Supernovum.ru
Список форумов
Это архив форумов. Работающие форумы расположены вот по этой ссылке
Полигон (архив)
Экспериментальная площадка 
"Россия, революция и еврейство" - I часть.
Аватарка Пользователь: Голод (IP-адрес скрыт)
Дата: 22, February, 2010 18:58

Иван Лукьянович Солоневич. "Белая Империя, статьи 1936-1940"

1. Опорный пункт


Должен покаяться: тему эту или, точнее, все три эти темы я все откладывал до того момента, когда можно было бы усесться в отдельной комнате и обзавестись библиотекой. Но пока нет ни комнаты, ни библиотеки. И нет даже времени порыться в чужих библиотеках.
Между тем в сотнях писем люди упрекают меня: ругаю большевиков, но ни к чему не зову и никаких целей не указываю. Кроме голой ненависти к большевикам, нет в газете никаких слов о творческом пути России - и подсоветской, и зарубежной. Ругают за монархизм и упрекают в замалчивании еврейского вопроса. Словом, и читателям не терпится, но и время - оно тоже не терпит. Поэтому мне придется волей-неволей за три эти темы - о России, о революции и об еврействе - взяться несколько наспех.

* * *

По-видимому, мы находимся в преддверии событий, которые резко повернут судьбы нашей Родины. Вся система большевизма догнивает изнутри и попадает под удары извне. И при этом последняя перспектива гораздо ближе и реальнее.
Ввиду этой именно перспективы я пытался прежде всего - и не без успеха - рассеять тот туман заведомой и обдуманной лжи, который разделяет две русские массы - зарубежную и подсоветскую. В России этот туман разводится советской печатью. В зарубежье - левыми подголосками советской печати. Советская печать рисует белого эмигранта как человека, готового залить кровью русские трудящиеся массы во имя мирового капитала. Зарубежная левая печать долбит о том, что белый штабс-капитан - исчадие реакции и что "эволюционирующим" русским массам он ни на какого черта не нужен, что он чужд и враждебен им и что вообще по этому поводу сидел бы он и не рыпался.
Перебираясь из России подсоветской в Россию зарубежную, мы, будучи по природе своей прежде всего оптимистами, все-таки не предполагали, чтобы между русскими массами по эту и по ту стороны рубежа существовало бы такое единство мысли и настроения, любви и ненависти. Это единство было для нас некоторого рода "открытием". Если бы мы этого единства не ощущали - не для чего было бы браться за "Голос России". Не для чего было бы говорить зарубежным "штабс-капитанам" о подсоветских мужиках и нечего было бы говорить зарубежью о том, что в своем отношении к советской власти оно едино с подсоветскими массами.
Было необходимо установить твердо и ясно вот этот самый пункт: основная масса эмиграции живет теми же чувствами и теми же думами, что и основная масса подсоветской России. Я говорю об основной массе. В Советской России есть свой "актив" - свои Стародубцевы, и в эмиграции есть свои Гоцлиберданы [1]... Но это - не основное. Основное - это то единство, которое в результате всех пережитых всеми нами трагедий не только восстанавливается, но и становится более глубоким, чем когда бы то ни было.
Прежде всего, надо было рассеять ядовитый туман разговоров, с одной стороны, о белом штабс-капитане, который-де стремится в Россию для того, чтобы заняться истреблением колхозного мужика и на его, этого мужика, костях восстанавливать "мировой капитализм", и, с другой стороны, о русском мужике, который, попав в колхоз, продолжает считать этого штабс-капитана своим "классовым врагом". Нужно было доказать, что никакие они не враги.
Я думаю, что эта первая и основная цель нашей газеты более или менее достигнута. Кое-какой кусковский и гоцлибердановский туман кое-как рассеян. Я вовсе не хочу утверждать, что в России царит абсолютное единомыслие, и такими щедринскими проектами заниматься не собираюсь (щедринский проект закона "о введении на Руси единомыслия" пытался осуществить Сталин). Я только утверждаю - категорически и с полным убеждением, - что какие-то основные линии духовного родства, растерянные было проигрышем войны и революцией, сейчас восстановлены. То, что мне говорили и русские рабочие за бутылкой водки в Москве, и русские мужики за последним куском хлеба в колхозе или в концлагере, и то, что мне пишут тысячи людей из Парагваев и Медонов, - все это проникнуто одной и той же любовью, одной и той же ненавистью и одним и тем же настроением.
Но есть и некоторая разница. В эмиграции очень много программ насчет того, что именно должно быть дальше. В России от всех этих дальнейших программ люди уклоняются самым старательным образом. Не до того. На человека навалился медведь: совершенно неподходящий момент, чтобы проектировать, как именно устроить свой кабинет после того, как этот медведь будет зарезан. Тут нужны не проекты, а рогатина. Для эмиграции тоже нужны не "проекты", а рогатина - то есть организация. Такая организация, которая в кратчайший срок и с максимальной толковостью могла бы в случае войны перебросить белого штабс-капитана в какой-нибудь царевококшайский уезд и поставить его во главу мужицкого отряда, который в этом штабс-капитане будет нуждаться до чрезвычайности. Ибо и мужику, и штабс-капитану придется совместно выполнять две с великим трудом совместимые задачи: первая - свернуть шею большевизму и вторая - отстоять русские территории. Первая задача и для штабс-капитана, и для мужика все-таки важнее - отсюда и так называемое пораженчество.
Если мы не установим факта духовного сближения России подсоветской и России зарубежной, тогда вообще не о чем говорить, не для чего издавать "Голос России" и не для чего его читать. Он вообще не предназначен для тех людей, которые в Россию возвращаться не собираются. Не собираются - и Бог с ними. Но мне-то с ними и говорить не о чем - разве о бридже. Отдела бриджа "Голос России" заводить не предполагает.

