Сердцев Г.И.

Москва, ноябрь 2010

 

Древнейший прямо датированный русский колокол

1487/1488

 

 

Вместо вступления

 

В 2006 году была опубликована обзорная работа (Георгий Сердцев «Какой сейчас век в России?» http://artifact.org.ru/hronologiya-s-raznih-tochek/g-i-serdtsev-kakoy-seychas-vek-v-rossii.html) о наличии в настоящее время  артефактов, подтверждающих способ представления  цифр и дат на Руси на рубеже 15-16 веков. На основе публикаций того времени, а также материалов, полученных самим автором,  был проведён анализ способа прямого датирования древнерусских предметов сделаны выводы о том, что

1) по сохранившимся на сегодняшний день надгробным плитам не представляется возможным определить способ представления цифр и запись летоисчисления на Руси ранее 1492 года (7000 СМ).

2) на древнерусских предметах (иконы и др.) XII-XV веков, хранящихся в Третьяковской галерее, отсутствуют даты и краткие обозначения цифр;

3) самый древний колокол, имеющийся в настоящее время на Руси, датируется 1536 годом;

4) прямое датирование монет на Руси началось в 1596 г. при Фёдоре Ивановиче в виде букв РД =104 и продолжалось до 1617 года (НРКЕ =125);

- на монетах Шуйского и Жигимонтовича (1610) имеется надпись НРД (если Н не цифра, =104, что соответствует 1596 РХ при коэф. 5508 и 1604 РХ при коэф. 5500). Историки объясняют это несоответствие очень просто: де, использовались старые чеканы!

- при Михаиле Фёдоровиче Романове после 1617 года проставление дат на монетах прекратилось, и было восстановлено в 1696 году (ровно через сто лет после первого года датировки монет!) в виде СДГ =204 Петром I;

- в 1700 г монеты датировались буквами СН = 208, а с 1701 по 1717 год в датах от рождества Христова в виде от АΨА =1701 до АΨЗI = 1717;

- с начала датирования русских монет в 1596 г. до 1701-го буквы, обозначающие 7000 лет, на монетах не ставились;

5) по сей день старейшим экспонатом Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи является мортира, отлитая в 1605 году мастером Проней Фёдоровым.

На одной из четырёх чугунных пушек музея "Коломенское" имелась дата 1704, на другой надпись кириллицей АYI (=1710 в предположении, что Y, как и Ψ на монетах, означает 700.).

На двух других пушках имелись надписи NO4 и NOλOλ4, которые в современные даты явно не переводятся.

6) Имеющиеся сегодня тексты XVI в. не дают возможность определения способа записи дат и чисел в XV веке и ранее, т.к. сохранились в более поздних списках XVII века.

Ещё в 1627 году разность лет между "Сотворением мира" и "Рождеством Христова" принималась в 5500 лет, а не 5508 лет, как во времена Петра 1.

7) в музеях России и стран ближнего зарубежья имеется большое количество народных календарей из дерева и кости XV-XIX вв., имеющих начало года с 1 января, 1 марта и 1 сентября (описание первого российского народного календаря введено в научный оборот в 1852 г);

В XIII-XVII веках были широко распространены рунические календари. Их изготовление прекратилось в XIX веке. Все рунические календари вечные, ими можно пользоваться в любом году. Они соответствуют юлианскому календарю;

Почти все они имеют в основе неделю и не имеют делений на месяцы, а счёт дней вёлся от одного праздника к другому;

Народные деревянные календари, широко распространённые в Европейской части России, в Сибири, Якутии и на Камчатке, по состоянию на 1984 год детально не изучены и не датированы с достаточной точностью, поэтому они не могут служить независимым источником, подтверждающим хронологические записи событий на Руси.

8) ни одна из большого количества эр, существовавших в Европе, по дате начала эры не совпадала с мартовским началом года, действовавшим на Руси до реформы Иоанна III (1492 год);

 

 

История пишется на наших глазах

 

При посещении музея Коломенское в октябре 2010 года  мною было обнаружено  на старом месте только две пушки, которые, якобы, принимали участие в битве под Полтавой (1709),  Однако по имеющимся на пушках надписям провести прямое датирование не представляется возможным, а прямо датированные пушки, изготовленные в 1704 и 1710, и пушка с надписью NO4 на старом месте отсутствовали. Зато появилась пушка с новой надписью. То есть утверждение о том, что это пушки из под Полтавы есть, а подтверждения  прямыми датировками отсутствует

В 2005 году в музее Коломенское в Москве был представлен  колокол, отлитый Фёдором Моториным (52 пуда 80 фунтов) и примечательный тем, что на нём присутствовали одновременно две даты: на нижней части гравирована короткая дата в виде записи РУГ = 193, и на верхней части – полная дата от сотворения мира ~ ЗРУГ = 7193, что соответствует 1685 году РХ.

Учитывая непригодность указанного колокола для практических целей (дефекты верхней части литья, трещины и т.д.) и строгий учёт расходуемой при изготовлении меди, была непонятна его сохранность до наших дней. Он удивительным способом избежал переплавки при изготовлении, а также во времена Петра I и при Советской власти. Я предположил, что для фиксации соответствия между летоисчислением Иоанна III и эрой от Сотворения мира, полную дату добавили на колокол с уже существующей короткой датой. В этом случае даже выгоднее иметь дефектный колокол, так как кондиционный должен находиться на колокольне, и его никто не увидит! Однако в 2008 году на месте этого колокола стоял похожий колокол, но другой!

 

 

Самый древний прямо датированный

русский колокол

 

В 2010 году экспозиция поменялась и в 3-х этажном флигеле было представлено более десятка различных колоколов. Однако колокол с двойной датировкой по-прежнему отсутствовал.

Зато появился  колокол с прямой датировкой,  которая согласно традиционному представлению расшифровывается как 6996СМ и которая  должна, якобы, в очередной раз убедиться в правоте и незыблемости её любимой …(естественно ТИ).

 

  IMGP0525.JPG

 

Фрагмент надписи №1

 

IMGP0529.JPG

Фрагмент надписи №2

 

Фрагмент надписи №3

 

Фрагмент надписи №4

 

Фрагмент надписи №5

 

Фрагмент надписи №6

 

Фрагмент надписи №7

 

Появление этого колокола в экспозиции вызывает очень много вопросов (почему не выставлялся ранее, почему не упоминался в открытой литературе, как и когда попал в фонд музея и тд).

Так как датировка данного колокола не согласовывается со способом представления дат и цифр на всех известных артифактах того периода времени, попробуем рассмотреть некоторые обстоятельства, связанные с его появлением.

В конце 19 столетия появился исторический обзор имевшихся в России колоколов (Пыляев М.И. Исторические колокола http://www.zvon.ru/zvon7.view2.page66.html).  В указанной работе колокола Пафнутьево-боровского монастыря не упоминаются, хотя монастырь являлся весьма известным.

