edgeways.ru
Список форумов
Консилиумъ
Вопросы истории и хронологии. Научный форум. 
Когда и сколько было вставлено веков в мировую хронологию. Часть 2
Пользователь: scaliger (IP-адрес скрыт)
Дата: 29, May, 2020 21:14

Мигель Сервет (1511-1553) – испанский философ, ученый, врач и астролог. В юности работал при дворе римского императора Карла V. Буквально помешался на Библии, считая ее источником философии и науки. В двадцатилетнем возрасте написал и издал трактат об отрицании божественности Святой Троицы, через год – новое сочинение в том же духе. Книги вызвали такую критику, что Сервет был вынужден бежать и более 10 лет скрываться под чужим именем.

Он жил в разных городах Франции, зарабатывал на жизнь врачебной практикой. Учился, а позже и преподавал в Парижском университете, издал «Географию» Птолемея со своими комментариями и трактат по медицине, открыл легочный круг кровообращения. Комментарий, которым Сервет сопроводил изданную им Библию, попал в Индекс запрещенных книг.

В 1553 году вышла в свет главная книга Сервета «Восстановление христианства» (Christianismi Restitutio), в которой он системно изложил свою антитринитаристскую позицию. Антитринитаризм - учение, основанное на вере в единого бога и отвергающее концепцию Троицы. Инквизиция признала книгу еретической и постановила собрать и уничтожить весь тираж – уцелело только три экземпляра. Хотя сочинение было издано анонимно, Сервет был заподозрен в авторстве и арестован. Ему удалось бежать из тюрьмы, после чего суд Вьенна заочно приговорил его к смертной казни.



Мигель Сервет. Гравюра. Автор: Christoffel I van Sichem (1546-1624)

Из Франции Сервет, пытаясь пробраться в Италию, попал в Швейцарию, где в Женеве был схвачен. Суд установил, что автором всех трех сочинений против Троицы был именно он. Обвинение, составленное из 38 пунктов, было написано лично Кальвином. После двухмесячных судебных разбирательств Сервет был осужден и сожжен на костре. Это событие потрясло Европу.

Вопреки распространенному мнению, Сервет был казнен не за ересь, а за богохульство и участие в мятеже. Первое становится понятно сразу, стоит только ознакомиться с тем, как Сервет отзывался о Троице в своих книгах и письмах, также фигурирующих в суде: трехглавый дракон, Троица зверя, трехглавый Цербер, трехчастный бесовской идол, чудовище, дьявольский обман и т.п. Ни в каком мятеже он, конечно же, не участвовал, но он выступал против крещения младенцев, объясняя это тем, что такой ответственный шаг человек должен делать в сознательном возрасте. Отвергая детское крещение, Сервет поставил себя в ряды анабаптистов, которые в то время считались экстремистами, поскольку фактически призывали к смене традиционных социальных форм. Зная это, Сервет пытался убедить суд, что он к анабаптистам не имеет никакого отношения, но тот решил иначе.

Суд над еретиком осуществлялся городской властью Женевы в лице его Малого совета. Во время одного из заседаний Мигель Сервет подал петицию, в которой потребовал снятия всех обвинений, сославшись на то, что до императора Константина Великого гражданский суд не занимался еретиками. К тому же он сам не нарушал никаких законов, тем более на территории Швейцарии. Этот момент не понятен. Почему Сервет апеллирует к законодательству дохристианских императоров? Он не знает, что после них выходили новые законы, отменившие старые? Это странно, так как Сервет изучал право в одном из лучших для этого мест – университете Тулузы.

Прокурор подготовил ответ, в котором проигнорировал ссылку Сервета на времена до Константина и напомнил, что со времен первых христианских императоров богохульники и антитринитарии подвергались смертной казни. Он так же не счел необходимым что-либо менять, поэтому суд над Серветом остался светским.

О каких антитринитариях в столь давнее время идет речь? Конечно, об арианах. Появившись в начале IV века, арианство отрицало божественную (единосущную Богу) сущность Христа и, следовательно, всей Троицы. На Никейском соборе (325 г.), созванном Константином Великим, арианство было признано ересью, а книги Ария - сожжены. В конце IV века собор, организованный императором Феодосием I, подтвердил прежнюю позицию и арианство стало постепенно сходить на нет. В V-VI веках арианская ересь в Римской империи исчезает.

