edgeways.ru
Список форумов
Консилиумъ
Вопросы истории и хронологии. Научный форум. 
Фиссагеты
Пользователь: Нил (IP-адрес скрыт)
Дата: 04, August, 2011 12:08

Фиссаге́ты (тиссаге́ты) (др.-греч. Θυσσαγέται ) — древний народ, обитавший, согласно Геродоту, к северу от будинов. Обитали в лесах, промышляли охотой. Геродот писал, что за "будинами к северу сначала простирается пустыня на семь дней пути, а потом далее на восток живут фиссагеты - многочисленное и своеобразное племя. Живут они охотой. В тех же краях по соседству с ними обитают люди по имени иирки. Они также промышляют охотой и ловят зверя...".

Большинство исследователей отождествляют тиссагетов с носителями городецкой культуры.

Городецкая культура — археологическая культура железного века (VII век до н. э. — II век н. э.), памятники которой находят на территории Нижегородской, Пензенской, Рязанской, Самарской, Саратовской, Тамбовской и Липецкой областей, а также Марий Эл, Мордовии и Чувашии.

Городецкая культура сложилась на основе культуры текстильной керамики и бондарихинской культуры на территории лесостепной зоны. Севернее неё (за р. Окой) располагались памятники родственной дьяковской культуры, происхождение которых также связано с культурой текстильной керамики. Есть основание полагать, что древнейшие памятники городецкой культуры располагались в бассейне р. Дон, где известно более сотни неукреплённых городецких селищ и только 14 городищ. Городища (укрепленные поселения) появляются несколько позже и их появление, некоторые исследователи, связывают с периодом «военной демократии», который наступает на территории лесной зоны в раннем железном веке. На городищах практически не находят кладов, на ранних городецких памятников находок металлических изделий очень мало, преобладают орудия из кости. В VI—V вв. до н. э. городецкие племена были вытеснены скифами с большей части территории Подонья. Часть их перешла на Оку, другая — на территорию Саратовского Поволжья, откуда их впоследствии вытеснили сарматы. Финал носителей городецких древностей связан с формированием древнемордовских племен, в котором они несомненно приняли участие, поскольку древнейшие мордовские памятники появляются на городецкой территории. Культура представлена небольшими укрепленными городищами, реже — открытыми селами, жертвенниками, могильники не известны. На поселениях открыты землянки, полуземлянки, наземные жилища. Керамика со следами рогожи и ткани, гладкая грубая, в позднейшее время — лощеная. Население занималось охотой, рыболовством, бортничеством, скотоводством, подсобным мотыжным земледелием. По мнению большинства исследователей, населением городецкой культуры были в основном волжские финны (предки мордвы и марийцев). Однако данное предположение основано только на частичном совпадении территории распространения древнемордовских могильников и городецких памятников. Данная точка зрения утвердилась в 1930-х годах, когда в советской археологии господствовала теория автохтонного происхождения подавляющего большинства народов, заселявших в древности территорию современной России. Автохтонное происхождение мордвы было обосновано А. П. Смирновым, который отнес к городецкой культуре и мордовские могильники III-V веков Но впоследствии В. И. Ледяйкин доказал, что мордовские могильники не имеют отношения к городецкой культуре, и ограничил ее верхнюю дату II в. н. э.

Попробуем и мы обосновать связь фиссагетов с мордвой:

фиссагеты (др.-греч. Θυσσαγέται ) < θῠσιάζω "совершать жертвоприношения, приносить жертвы" + ἡγέομαι дор. ἁγέομαι "верить (в существование), веровать, почитать, чтить" - "почитающие жертвоприношения".

