Supernovum.ru
Список форумов
Это архив форумов. Работающие форумы расположены вот по этой ссылке
Консилиумъ (архив)
Дискуссионная площадка по исторической тематике. Древний мир и НХ. 
Огнебог СЕМЬАРЕГЕЛЬ(tu)(tu)
Пользователь: Нил (IP-адрес скрыт)
Дата: 27, October, 2010 22:21

Симаргл (Семаргл) — древнерусское языческое божество, предположительно покровитель семян и корней, охранитель растительности, входившее в пантеон князя Владимира. Фигурирует также в современном родноверии как бог огня, сопоставляется там с индуистским Агни.

Ни функции этого бога, ни значение самого слова Симаргл до сих пор до конца не выяснены. Не известно даже, одно это божество или два, так как в многочисленных древнерусских рукописях его имя пишется по-разному: «Симарьгл», «Семарьгл», а иногда разделяется на два имени «Сима» и «Регла». Это свидетельствует о том, что переписчики рукописей не понимали, что это за имя и, соответственно, божество.

В Повести временных лет сказано о Семаргле, а в слове Христолюбца — «веруют… и в Сима и в Рьгла (Ерьгла)». В позднейших произведениях употребляется одно имя — Си(е)маргл или Семургл. А. С. Фаминцын полагал, что буквы «ь» и «г» появились вследствие ошибки переписчика, вместо ы (еры). Если исправить правописание, то получится Сима Ерыла, то есть Ярила; а слово Сим (или Сем) может быть объяснено древнесабинским «semo», что означало «гений», «полубог».

В 1933 году К. В. Тревер высказала предположение, что божество было заимствовано из иранской мифологии. Персидское слово «Sīmurg» (Симург) означает похожую на грифа сказочную птицу, которая почиталась как божество, а Сэнмурв — гибридный образ полусобаки-полуптицы, встречавшийся в иранском словесном творчестве и изобразительном искусстве. Считается, что птица Симург произошло именно от Сэнмурва. Во время правления династии Сефевидов — в XVI—XVIII веках — Симург был эмблемой Ирана.

Однако в конце 90-х годов XX века эту концепцию подверг критике М. А. Васильев. Он находит в ней целый ряд слабых моментов. Во-первых, он считает не доказанным проникновение иранского образа крылатой собаки не только на Русь, но и на окраину иранского мира, где он — теоретически — мог быть русичами заимствован. Во-вторых, даже если этот образ и был каким-то образом воспринят, не имеется свидетельств существования у славян такого мифологического персонажа как крылатая собака. В тех изображениях, где Б. А. Рыбаков находил крылатых собак, Васильев видит либо изображения драконов романского типа, либо изображения миксаморфных существ.

И. Е. Забелин полагал, что Сим и Регл слова ассирийские, обозначают поклонение огню. Эти божества заимствованы русскими от обитателей Киммерийского Боспора и южного Черноморья. Сим и Регл известны по древнегреческой надписи Понтийской царицы Комосарии (II или III век до Р. Х.), открытой в древней Тмутаракани, на Таманском полуострове.

Наконец, слово Симаргл толкуют, как Семи-Ярило, предполагая, что здесь имеется в виду идол Ярилы с семью головами.
[ru.wikipedia.org]

Симаргл считается покровителем Чернигова. Когда-то орнаменты с его изображением использовались по всей Руси. Изображены они на капители Борисоглебского собора XII века, за что Симаргла называют Черниговским зверем.

Изображен он в виде дракона с парою лап, пттичьими крыльями и змеиным хвостом, который заканчивается огненными языками. Символично это охначает, что дракон-семаргл управляет четырьмя земными стихиями: Земли (лапы), Воды (хвост земноводного), Ветра (крылья) и Огня (огненное дыхание).


[sd.org.ua]

В наиболее древних изображениях семаргл представляет собой существо с телом льва, у которого передние конечности заменены крыльями, и головой собаки, часто с грозно ощерившейся пастью.

В последствии на крыльях и хвосте семаргла стали размещать растительный орнамент, при этом сам хвост часто раздваивали и изображали либо в виде побегов хмеля, либо в виде пересекающихся водяных струй (или "соков земли", к которым древние славяне относили, в частности, и руды металлов).

В позднейших изображениях семаргл окончательно приобретает тело собаки с четырьмя лапами, из плечевого пояса которой выходят, кроме того, и крылья. Уши бестии удлиняются и заостряются.