Прошло около тысячи лет, и арианство, слегка измененное и под другим названием, появляется снова. При этом, на протяжении всего тысячелетия никаких подобных идей вплоть до Возрождения не возникало. «Антитринитарии были и до Сервета, и не только в доникейский период, но и в XVI веке, особенно среди анабаптистов…» [1, с. 452]. Современникам Сервета казалось, что «он просто повторяет старые и давно осужденные ереси» [1, с. 452]. Все это очень странно: Сервет пропагандирует античные идеи, апеллирует на суде к античному дохристианскому законодательству и, кстати, ведет себя на суде дерзко и вызывающе, поскольку считает, что все что ему грозит, это изгнание – именно так поступали с еретиками в античное время.

Подтверждением того, что богословие Сервета является продолжением именно античных идей, служат его источники. У кого учился Сервет, вырабатывая теорию о неделимости божественной сущности? «В свою поддержку он ссылается на доникейских отцов церкви, особенно на Иустина, Климента Александрийского, Иринея и Тертуллиана» [1, с. 454]. То есть – на авторов II-III веков. «Он часто с одобрением ссылается на Платона и неоплатоников (Плотина, Ямвлиха, Прокла, Порфирия)» [1, с. 457]. Все эти неоплатоники – III-V века. Кстати, в Европе неоплатонизм обрел свое второе дыхание опять-таки с наступлением Возрождения – в XIV-XV веках. Его известными представителями были Марсилио Фичино, Николай Кузанский, а на волне всеобщего интереса к этой философии была открыта Платоновская академия во Флоренции.

Итак, в течение десятка веков европейским философам и писателям не приходило в голову задуматься о том, что ранее вызывало жаркие религиозные споры. Но пришло время, и все пошло по новой. Цикличность истории не имеет никакого научного объяснения, ее теория близка к шарлатанству, однако именно она лежит в основе наших представлений о прошлом. Но вернемся к Женевскому суду.

В «Географии», которую издал Сервет, он дал описания разных стран. О Палестине он написал, что все рассказы о ее райском климате и благодатной земле есть вранье и на самом деле этот край совершенно непривлекательный. На суде ему припомнили и это. В обвинении было сказано, что слова Сервета о Палестине противоречат рассказу Моисея. Кстати, в этой же книге Сервет при описании Германии и германцев использовал Тацита. Неужели за прошедшие почти полторы тысячи лет после Тацита никто о Германии больше не написал? Зачем использовать такое старье, понимая, что за этот огромный промежуток времени все изменилось?

Швейцария была частью Римской империи и суд руководствовался имперским законодательством, то есть римским правом. Историки говорят, что приговор Сервету был вынесен в соответствии с законодательством Грациана и Феодосия [2], [3]. Очевидно, имеются в виду римские императоры IV-V веков. Однако здесь есть один интересный момент. Дело в том, что законодательство Грациана до нас не дошло. Сохранились лишь его отдельные конституции (законы), в том числе регулирующие вопросы церкви, которые были позже включены в Кодекс Феодосия. Зато до нас дошел сборник канонического (церковного) права, так называемый Декрет Грациана, легший в основу современного канонического права. Посмотрим на этих Грацианов поближе.

Император Грациан правил западной частью Римской империи с 367 по 383 годы. В юности принял христианство в его никейской (католической) форме, отличался крайней набожностью. В письмах к Амвросию Медиоланскому выражал стремление к более глубокому познанию христианского вероучения. Получив власть, развел бурную деятельность по борьбе с ересью. Стал первым римским императором, отказавшимся от титула Верховного понтифика, считая его языческим и несовместимым с христианством. Наряду с Феодосием внес главный вклад в дело превращения христианства в государственную религию на западе Империи.

Грациан, автор знаменитого Декрета – мифическая личность. О нем практически ничего неизвестно. Считается, что он жил в XII веке, был монахом, преподавал церковное право в Болонье, однако все это не более чем легенда. Несмотря на эту неизвестность, его сборник оказался более чем известным. Почти сразу после выхода в свет, уже в том же XII веке он приобрел такой авторитет, что на него стали ссылаться папы. В XVI веке папа Григорий XIII сделал Декрет Грациана главной частью собрания законов католической церкви. Вот так, как говорится, из грязи в князи. Декрет действительно серьезный и объемный, сыграл большую роль в рецепции римского права, но он никак не соответствует личности автора. Так не вышел ли этот монументальный труд на самом деле из канцелярии императора Грациана?

Факт использования судом XVI века античного законодательства более чем примечателен. Просто невообразимо, что за целое тысячелетие не появилось никаких новых законов против тех, кто несет угрозу церковной или светской власти. Видимо, так случилось потому, что не было ни еретиков, ни различных мятежников, да и самих императоров, наверное, тоже.