Самый древний  колокол,  упомянутый в этой работе, имеет датировку 1530РХ

Кроме набатных, были еще колокола вестовые; они существовали в старину в Сибири и во многих пограничных городах южной и западной России. Ими давали знать о приближении неприятеля к городу. Вечевые колокола у нас были в Новгороде и Пскове, и, как надо полагать, последние не отличались большим весом. Еще в начале XVI столетия во всей Новгородской области не было колокола более 250 пудов весом. Так, по крайней мере, говорит летописец, упоминая о колоколе Благовестнике, слитом в 1530 году ко святой Софии повелением архиепископа Макария: "Слит бысть колокол вельми велик, яко такова величеством не бывало в великом Новеграде и во всей Новгородской области, яко страшной трубе гласящи" ("Полное Собрание Русских Летописей", III, с. 246).

Интересны там еще два небольшие колокола, отлитые в 1566 году, при царе и великом князе Иоанне Васильевиче, при церкви Вознесения Христова (которая уже не существует), находившейся в Прусской улице, усердием прихожан.

В Новгороде древних колоколов немало с надписями, как русскими, так и иностранными. Так, в Клопском монастыре есть два колокола XVI века, один в 15, другой в 9 пудов; оба с одинаковою надписью: “Лето 7039 лит колокол сей обители Живоначальныя Троицы и чюдотворца Николы и к Покрову Святыя Богородицы и святителю Михаилу, при благоверном и великом князе Василии Ивановиче всея Руси при архиепископе Великаго Новаграда и Пскова владыке Макарьи и при иругене Иеве”.

В Хутынском монастыре Вседневный колокол с надписью вверху и внизу: “Божиею милостию царя и государя вся Русии Владимирскаго и Московскаго и Новгородскаго, Псковскаго, Смоленскаго и Тверскаго, Югорскаго и Пермскаго, Вятскаго и Болгарскаго и иных, при державе царства благоверных и христолюбивых и великих князей Василия Ивановича” и пр. При некоторой сбивчивости, с какою читается надпись на колоколе, видно, впрочем, что он устроен в последний год княжения Василия III.

В Знаменском соборе колокол с надписью, из которой видно, что он слит в Новгороде к этому храму в 1554 году повелением и по завету преосвященного Пимена и всех православных христиан Великого Новагорода, “чтобы избавил нас Бог и Пречистая Богородица православных крестьян (sic) от смертоносныя язвы и от напрасной смерти” лил мастер Иван.

В Успенской церкви упраздненного Колмова монастыря есть два колокола, литые при Иоанне IV.

В Духове женском монастыре три колокола XVI века. Из них интересна надпись на одном, “который поставил в 1589 году в Новегороде в монастырь Сшествие Святого Духа и Живоначальныя Троицы, конюшей боярин Борис Федорович Годунов”.

К описанным колоколам XVI века можно отнести небольшую металлическую кандию, находящуюся в ризнице Софийского собора. Она вроде небольшой чаши, вокруг поддона ее надпись: “Лета 779 (1541 г.) поставил сию кандию в дом святому Николы на Боровно старец Андрей”. При кандии небольшой железный язычок для ударения, которое совершалось в старину, например, во время чтения евангелия в первый день Пасхи. В письменном уставе XVII века Софийского собора (“Археологическое описание церковных древностей в Новгороде”, архиепископа Макария) на св. Пасху сказано: “и на всяком возгласе протодиаконове евангелия ударяют в кутейник по единощи в кандею и в вестовой колоколец”. В древностях Российского Государства, отд. 1, № 76 “кандия” отнесена к числу трапезных чаш, в которую ударяли настоятели за братскою трапезою при перемене кушанья. В г. Ростове, Ярославской губернии, имеется одна такая “кандия”, носящая имя Ясак.

Обращает на себя внимание свидетельство Пыляева о том, что ходили слухи о переливке «карноухого» колокола, сосланного в Сибирь

В бытность мою в 1882 году в городе Тобольске мне привелось лично видеть этот колокол; поверхность его, очевидно, очень старая и от древности самая медь серого цвета, надпись же несомненно новейшая. При самом тщательном осмотре не найдется ни малейшего даже намека на то, что этот колокол не настоящий углицкий, а только перелитый из него, да и многовековая уверенность жителей не допускает ни малейшего сомнения в его подлинности. Притом и летописи и предания тобольские говорят, что это действительно тот самый колокол, которым в 1591 году, в роковой день 15-го мая, в час послеобеденного сна, соборный сторож Максим Кузнецов и вдовый священник Федот, прозванием Огурец, встревожили мирный Углич; и что передаваемый “Ярославскими Ведомостями” слух о разбитии и переливке его не заслуживает никакого вероятия и не может нисколько поколебать подлинности этого колокола.

Переместимся на сайт Пафнутьев-Боровского монастыря и смотрим историческую справку http://www.pafnuty-abbey.ru/history_of_abbey/.

Из богатой истории монастыря обратим внимание на факты, которые могут пролить свет на интересующий нас колокол.

1358 г. Первое упоминание Боровска в письменных источниках.

1394 г. В местечке Кудиново, что в четырех поприщах (верстах) от Боровска, у благочестивых родителей рождается сын Парфений. По преданию, его дедом был татарский баскак, принявший православие.

С 1480 г., когда Великий князь Московский Иоанн III определяет местом своей ставки  предместье Боровска и посещает монастырь, по 1511 г собственное литьё колоколов в монастыре не упоминается. Тем более, что такое важное событие как перенос в 1492 РХ начала года с марта на сентябрь, приписываемое Иоанну, должно было найти отражение в датировании колоколов собственного литья.

1529 г. Монастырь посещает Великий князь Московский Василий III с женой Еленой Глинской. Здесь он молит Бога, чтобы у него родился наследник. В 1530 году у Василия III рождается сын, будущий царь Иван IV Грозный.

Эта запись свидетельствует об исключительной государственной важности монастыря и все события этого времени должны были бы отражаться в летописях.

1584-1586 гг. Белокаменный собор Рождества Богородицы «из-за малости» разбирается. По велению царя Федора Ивановича строится новый кирпичный храм. Строительством занимается Борис Годунов. На богомолье в монастырь приезжает царь Федор Иванович.

1591-1592 гг. В монастырь постригается и принимает схиму Андрей Клешнин, замешанный в темную историю смерти царевича Димитрия, сына Ивана Грозного. После смерти в 1598 году Клешнина хоронят на территории монастыря.

Об отливке в это время датированного колокола (если согласно моим предположениям дата на колоколе представлена в виде "Гиджра 910 Гиджра", что соответствует 1510РХ), также не упоминается.

1610 г. На Москву движется войско Лжедимитрия II. Осада монастыря, его взятие. Гибель 12 тысяч воинов и укрывавшихся в монастыре людей. Расхищены все сокровища, сожжены постройки и архивы.

Мог ли в это время сохраниться колокол относительно небольших размеров при исключительно высокой стоимости бронзы?