2. Аксиомы и теории

Таким образом, я исхожу из той аксиомы, что Россия подсоветская и Россия зарубежная в своей массе - почти одно и то же. Аксиомы приходится принимать более или менее без доказательств. Но, установив аксиому, значительно труднее создать, исходя из нее, такую теорию, которая более или менее выдерживала бы критику.
В наш век почти все теории полетели вверх тормашками. Не только в политике (теории марксизма и демократии), в экономике (теории кризиса и золотого обеспечения валюты), но даже в химии (теория элементов). Я уже не буду говорить о теории относительности. Человеческий ум так уже устроен, что всякую теорию он склонен доводить до полного абсурда. И тогда теория, в качестве иллюзорной истины, приносит неисчислимый вред.
В виду этого ко всякой попытке построения всякой теории я подхожу с некоторой опаской: как бы эта моя "рабочая гипотеза" не превратилась в теорию и из теории - в бессмыслицу. Теории демократии натолкнулись на живую жизнь и оказались бессмыслицей, импотентной бессмыслицей. С другой стороны, до еще большей бессмыслицы докатываются теории антисемитизма, объясняющие все процессы и мировой, и русской истории исключительно евреями. В этих двух теориях сталкиваются, с одной стороны, бесчестность, с другой стороны - глупость.
То упорное замалчивание роли евреев в революции, которого так тщательно придерживается наша левая печать, есть замалчивание бесчестное.
То объяснение, которое дают русской революции профессиональные антисемитские органы печати, есть объяснение неумное.
На днях я получил брошюрку какого-то Соборянина - "Лжеучители". Издано в Берлине. Там на странице пятой сказано о каком-то Ашере Гениберге (Ахад-Ха-Ама), "по плану которого произведена марксистско-коммунистическая революция в России в марте и октябре 1917 года, решенная совместно с мировой войной после процесса о ритуальном убийстве Андрюши Ющинского в Киеве".
Не правда ли - какая великолепная простота? Был процесс Бейлиса в Киеве, и вследствие оного процесса какой-то таинственный Ахад-Ха-Ама решил произвести и мировую войну, и русскую революцию. Решил - и провел. Это уже - да простит меня г-н Соборянин - просто-напросто бред сумасшедшего.
Кстати, по тому же "Соборянину", на дочери означенного Ахад-Ха-Ама женат, оказывается, сотрудник "Последних новостей" Осоргин [2] - откуда, следовательно, и либеральное направление мыслей г-на Осоргина... Таинственный Ахад-Ха-Ама, который оказался в состоянии "провести по плану" и мировую войну, и русскую революцию, мог бы для мужа своей дочери найти более выгодно оплачиваемое занятие, чем фельетоны в "Последних новостях".
Здесь мы вступаем на территорию сумасшедшего дома. Сумасшедший дом никогда не может быть ни боевой, ни творческой силой. Если я подойду к любому эмигрантскому штабс-капитану и скажу ему: Россией правят большевики, и правят так-то и так-то, - и спрошу: как с ними бороться? - то из ста человек девяносто девять дадут приблизительно одинаковый ответ. Они знают, как надо бороться. Другой разговор, что для этой борьбы - технического и политического аппарата не хватило. Но они знают.
Если же я к тем же штабс-капитанам подойду и скажу, что Россией по поручению всемогущих жидо-масонов и таинственного Ахад-Ха-Ама правят просто-напросто приказчики жидо-масонов и Ахад-Ха-Ама, то никто мне не ответит: так как же с этим Ахад-Ха-Амом бороться? Уж ежели он такой умный, что сумел "спланировать" и мировую войну, и русскую революцию, оставаясь невидимым и недостижимым, тогда придется принять единственно возможную политическую программу: "Не рипайся, куме, не трать сил, иди прямо на дно".
Но мы тратить силы собираемся и никак не собираемся идти на дно. Мы еще будем тратить силы, и на дно мы не пойдем. Но наши силы мы должны тратить с толком, а не без толку.
Я не знаю, как это называется в артиллерии, но такой термин, кажется, есть: когда батарея шлет свои снаряды по фальшивой батарее противника. А противнику - только этого и нужно.

