edgeways.ru
Список форумов
ExMachina
Вехи и детали развития технической цивилизации. 
Меньше букв - больше автомобилей
Пользователь: GuestTemp (IP-адрес скрыт)
Дата: 16, June, 2018 20:50

Пользователь: rstm
> Автомобильный тупик России и мира
Пользователь: frank
> как много букв
> всё не осилил

А я осилил.
И даже для тех, кто читает с трудом, подготовил адаптированный облегченный вариант исходного доклада.

Ну а сам рекомендованный доклад можно также найти по адресу:
[www.polit.ru]
И там есть ещё обсуждение доклада (тоже не короткое).

****************
Автомобильный тупик России и мира
Борис Родоман
13 декабря 2007

Главные живые существа на Земле - автомобили.

Автомобиль давно уже не является самым быстрым средством передвижения.

Вернуться к общественному транспорту мешают привычки и амбиции.

Автомобиль - важнейший предмет престижного потребления, его марка - показатель социального статуса. Издавна эту роль выполняют одежда, ювелирные изделия, а в наши дни, особенно у молодежи, мобильные телефоны.

Отрицательное воздействие автомобилизации можно свести в три группы факторов.

1. Загрязнение автомобилем окружающей среды, шум, пробки, аварии причиняют нам наибольшие неприятности, но они устранимы давно известными техническими способами и организационными мерами; вопрос в том, почему эти меры не применяются или запаздывают, кому они не выгодны.

2. Разрушение ландшафта в процессе строительства автодорог и всего функционирования придорожной инфраструктуры - большое зло, которое задевает местных жителей, но не волнует водителей транзитного транспорта и их пассажиров.

3. Автомобиль, даже если он чист, бесшумен, не переполняет дороги и не требует их дополнительного обустройства, все равно вреден, ибо формирует экофобную структуру расселения, которая обрекает природный ландшафт с его растительным и животным миром на полное уничтожение, а следовательно, губит и человека.

На пространстве, занятом движущимися легковыми автомобилями, могли бы ехать в десятки раз больше пассажиров в автобусах и в сотни раз больше в электропоездах.

Способствуя разрастанию городских агломераций, автомобиль не приблизил к нашему жилью места приобретения товаров и услуг, а удалил их. Закупка продовольствия крупными партиями в гигантских супермаркетах, расположенных зачастую на окраинах городов, привела к небывалому увеличению объема холодильников, от которых портится климат. Автомобиль - главный виновник использования нефти в качестве топлива, международных конфликтов вокруг нефтедобывающих стран, стимулятор экологических катастроф, вызванных разливами нефти. Переходу на более экологичное альтернативное топливо и на другие виды транспорта препятствуют те, кто наживается на добыче нефти, производстве автомобилей, строительстве автодорог.

Автомобилизация - боковая, возможно даже тупиковая ветвь технического прогресса.

Легковой автомобиль в большом городе - не столько транспортное средство, сколько игрушка для самоутверждения.

Автомобиль намного вреднее прочих игрушек, поскольку опаснее и пожирает больше пространства и энергии.

В будущем автомобилю уготовано почетное место на спортивных полигонах и трассах, а также в музеях.

Автомобиль оптимален лишь при некоторой средней плотности населения, в городах среднего и малого размера, на окраинах пригородных зон, при расселении хуторами и малыми поселками, при умеренном климате.

Природа позаботилась о непроницаемости транспортных сосудов и об их специализации. Автодороги далеки от такого совершенства. Автомобили выходят на тротуары и обочины, за пределы твердого покрытия, внедорожники и вездеходы портят грунтовые дороги, уничтожают почву и растительный покров.. Природный ландшафт становится доступным людям, которые к контакту с ним этически не подготовлены.

Разнообразные усовершенствования автотранспорта возвращают нас к тому, что уже было, но достигалось простыми механическими способами. Таковы и перспективы автоматизации вождения. Если автомобиль превратится в разумного робота, а его водитель в пассивного пассажира, то хитроумная электроника достигнет того, что в начале ХIХ в. осуществлялось при помощи двух полос чугуна.

Ограничение движения автомобилей, внешнее регулирование их скорости, их группировка в автоколонны и караваны, специализация полос движения, автоматизация вождения. После всех этих мер остается последний шаг - ликвидировать расточительную и опасную дистанцию между машинами, сцепить их в поезда, а сплошное дорожное покрытие заменить путевыми балками.

Зловонная и ревущая автострада; машины, которые летят обгоняя одна другую и сталкиваясь; водители, которых грабят всякого рода разбойники. Не дикость ли это в ХХI в.? Ни один организм не выживет с такой архаичной транспортной системой. А как же выживает человеческое общество? Да оно и не выживает, оно болеет, зараженное недугами массового потребления.