Семаргл часто изображается совместно с символами ростков ("трефовый" листок или "лилия") и мужской оплодотворяющей силы (фаллос или семена-зерна) или в переплетении корней растений.

Изображение семаргла со "змеиным хвостом" подчеркивает, что в данном случае речь идет прежде всего о металлах, так как в славянской традиции их покровителями были также "коркодилы": ящерицы и змеи. Цветовая гамма известных изображений семаргла обычно золотисто-"червленая".

Семаргл - обязательный элемент древнего славянского эпоса, один из четырех неантропоморфных божеств или бестий (кроме семаргла в бестиарий входили: грифон, василиск и "кентавр"). Семаргл имел тройственную природу. В широком смысле семаргл - символ "вооруженного добра", посредник между верховным божеством неба и землей. Он - покровитель богатств, скрывающихся в недрах земли, существо, оберегающее и вызывающее к жизни все то, что может дать земля: растения, родниковую воду, руды металлов, материалы для строительства и т.п. В узком смысле семаргл - божество семян, ростков и корней деревьев, охранитель побегов и зеленей. Кроме того, особая роль семаргла заключалась в том, что он является божеством "оплодотворяющей силы". С развитием и усложнением мировоззрения древних славян к середине I-го тысячелетия н.э. из архаичного семаргла выросли три божества: Переплут - бог изобилия и богатства, Ярило - бог оплодотворяющей силы ("жизненной ярой силы") и собственно Семаргл - бог земных недр и корней растений.
Культ семаргла просуществовал в видоизмененных формах, по крайней мере, до конца XVIII-го века.


Посмотрим, что нам даст латынь.

regulus
1) царь небольшого государства, царёк;
2) сын царя, царевич;
3) пчелиная матка;
4) птица королёк;
5) змея василиск.

Ого! И птица сказочная (грифон), но не царственных размеров из отряда воробьиных. И змея василиск. И царевич. И все в одном флаконе.

ВАСИЛИСК, ЛЕВ, СЕМАРГЛ (древнерусская белокаменная резьба XII в. Владимир. Дмитровский собор).


[www.newacropol.ru]

А царек-царевич нам подойдет. Пусть посевы, саженцы, рассаду и семя (semen "семя, семена, саженец, рассада") охраняет.

Семаргл = Семени ЦАРЕВИЧ.

Похоже, в точку!

-----------------------

Существует еще одно подходящее слово для Семаргла:

re–gelo - "вновь оттаивать, согревать, оживать".

Тогда быть ему Семясогревателем и Семяоживителем.

В Велесовой книге Семаргл встречается в форме огнебог (агни) СЕМЬАРЕГЕЛЬ:

"...А ТУ БО ОСВА ОГНЕБГ СЕМЬАРЕГЕЛЬ И ОВЩИА ИАРО БРЗО РОЗДЕНО
А ЩИСТЪ А ТО СОУТЕ ТРЕГЛВОИ ОБЦИА...".

Третья версия имени Симаргл заключается в том, что первая часть слова "СИМА" - это латинское simii, similis (похожий, подобный, сходный). Тогда Симаргл означает "ПОДОБНЫЙ РЕГУЛУСУ" (regulus - Василиск) или "ПОДОБНЫЙ ВАСИЛИСКУ". У обеих бестий сходный набор частей тела: змеиный хвост, лапы и крылья.


*******************

Звериный стиль Дмитровского собора:



[milarka.livejournal.com]


[sobory.ru]


Василиск (от греч. βασιλίσκος — царёк), кокатрис, regulus (от лат. малый король) — мифическое создание с головой петуха, туловищем и глазами жабы и хвостом змеи.
На голове василиска имеется красный хохолок, который похож на корону (отсюда название). Однако, согласно «Естественной истории» (VIII, 21), на голове василиска не хохолок, а «белое пятно похожее на корону или диадему».

Василиски несколько раз упоминаются в Вульгате (латинском переводе Библии). В Средние века они считались вполне реально существующими животными. Полагали, что василиски обладают ядовитыми клыками, когтями и дыханием, кроме того — подобне медузе Горгоне — они способны убивать лишь одним своим взглядом.

Василиска часто можно встретить на гербах городов. Например, под описание василиска подходит змей, которого поражает святой Георгий на гербе города Москва (хотя в геральдических описаниях он проходит под другими именами). Иногда василиском называют зверя, изображённого на гербе герцогов Миланских.
[ru.wikipedia.org]


[marinni.livejournal.com]

Успехи естествознания изгнали из нашего сознания монстра, мало похожего на существо, рожденное человеческим воображением две тысячи лет назад. "Сегодняшний" зверь, который уходит из нашей памяти на двух лапах, вполз в предание на брюхе: в античном мире василиск был всего лишь самой зловредной змейкой ливийской пустыни.

