edgeways.ru
|
|
Neal Morse - The Similitude of a Dream Пользователь: Али Бей (IP-адрес скрыт) Дата: 09, September, 2018 18:23 Концертная версия знаменитого двойника:
...Начнем с концепции этого двойного альбома. Она основана на книге английского баптистского проповедника XVII века Джона Баньяна «Путешествие Пилигрима в Небесную Страну». С одной стороны, эта книга – одна из важнейших в англосаксонском протестантизме за всю его историю, с другой стороны, – одна из самых значимых в английской литературе вообще: скажем, в XVIII веке она была третьей по популярности среди англичан, уступая только Библии и «Потерянному раю» Дж. Мильтона. Наполненная мистикой и символизмом, она находится на стыке религиозной притчи и беллетристики. Таким образом, Морс, совершенно не отрываясь от религиозных корней своего творчества, в основу сюжета положил произведение, имеющее громадное общекультурное значение. В результате «морсовской» назидательности стало меньше, а аллегоричности – больше. Напомним, что сольная карьера Нила в прогрессив-роке началась со смелого описания им своего личного религиозного опыта (альбом “Testimony”), что, если верить некоторым рецензиям, «оскорбило чувства неверующих». Следующие альбомы также явно и тесно были связаны с религией (“One”,”Question”, “Sola Scriptura” и др.). И обращение к классике английской литературы, может быть, позволит расширить аудиторию, в том числе среди тех, кто по тем или иным причинам страдает аллергией на религиозные темы в тех случаях, когда они подаются слишком открыто. Далее. То, что уже второй альбом подряд «прогрессивные» опусы Морса выходят под «шапкой» The Neal Morse Band, не случайно. В отличие от работ, записанных в течение первых десяти лет после ухода Нила из Spock’s Beard, теперь мы слышим полноценный коллектив, в котором каждый его участник вносит важный вклад. Помимо основной троицы (Нил Морс, барабанщик Майк Портной и басист Рэнди Джордж), в ансамбль входят гитарист/певец Эрик Джиллетт и также клавишник/певец Билл Хубауэр. Эти музыканты – талантливые и состоявшиеся профессионалы. На альбоме можно услышать, и не только на подпевках, голоса всех музыкантов, кроме Джорджа, при этом Хубауэр и особенно Джиллетт исполняют многие ключевые вокальные партии. Таким образом, тем, кто испытывал антипатию к пению Морса, будет легче оценить новый диск. Особенно приятен голос Джиллетта; пожалуй, самый высокий из всех, он особенно уместен в мягких, нежных фрагментах альбома. Таким образом, The Neal Morse Band – это не «Морс плюс какие-то музыканты», а полноценный рок-квинтет, в котором ярко проявляются аранжировочные и исполнительские таланты всех его пяти штатных участников. При этом на альбоме задействовано и больше десятка «гостей»! Начиная с виолончелиста, альтиста и скрипача Криса Кармайкла, хорошо знакомого любителям Transatlantic, до незнаменитых бэк-вокалисток и духовиков – все они делают звучание ещё более насыщенным и интересным. Новый альбом представляет собой нечто большее, чем просто навороченный симфопрог с обилием цитат из Genesis, Gentle Giant, Yes и Kansas. Все эти влияния остались, но к ним добавилось ощущение глубокой вписанности музыки в общий контекст англосаксонской и вообще мировой рок-культуры. Можно услышать явные цитирования стилистики и Queen (изумительная “The Ways of a Fool”, где «куиноподобная» мелодичность сочетается с инструментальными «проходами» а-ля Эмерсон), и Led Zeppelin (“The Man in the Iron Cage” – от ассоциаций с «цеппелиновским» «Чёрным псом» не избавиться), и The Who (“I’m Running”), и «корневого» американского кантри (“Freedom Song”), и много чего ещё. При этом такое цитирование, как и самоплагиат, не воспринимается как нечто постыдное, оно лишь оттеняет неповторимый творческий почерк Морса. Многие произведения будут понятны слушателям, весьма далеким от прогрессива: хотя альбом композиционно сложен, эта сложность в основном подчёркивает красоту музыки и её выразительность. Особой силы эта выразительность достигает в “Back to the City” с первого диска и в “The Mask” со второго. Последняя из них начинается с изумительного фортепианного пассажа а-ля Тони Бэнкс в «дженезисовской» “Firth of Fifth”, а затем переходит в потрясающую меланхоличную песню с яркими динамическими контрастами, стиль которой точно описать словами невозможно. Также среди самых лучших произведений нельзя не отметить предпоследний трек со второго CD “The Battle” – это лаконичная, динамичная и композиционно «навороченная» вещь. Структура альбома – много коротких композиций, образующих единую концепцию, – знакома почитателям творчества Нила Морса. Она позволяет акцентировать «песенность» и мелодичность музыки – каждый трек в отдельности представляет собой именно что песню или маленькую инструментальную композицию, а не «претендующий на занудство» эпик, – и при этом не потерять в прогрессивности и «симфонизме». В качестве аналогов можно привести “Snow” Spock’s Beard, “The Whirlwind” Transatlantic, “Testimony”, “Question”, а также первый CD “Testimony 2” «сольного» Морса. Благодаря большому количеству красивых и напевных мелодий, с одной стороны, и изысканных «наворотов» со сбивками и сменами музыкальных рисунков, с другой, этот альбом воспринимается как динамичный и слушается интереснее, чем почти все упомянутые релизы, за исключением, пожалуй, “Question”. Нельзя сказать, что в альбоме нет посредственного материала. В некоторых моментах диск «провисает». Такие баллады, как “Breath of Angels” или “Sloth More”, выиграли бы, если бы их существенно подсократили: в этих вещах, особенно в первой, Нилу не удалось в полной мере избавиться от приторности и занудства. Однако доля такого материала на диске в сравнении с другими работами Нила мала. И 105 минут музыки слушаются почти на одном дыхании. На фоне изданного в этот же году, и тоже двойного альбома “The Astonishing” бывшей группы Майка Портного Dream Theater, “The Similitude of a Dream” выглядит чрезвычайно привлекательно. Мы имеем дело с одним из самых значительных альбомов в дискографии не только Морса, но и Портного, хотя Майк первоначально был против того, чтобы этот релиз оказался двойным. Хочется поздравить музыкантов и поблагодарить их за этот прекрасный опус! -------------------------------------- The Neal Morse Band's triumphant double-album, The Similitude of a Dream, is the most acclaimed release that Morse has helmed to date. The 2017 tour was their largest yet, including new continents for the band. At the O13 in Tilburg, Holland, the stars aligned for the most commanding performance of the run, captured for live release in stunning quality. "An epic night on an epic tour," proclaims Neal. Ты можешь быть бесконечно прав, но какой в этом смысл, если ты идиот. |