Supernovum.ru
Список форумов
Это архив форумов. Работающие форумы расположены вот по этой ссылке
Госплан (архив)
Мы моделируем мечты, которые скоро станут явью  
Жопа дело пока бухгалтеры
Аватарка Пользователь: vmizh (IP-адрес скрыт)
Дата: 25, October, 2010 19:31

Бухгалтерская стратегия [ 1 ]

Александр Ивантер, заместитель главного редактора журнала «Эксперт»
Максим Рубченко, редактор отдела экономики журнала «Эксперт»
Сергей Журавлев, автор «Эксперт Online», «Эксперт»

Низкая инфляция, медленный экономический рост и нулевой дефицит к 2015 году — доминанты бюджетной политики Минфина на ближайшую перспективу. Исходя из этой логики задачи модернизации хозяйства должны решаться кем угодно, только не государством

Рисунок: Игорь Шапошников



Г
осударственная дума одобрила в первом чтении проект федерального бюджета на 2011 год. Проект казенной росписи предполагает дефицит в 1,8 трлн рублей, или всего 3,8% ВВП. Это несколько ниже дефицита бюджета текущего года, который запланирован на уровне 5,3% ВВП, но в действительности, скорее всего, дефицит федерального бюджета в нынешнем году тоже окажется ниже плана. По нашим оценкам, он вряд ли превысит 4% ВВП.

На первый взгляд дефицит отечественного бюджета не так велик на фоне многих других стран и не внушает опасений. Например, по итогам только что (1 октября) закончившегося финансового года в США дефицит составил примерно 8,9% ВВП, а год назад был и того больше — 10%. Но причина нашего достаточно скромного бюджетного баланса и даже его улучшения в этом году одна — более дорогая в сравнении с первоначальными наметками нефть. Сейчас это 76,2 доллара за баррель сорта Urals в среднем за десять месяцев 2010 года при бюджетном прогнозе 58 долларов. Цена нефти, заложенная в расчеты бюджета будущего года, рассчитана исключительно на основе инерционного прогноза: она составляет 75 долларов за баррель.

Глава Минфина Алексей Кудрин, выступая в Думе, заявил, что федеральный бюджет в 2011 году мог бы выйти на бездефицитный уровень при цене на нефть 109 долларов за баррель. Для сравнения: бюджеты 2007–2008 годов балансировались, по нашим оценкам, ценой нефти соответственно 41 и 65 долларов за баррель. Почти двукратный рост «балансирующей» бюджет цены нефти — следствие колоссальных дополнительных расходных обязательств, принятых на себя государством в последний кризис. Львиная часть этих расходов носит социальный характер и не может быть быстро свернута без болезненных социальных реформ (вроде повышения пенсионного возраста, секвестирования масштабов бюджетной сферы и т. д.).
Душим инфляцию, теряем рост

Каковы макроэкономические предпосылки бюджета? Сразу скажем: они вполне традиционны. Это неуклонное снижение инфляции — с 6–7% в 2010 году (оценка из последних документов Минфина, Кудрин в начале октября назвал цифру инфляции «около 8%». — «Эксперт») до 4,5–5,5% в 2013−м. Снижение инфляции, по логике Минфина, автоматически позволит опустить к 2013 году средний уровень номинальных процентных ставок по банковским кредитам в рублях до 7–8% годовых.

В бюджете весьма консервативные оценки темпов экономического роста (прирост реального ВВП на ближайшие три года в диапазоне 3,4–4,2%), прогноз плавного повышения мировых цен на нефть (с 75 долларов за баррель в 2010−м до 79 долларов в 2013−м) и поддержание инвестиций на уровне 20% ВВП.

Как можно прокомментировать эти целевые предпосылки? На наш взгляд, инфляционная цель явно «пережата». Четыре-пять и даже семь процентов годовой инфляции невозможно устойчиво удерживать в нашей немодернизированной, сильно монополизированной экономике без явного ущерба для темпов роста.

А что до темпов роста, то, напротив, заложенный в бюджет прогноз нам представляется чересчур пессимистичным. Надо исходить из задачи достижения порядка 7–8% в год, искать решения этой задачи на государственном уровне и закладывать финансирование решений в бюджет. Что позволит «отвязать» бюджет от состояния мировой нефтегазовой конъюнктуры и подчинить его решению наших внутрихозяйственных вопросов.

