Supernovum.ru
Список форумов
Публикации

Разделы

ИСТОЧНИКИ

Будущее

Геополитика

Древний Египет

Кеслер

Лингвистика

Методология

Покровский

Политическая история

Рабочий журнал

Расследования

Современная История

Теоретическая история

Хронология

Хронология -> Нумерология      Print

Г. Сердцев

 

Цивилизационные аспекты синхронизации мировых эр

 

Важнейшими цивилизационными достижениями Средневековья явились сквозная нумерация И. Скалигером всех дней на протяжении шести тысячелетий, а также астрономические наблюдения Т. Браге, которые были положены в основу расчета самой ранней таблицы пасхальных полнолуний, и григорианской реформы, которая могла состояться намного позже официальной даты.

Синхронизация внутренней даты компьютеров с астрономическими юлианскими днями, позволит осуществлять хронологические расчеты миллионам пользователей.

 

G. Serdcev

 

Civilization aspects synchronization of world era

 

The most important of civilization achievements of medievals were total numeration by J.Scaliger. During all days across six thousand years , and also astronomical observations by T.Bragge, that were Laing into foundation of account the most earlier tables of Easter neomeniums, and also Gregorian reforms, that could appear far later than official date.

The synchronization of internal date of computer with astronomical Julian days, allowed to realize chronological account by millions of users.

 

Настоящий доклад является продолжением работ [14].

Так, в работе [1] на основе анализа публикаций, описывающих широкий спектр древнерусских артефактов (монеты, пушки, колокола, иконы, народные календари и т. д.), показано, что в настоящее время отсутствуют прямо датированные объекты материальной культуры, подтверждающие существование какой либо эры и способа представления цифр на Руси ранее 1492 года.

Последующее 200-летнее датирование без тысяч лет от сотворения мира (СМ) прямо свидетельствует о начале летоисчисления на Руси после 1492 г. РХ одновременно с переносом начала года с 1 марта на 1 сентября в результате календарной реформы Иоанна III, которая была осуществлена в прямой связи с воцарением Максимилиана и открытием Америки.

В работах [24] был сформулирован вывод, что крупнейшим научным достижением Средневековья явилось создание Скалигером собственной эры со сквозной нумерацией всех дней от 1 января 4713 г. РХ, начальная дата которой была образована путем отступления в прошлое на 4997 лет (ближайшее к 5000 число кратное 19 летнему лунному циклу) от начала эры Диоклетиана.

Привязка эры Скалигера к началу эры Диоклетиана означала, что на момент этих расчетов традиционных эр от Рождества Христова и от Сотворения мира еще не существовало.

Начало основных эр (Калиюга, Диоклетиана, лунной Хиджры, Джелал-ад-дина) в пятницу, праздничный день у мусульман означает, что все они были рассчитаны в одно время и по одним и тем же правилам, хотя две последние относятся к Ближнему Востоку, а Хиджра является чисто лунным календарем.

Прообразом эры Рождества Христова (далее РХ) явилась эра Диоклетиана, полученная в XVI в. расчетным путем с использованием юлианского года длительностью 365,25 суток и фиксацией неомении 29 августа 284 года.

Синхронизация эры Иоанна, Хиджры, Сотворения мира и Рождества Христова между собой была осуществлена в виде:

 

67 Иоан = (9)67 Х = (15)67 РХ = (70)67 СМ.

 

900 лет Хиджры были образованы как 30 тридцатилетних лунных циклов, а для связи между РХ и СМ использовалась библейская традиция о рождении Христа в 5500 году от Сотворения мира.

По мере накопления астрономических данных стало ясно, что длительность года составляет 365,2425 суток и начальные параметры эры Диоклетиана рассчитаны неверно – к 1582 г. РХ различие составило 10 суток.

Вместо пересчета даты начала эры Диоклетиана при проведении григорианской реформы было решено прибавить 10 дней к существующему календарю и после четверга 5 октября 1582 г. сразу наступила пятница 15 октября, при этом чередование дней недели не менялось.

В первой половине XVII в. для удобства расчета пасхалий вместо коэффициента 5500 для связи СМ и РХ был введен коэффициент 5508.

Сравнение основных мировых эр (рис. 1) показывает, что начала всех коротких эр в пределах ближайших 2000 лет (Иоанна, Диоклетиана, Хиджра) приходятся на осень (август сентябрь).

 

 

Рис. 1. Сопоставление основных мировых эр

 

Большинство более длинных эр начинается весной или зимой. Это объясняется тем, что короткие эры являются более древними и привязаны к началу года после сбора урожая и налогов. Более длинные эры разрабатывались позднее уже с учетом догматов о Сотворении мира в январе или марте (ближе к пасхальным праздникам).