Картинно появлялся василиск у Плиния Старшего." (31) "... по мнению Плиния Старшего (VIII, 21), это змея с "белым пятном на голове, похожим на корону или диадему" (1). "По его рассказу, воин, имевший глупость пронзить смертоносную тварь длинным копьем, пал с коня мертвым — Яд вошел в его тело через древко копья! Более сметливый ратник, описанный Луканом, в похожей ситуации спас себе жизнь страшным способом: разрубив мечом василиска, он немедленно отсек себе руку, державшую меч. Но смертоносный гад пустыни был известен и раньше. За два века до Плиния и Лукана его упоминал Элий Стилон — как всем хорошо известное существо: "Случается в Африке, что змеи собираются на пир возле издохшего мула. Вдруг они слышат жуткий вой василиска и поспешно уползают прочь, оставляя ему падаль. Василиск же, насытившись, снова издает страшный вой и уползает восвояси".

В отличие от, например, оборотня и дракона, которых человеческое воображение рождало неизменно на всех континентах, причем независимо друг от друга, василиск — фантазия "локальная", творение умов европейцев и бытовавшая исключительно в Европе. В этом исчадии ливийской пустыни овеществился вполне конкретный страх древних римлян и греков перед непредсказуемыми опасностями песчаных просторов. Все страхи воинов и путников соединились в одну общую боязнь встречи с неким загадочным владыкой пустыни — "басилискосом", то есть "царьком" (по-гречески). И хотя грозный гад не удостоился уважительного "басилевс" — "царь", ужас перед ним был неподдельным. Что касается римлян, то они изредка пользовались словом "регулюс" — калькой с греческого, сдабривая страх уловимой для римского уха насмешкой; империя, подмявшая под себя столько царств, многих грозных владык привычно звала царьками.

Ну, а все-таки — кто же прототип? Исходным материалом фантазии ученые называют то египетскую кобру, то рогатую гадюку, то шлемоносного хамелеона. К тому есть основания: кобра этого вида движется полувыпрямившись — с поднятой над землей головой и передней частью тела, а у рогатой гадюки и хамелеона наросты на голове похожи на корону. В таком случае на лбу изваянных или нарисованных египетских фараонов и богов мы видим, возможно, не просто змейку с приподнятой головой — символ вечной жизни и могущества, а именно василиска.

Пустыня убивала человека многими способами. Неудивительно, что василиск возник как скопление смертоносных качеств: смертелен его взгляд (он истребляет все живое, выжигает травы, а камни обращает в пыль), его прикосновение, его дыхание, его вонь. Разумеется, жить такому чудищу на роду написано лишь в пустыне. Пустыня возникает вокруг него.

Обезопасить себя путешественник мог только двумя способами: иметь при себе ласку — единственное животное, которое не боится василиска и бесстрашно вступает с ним в бой, или петуха, ибо, по необъяснимой причине, пустынный царек не переносит петушиного крика.

Василиска-змею поминал Аристотель, ливийского гада живописал Гелиодор, а Клавдий Элиан (римский софист, писавший по-гречески) человека, который опасен даже на расстоянии, неизменно сравнивал с василиском. И все же ни один античный автор не воспламенился образом василиска и не удостоил его истинно подробного художественного описания. Зато в народных поверьях у василиска было свое прочное место: в древнеримских храмах кожа "царька" висела для отпугивания змеи и скорпионов, и никто не сомневался, что достаточно протереть серебро пеплом правильно сожженного василиска, чтобы оно превратилось в золото (в будущем это отзовется опытами средневековых алхимиков, их пиететом к василиску и активным использованием его в алхимической эмблематике).

Трудно сказать, как бы сложилась судьба василиска в христианскую эпоху, если бы не "везение": совершенно случайно он попал в Священное писание. С легкой руки Иеронима Блаженного, автора Вульгаты — латинского перевода Библии, василиск был упомянут дважды в книге Исаии. Иероним одно из древнееврейских названий змеи произвольно перевел как "василиск". В современных переводах недоразумение устранено, однако в средние века оспаривать существование василиска было богохульством.
[webcache.googleusercontent.com]



-------

Корольки (лат. Regulus) — род птиц из отряда воробьинообразных, единственный в семействе корольковых (Regulidae). Корольки располагают прямым, тонким клювом, края которого вогнуты, а ноздри прикрыты кожистой чешуйкой, слабо выемчатым хвостом, цевкой, одетой роговыми голенищами и рыхлым густым оперением, на темени отличающимся яркими цветами.