1630 г. Монастырь посещает патриарх Московский и Всея Руси Филарет, отец царя Михаила Федоровича Романова. Даны большие дары, монастырь восстанавливается.

1666 г. В монастырь дважды ссылают протопопа Аввакума. Первая ссылка в марте длится 10 недель. Вторая - в сентябре - длится до 30 апреля 1667 года.

1691 г. Вместо шатровой звонницы в монастыре построена высокая колокольня.

1777 г. Боровску императорским указом присваивается герб, в основу которого положено событие 1610 года.

1812 г. Наполеон, покидая Москву, заходит в Боровск. Монастырь разграблен. Сожжен третий этаж юго-восточных братских келий.

1822 г. Обитель обновлена и вновь отстроена.

Именно в  это время и мог быть отлит данный колокол с представлением дат под старину и фиксацией царствующих особ и архиепископа в 1487РХ

1919 г. Специальная комиссия из Москвы производит осмотр монастыря, устанавливает его художественные и исторические ценности, составляет их опись.

1922 г. В марте в монастыре производится изъятие ценностей в фонд помощи голодающим Поволжья. Волнения верующих. В мае постановлением Президиума Калужского губисполкома монастырь закрывается и превращается в историко-художественный музей. На базе монастырского хозяйства монахи создают сельхозкоммуну.

1941 г. Школа эвакуируется. В монастыре размещаются части немецкой армии.

1990 г. Исполком Калужского облсовета принимает решение о передаче монастыря Калужской епархии.

1994 г. Большой праздник, посвященный 600-летию преподобного Пафнутия и 550-летию монастыря.

В торжественном праздновании приняли участие патриарх Московский и Всея Руси Алексий II, архиепископ Калужский и Боровский Климент, представители духовенства Москвы и Калужской области, главы администраций и Законодательного Собрания Калужской области, представители телевидения, журналисты.

1995-96 гг. Церкви монастыря значительно пополнились святыми иконами и убранством. Возведена главка над церковью Рождества Христова.

На официальном сайте Пафнутьев-Боровского монастыря http://www.pafnuty-abbey.ru/temples/ сообщается следующее:

В описи 1859 года указывается на наличие здесь девяти колоколов. На большом колоколе шла отлитая надпись: «1826 года Генваря 16 дня слит сей колокол Калужской губернии в город Боровск в первоклассный Пафнутия Боровского монастырь тщанием оного Священно Архимандрита и Кавалера Венедикта с Братиею, с усердием Его Сиятельства Николая Алексеевича Князя Волконского в Москве на заводе Николая Самгина, весу в нем триста пятнадцать пудов двадцать семь фунтов, мастер Аким Воробьев». Ещё один большой колокол имел вес 62 пуда, отлит мастером Михаилом Астраханцевым. Вседневный колокол имел вес 98 пудов, вылит он в 1785 году Никифором Калининым в Москве. Вестовой колокол отлит был в 1685 году и имел вес 30 пудов. Один из небольших колоколов имел надпись, указывающую на дату изготовления — «6996 (1488) года, месяца октября 10 дня. А делал его Федька Пушечник».

Из этой записи невозможно понять, какой именно колокол сохранился до наших дней

В  результате обсуждения на сайте  http://consilium.edgeways.ru/forum/read.php?1,291043 Tello представил ссылку http://books.google.de/books?id=Z6I9AAAAYAAJ&pg=PA53#v=onepage&q&f=false на работу 1859 года «Историческое описаніе Боровскаго Пафнутіева монастыря», в которой приводится и дата изготовления колокола и надпись на нем. Таким образом, вопрос о новоделе 20 века с рассмотрения был снят.

 

 

 

 

Зато, учитывая уникальность колокола как самого древнего прямо датированного артифакта, появилось множество других вопросов.

1. Форма представления букво-цифр для записи даты

2. Правильность прочтения даты в годах эры от сотворения мира.

3. Правильность перевода даты на колоколе в эру РХ.

4. Соответствие исторических персонажей, упомянутых в надписи, датировке колокола.

5. Соответствие даты рождества Богородицы на колоколе (10 октября) принятому сегодня 8 сентября (старого стиля).

6. Соответствие формы имеющегося на колоколе восьмиконечного креста крестам на других артифактах того времени.

7. Технологические особенности отливки колокола

8. Реальная дата отливки колокола

9. Причина отсутствия об упоминании этого колокола в обзорных работах конца ХIX столетия.

Рассмотрим эти вопросы более внимательно с учетом результатов обсуждения.

 

 

1. Форма представления букво-цифр для записи даты.

 

IMGP0529.JPG

Не смотря на то, что на колоколе четко отлиты все букво-цифры, традиционное прочтение данной даты выглядит следующим образом

SЦYS = 6996 от сотворения мира, принимая первый знак Ƨ за S=6000 лет, а последний знак Ƨ за S=6.

Однако в Часослове приведена дата, где одновременно присутствуют и Ƨ и S, то есть летописец не путал начертание  этих букво-цифр и наличие в этом фрагменте одной и той же цифры традиционно читаемой как 6, но обозначенной разными буквами (Ƨ и S) позволяет усомниться в том, что  Ƨ =6000.

 

   традиционное прочтение даты 6936=1428РХ

Согласно моим работам в конце 16 века на Руси буквой Ƨ («Г» рукописное) могло обозначаться летоисчисление в эре  хиджры (гиджры)

Пустые места под последующее заполнение в Палее [8], свидетельствуют, что существовал определённый период, когда хиджра была узаконена, но количество сотен лет, номера индикта и названия месяцев были ещё не определены (на приведенном фрагменте год, индикт и месяц вписаны позднее).

 914Х= 1514РХ (традиционный перевод даты 6914-1406РХ)

После утверждения разности между эрами ИМА и хиджрой в 900 лет в Часослове [9] появилась букво-цифра Ц=900.

 дата ТИ 6995. Имеется карандашная пометка с переводом этой даты в годы эры Рождества Христова 1487, которая получается при коэффициенте 5508

В книге 2006 года «Монастырь Нило-столобенская пустынь» http://consilium.edgeways.ru/public/index.php?doc=140 приведена фотография первой страницы древней рукописи об этом монастыре. По вензелю перед датой не представляется возможным осуществить привязку к какой либо эре, кроме Хиджры.

В этом случае 901Х=1501РХ [10], что соответствует традиционному датированию событий, описанных в этой книге.

Обозначения хиджры можно также обнаружить на европейских картинах.

Вишнев так комментирует датировку картины Шонгауэр «Крестьяне, едущие на рынок».

«Вверху странная цифра. Если первая цифра - шестерка, тогда - это дата - 6979 год от сотворения мира или 1471 год РХ.  Шестерка явно "не настоящая»

 

 

 Увеличенное изображение даты

Принимая Ƨ за обозначение хиджры получим 979Х=1579РХ, то есть имеется столетний хронологический сдвиг относительно традиционного датирования.