* * *
Передо мною стоит чрезвычайно трудная задача: в спешке газетного дела дать отчет о том, как именно складывался еврейский вопрос в советской и подсоветской России. Скажу сразу: моя точка зрения есть прежде всего русская точка зрения и только уже потом - антисемитская точка зрения.
Есть и другие точки: раньше антисемитская и только потом уже - русская. На такой точке зрения стоит и некоторая часть национальных кругов эмиграции. Именно эта часть весьма обиделась на меня за мою фразу о более или менее идиотской теории расизма. Поговорим о теории расизма.

О теории расизма

Некоторые мои читатели очень обиделись на меня за мою фразу о "более или менее идиотской теории расизма". Напоминаю, что я не сказал просто "идиотская", а только "более или менее". Я, повторяю, склонен предполагать, что всякая теория, развиваясь и углубляясь, весьма склонна доходить до полной бессмыслицы. Приблизительно это случилось и с теориями расизма. Так называемое прогрессивное течение антропологии в целом ряде исследований доказывает зависимость расы от климата и среды и с чрезвычайным тщанием исследует лицевые углы, проценты долихоцефалов и брахицефалов, группы крови и даже микроскопическое строение волоса у представителей разных рас, попавших в Америку и там, в одном и том же климате и в одной и той же среде, приобретающих типичные черты стандартизированного американца. По "утверждениям этой антропологической теории, климат и среда меняют не только внешний облик, но и анатомические признаки. Это, так сказать, "микроскопическая теория" в антропологии.
Не будем возражать против микроскопа. Это очень хорошая вещь. За ним сидели и Пастер [3], и Кох [4], и микроскоп нас избавил от чумы и от некоторых других удовольствий того же рода. Но все-таки: очень полезно иногда оторвать глаз от микроскопа и простым человеческим оком посмотреть на простую человеческую жизнь кругом.
В этой жизни существует, например, и такое племя, как цыгане. Много веков живут они в нашем климате, на наших территориях, в атмосфере нашего быта, культуры, религии и языка, и сквозь все это они проходят, как привидения сквозь стену. Кажется, Карл Великий делал первые попытки посадить это фантастическое племя на землю, передвинуть его из кочевого в оседлый быт. Позднейшая попытка принадлежит Сталину. В нашей газете как-то приводилось восторженное послание цыган по поводу новой сталинской конституции. Вот этой-то конституции все эти века цыганам как раз и не хватало, чтобы из "шатров изодранных" окончательно усесться в колхозе.
Кстати, о цыганах. Осенью не то двадцать девятого, не то тридцатого года в Москве появились цыгане совсем уж неправдоподобного вида. Цыган как цыган. Бородища репейником, штаны какие-то зелено-синие, но в руках портфель и в кармане рваного кафтана - стило. Потом выяснилось: это были, так сказать, цыганские ударники, "лучшие из лучших", которые в Москве организовывали какие-то цыганские культурно-просветительные мероприятия. В числе этих мероприятий был и клуб. В Петровском парке этим цыганским ударникам дали особняк, снабдили мебелью, роялями, пишущими машинками и прочими принадлежностями культурно-просветительного ремесла. Дело было зимой. Зимой этот клуб жил весьма оживленной жизнью. Не буду уже говорить о том, в какой степени эта жизнь была культурной и просветительной. Но к весне эти "лучшие из лучших" исчезли совершенно бесследно, ухитрившись сбыть на Сухаревку весь свой цыганский культурно-просветительный инвентарь. Так что когда какой-то очередной инструктор Агитпропа пришел в означенный особняк, то там не оказалось ничего: ни роялей, ни машинок, ни ударников, ни - "лучших из лучших". Даже ГПУ и то осталось в недоумении: были цыгане - и нет цыган. В такое же недоумение приводила ГПУ и паспортизация: как его в самом деле "паспортизируешь", когда он, цыган, никак не хочет иметь "постоянного места жительства". Сегодня "в шатрах изодранных по Бессарабии кочует", а завтра оказывается где-то под Рязанью. По меньшей мере десять веков фантастическое это племя кочует по Европе, а теперь и по Америке, в России - на телегах, в фиордах Норвегии - на лодках, в Америке, говорят, на "фордах". И всем правительствам мира, начиная от Карла Великого до столь же "великого" Сталина, ничего с этим племенем сделать не удалось. А климат, эпоха, культура, территория - то же, что и у нас.