При рассмотрении становления мировой хронологии можно выделить несколько цивилизационных аспектов.

1.       Существование того или иного летоисчисления, соответствующего математического аппарата, а также их отражение в различных артифактах и документах разных стран (монеты, карты и т. д.).

2.       Осуществление систематических наблюдений за астрономическими явлениями с целью использования результатов в практических (навигация) и идеологических целях (уточнение правил расчета церковных праздников и в первую очередь Пасхи).

3.       Обоснование времени возникновения различных эр на основе действующих религиозных доктрин (рождение Христа, исход Магомета, Сотворение мира) и увязывание с более древними церковными документами.

4.       Современный аспект или взгляд на достоверность всей предшествующей хронологии.

 

1. Начало сквозного летоисчисления на Руси и в Европе

На основании имеющихся сегодня прямо датированных артифактов [1], не представляется возможным определить летоисчисление и форму представления чисел до 1492 г. РХ на Руси.

Так, прямое датирование монет на Руси началось в 1596 г. РХ, а пушек в 1577РХ. Из рассмотрения рис. 2, 3, 4 можно сделать вывод о поэтапном введении летоисчисления на Руси XVI в. в виде Хиджры.

Так в представленном на рис. 2 фрагменте Палеи [5], предусмотрен пропуск под последующее заполнение числа сотен лет и название месяца. Буква «Г» рукописная может рассматриваться как обозначение эры Хиджры, а пропуск после нее свидетельствует о том, что в момент написания Палеи (не ранее 1514 г. РХ) еще не была определена начальная дата Хиджры. Хорошо видно, что букво-цифра Фита = 9 вписана позднее и не соответствует форме представления числа 900, для которого имелась специальная букво-цифра «Ц».

 

Рис. 2. Фрагмент Палеи

 

Часослов — Лист рукописи.

 

Рис. 3. Фрагмент Часослова

 

Из приведенного на рис. 3 фрагмента Часослова [6] видно, что после «Г» рукописного уже используется букво-цифра «Ц» = 900.

Одновременное присутствие в дате (рис. 3) буквы «Г» и букво-цифры «S» = 6, делает неубедительным традиционное приравнивание «Г» рукописного к  6 000.

Прочтение данной даты в виде «год Хиджры 936» дает 1536 г. вместо традиционного 6936 г. СМ = 1428 г. РХ.

Случайное сохранение в данном документе славянского названия месяца (везде используются юлианские названия месяцев), а также присутствие перед датой слова «солнцу» вместо «луне» (смена кругов Луны и Солнца событие редкое и ошибка в этом месте носит принципиальный характер) свидетельствуют о низкой хронологической грамотности переписчика.

 

 

Рис. 4. Приведено представление дат еще одним способом

 

В данном документе число 6(000) уже представлено правильной букво-цифрой «S», а число 900 специальной буквой «Ц». С другой стороны, число 90 записано в виде «9 десять», хотя опять же по официальной версии для 90 была специальная букво-цифра «Ч».

Этот документ следует датировать 995 г. Х = 1595 г. РХ.

Удревлением дат за счет представления лет Хиджры годами от Сотворения мира легко объясняются параллелизмы в биографических данных Иоанна III и Ивана IV, отмеченного в работах А.Т. Фоменко.

В Европе прямое датирование монет началось на границе XVXVI вв. Имеющиеся сегодня монеты с датами ранее 1500 г. могут оказаться более позднего времени изготовления (например, в виде юбилейных монет или неправильного прочтения цифры 6, которая обозначалась 4 или 5).

И. Шумах [5] считает, что «В европейских странах датировка монет становится обычной в 16 в.: в Польше с 1506, во Франции с 1532 и 1549, в Англии с 1549, в Испании с 1589, в России с 1593. На папских монетах дата правления появляется регулярно при Клименте VII (15231534), а дата чеканки на монетах лишь эпизодически в последней трети 16 в. Датировка на немецких монетах XVIXVII вв. осуществлялась часто обозначением последних цифр, причем в 16 в. отсутствовали первые две цифры (68 = 1568), а в 17 в., как правило, только самая первая (610 = 1610)».

Из сказанного выше следует, что сквозная нумерации лет (рис. 1) началась в Европе (Максимилиан) и на Руси (Иоанн) одновременно в начале XVI в. в короткой записи, которая сохранялась на Руси до петровских реформ.

Традиционно считается, что на юге Европы существовали одновременно две эры – Диоклетиана и Рождества Христова с одинаковой аббревиатурой AD.