"Почитающие жертвоприношения", что означало убийство жертвы. Жертвоприношение — составная часть дохристианских религиозных верований и обрядов мордвы. В качестве жертв, воздаваемых за то, чтобы снискать покровительство богов, предков и сверхъестественных сил, могли быть сельско-хозяйственные животные и птица (лошади, быки, коровы, овцы, свиньи, козы, гуси, куры), рыба, пищевые продукты (хлеб, пшено, мясо, мёд, масло, пироги и лепёшки), алкогольные и безалкогольные напитки, кровь, деньги. Первое письменное свидетельство о Жертвоприношение у мордвы встречается в книге «Путешествие в Тану» итальянского купца И. Барбаро (15 век). Как отмечал автор, Жертвоприношение у мордвы носило в основном общественный характер. Дальнейшие наблюдения подтвердили и конкретизировали эти сведения. Если Жертвоприношения проводились по решению общего схода, то жертвенное животное покупали на общие деньги. При этом подбирали животное определенной масти, что зависело от того, какому божеству предназначалась жертва. Несколько дней животное откармливали. Приведя его на место Жертвоприношения, проверяли, угодно ли оно божеству: на спину лили холодную родниковую воду, если животное вздрагивало или отряхивалось, то считалось, что угодно. Кровь жертвенного животного спускали в особую ямку, куда закапывали жертвенную еду для божества; шкуру отдавали забойщикам животного или продавали (вырученные деньги шли в общую кассу). Эти шкуры мордва вешала на деревья, под которыми проходили моленья.

Термин «мордва» является экзоэтнонимом. Существуют различные версии происхождения этнонима мордва, ни одна из которых не принимается всецело научным сообществом. Распространённая версия выведения его из древне-иранского *mardχvār- или *mǝrǝtāsa- «людоед», а следовательно — отождествления с андрофагами Геродота признавалась Максом Фасмером сомнительной, ещё более сомнительной учёному представлялась версия о связи с коми mort, удмуртским murt «человек, удмурт» или с названием народа, живущего на юг от Каспийского моря — Μάρδοι, Μαρδυηνοί. Другая гипотеза о выведении этнонима мордва из ирано-скифских языков предполагает, что он восходит к иранскому, таджикскому «мард» — мужчина. Это слово сохраняется в мордовских языках для обозначения мужа («мирде» ). Суффикс "-ва" присоединён уже русским языком, и носит оттенок собирательности (также как в этнонимах «литва», «татарва» ).

Первое употребление этнонима мордва предположительно фиксируется в трактате «О происхождении и деяниях готов» готского историка V века Иордана. Там, среди народов Восточной Европы, которые были покорены Германарихом к 375 году н. э. упоминается народ «морденс», который помимо близкого написания ассоциируется с мордвой также на основании географического соседства с «меренс» (мерей).

Вероятно, во времена Иордана еще помнили о фиссагетах Геродота и попытались перевести греческое название на готский или немецкий. В немецком mord - убийство. Например, в голанд. moordenaar "убийцы".

murder (n.)
O.E. morðor (pl. morþras) "secret killing of a person, unlawful killing," also "mortal sin, crime, punishment, torment, misery," from P.Gmc. *murthran (cf. Goth maurþr, O.Fris. morth, O.N. morð, M.Du. moort, Ger. Mord "murder" ). from PIE *mrtro-, from base *mer- "to die" (cf. L. mors, gen. mortis "death;" mori "to die;" see mortal). The spelling with -d- probably reflects influence of Anglo-Fr. murdre, from O.Fr. mordre, from M.L. murdrum, from the W.Gmc. root. Viking custom, typical of Germanic, distinguished morð (O.N.) "secret slaughter," from vig (O.N.) "slaying."

По французски les mordants "кусающиеся". Так изображали мордву в средневековых книгах:
 

Пример  на употребление ἁγέομαι [trueview.livejournal.com] />



Перейти: <>
Опции: ОтветитьЦитировать

Тема Написано Дата
Фиссагеты Нил 04.08.2011 12:08


Ваше имя: 
Ваш email: 
Тема: 
Smileys
...
(loading smileys)
Незарегистрированный пользователь должен ввести код, чтобы публиковать сообщение. Действителен только последний показанный код.
Введите код:  Картинка
В онлайне
rstm
Гости: 117

This forum powered by Phorum.