Не нужно сидеть за микроскопом, чтобы с полной очевидностью констатировать факт наличия глубочайшей расовой разницы между, скажем, цыганом и, скажем, англичанином. "Прогрессивные" теории антропологии, замазывая расовые отличия, пытаются замазать и тот факт, что наряду с цыганами все эти века рядом с нами живет и еврейское племя, качественно отличное от нас: славян, германцев, англо-саксов, французов и прочих.
Но и расовую теорию можно при желании довести до идиотизма. И даже не "более или менее", а до идиотизма просто как такового. С одной стороны, вульгаризаторы германского расизма утверждают, что гениальность свойственна только германской расе. Это не только розенберговская теория, задолго до Розенберга ее проповедовали и Трейчке [5], и Моммзен [6], и Рорбах [7], и многие другие. Итак, с одной стороны, есть "либеральная теория", утверждающая, что никаких расовых отличий вообще в мире не существует: это выдумки "реакционеров". С другой стороны, существует теория, утверждающая монополию на гениальность и право на власть только за германской расой и, в крайнем своем выражении, относящая к германской расе и Да Винчи, и Христа. В предыдущем номере газеты я привел пример аналогичной русской теории, переносящей место рождения Иисуса Христа в Рязань.
Как видите, все эти три варианта антропологической науки приблизительно одинаково глупы. "Нам, рязанским", может быть, так же лестно перенесение Вифлеема в Рязань, как "нам, нюренбергским", - перенесение Вифлеема в Баварию. Но поскольку мы остаемся хотя и плохими, но все же христианами, - нам не следовало бы ни русифицировать, ни германизировать Спасителя...

* * *

Вот вам пример, с одной стороны, сознательного жульничества и, с двух других сторон - глупейшей вульгаризации.
Удивительная вещь: до какой степени самые глубочайшие "научно разработанные теории" не замечают иногда самых простых вещей... И - упираются в тупик. В один из таких тупиков упирается и вопрос о русской революции. С одной стороны, наши левые говорят: "Россию погубил проклятый царский режим". С другой стороны, наши правые говорят: "Россию погубили жиды". Обе точки зрения, как видите, весьма упрощены. И за этими упрощениями есть великая опасность для России. Опасность заключается в том, что если мы в чрезвычайной сложности событий все будем валить, с одной стороны, на "царя" и, с другой стороны, на "жида", то мы рискуем между "жидом" и "царем" проворонить самих себя. То есть в борьбе между "монархией" и "еврейством" проворонить нечто весьма существенное, а именно: русский народ, к которому принадлежим, в состав которого входим и мы с вами. Совершенно такое же упрощение делается и в вопросе о "фашизме" и "еврействе" - итальянский фашизм с еврейством уживается весьма мирно.
Нет, теорий не надо. По мере возможности надо уловить все своеобразие нашей обстановки и строить планы на сегодня и завтра, максимум - на послезавтра. Нужно выяснить и свое отношение к еврейскому вопросу, но не "в мировом масштабе", а для надобностей практической политики сегодняшнего дня. "Мировыми масштабами" мы занимались вполне достаточно, не без их участия родился и большевизм. Англичане, которые в своей политической жизни никаких теорий и на порог к себе не пускают, живут очень неплохо.