Счет лет в эре Диоклетиана сохранялся в Европе до Средних веков, а в Эфиопии используется до сих пор (с началом 29 августа 284 г., причем год разделен на 12 месяцев по 30 дней и имеются пять или шесть вставных дней в конце года). Представляется весьма вероятным существования месяцев той же продолжительности в Римской империи XVI в. вплоть до перехода на эру РХ.

 

 

Рис. 5. Фрагмент надписи  на соборе в г. Верона

 

Хорошо заметна аккуратная вставка части панели со словами ANNO, после которой присутствует дата 978. Если она, как и на Руси, дана в годах Хиджры, то надпись датируется 1578 г. РХ, но никак не 478 г. РХ или 478 г. Д (762 г. РХ).

Сравнение европейских календарей с календарями ближайших восточных стран показывает следующее.

В Иране [9] в настоящее время распространены три календаря: солнечная хиджра, лунная хиджра и григорианский календарь.

В календаре солнечной хиджры год длительностью 365 дней состоит из 12 месяцев, из которых первые шесть содержат по 31 дню, а последующие пять – по 30 дней и последний месяц в простом году 29 дней, а в високосном – 30. В календаре солнечной хиджры учтена неравномерность движения Солнца по эклиптике. Первую половину окружности с 21 марта по 23 сентября Солнце проходит за 186 суток (первые 6 месяцев календаря), а вторую – с 23 сентября по 21 марта за 179 суток.

Восемь високосных лет в 33 летнем цикле распределяются следующим образом: семь раз високос повторяется каждые четыре года, а восьмой – через пять лет, т. е. за четыре 33-летних цикла (132 года) выбрасывается один день. Год состоит из 365,24242 суток и ошибка календаря составляет одни сутки за 4 500 лет.

Официальный нерабочий день – пятница. Неделя начинается с субботы. Принцип образования названий дней недели похож на русский, но со сдвигом на один день: суббота – шембе, воскресенье – йек-шембе, понедельник – до-шембе, вторник се-шембе, среда – чехар-шембе, четверг – пендж-шембе, пятница – джома.

Цыбульский [9] за начальную дату Иранской солнечной хиджры принимает воскресенье 21 марта 622 г. РХ (17 марта было новолуние), а Буткевич [10] приписывает создание этого календаря Омару Хайаму с началом в пятницу 15 марта 1079 ш. РХ (равноденствие).

Несмотря на высокую точность иранской солнечной хиджры она мало пригодна для ретрорасчетов и вычислений пасхалий.

Основной эрой, применяемой в исламском мире является лунная Хиджра с началом в пятницу 16 июля 622 г. РХ. Это чисто лунный календарь с плавающим началом года. В настоящее время используется 30 летний цикл с разными длительностями месяцев, однако имеются сведения об использовании ранее 8-летнего цикла (руснамэ), дающего ошибку в один день за 128 лет. Поэтому весьма вероятно, что переход на 30 летний цикл был осуществлен синхронно с переходом на григорианский стиль.

Использование в лунной хиджре названий месяцев, соответствующих конкретному сезону года, свидетельствует о распространении лунной хиджры после солнечной.

Самой близкой исторической эрой к началу сквозного летоисчисления является официальная индийская эра Фазли с эпохой в среду 10 сентября 1550 года (в этот день было новолуние). Осеннее начало эры эквивалентно эре Иоанна и Диоклетиана и сдвинуто на тоже самое число дней, что и при григорианской реформе.

 

2. Астрономические наблюдения в Европе

Совершенствовать уровень астрономических познаний средневековые ученые не могли без систематических наблюдений на специально оборудованных обсерваториях, которые в свою очередь могли появиться только при практическом спросе на результаты их деятельности (определение координат на море и картография своих заморских владений).

Так для установления уточненной длительности года (365,2424 суток) и обнаружения векового дрейфа равноденствий необходимо длительное наблюдение восхода Солнца на одной и той же обсерватории. За 50 лет наблюдений точка восхода сместится по горизонту на 13 угловых минут (несколько меньше половины видимого диаметра Солнца).

Историки сохранили для нас информацию об обсерватории Т. Браге, как самой древней в Европе [11].

В 1576 г. РХ специальным королевским указом Т. Браге был пожалован в пожизненное пользование остров Вен в проливе Эрессун, а также значительные суммы на постройку и содержание обсерватории Ураниборг.