Двадцатипроцентный (по отношению к ВВП) уровень инвестиций более характерен для благополучных, благоустроенных стран, уже завершивших модернизацию. Для России правильным был бы как минимум 30−процентный уровень инвестиций. Конечно, добиться такого результата скачком невозможно, однако было бы разумно уже в перспективе бюджетной трехлетки попытаться обозначить тенденцию на опережающий рост инвестиций.
Накопили — проедим

Произошедшее в кризис наращивание социальных мандатов федерального бюджета расценивается кабинетом как однозначное благо. Вот очень показательная цитата из Кудрина (выступление в Госдуме 21 сентября 2010 года с отчетом правительства об исполнении федерального бюджета 2009 года): «В отличие от других стран, которые умеют готовиться к кризису, имеют сильную сеть экономических, финансовых институтов, мы смогли удержать планку реальных доходов населения на докризисном уровне: он не снизился и в настоящее время растет. Это главный показатель работы любого правительства и результат бюджетной политики. Повышение пенсий в прошлом году прошло четыре раза, суммарное повышение пенсий составило 35 процентов. Ни одна страна не могла обеспечить рост социальных обязательств, прежде всего перед пенсионерами, в таком объеме, как Россия».

Столь явное акцентирование дружелюбности бюджетной политики к получателям казенных денег оставляет в тени важный вопрос: за чей же счет сия щедрость была проявлена? Накопленные в «тучные годы» резервы, наверняка ответил бы Алексей Леонидович, буде главный финансовый документ страны результатом настоящей общественной дискуссии, а не полуавтоматической «штамповки» в Думе.

А что такое есть эти резервы? Накопленные резервы есть непотраченные налоги и рента от эксплуатации находящихся в общенародной собственности недр. Эти деньги могли бы быть пущены на модернизацию промышленности и инфраструктуры, строительство дорог, мостов и портов. Они могли бы быть использованы для капитализации институтов развития и отечественной финансовой системы, которые бы с рычагом использовали их для инвестиций в хозяйство. Вместо всего того деньги банально проедены. И это объявляется главным результатом бюджетной политики. Не кажется ли по меньшей мере странным отношение к бюджетникам и пенсионерам как исключительно к иждивенцам, думающим только об увеличении своего содержания?

Может быть, задача модернизации становится главным приоритетом бюджета сейчас, когда канонада кризиса уже отгремела? Заглянем в программные документы Минфина к проекту бюджета: «Бюджетная политика в 2011–2013 гг. призвана способствовать восстановлению макроэкономической сбалансированности на основе уменьшения зависимости бюджетных обязательств от нефтегазовых ресурсов и постепенного снижения дефицита федерального бюджета, а также созданию условий для активизации модернизации экономики». И далее: «Российская экономика пока менее эффективна по сравнению с другими странами и требует реализации структурных мер. Модернизация экономики, повышение производительности в первую очередь будут опираться на частные инвестиции. Главная задача государства — создавать для этого необходимые условия».

Итак, черным по белому написано: задача модернизации, структурной перестройки экономики заведомо воспринимается как вторичная, побочная. Государство должно лишь «создать условия», а не возглавить модернизацию. Нисколько не ставя под сомнение более высокую эффективность частных инвестиций, надо отдавать себе отчет в том, что сегодня именно государство располагает несопоставимо большими финансовыми ресурсами, чем частный сектор. Дряхлеющая инфраструктура российского хозяйства не может быть модернизирована частными усилиями. Государство должно стать здесь ключевым игроком.
Налоговые подарки

Ставится задача к 2013 году снизить дефицит бюджета вдвое по сравнению с 2009 годом — до 2,9% ВВП, с тем чтобы к 2015 году выйти на бездефицитный бюджет. Соответственно, отношение бюджетных расходов к ВВП, согласно проекту, планомерно снижается. Если, как ожидается, в 2010 году расходы федерального бюджета составят 22,7% от ВВП, то в 2011−м — лишь 21,2%, а к 2013−му снизятся до 19,7%. Конкретнее — к 2013 году они снизятся по двенадцати из четырнадцати статей бюджетных расходов по функциональной классификации. И даже «священная корова» — расходы на социальную политику в ближайшие два года подвергнутся урезанию. Стабильный рост запланирован только по статьям «Национальная оборона» и «Обслуживание госдолга».