Почему же королька называют корольком?
Во-первых из-за «короны» на голове, во-вторых… Была такая легенда… Однажды среди птиц устроили состязание: кто выше всех взлетит в небо, тот и Король-птица! И взлетел орёл, и поднялся он выше всех, выше облаков, прямо к Солнцу. И никто из птиц не отважился соперничать с Королём-птицей. Но вместе с орлом, спрятавшись у него под крылом, взлетела в небо самая маленькая птичка. Когда орёл достиг своей высоты, он развернулся под Солнцем и стал спускаться. Птица-невеличка вылетела у него из под крыла и на один миг оказалась выше его, выше всех. Уловку, конечно, заметили, но всех восхитила смелость и находчивость птицы. И назвали её ласково Корольком.
[ru.wikipedia.org]



(tu): Турист, esca

Химера и Гаргулья - родственники(tu)(tu)(tu)
Пользователь: Турист (IP-адрес скрыт)
Дата: 27, October, 2010 23:57

1. Химера [ru.wikipedia.org]
"Химе́ра (греч. Χίμαιρα, «коза») — в греческой мифологии [1] чудовище с головой и шеей льва, туловищем козы, хвостом в виде змеи; порождение Тифона и Ехидны [2]. В переносном смысле — необоснованная, несбыточная мечта."
"...Первое упоминание о Химере находится в шестой песне «Илиады». Там написано, что она была божественного происхождения — перед льва, туловище козы, хвост змеи; она изрыгала из пасти огонь [3]."
"Убил её, как и было предсказано богами, красавец Беллерофонт, сын Главка, который поразил её стрелой из лука "
"В Средние века под химерами подразумевались Горгульи, в наше время в обиходе часто химерами называют монстров и мутантов всех возможных и невозможных видов, а также неосуществимые мечты и фантазии."

-- Внешнее сходство и
"Симар(гл) -- "Химер" ....

Химера в Ливадийском дворце в Крыму



2. Гаргулья [ru.wikipedia.org]
"Гаргу́лья[1] (от фр. gargouille; употребляются также формы написания горгулья[2], гаргуйль[3] или гаргойль[4]) — это драконовидная змея, согласно легенде обитавшая во Франции, в реке Сене. Она с огромной силой извергала воду, переворачивая рыбацкие лодки и затопляя дома. Св. Роман (англ.), архиепископ Руана, заманил её, усмирил с помощью креста и отвёл в город, где её убили горожане.
Впоследствии мастера вырезали изображения гаргульи на водостоках, которые сооружались, чтобы отвести потоки дождевой воды от стен зданий. В фортификационных сооружениях, таких как замки, каменные изваяния этих чудищ были призваны охранять замки от врагов.
Скульптуры в виде гаргулий (наряду со скульптурами химер) украшают храмы, построенные в готическом архитектурном стиле."

-- Гаргулья - (га)РГЛ = regulus
re–gelo = пере-жило

:Dijon_-_Notre-Dame_-_gargouille.jpg"width=600>



- родственники ? ;)

(tu): Нил, котельников, esca

Отв: Химера и Гаргулья - родственники(tu)
Пользователь: Нил (IP-адрес скрыт)
Дата: 28, October, 2010 00:23

Ставьте перед закрывающей скобкой команду width=600 , например, чтобы картинка была удобоваримой

(tu): Турист

(тех.) спасибо, получилось
Пользователь: Турист (IP-адрес скрыт)
Дата: 28, October, 2010 00:53

Ставьте перед закрывающей скобкой команду width=600 , например, чтобы картинка была удобоваримой
width=600

-
Пользователь: Surjikoff (IP-адрес скрыт)
Дата: 28, October, 2010 12:44

-
Отв: Огнебог СЕМЬАРЕГЕЛЬ
Пользователь: Али Бей (IP-адрес скрыт)
Дата: 29, October, 2010 23:31

Цитата:
Дмитриевский собор


А с чего решили, что изваян именно Семаргл ?

Отв: Огнебог СЕМЬАРЕГЕЛЬ
Пользователь: Нил (IP-адрес скрыт)
Дата: 30, October, 2010 01:08

Спасибо, эти иллюстрации демонстрировали звериный стиль собора. Не в то место вставил, подписал и переставил.


Этот форум в режиме 'только для чтения'.
В онлайне

Гости: 16

This forum powered by Phorum.