Говоря об императорских законах, нужно чуть подробнее остановиться на этой теме. В III веке количество императорских конституций достигло такого количества, что появилась потребность в их ревизии и систематизации. Первая кодификация, то есть собрание законов в один сборник – кодекс, произошла при Диоклетиане, и далее кодексы стали появляться относительно часто. Рассмотрим их, начиная с самого первого.

Кодекс Грегориана - появился в конце III века, вобрав в себя конституции Адриана и последующих императоров, включая Диоклетиана. До наших дней не сохранился. Об авторе кодекса ничего не известно.

Кодекс Гермогениана – вышел в начале IV века при императоре Константине и являлся дополнением к предыдущему. Как и тот носил чисто информационный характер. О Гермогениане мы также практически ничего не знаем.

Кодекс Феодосия – был издан в V веке императором Феодосием II и являлся первым официальным сборником законов Римской империи. Включал в себя конституции предыдущих императоров, сохранивших свою силу, а также законы самого Феодосия. Состоял из 16 книг, последняя из которых была целиком посвящена вопросам христианской церкви.

Кодекс Юстиниана – был издан в VI веке императором Юстинианом Великим. Являлся частью фундаментального собрания правовых актов Римской империи, которое включало также Дигесты и Институции. Кодекс состоял из актуальных законов предыдущих кодексов и из конституций Юстиниана. Церковная проблематика в новом кодексе занимает уже не последнее место - ей посвящена первая книга. А первой конституцией этой книги стал знаменитый Фессалоникийский эдикт Грациана и Феодосия I, в котором повелевалось всем народам Империи жить в религии, переданной римлянам апостолом Петром, и верить в Святую Троицу [4].

Поскольку каждый кодекс включал в себя отдельные конституции императоров, правивших ранее, то по кодексам можно в общем виде восстановить хронологию правления римских императоров. Содержание кодексов позволяет также увидеть эволюцию государственной идеологии, заключающуюся в первую очередь в укреплении позиции христианства. Все это говорит в пользу достоверности римской хронологии II-VI веков, в общих чертах, конечно же.



Кодекс Феодосия. Женева, 1586. Начало шестнадцатой книги.



Кодекс Юстиниана, 1561.

Кодекс Юстиниана отменял действие Кодекса Феодосия, однако Запад к тому времени уже отпал от Империи и во вновь образованных государствах продолжали руководствоваться старым законодательством. На Востоке свод законов Юстиниана в течение последующих трех веков неоднократно редактировался, дополнялся и даже восстанавливался, очищаясь от добавленных в это время законов. Несмотря на то, что он выходил под новыми названиями, это был все тот же Кодекс Юстиниана. С X века кодификация в Византии вообще прекратилась. Все это очень подозрительно и не очень хорошо для подтверждения реальности средних веков, однако я не буду углубляться в историю Византийского права, поскольку речь в основном идет о Европе (западной и центральной).

После издания Кодекса Юстиниана никаких новых кодексов в средневековой Европе не выходило, и более того, сам он потерялся и забылся. Так продолжалось много веков, и даже образование Священной Римской империи не нарушило этой совершенной в своей пустоте картины: Кодекс Юстиниана? Нет, не слышали.

Вспомнили о своде законов Юстиниана лишь в XII веке и стали вводить в практику заново. Судя по историческому контексту, произошло это еще позже. Естественно, все эти пустые века напрашиваются на отнесение их в разряд фантомных, никогда в действительности не существовавших. Если их убрать, то за последними античными веками, за эпохой Юстиниана хронологически будет идти Возрождение и история станет естественной. Пример с судом над Серветом, шедшим в античном ключе, лишь подтверждает эту мысль.

Продолжение следует.
Начало здесь.


Использованная литература:

1. Шафф Ф. История христианской церкви. Т. 8. Санкт-Петербург, 2012.
2. Сун-чжон Ким, Пиков Г.Г. Жан Кальвин и некоторые проблемы швейцарской Реформации.
3. Кальвин, Жан. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
4. Сильвестрова Е.В. Первый титул шестнадцатой книги Кодекса Феодосия // Вестник ПСТГУ, 2009. Вып. 2 (26).
5. Codicis Theodosiani. Aurelianae Allobrogum, 1586.


(tu): Козлов Евгений

Перейти: <>
Опции: ОтветитьЦитировать

Ваше имя: 
Ваш email: 
Тема: 
Smileys
...
(loading smileys)
Незарегистрированный пользователь должен ввести код, чтобы публиковать сообщение. Действителен только последний показанный код.
Введите код:  Картинка
В онлайне

Гости: 38

This forum powered by Phorum.