Однако первое впечатление от этих цифр обманчиво. Во-первых, хотя расходы на национальную оборону действительно будут устойчиво расти с 1277,0 млрд рублей в этом году до 2,1 трлн в 2013−м, основная доля этого прироста пойдет на решение социальных проблем военнослужащих. В частности, уже в 2011 году планируется проиндексировать денежное довольствие военнослужащих и военные пенсии на 6,5%, увеличить дополнительное денежное стимулирование военнослужащих более чем на 20% и еще 74 млрд рублей выделить на жилищное обеспечение. Так что практически половину военных расходов правильнее засчитывать как социальные.

Во-вторых, согласно комментариям в пояснительной записке к проекту бюджета, снижение социальных расходов обусловлено в первую очередь увеличением тарифов страховых взносов, которые позволяют снизить дефициты фондов пенсионного, медицинского и социального страхования. Таким образом, на самом деле социальные обязательства государства не сокращаются, а перекладываются на бизнес путем увеличения налоговой нагрузки — и в целом продолжают расти.

Столь же обманчивым оказывается и снижение расходов по статье «Межбюджетные трансферты», которые к 2013 году должны составить лишь 77% от уровня 2010 года. Проект предусматривает одновременное снижение дефицита региональных бюджетов (с 0,9% ВВП в 2010 году до 0,5% ВВП в 2012−м и 0,2% ВВП в 2013−м) и объемов их задолженности — с 923,9 млрд рублей на 1 января 2011 года до 597 млрд на 1 января 2014 года.

Спрашивается, за счет чего все это будет достигаться? Выясняется — главным образом за счет налогов с малого бизнеса: «Сфера применения с 1 января 2011 года системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход будет поэтапно сокращаться. Расширение сферы применения патентной системы налогообложения с 69 до 92 видов деятельности позволит увеличить поступления в местные бюджеты, а сокращение сферы применения единого налога на вмененный доход увеличит количество налогоплательщиков общего режима налогообложения, что позволит увеличить налоговые поступления от них в региональные бюджеты». Таким образом, и здесь вместо реального снижения расходов мы на самом деле видим их перекладывание на плечи бизнеса, в данном случае — малого.

Крупняку, впрочем, тоже приготовлены «подарки», поскольку основное сокращение бюджетного дефицита планируется главным образом за счет повышения налогов. Основные новшества в налоговой сфере — резкое повышение налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на природный газ (на 61% с 2011 года), повышение акцизов на нефтепродукты, табак и алкоголь, введение экспортных пошлин на медь.

Здесь необходимо отметить два обстоятельства. Первое — повышение НДПИ на газ и нефть и экспортных пошлин на нефтепродукты, никель и медь в сумме дают наибольший бюджетный эффект, но вместе с тем резко увеличивают зависимость федерального бюджета от сырьевой конъюнктуры.

Между тем уже сегодня НДПИ стал основным источником пополнения федерального бюджета, отняв титул главного бюджетообразующего налога у НДС. Согласно данным Федеральной налоговой службы, по итогам девяти месяцев 2010 года поступления НДПИ составили 1,004 трлн рублей, или 43% всех налоговых поступлений, а доля НДС — 42%. При этом сборы «внутреннего» НДС в январе — сентябре составили 0,98 трлн рублей, что на 10% больше, чем за аналогичный период 2009 года, а вот поступления НДС на импорт при этом выросли в 1,6 раза. Таким образом, совокупная доля НДПИ и НДС в 2010 году в доходах бюджета выросла с 72 до 85%, что с учетом высокой доли «импортного» НДС свидетельствует о снижении диверсификации российской экономики. А в новом бюджете, по сути, планируется многократно усилить эту тенденцию.

Второе — повышение НДПИ на газ неизбежно приведет к снижению рентабельности «Газпрома», которое газовый монополист будет стремиться компенсировать. Сделать это за счет повышения экспортных цен в нынешних условиях более чем проблематично. Так что можно с уверенностью ожидать, что большая часть налоговой нагрузки будет переложена «Газпромом» на российских потребителей в виде резко возросших тарифов на газ.

Системы - безсистемные. Стандарты - нестандартные. Пространство неэвклидово - хрен знает чье оно.(с Шаов)



Этот форум в режиме 'только для чтения'.
В онлайне

Гости: 68

This forum powered by Phorum.