Железная дорога очень сильно влияет на окружающее пространство там, где расположены железнодорожные станции, но в промежутке между ними она довольно скромно вписывается в ландшафт. Напротив, автодорога обрастает сооружениями и предприятиями на всем своем протяжении, превращается в шрам на природном теле Земли, в барьер для других способов передвижения. Автодорожная инфраструктура разрастается как раковая опухоль. Поэтому железная дорога в общем экологичнее автотранспорта. Шоссе-дублеры, объездные и кольцевые дороги быстро обрастают застройкой, переполняются автомобилями и превращаются в городские улицы, требующие нового дублирования. Вся сеть автодорог сдвигается, соскабливая природный ландшафт с поверхности планеты; итог - "оскальпированная Земля".

При господстве электричек пригородные поселки нанизываются на железную дорогу как ягоды на ветки; между застроенными участками остаются места для полей и лесов. При использовании автомобиля малоэтажная застройка растекается, как нефтяное пятно по морю или масляное по бумаге.

Автомобили испортили и железную дорогу - уменьшили ее экологические преимущества.

Автотранспорт душит железную дорогу конкуренцией, а железная дорога, стараясь стать прибыльной, удаляется от своей социальной функции. Между тем, общественный транспорт вообще не обязан быть рентабельным.

Господствует мнение, будто транспорт - вспомогательная деятельность, удовлетворяющая потребности людей в перемещении и связи, но эти потребности сами в значительной мере порождаются транспортом. То же можно сказать и о многих других технических средствах. Изобретая или приобретая какую-то машину, прибор, орудие, вы полагаете, что получили новое средство для достижения каких-то целей, но это иллюзия. Ситуация изменяется, цель ускользает, а средством и жертвой, скорее всего, будете вы сами.

В саморазвитии транспортных сетей есть что-то фатальное, вызывающее мистический ужас. Я думаю, что мой друг и коллега Сергей Тархов, открывший эти законы, сам ужаснулся, как будто увидел Сатану. Но ужас проходит, когда мы убеждаемся, что транспортные сети не только растут, но и отмирают по тем же законам, но с обратным знаком.

До появления моторного транспорта Россия страдала от бездорожья меньше, чем в наши дни.

Автомобиль не сблизил традиционную деревню с городом, не поднял ее, а окончательно разрушил. Автомобилизация в России - главная причина бездорожья и упадка сельской местности.

С детства нам внушали, что благодаря развитию науки и техники зависимость людей от природы уменьшается. Автомобиль опровергает эту концепцию. С появлением моторного транспорта великие друзья России - снег и лед - стали ее врагами. Началась изнурительная борьба с природой.

Железная дорога сравнительно легко управилась с проблемой снежных заносов. Для автомобилей же обычная смена погоды и сезонов становится стихийным бедствием. Вместо того, чтобы ездить по поверхности снега, его стали убирать и уничтожать. Снег, как и опавшие листья, считается теперь мусором.

Железные дороги нанесли удар речному судоходству, автомобили его доконали. Реки были транспортными осями, а стали барьерами.

Считается, что для экономического подъема страны надо строить новые дороги. Но строительство дорог и улучшение работы транспорта - не одно и то же.

Автомобиль - главный уничтожитель исторических городов, враг всего недвижимого культурного и природного наследия.

Рыночная экономика навязывает индивидуальные, частные средства защиты от вредностей окружающей среды вместо того, чтобы бороться с ними в местах их возникновения.

Автомобиль - важнейшее средство социальной изоляции и сегрегации, средство защиты индивида от общества, передвижная квартира, движущееся приватное пространство. Автомобилисту западло соприкасаться с толпой. Такое расточительное использование земного пространства было бы приемлемым, если бы на нашей планете жил только один пресловутый "золотой миллиард", но людей уже сейчас в семь раз больше предполагаемой "экологической нормы".

От автомобилей перенаселенность Земли увеличивается на много порядков. Современный идеал обывателя - каждой семье коттедж с земельным участком, а каждому взрослому - хотя бы один автомобиль - неосуществим. Значит, надо изменить менталитет, выйти из гробов на колесах и стать более живыми.

Автомашина калечит людей физически и морально, как тех, кто сидит за рулем, так и пешеходов, прохожих.

Автомобилем в России формируется новый физический тип человека - пивное брюхо, затылок, сливающийся со спиной, характерные позы при ходьбе и сидении. На автомобилях ездят в фитнес-клубы, на лечебно-оздоровительные процедуры, заниматься спортивными играми, но не проще ли больше ходить пешком?

Не только автомобили, но и сами автомобилисты - главные виновники загрязнения земной поверхности. В нашей стране водители и пассажиры легковых автомобилей засорили все прибрежные пикничные, купальные, рыболовные стоянки, они же выбрасывают мусор на обочинах дорог и в лесу, возвращаясь в город со своих дач; хотя именно эти люди обладают вместительными транспортными средствами, которыми можно довезти хлам до мусорных контейнеров.

С экологической точки зрения требуется полный отказ здоровых людей (не инвалидов) от легкового автомобиля не только в больших городах, но и кое-где в сельской местности, а также при отдыхе "на лоне природы".

