места.

Возможно крест был в этой эпохе еще неизвестным мистическим иероглифом в вульгарности, посвященные которой в христианстве знали о только значении, и которая, туда помещенная, как знак признания в середине видимостей язычества, предупреждала приверженцев, что зарождающаяся правда скрылась в убежище бедного человека, под сохранением всех популярных суеверий. Что бы там ни было, я думал что должен был дать этот столь любопытный памятник в одну из следующих карточек с приглашением.

26, Часть зависимая от булочной, и которая вероятно служила магазином. 27, Рабочая комната булочной; имеет, мельницы; стол; каменную квашню и котлы на печах; терракотовые вазы; вазы для муки, которая была брошена на лопату, загруженную в печь; печь. Выше устья печи, существует глиняный барельеф, грубое представление Фаллос, нарисованное киноварью, и вокруг которого, написано: Здесь обитает счастье. (Hic habitat felicitas). Это странное восклицание могло бы быть еще девизом неаполитанского простонародья, которое, в его развращенности, в его крайнем невежестве, не знает, других желаний и других страстей которые надо удовлетворять, кроме голода и физической любви

Битва при Иссе (мозаика Помпеи)

C:\papa\papa\pompei\krest\MACEDONSKImal.jpg

Мозаика была обнаружена 24 октября 1831 года при раскопках античных Помпей в Италии на полу одного из помещений дома Фавна и перенесена в 1843 году в Национальный археологический музей Неаполя, где и хранится по настоящее время. Сначала мозаика была выложена на полу, как в её оригинальном виде; около 1913 мозаику поместили на стену для лучшего обзора. На полу дома Фавна в 2005 выложили копию мозаики. Размеры грандиозной картины составляют 313×582 см, но часть фрагментов не сохранилась.

 

Крест граффити в Помпеи.

C:\papa\papa\pompei\krest\1879crestISOBR.jpg

«Восемнадцать лет назад, когда мы проводили исследования и копировали граффити и рисованное кистью в Помпеи, мы случайно встретили граффити креста на наружной стены амфитеатра, на штукатурке.» [6]

И в заключении такое симпатичное замечание из книги В. В.Сеймора [7]

«Крест незаконченный, покрытый оскорбительными надписями и карикатурами был в последнее время обнаружено в том городе (Помпеи). (Нью Йорк Трибун, 15 марта 1866.) Возможно, что, как предполагается, надписи являются работой врага, то есть Гностического еретика, подобно граффити распятия, обнаруженного в Риме, но в любом случае это показывает, что крест был известным символом

Помпеийский и «Геркуланский» кресты ну очень похожи на следующий каменный крест хранящий в Ноовгородском музее.

«Каменные кресты из с. Воймерицы (Боровичского уезда) были обнаружены И.А. Шляпкиным в 1897 г. в деревянной часовне во имя апостолов Петра и Павла и Рождества Богородицы: « В ней помещены три каменных креста: два маленьких около аршина и один большой. На большом кресте уцелела надпись..» (Шляпкин А-1898: 65-66). Надпись на Воймерицком кресте - «Б(о)гоуславоу и Лазареви братья и мати Мирослава поставили хр(е)ст Славоне делале» - палеографически датируется XII в. Текст надписи, как считает А.А. Зализняк, ближе всего напоминает надписи на скандинавских рунических камнях, поставленных в память погибших родственников (Зализняк 1995: 374)» [8], который как видим палеографически датируется 12-ым веком.

C:\papa\papa\pompei\krest\Panchenko.jpg

Как можно видеть из приведенных примеров, общепривычных символов новозаветного христианства совершенно мало, то есть это течение только зарождается. Но принципиально важно ни о каких двух тысячах и даже тысячи лет существования христианства никакого разговора быть не может.

Новозаветное христианство начало укрепляться только со 2-ой половины 17 века.

1.       Е.Н. Шуршиков, Гибель Помпеи. 1631 год, Москва, 2005. (см. http://artifact.org.ru/personalnie-dela-/e-n-shurshikov-pompei-1631-god.html и http://imperia.lirik.ru/index.php/content/view/233/20/ )

2.       Т.Д. Панова Царство смерти. Погребальный обряд Средневековой Руси XI-XVI веков. М.: «Радуница», 2004 (см. http://www.opentextnn.ru/history/archaeology/library/panova/ )

3.       Т.Д. Панова «Кремлевские усыпальницы. История, судьба, тайнаМ. Индрик, 2003, стр. 34, 177

4.       F. Mazois. Les ruines de Pompei. Paris. MDCCCXXIV, стр.84, крест приведен на странице 88 (см. http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k106986n.image.f89.langFR.pagination )

5.       Битва при Иссе (см. http://www.newparadigma.ru/engines/NPforum/read.aspx?m=312544 )

6.       La Civilta Catolica, anno trigesimo, v.XII, della serie decimal, Ferenze, 1879, стр.211

7.       W.W. Seymor, The Cross - in Tradition, History and Art, New York, London, 1898, стр.155 (см. http://books.google.com )

8.       Яшкина (Панченко) В.Б. К вопросу о распространении каменных крестов в Древней Руси. В кн.: Староладожский сборник. Материалы I-V конференций "Северо-Западная Русь в эпоху средневековья: междисциплинарные исследования". Старая Ладога, 1994-1998. СПб-Старая Ладога. 1998 (см. http://www.rusarch.ru/panchenko1.htm )

 

Е.Н. Шуршиков, 29 марта 2010 года.