"Русская" печать

Наша левая печать, будучи сейчас, как она была и до войны, иногда преимущественно еврейской, иногда и исключительно еврейской, отражает преимущественно еврейскую точку зрения. Исключительно еврейской точки зрения она отражать не может, ибо тогда русские читатели ее не читали бы. Тот факт, что эта печать - печать еврейская, замалчивается упорнейшим образом, а констатация этого факта сейчас же обзывается человеконенавистничеством.
Очень возможно, что кто-нибудь из моих читателей имеет в своем распоряжении или может найти в библиотеке комплект "Правды" приблизительно за 1929-1930 годы. Там в одном из предрождественских номеров известный русско-еврейский, а теперь советский публицист Заславский [8] вспоминал, как им, беднягам, приходилось соблюдать традицию "проклятого царского режима" и писать традиционные рождественские рассказы. Заславский был соредактором известной левой газеты "День" [9], и редакция каждый раз оказывалась в тупике: в ней не было ни одного христианина. Бедняге Заславскому приходилось писать эти рассказы самому...
Было бы хорошо найти этот номер "Правды": согласитесь сами, что такого рода признания делаются нечасто. И забрасывать их не стоит.
Так вот - о человеконенавистничестве. Я не знаю, при чем здесь человеконенавистничество. Я ничего не имею против еврея-журналиста. М. Алданов, будучи евреем, написал самые прочувствованные страницы о забытом всей художественной литературой национальном нашем герое Суворове. Забвение это превратило Суворова в лубок. Алданов воскрешает его живой облик: почему я буду протестовать против работы Алданова в журналистике или даже разоблачать его псевдоним?
Но если в газете, которая называет себя органом русской мысли, нет ни одного русского, - это уж извините, тут уж я буду скандалить. Если во главе правительства, которое называет себя российским, на три четверти стоят евреи, - я тоже буду скандалить. Но при чем тут человеконенавистничество и черносотенство?
Сейчас наша левая печать, будучи или преимущественно ("Последние новости" [10]), или исключительно ("Социалистический вестник" [11]) еврейской, из рупора хотя бы и еврействующей, но все-таки русской эмиграции из России окончательно превращается в орган еврейской эмиграции из Германии: свой своему поневоле брат. Вопрос об участии в революции еврейства - не как отдельных лиц, а как подавляющего большинства всей нации - она замалчивает упорно и бесчестно. Как реакция против этой бесчестности выдвигается другая теория: "Революцию сделали жиды".

Кто сделал революцию?