Следует отметить, что на такой же картине, обнаруженной Tello в Эрмитаже,  дата отсутствует.

Тем не менее при дальнейших исследованиях не следует пренебрегать вопросом 

где Вы видели "рукописное Г", в достаточно древних артефактах, изготовленных на Руси или в Кольмаре-Брейзахе, и слово "гиджра", написанное через такое Ƨ, и почему же это зеркальное "зело"-"Ƨ" не обозначает просто цифру "6", если в артефактах Ƨ именно это и обозначает.

 

 

2. Правильность прочтения даты в годах эры от сотворения мира.

Ещё раз внимательно рассмотрим дату на колоколе.

IMGP0529.JPG

Традиционно она читается как 6996. Молчаливо предполагая, что третья букво-цифра (означающая десятки) есть ЧЕРВЬ=Y=90, только в странном представлении.

Однако на колоколе есть буквы Y (червь), расположенные в других частях надписи:

- во второй строке под буквой Л (в слове Лето)

- под букво-цифрой Ц

- в имени литейщика Пушечник

и эта буква Y по изображению соответствует классическому представлению. Почему же третий знак читается как Y? Литейщик плохо знал грамоту и в одном предложении (именно в дате!) сделал ошибку?

Или правый верхний хвостик знака Y в дате отвалился при хранении?

Титло над этой букво-цифрой охватывает только левую часть знака. То есть утраты деталей в изображении этого знака не наблюдается.

Но если забыть о традиционных датировках и читать по буквам, то есть  не Y=90 (ЧЕРВЬ), а i=10, мы получаем дату ƧЦIƧ, что в традиционном прочтении даёт 6916 (1408РХ). И колокол становится на 80 лет древнее!

Что же музейщики прошли мимо такого открытия? Но ведь на колоколе есть имена Ивана Васильевича и Ивана Ивановича, а этим персонажам в этот период места нет.

А если дата представлена в Гиджре, то тогда её надо переводить как «В лето Гиджра Цi=910 гиджры месяца октября».

Даже прочтение последнего знака Ƨ в качестве букво-цифры S=6 по существу не меняет датировки. Только вместо 910 года хиджры мы получим 916 год.

А это уже 1510 (1516) или 1502 (1508) при коэффициенте 5508. Тут Иван Васильевич со своим чадом как раз на месте (Иоанн III почил в 1505РХ, однако Иван Молодой - в 1490РХ).

На вариант прочтения третьего знака как i=10, а четвертого знака как Ƨ =6 Tello возразил следующим образом:

А Вы поглядите на все I, которые есть в этой надписи, когда найдете похожее на то, которое в дате, предъявите. А то получается, что Ваш "литейщик плохо знал грамоту и в одном предложении (именно в дате) сделал ошибку". Или левый верхний хвостик к буковке I прилепился при хранении?

К тому же всякие музейщики думают, что 16 обычно пишется как ƧI или SI (а не IƧ ), как в этом артефакте, а у ЧЕРВЯ правого хвостика может и не быть, а только левый )

   

Более внимательное рассмотрение приведенного манускрипта (Четвероевангелие, полууст. крупный, напис. 1472 года, в четверть, 470 листов), показывает, что летописец  записывает Ƨ только в первом знаке даты, а на других листах рукописи  букво-цифры S  и Г представлена правильно.

Четвероевангелие — Лист рукописи.

 

Четвероевангелие — Лист рукописи.

Дата 6980 августа 27 может читаться в гиджре, как 980 или 1580РХ, то есть на  100 лет позднее. Но и эта дата могла быть внесена в никоновские времена или даже позднее, так как хорошо видно различие почерков и  размеров букв на соседних страницах.

Тем самым, подтверждается тезис о том, что форма представления дат и цифр на Руси ранее 1500 РХ нам по-прежнему неизвестна.

Но при любом варианте прочтения даты вопрос о времени отливки самого колокола не снимается и ещё далеко не факт, что колокол был отлит именно во время соответствующее дате на нем, а не на сотню-другую  лет позднее.

 

 

3. Правильность перевода даты на колоколе в эру РХ.

Обращает на себя не соответствие переводов дат в эру РХ - по музейной табличке 1487г., а по работе 1859 года - 1488г. Видимо работники музея эту работу тоже не видели.

Ответ сторонника традиционного подхода следующий (Tello)

 «А зачем же музейщикам нужно читать табличку в книжке, когда сам колокол перед ними, Они и читать, и даты переводить умеют, по их мнению 6996 год от СМ начался 1 сентября 1487 г от РХ, а колокол отлит 10 октября в начале 6996 года. Так что Геронтий еще 26 мая 6996 успеет умереть.»

Календарная реформа Иоанна 3 по переносу начала года на 1 сентября была осуществлена в 1492РХ или в 7000СМ. А до этого начало года было мартовское и октябрь на колоколе означает восьмой месяц от 1 марта, то есть колокол отлит осенью за 4 года до реформы. Поэтому  уверенность в правоте музейщиков требует другого обоснования.

Можно зафиксировать, что есть два варианта перевода даты колокола в эру РХ 1487 (музейная сегодняшняя) и 1488 (историки 1859года).

 

 

4. Соответствие исторических персонажей, упомянутых в надписи, датировке колокола.

В тверском летописце (ссылку на который любезно выставил amateur) за 6995-6998СМ не зафиксировано посещений Иваном Васильевичем вместе с Иваном Ивановичем Боровского монастыря, а вот кончина митрополита Московского Геронтея в 6996 отмечена (правда без указания месяца). Кстати ВИКИ дает другую дату - скончался 28 мая 1489; погребён в Успенском соборе Московского Кремля.

Отсутствие записей в летописце о посещении великими князьями монастыря Tello объясняет следующим образом:

«А уж с чего вы решили что Иван Васильевич вместе с Иваном Ивановичем должны были Боровский монастырь посетить, ума не приложу. Они и в монастырь не ездили и колокол не отливали и не таскали, они в это время великими князьями работали, а не литейщиками и не такелажниками»

Это утверждение не стыкуется с историей монастыря, в которой зафиксировано, что с 1480 г., когда Великий князь Московский Иоанн III определяет местом своей ставки  предместье Боровска и посещает монастырь, по 1511 г собственное литьё колоколов в монастыре не упоминается. Тем более, что такое важное событие как перенос в 1492 РХ начала года с марта на сентябрь, приписываемое Иоанну, должно было найти отражение в датировании колоколов собственного литья.

Не нашло отражение на колоколах монастыря другое знаменательное событие. В 1529 г. Монастырь посещает Великий князь Московский Василий III с женой Еленой Глинской. Здесь он молит Бога, чтобы у него родился наследник. В 1530 году у Василия III рождается сын, будущий царь Иван IV Грозный.

Вызывает большое сомнение правильность прочтения следующего фрагмента надписи «…Арсения Игумена еже о Христе всея братии…» из-за того, что переводчики читают одну букву Х как сокращение имени Христа, в то время как возле восьмиконечного креста сокращение имени дано в виде ХЪ.