Автомобиль становится распространенным орудием убийства, практически безнаказанного. Любой водитель, принадлежащий к "элите", может позволить себе удовольствие хотя бы раз в жизни задавить пешехода на смерть.

Градостроительные проекты, позволяющие максимально изолировать автомобильное движение от пешеходного, давно разработаны, но в нашей стране отвергнуты. Автомобили захватили дворы, газоны, тротуары.

Автомобили отняли у пешеходов тротуар, теперь он используется для парковки и для езды без правил, в том числе и при объезде пробок. И так же используются внутриквартальные проезды и площадки между домами. Великий Ле Корбюзье проектировал "лучезарный город-сад", а получилась автомобильная толкучка. Под открытым небом не осталось места, где можно не опасаться попасть под колеса.

Из-за автомашин тротуар изменяет свои функции, перестает быть средством продольного движения людей по улице. Теперь это средство поперечного движения от дверей автомобиля до дверей бутика или офиса.

Приобретение дорогого автомобиля равносильно покупке охотничьей лицензии. Это по сути дела начало охоты на людей.

Без автомобиля невозможно проживание в коттеджной субурбии и в дачных поселках вдали от железных дорог, но только потому, что этот тип расселения сам же автомобиль и создал, заодно удушив общественный транспорт. Эволюционного выхода из данной ситуации не видно, потому она и названа тупиковой, изменить ее может разве что какая-то катастрофа.

О расселении горожан по пригородным коттеджам в России говорить еще рано. По наблюдениям моего коллеги Андрея Трейвиша, в будние зимние вечера светятся лишь 5% окон подмосковных коттеджей. Значит, это не постоянные жилища, а только сезонные дачи и виллы или вообще какие-то неликвидные сокровища, загородная свалка недвижимости.

Ныне живущие люди должны заботиться о будущем человечества, ограничивая для этого свое материальное потребление.

Для решения глобальных экологических задач нужна не деятельность, а воздержание от деятельности - продуктивное недеяние.
------------------

И в заключение главный вопрос, задаваемый автору доклада всеми без исключения россиянами:

//Вы затрагиваете в своём докладе одну из основных либеральных ценностей - свободу передвижения. Либеральных ли вы взглядов? Вы же понимаете, что общественный транспорт принадлежит государству, и лишь в крайне незначительной степени частным компаниям. Таким образом, государство решает за вас, куда вам ездить. Не ограничивает ли это свободу передвижения? Я сам решаю, когда мне сесть в машину, куда мне ехать, и так далее...//

Перейти: <>
Опции: ОтветитьЦитировать

Тема Написано Дата
Автомобильный тупик России и мира(td) rstm 03.06.2018 14:26
как много букв... frank 03.06.2018 20:48
России и мира(tu) sezam 03.06.2018 21:46
Отв: России и мира АН-2 04.06.2018 06:59
Отв: ну с этой точки зрения - да(tu)(tu) sezam 04.06.2018 08:43
Отв: ну с этой точки зрения - да Эдуард 06.06.2018 03:29
Отв: пробок, может, нет sezam 06.06.2018 11:19
Отв: пробок, может, нет Эдуард 07.06.2018 18:04
Отв: ну кто бы сомневался sezam 07.06.2018 22:56
Отв: ну кто бы сомневался rstm 07.06.2018 23:12
Отв: о чем я и говорю. sezam 07.06.2018 23:34
Отв: ну кто бы сомневался Эдуард 08.06.2018 00:42
Отв: я при чем-то? sezam 08.06.2018 18:46
Отв: ну кто бы сомневался rstm 12.06.2018 13:23
траты на медицину(tu) BAPBAP 13.06.2018 11:44
Отв: ну кто бы сомневался ilyas xan 08.06.2018 03:11
Отв: ну кто бы сомневался rstm 12.06.2018 13:26
Россия автострана.(td)(tu) Изюм 07.06.2018 12:07
Отв: Россия автострана и авиастрана. АН-2 07.06.2018 12:19
Меньше букв - больше автомобилей GuestTemp 16.06.2018 20:50
детский сад frank 18.06.2018 00:58
Отв: детский сад?(tu)(tu) sezam 18.06.2018 13:07
Москито. Изюм 18.06.2018 19:46
Отв: речь немного о другом sezam 19.06.2018 08:45
Отв: речь немного о другом Изюм 19.06.2018 21:11
Дачная кулубника Навигатор 20.06.2018 09:56
Отв: правда есть нюванс sezam 20.06.2018 12:02
ФантистИк и прагматика Навигатор 20.06.2018 13:30
Отв: я и говорю - есть нюанс(tu) sezam 20.06.2018 14:39
Отв: я и говорю - есть нюанс Навигатор 20.06.2018 14:48
в попах и гаях frank 20.06.2018 16:20


Ваше имя: 
Ваш email: 
Тема: 
Smileys
...
(loading smileys)
Незарегистрированный пользователь должен ввести код, чтобы публиковать сообщение. Действителен только последний показанный код.
Введите код:  Картинка
В онлайне
VVU, gogasy
Гости: 54

This forum powered by Phorum.