О том, кто именно сделал революцию, будущие наши историки напишут, вероятно, никак не меньше миллиона томов - о Наполеоне написано около трехсот тысяч. Из этого миллиона десяток толковых книг, вероятно, найдется. Избави меня Бог конкурировать с этими историками, но все-таки надо бы установить некоторые абсолютно бесспорные факты.
Весь девятнадцатый век наполнен борьбой самодержавия с верхушками дворянства. В этой борьбе погибли обе боровшиеся cтороны, причем монархия погибла с шансами на воскресение, дворянство - абсолютно без всяких шансов (я говорю о гибели дворянства как правящего слоя).
Корни этой борьбы уходят глубоко в века - пожалуй, до Калиты и Грозного. Не будем опускаться в глубь веков. Вспомним только о том, что некая мистическая дата начала русской революции обычно относится к декабристам - никаких евреев там не было. Потом шли и Белинский, и Чернышевский, и Бакунин, и Герцен, и Плеханов, и Лавров, и Милюков, и Ленин, и многие другие сеятели "разумного, доброго, вечного". В течение целого века раскачивали и подтачивали они здание русской государственности. Всю эту работу моральным своим авторитетом покрывали князь Петр Алексеевич Кропоткин, который евреями куплен не был, и граф Лев Николаевич Толстой, который хотя от евреев взяток и не брал, но подточил весьма основательно и государство, и церковь, и даже семью.
И любой бердичевский фармацевт из Бунда или из большевиков в своей борьбе против исторически сложившегося строя мог взять меня за пуговицу и сказать: "Послушайте, вы же интеллигентный человек? Ведь вы же видите, я же иду по стопам лучших светочей русской мысли?".
И что я, "интеллигентный человек", мог этому фармацевту ответить? Действительно, он - шел! А Чернышевский действительно был "светочем"...
Если мы из всей чрезвычайно сложной совокупности факторов, делавших, сделавших и поддерживающих революцию, сосредоточим свой огонь только на одном - на еврействе, мы проиграем свою игру. Все это не так просто. Говорят: на русскую революцию давал деньги еврей Якоб Шиф. Да, давал. Но на ту же революцию давал деньги и Савва Морозов. И больше всех их дала Германия - не Германия Веймара [12] и Эберта [13], а тем более Гитлера, а Германия Гогенцоллернов [14]... Ни для кого не секрет, что все эти "Окопные правды" издавались на немецкие денежки, а во дворце Кшесинской выше всего котировались германские марки... Если уж упрощать дело до такой степени, что в мире за деньги можно сделать революцию, - то октябрьская была сделана на германские деньги. A la guerre comme a la guerre. Однако - при ближайшем и могущественном участии почти всего русского еврейства.
Нам нужно найти здесь свою собственную, эгоистически русскую точку зрения. И по мере нашей возможности - толковую точку зрения. Гитлеровская точка зрения на евреев, как мне кажется, очень хороша для Германии. Защищая свою страну от надвигавшейся революции, Гитлер обязан был сжать еврейство в железные тиски. Мы должны были сделать это перед революцией. Но мы не сумели ни зажать, ни защитить. Как это ни парадоксально будет звучать, я все-таки скажу: Гитлер спасает от революции не только немцев, но и евреев. В некоторой степени он спасает евреев от самих себя...
Все это несколько сложнее, чем протоколы "Сионских Мудрецов" или бухаринская "Азбука коммунизма"...

Иван Лукьянович Солоневич. "Белая Империя, статьи 1936-1940".

Примечания:

1. Гоцлибердан - имеются в виду лидеры социалистов Гоц Авраам Рафаилович (1882-1940), Либер (Гольдман) Михаил Исаакович (1880-1936) и Дан (Гурвич) Федор Ильич (1871-1947), после Октября оказавшиеся в эмиграции.
2. Осоргин (настоящая фамилия - Ильин) Михаил Андреевич (1878-1942) - эмигрантский русский писатель.
3. Пастер Луи (1822-1895) - французский микробиолог.
4. Кох Роберт (1843-1910) немецкий микробиолог.
5. Трейчке Генрих (1834-1896) - немецкий историк и консервативный публицист. Один из главных представителей малогерманской школы историков. Основной труд "Немецкая история в XIX веке" (доведена до 1848 г.).
6. Моммзен Теодор (1817-1903) - немецкий историк, специалист по истории Древнего Рима. Нобелевский лауреат (1902). Основное сочинение "Римская история", т. 1-3, 5.
7. Рорбах Пауль (1867-после 1955) - немецкий политический деятель и консервативный публицист. Один из идеологов пангерманизма.
8. Заславский Давид Иосифович (1880-1965) - советский публицист. С 1928 г. работал в газете "Правда".
9. "День" - ежедневная газета левого направления. Выходила в Петербурге в 1912-1918 гг.
10. "Последние новости" - ежедневная газета под редакцией присяжного поверенного М. А. Гольдштейна. Издавалась в Париже в 1920-1940 гг.
11. "Социалистический вестник" - центральный орган российской социал-демократической рабочей партии. Основал газету Л. Марков. Издавалась в Берлине с 1921 по 1965 г. (с 1961 г. выходила в Нью-Йорке).
12. Веймар - Веймарская республика, установленная в результате ноябрьской революции 1918 г. Веймарское учредительное собрание, созванное в Веймаре, в 1919 г. избрало временным президентом Германии социал-демократа Ф. Эберта и приняло новую конституцию.
13. Эберт Фридрих (1871-1925) - германский президент с 1919 г., социал-демократ.
14. Гогенцоллерны - династия бранденбургеких курфюрстов 1415-1701, прусских королей 1701-1918 и германских императоров 1871-1918.

Перейти: <>
Опции: ОтветитьЦитировать

Этот форум в режиме 'только для чтения'.
В онлайне

Гости: 17

This forum powered by Phorum.