 

 

 

Более правильным представляется перевод в виде «…Арсения Игумена еже хоте всея братии…

 

 

5.  Соответствие даты рождества Богородицы на колоколе (10 октября) принятому сегодня 8 сентября (старого стиля).

Так как рождество Богородицы празднуется 8 сентября, а колокол отлит на месяц позже, то у литейщиков (или у ТИ хронологов) что-то не срослось в датах, ведь даже при объективных причинах задержки отливки дата на заготовке должна была быть правильной.

А вот какая была правильная - 8 сентября или 10 октября надо разбираться дополнительно.

Возражение Tello прозвучало следующим образом

Так Рождество Богородицы относится не к 10 октябрю, а к монастырю. Боровский монастырь - Свято-Рождественский Богородичный, и храм в нем преп. Пафнутий построил и освятил (в 1448 г. - [www.pafnuty-abbey.ru] ) во имя Рождества Пресвятой Богородицы.

И официальное название монастыря нынче: Рождества Богородицы Свято-Пафнутьев Боровский монастырь

И в качестве иллюстрации приведена надпись на другом колоколе, игнорируя надпись на самом колоколе 1488, что колокол отлит к рождеству Богородицы

 IMGP0525.JPG

 

Этот пассаж нельзя расценивать ответом на вопрос "связаны между собой дата отливки колокола 10 октября и рождество Богородицы 8 сентября?" Или в другой формулировке " что для литейщика важнее - текущее число изготовления (10 октября) или рождество Богородицы (8 сентября) в честь которого назван сам монастырь?"

 

 

6. Соответствие формы имеющегося на колоколе восьмиконечного креста крестам на других артифактах того времени.

 

Дату изготовления колокола можно попытаться определить по форме восьмиконечного креста, размещенного перед словом ЛЕТО.

На колоколе 7060 года (музей Коломенское) виден семиконечный крест

 

IMGP0548.jpg

 

Такой же семиконечный крест присутствует на колоколе, приведенном Tello

Никониане подменили, или в Коломенском два очень похожих? На табличке около того, который у Вас, что было написано?

Как специалист по колоколам и крестам продатируйте (призвав на помощь св. Иоанна Кронштадского) этот колокол по этому кресту:

 

 

 

 

В своей работе [consilium.edgeways.ru] я приводил сравнение различных надписей на пушках из книги «Историческое описанiе одежды и вооруженiя россiйскихъ войскъ», 1899, т. 1, с. 101.

В частности пушка под №19).

20 фунт. пищаль, длиною отъ торели до конца дула 4 фута; съ цапфами, дельфинами и винградомъ. Годъ, въ которомъ пушка сія отлита, не означенъ, но находящіеся на казенной части: Животворящій крестъ и имя литейщика — Тимофей (Рис. № 150), встречаемые на другихъ орудіяхъ времени Царя Алексея Михайловича, заставляютъ полагать, что и эта пушка принадлежитъ тому же царствованію, продолжавшемуся съ 1645 до 1676 года (310). [www.viskovatov.narod.ru] 

На иллюстрации хорошо виден шестиконечный крест

 

На других пушках крест, как будто, ни в какой форме не встречается

Смотрим работу конца 19 века об изображениях крестов [www.stavrographija.ru]

1. На мраморной гробнице Ярослава, находящейся в Киево-Софийском соборе, в алтарном приделе св. Владимира, на плитах белого мрамора, из которых устроена гробница, видны между прочим выпуклые изваяния крестов на верхней доске, заключенные в пяти четырехугольниках. В трех средних четырехугольниках, между крестами, — греческая надпись: IС ХС HIKA. Все кресты, которых видно здесь девять, четвероконечные. В 1824 году, когда Киевский митрополит Евгений подверг исследованию древний фундамент Десятинной церкви, в развалинах ее были найдены между прочим две ценные шиферные гробницы, находившиеся внутри церкви; на плитах одной из них нарезаны изображения крестов и деревьев, похожих на те, какие находятся на гробнице Ярослава.Кресты эти также четвероконечные.

2. В алтаре древнейшего Киево-Софийского собора, над горним местом, изображена мозаикою священная трапеза, под белою сенью, утвержденная на трех столбах и покрытая багряным покровом, испещренным золотыми цветами. На этой трапезе, посредине, сделано изображение золотого четвероконечного креста. Пред греческими словами поверх глав апостолов, подходящих к Спасителю, стоящему у правой стороны трапезы для принятия преподаваемого хлеба, изображен тоже четвероконечный крестик. Это в средней мозаической полосе, или в среднем ряду изображений. В нижнем ряду, под мозаическими же изображениями святителей III и IV веков — св. Климента, папы Римского, Григория Чудотворца, св. Епифания, св. Николая Чудотворца, Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоустого — в четвероугольниках изображены четвероконечные крестики. 
В том же Киево-Софийском соборе внизу, из-за известковой побелки на стенах храма и четвероугольных колоннах открыты в 1843 году академиком Солнцевым фрески, — именно лики святителей, мучеников и мучениц. На омофорах святителей, представленных в полуисполинском виде, с непокровенною главою, в фелонях, изображены кресты четвероконечные. У мучеников и мучениц, представленных в хитонах, в правой руке также изображены четвероконечные кресты. Но здесь же, выше, над полукружием свода, образуемого колоннами, в круге, видны и изображения двух шестиконечных крестов.

3. В развалинах Десятинной церкви в недавнее время также найден четвероконечный крест с Распятием.

4. В Печерской Лавре находится древнейший крест преп. Марка Печерского, подвизавшегося в этой обители в исходе XI века и почившего нетленно в Ближней пещере. Крест доселе хранится в этой пещере. Из него пил сам преподобный, а теперь богомольцам подастся в нем святая вода. Он — четвероконечный.

5. В музее древностей при университете св. Владимира в Киеве хранится шесть весьма древних крестов: один из них небольшой золотой; три — гораздо больше, из коринфской меди. Все они найдены на старом Киеве, в развалинах Феодосиевской церкви; медный крест, найденный близ Михайловского монастыря, и, наконец, серебряный с эмалью — на берегу реки Днепра. Все они четвероконечные.

6. В Софийской церкви доныне сохранился кипарисный крест в серебряной оправе, принадлежавший св. Макарию. который был поставлен в Киевские митрополиты в 1495 году. Память о нем совершается 1 мая92. В этом кресте находятся резные изображения, разделенные на четыре яруса: в первом ярусе представлено Преображение Господне, во втором — Распятие, в третьем — снятие Господа со Креста и, наконец, в четвертом — Воскресение Христово. Как весь вообще крест, так и два вырезанных в нем изображения креста имеют четвероконечную форму.

7. В Богоявленской церкви Братского монастыря хранятся два древних замечательных по виду креста, из которых один пожертвован в собор митрополитом Феофаном в 1620 году, а другой, серебряный, — гетманом Сагайдачным в1622 году. Первый крест — шестиконечный, с загнувшимися на конце пред рукой ушками; верхняя поперечная дощечка его длиннее нижней, а не наоборот, как это обыкновенно делается теперь и как бы следовало; в самом кресте находится много изображений, разделенных на шесть ярусов. Во втором ярусе, считая сверху, представлено Распятие Господне. Крест, на котором оно изображено, — без верхней дщицы и подножия и четвероконечный. Другой крест, подаренный Братскому монастырю Сагайдачным, — семиконечный, с косым подножием и двумя верхними дщицами, но самая верхняя дщица совершенно закрывает верхний конец прямого древа креста, представляя вместе с ним подобие буквы Т.

8. В храме Преображения на Берестове хранится крест, пожертвованный митрополитом Петром Могилою в 1640 году. Этот крест — серебряный, восьмиконечный."... в монастыре у Спаса в Москве, но в 1473 году «обретена в теле невредима ничем, толико риза истле». Как бы то ни было, глубокая древность этого параманда и пояса не подлежит сомнению. А для нас этого и довольно. Параманд этот доказывает, что в четырнадцатом или в пятнадцатом столетии наши праотцы употребляли четвероконечный крест как истинный крест Христов и даже самое Распятие изображали на четвероконечном кресте без титлы и подножия.

г) В Успенском соборе хранятся три низанные крупным жемчугом по алтабасу воздуха с крестами восьмиконечными, в кои вставлены 47 золотых запал с драгоценными каменьями, также пелена аналойная из чешуйчатого алтабаса, по коему травы и цветы низаны жемчугом и украшены 48 золотыми запалами с каменьями. В средине выложен жемчугом четвероконечный крест. Надпись свидетельствует, что эта пелена сделана по болярине Илье Морозове.

Из этого описания древнемосковских памятников креста и его изображений видно, что в древнейшие времена употреблялся большею частью четвероконечный и только весьма редко шестиконечный крест, из коих последний, по нашему мнению, есть двойной крест, а не один, как это мы видели при рассматривании греческих изображений креста, и что только во времена позднейшие стал употребляться крест восьмиконечный."

"III. О древнейших изображениях креста, заимствованных из «Собрания государственных грамот и договоров»

В этом собрании, на печатях великокняжеских и архиерейских, также пред началом весьма многих договорных грамот и пред архиерейскими надписями, мы видим почти везде изображения крестов четвероконечных.

Шестиконечные встречаются не более как раза два или три; восьмиконечные же — и того реже, именно — всего один раз, на большой государственной печати царя Иоанна Васильевича. Весьма замечательно, что на последней, сверх обыкновения, в первый раз встречается разом два восьмиконечных креста — на царской короне и выше ее, за ободком, между гербами городов, с надписью: «древо даруетъ древнее достояше». Один из них, верхний, — со всеми принадлежностями, какие хотят непременно видеть при кресте мнимые старообрядцы: с копием, тростию, ступеньками и обыкновенными словосокращениями: ЦРЬ СЛА IС ХС НIKA КО TP МЛ РБ." 
"3. В конце уложенной грамоты «Об учреждении в России патриаршеского престола, четырех митрополитов, шести архиепископов и осми епископов; о посвящении бывшим в России Константинопольским патриархом Иеремиею первого российского патриарха Иова и о поставлении впредь патриархов в Москве, с соизволения царского, по избранию всего священного Российского Собора» (писано в 1589 году в мае) приложено десять печатей, из коих первые четыре, в том числе большая государственная, две патриаршие и одна митрополичья, — из красного воску на красных шелковых снурках, а последние шесть — три митрополичьи, две архиепископские и одна епископская — из черного воску, на черных же шелковых снурках. На государственной печати между главами орла изображен шестиконечный крестик такого вида:"

Таким образом мы видим, что первые кресты были четырехконечные. Первый шестиконечный крест, упомянутый в этой работе, относится к 1620РХ, а первый восьмиконечный крест - к 1640 году. 

Также следует помнить [consilium.edgeways.ru] что на надгробных плитах до начала XVII века христианских крестов не было, а использовался вилообразный крест [consilium.edgeways.ru] [consilium.edgeways.ru]/

Ниже приведены образцы датировок на надгробных плитах XVI века.

    

Увеличенный фрагмент левого надгробия Краснохолмского Антониева монастыря (Тверская область, 2002) («Лета 7132 года декабря в 6 день..» (1632РХ)

 

Дата смерти на плите нанесена в годах от сотворения мира в виде 7092, что соответствует 1584 году при традиционном коэффициенте пересчёта эр 5508. Однако, для получения даты 1593 год РХ, имеющейся на генеалогическом древе Годуновых, надо использовать библейский коэффициент пересчёта эр 5500 лет

[consilium.edgeways.ru

 

Ordusofob   на реплику, что колокол был так хорошо спрятан, что о наличии колокола с уникальной датировкой и изображением восьмиконечного креста, авторы обзорных работ конца 19 века начала 21 века не упоминали, возразил следующее.

Может быть, дело не в уникальной датировке, а в изображении восьмиконечного креста? Староверы тоже считают, что была фальсификация [www.starover.religare.ru]

Словом, вся святая Русь украшена была восьмиконечными крестами.

Так было до никоновского патриаршества. А с этого времени начинается изгнание этого Креста Христова со всех его мест, сначала излегка, постепенно, потом со все более и более усиливающейся настойчивостью и, наконец, с откровенной наглостью, даже с остервенением, с ненавистью и ругательствами. Сбросили его с Храмов Божиих, изгнали с просвир, с артуса, с хлеба всенощного, даже с панагий и антиминсов. Всюду его преследовали и вытравляли. 

Турист именно в Новом Иерусалиме (основанном Никоном) насчитал 9 видов различных крестов. Четырех-, шести- и восьмиконечные - прямые и скруглены (жаль фоток цифровых нет). Но на епанче самого Никона крест "мальтийский" (или Иезуитский). Четырехконечный, расширяющийся  - одна из вариаций тамплиерского креста.

 

 

7. Технологические особенности отливки  колокола

Технологические особенности  колокола 1488 года привела Ольга Азарова на сайте http://www.zvon.ru/article3.view2.page8.part17.html . Материал подготовлен на основе статьи Коновалова И.В. К вопросу о колоколах святителя Макария // Макарьевские чтения. М., 2003. С. 142-152

 

Колокол из Пафнутьево-Боровского монастыря

1488 год. Мастер Федько Пушечник

Находится в экспозиции музея-заповедника "Коломенское"Благовестник имеет архаичную форму, характерную для европейской школы. По главе колокола в два ряда идет вкладная надпись с указанием имени великого князя Иоанна Васильевича, места вклада и имени мастера-литейщика. По способу изготовления верхних поясков видно, что восковые детали украшений мастер накладывал вручную. Очевидно способ открутки горизонтальных поясков в глине вместе с внешней формой, мастерам, работавшим в XV веке, был неизвестен.

Ушки из бронзы на мой взгляд тонковаты для такого колокола.

По мнению Турист корона отдельными частями кована вручную. В 19 веке корону уже в цельном монолите отливали.

На колоколе 7060СМ ушки литые и чуть ли не в треть всего колокола. Не в пример нашему хиляку.

Поверхность колокола 1488 не производит впечатления очень древней бронзы, но здесь свое слово должны сказать специалисты по патине.

 

Другое фото колокола представил Tello Очень похож на этот, но дата вроде бы другая:

Цапфы в оружейном деле, как и нарезка, и замок - весьма сложное место. Существует огромный ряд ХРОНОЛОГИЧЕСКИХ противоречий и chispa1707 считает, что именно на цапфы, как на пример датирования, лучше не опираться. С другой стороны Вопрос: а монастырские литейщики знали цапфы до 1760-1770 годов? Но в 1760-1770 годах флотская артиллерия цапф не знает.

Литье пушек и литье колоколов - сопоставимые по сложности и очень близкие задачи. Обмен идеями обязан был быть. Именно поэтому я бы засомневался, что упомянутый колокол отлит ранее 1760-1770 года.

 

 

8. Реальная дата отливки колокола

Колокол - это та же летопись, только отлитая в бронзе (как современные мемориальные доски).

Если какое либо событие зафикcировано на многостраничных пергаментах никоновских времен, то исправление (или подгонка под уточненные данные) самих летописей осуществить сложно.

А вот перелить небольшой колокол (или отлить заново) с текстом соответствующим летописям особого труда не составит. И сохранять его для подтверждения правильности событий (ведь колокол, в отличие от рукописей, при пожаре не сгорит). Отметим, что Пыльнев о переливке колоколов отзывается, как о само разумеющемся.

Поэтому, если ставить задачу фиксации в бронзе событий, описанных в никоновских летописях, то лучшего трудно придумать. Берется монастырь с богатой историей разрушений и отсутствием архивов, и к нему привязывается вновь отлитый колокол. Указанная отливка могла быть осуществлена даже во времена Петра I, учитывая изъятие значительной части колоколов для перелива в пушки.

Таким образом, наиболее вероятное время отливки данного колокола - это послениконовские(возможно петровские) времена, с представлением даты под старину/

Возможность отливки колокола в конце правления ИванаIV должна исследоваться дополнительно.

 

 

9. Сохранность колокола до наших дней в запасниках музея Коломенское и отсутствие упоминания о нем в современных обзорных работах и на специализированных сайтах

На сайте http://www.zvon.ru/article3.view2.page1.part2. html размещен материал, предоставленный Светланой Нарожной - автором  сайта http://decorbells.ru/

Наступил XV век. В Китае около 1423 года был отлит гигантский по тем временам колокол весом 46,5 т и высотой около 7 м. Вся его поверхность снаружи и внутри покрыта иероглифами. (Колокол сохранился и находится в храме Дажчунсы недалеко от Пекина.) А в Европе поиски оптимальных формы и профиля колокола увенчались отливкой в 1497 году "Марии Глориозы" (11,5 т) в Эрфурте. За красивый голос колокол долгое время называли "Королевой всех колоколов". (В 1985 году на одном боку "Глориозы" была обнаружена трещина, которая была успешно заварена по оригинальной технологии, сейчас колокол звонит только по большим праздникам.)

В XV веке после татаро-монгольского нашествия началось возрождение литейного дела на Руси, сначала в северо-восточной части государства, затем, к концу века, первенство в этой области перешло к Москве, где был открыт "Пушечный двор", на котором лили и пушки, и колокола. Учителями русских мастеров были немцы и итальянцы. Надо сказать, что русские оказались хорошими учениками и скоро превзошли учителей. На Руси сложился способ звона, отличный от западноевропейского - "языковый", когда раскачивают не весь колокол, а только его язык. Это позволило отливать колокола большого веса и звонить в них без боязни разрушить колокольню. В 1532 году был отлит 8-тонный колокол, а в 1533 - колокол весом уже более 16 тонн. XVII век стал временем расцвета колокололитейного дела в Русском государстве. Стремительно растет вес отливаемых колоколов. Вот только один пример: в Москве трижды был перелит Царь-колокол, вес которого раз от разу увеличивался. В 1599 или 1600 году отлили колокол весом около 40 тонн (он разбился при пожаре до 1652 г.); в 1652 году - весом уже более 130 т (разбился через год); а в 1655 году - весом более 160 т! (Этот "Царь" погиб при пожаре в 1701г.) Колокола же в 3-5 тонн в XVII веке были обычным явлением. История сохранила около 500 имен русских литейщиков XV-XVII веков. Конечно, не все из них лили колокола, но многие. Самые известные из них: Андрей Чохов, Емельян Данилов, Александр Григорьев, династия Моториных. Именно продолжатель моторинской династии Михаил в 1735 году в Москве отлил 200-тонный Царь-колокол, так никем до сих пор и не превзойденный по весу. К сожалению, в 1737 году "Царь", находившийся тогда еще в литейной яме, жестоко пострадал во время большого пожара: от него откололся большой кусок, поэтому колокол никогда не звонил. (Сейчас Царь-колокол находится в Московском Кремле и служит памятником высокому искусству русских литейщиков.)

Почти в это же время на Востоке были отлиты два самых больших, доныне действующих, колокола: в 1633 году для храма Чион-ин (Chion-in) в тогдашней столице Японии Киото отлили колокол весом 74 т, а в 1790 году в Бирме (сейчас Мьянма) - "Мингун" весом около 90 т.

В 1917 году в России грянула революция, после которой начались гонения на церковь. Особенно от воинствующих атеистов пострадали колокола: в течение 20-30-х годов XX века было уничтожено почти все, что Православная Русь отливала несколько веков… Например, из 39 колоколов весом от 16 тонн осталось всего 5… Знаменитый набор колоколов Сретенского монастыря был продан в Англию (эти колокола до сих пор звонят в Оксфорде, лишь один колокол набора каким-то образом остался в России и находится сейчас на колокольне Троице-Сергиевой Лавры). Набор Даниловского монастыря был продан в Гарвардский университет, США (в настоящее время ведутся переговоры о его возвращении в Россию). Справедливости ради стоит заметить, что наши атеисты не были первыми в области уничтожения колоколов: во время Великой французской революции (1788-1804 гг.) были также уничтожены почти все колокола. Часть их была перелита на монеты, а часть - на пушки. Чудом уцелели колокола собора Парижской Богоматери, впрочем, как и сам собор. И в Испании старинных колоколов почти не осталось: в 1837-1851 гг. во время секуляризации (обращения церковной собственности в светскую) огромное количество колоколов было продано в Англию.

     Вторая мировая война добавила в печальный список утраченных новые колокольные жертвы. В 1941 году при приближении фашистских войск к Звенигороду был взорван на звоннице самый благозвучный колокол России - 35-тонный благовестник Саввино-Сторожевского монастыря, отлитый в 1667 году. А сколько колоколов из тех немногочисленных, оставшихся после разгула атеизма, погибло в разрушенных русских городах и селах, не знает никто…

     В 1942 году был расплавлен для военных нужд самый большой колокол Японии весом 164 т, отлитый в 1903 году. В Германии в порту Гамбурга было оборудовано печально знаменитое "кладбище колоколов", куда свозили колокола со всей страны, невзирая на их возраст и историческую ценность. Большинство из них ушло на переплавку.

 

Кладбище колоколов

1944 г. Гамбург, Германия

В этой же работе приведена хронологическая таблица Хронологическая таблица (pdf), из которой следует, что автору известен датированный русский колокол лишь1532 года

4 тыс. до н.э. Китай начало бронз. литья,

перв. изв. колокольчик

XXIII – XVII вв. Китай. развитие литья до н.э.

XII в. до н.э. колокольчики Ирана,

XI-X в. до н.э. Кавказа,

IX в. до н.э. древнего Египта,

IX – VIII вв. до н.э. Месопотамии, VII в. до н.э. Греции V в. до н.э. Китай «карильон» в 65 колок.

н.э.

353-431 св. Павлин Ноланский VI в. начало литья колоколов

604-606 папа Сабиниан (введение в церк. обряд)

698 Япония, Киото колокол 129 см выс.

732 Япония, Нара колокол 24 т, 4 м выс.

771 Корея колокол «Эмилле» 20 т, 3 м выс. IX в. Византия появление первых колоколов

1066 первое упоминание колокола

1125 первое руководство Теофилуса, форма «Улей»

XII в. форма «Сахарная голова»

1194 первое упом. русского литейщика

XIII в. развитие профиля колоколов

1258 Германия, «Осанна», 3 тонны Фрайбург

1370 Первые башенные часы с боем

1423 Китай колокол «Дажчуньсы» XV в. развитие после татаро-монг. Ига 46.5 т, 7 м выс.

XV в. Голландия Появление карильонов

1497 Германия, «Мария Глориоза», 11.5 т Эрфурт

1532 Москва колокол 8 т

1533 Москва колокол 16 т

1600 Москва колокол 40 т

1633 Япония, Киото «Больш. колок. Киото»,74 т.

1652 Москва колокол 130 т

1655 Москва колокол 160 т

1735 Москва «Царь колокол», 200 т

1788-1804 Франция уничтожение колоколов (Великая французская революция)

1790 Бирма (Мьянма) колокол «Мингун»,90 т.

1817 Москва «Большой Успенский», 64 (?) т

1837-1851 Испания секуляризация: массовая продажа колоколов в Англию кон. XIX в. общее литье 2000 т в год

1874 Германия отлит «Кайзерглоке», 27 т

1903 Япония отлит колокол 164 т

1942 Япония расплавлен кол. 164 т

XX в. Европа массовое уничтожение колоколов с 1917 массовое уничтожение колоколов (1-я и 2-я мировые войны)

1923 Германия отлит «св.Петр», 24 т

1941 Звенигород уничтож. Звенигородского колокола

1977 Япония «Летающий дракон» 37.5 т

1996-1997 Москва отлиты колокола 16 т и 32 т для Храма Христа Спасителя

1999 Франция отлит «Колокол мира», 30 т,  установленный в США

2002 Серг. Посад колокола 27 т и 35.5 т для Троице-Сергиевой Лавры

2003 Серг. Посад «Царь», 72 т для Троице-Сергиевой Лавры

2003 Звенигород 35 т для Савв.-Сторож. монаст.

2004 Дзержинский 18.5 т для Ник. Угрешского монаст.

2004 Томск 16 т для Св. Воскресенского собора

Тут же было получено возражение Tello

Так в эту таблицу колокольчики по 25 пудов не попали, там самый маленький - 500 пудов (8 т). 
А в именном указатель русских литейщиков с 1166 по 1917 г ( [www.zvon.ru] ) стоит: "Федор - пушечный и колокольный мастер (1487)"
(На колоколе имеется надпись Федька Пушечник)

А Борис Борисович Жиромский и Маргарита Армановна Гра (заведующий и главная хранительница филиала ГИМ в Коломенском) и в 1971 г считали, что колокол - 1487 г ( [books.google.ru] ), и, наверно, так на табличке в музее и писали.

Открываем работу Б. Б. Жиромского и М. А. Гра (заведующий и главная хранительница филиала ГИМ в Коломенском)  и видим, что самому древнему прямо датированному колоколу Руси посвящено всего два абзаца, в которых оригинальная дата не упоминается и нельзя понять, имеется ли этот колокол в наличии. В ограниченном треугольнике клейма якобы отлито «А делал Федорько Пушечник». Мало того, что имя литейщика дано неверно – Федорько, вместо Федька, так еще добавлены слова, которых в треугольнике нет. Для музейных работников такое пренебрежение русскими реликвиями более чем странно, а искажение надписи и имени  просто не допустимо. Вероятнее всего их настораживала дата и надписи на колоколе, которые не укладывались в традиционную трактовку событий, поэтому информация об эьом колоколе заведомо искажалась.

 

Стр. 133

 

Не удивительно, что при таком введении  древнего артифакта в научный оборот, он не попадал в сводные обзоры по колоколам.

 

 

Выводы

Таки образом мы имеем три варианта объяснения казуса с надписью на колоколе

1. Если принять Ƨ за 6000, а дату изготовления колокола за 6996СМ, то изготовители опережали на полторы сотни лет обозначения креста и датировок на остальных предметах того времени (монеты, надгробия, пушки и т.д)

2. Если Ƨ обозначение Гиджры, тогда дата на колоколе означает 1510РХ, что снимает значительную часть противоречий, но не все. Кроме того появляются новые вопросы, так как не все упомянутые в надписи персонажи вписываются во время, отведенное им  традиционной историей.

3. Практически все противоречия снимаются, если предположить, что колокол отлит после никоновского переписывания летописей (возможно в петровские времена). когда исторические персонажи уже расписаны по годам эры сотворения мира, и осталось зафиксировать полученные результаты в бронзе. Отливается колокол с датами под старину (эквивалентными записи в манускриптах) и тщательно оберегается в лихолетия петровских, наполеоновских и советских времен

Самое удивительное, что колокол был так хорошо спрятан, что о наличии колокола с уникальной датировкой, изображением восьмиконечного креста и не традиционной датой рождества Богородицы, авторы обзорных работ конца 19 века  и начала 21 века не упоминали

4. Признать колокол 1488 подлинным артифактом того времени не представляется возможным.

5. Тезис об отсутствии артифактов, подтверждающих способ представления дат и цифр ранее 1 ИМА (1500РХ) на сегодняшний день не опровергнут

6. Общение с представителями традиционной истории было весьма плодотворным, невзирая на весьма нелестные отзывы с их стороны на результаты обсуждения