В результате 20-летних (15771597) ежедневных наблюдений Т. Браге определил точное значение величины медленного перемещения точек весеннего и осеннего равноденствия, длину года с ошибкой менее одной секунды, а по его таблицам положение Солнца находилось с точностью до одной минуты (половина диаметра видимого диска Солнца), тогда как прежние таблицы давали ошибку 1520 минут.

Наблюдения Т.Браге новолуния 25 августа старого стиля 1595 г. РХ (1311 г. Д) могли быть положены в основу определения неомении и воцарения Диоклетиана, которые приходились на пятницу 29 августа. Число лет 1311 кратно 19 летнему лунному циклу, поэтому корректировка дней не требовалась.

До публикации в 1627 г. РХ И. Кеплером результатов работы Т. Браге не представлялось возможным определить значение дрейфа восхода Солнца в равноденствие. Если таблицы Кеплера были составлены на 50 лет вперед, то от начала измерений Т. Браге смещение точки восхода Солнца приблизилось к его видимому диаметру, что уже могло быть достаточным для убеждения иерархов церкви в целесообразности реформы календаря.

Исключительно точный солнечный персидский календарь с началом 15 марта 1079 г. РХ, в котором ошибка в одни сутки накапливалась за 45 00 лет, не мог быть положен в основу григорианской реформы 1582 г. РХ, так как основанный на нем каталог звездного неба Улугбека в Европе впервые частично опубликован в 16481650 г. РХ, а в 1665 г. английский востоковед Т. Хайд издал на латыни «Таблицы широт и долгот неподвижных звезд Улугбека».

Шумах считает [12], что григорианская реформа была осуществлена не ранее 1671 г., так как папская канцелярия перешла на годовой счёт с 1 января в 1691 г. Первое января как начало года немцы также отмечают с 1691 г.

Таким образом, время осуществления григорианской реформы сдвигается на 1666 г., дни недели которых приходились на те же числа октября. Не исключено, что в выпущенном документе для придания ему древности предписывалось вести новый счет дат именно с 15 октября 1582 г. РХ.

 

3. Предпосылки для разработки эры от Сотворения мира

Астрономические представления средневековых хронологов позволяли рассчитать параметры начала различных эр исходя из длительности года 365,25 суток и длительности лунного месяца 29,5 суток. Было установлено (приписывается Метону), что через 532 года все временные параметры (дни недели, дни месяца и фазы Луны) повторяются.

На основании этих знаний можно было воспроизводить каждые 532 года одну и ту же астрономическую обстановку.

Считается, что Пасхи до 1582 г. Русской православной церкви (РПЦ) и Римской католической церкви (РКЦ) определялись по одним и тем же правилам и праздновались в один день. Поэтому григорианская реформа не должна была повлиять на расчет пасх в датах старого стиля.

Просто дата пасхи РКЦ в новом стиле должна была быть на 10 дней больше, но само событие привязано не к датам, а к астрономической ситуации равноденствие, новолуние, первое воскресенье после новолуния (чередование дней недели григорианская реформа не меняла).

Однако в некоторых случаях пасхи РКЦ стали опережать на месяц и более пасхи РПЦ, которая на новый стиль не переходила.

Возникающее противоречие можно преодолеть только предположением, что одновременно с григорианской реформой РПЦ поменяла сам принцип расчета пасхи, т. е. самая ранняя пасха вместо 18 марта стала начинаться 22 марта и на новый стиль перешла только РПЦ.

С другой стороны, требование отмечать православную пасху не ранее иудейской подразумевает их одновременный расчет и постоянное сравнение результатов. Ввиду того, что с начала эры РХ еврейского государства не существовало, то не ясно, как и кем синхронизованы между собой еврейские пасхи в разных странах Европы и с кем взаимодействовали православные иерархи при расчетах христианских пасх.

Значения «золотого» числа в таблице канона Дионисия [14] дает для коэффициента пересчета РХ в СМ значение 5508, что переносит время создания этого канона в начало XVII в.

О том же может свидетельствовать сдвиг дат начала и окончания таблицы пасхальных полнолуний Феофила на два метоновых цикла относительно дат наблюдений Т. Браге. Начало работы обсерватории в 1577 г. РХ трансформируется при вычитании двух метоновых циклов (1064) в 513 год, что соответствует первому году таблиц Феофила. Точно также последний год в таблице (533) сдвинут на 1064 г. относительно года закрытия обсерватории в 1597 г., когда Т. Браге неожиданно умирает.

Все равноденствия, полнолуния и пасхальные даты времен Т.Браге соответствуют таковым в 513531 г.РХ.

Случайно или нет, но первый год работы Т. Браге (1577) имеет для 77года эры Иоана  «золотое» число 1.

С учетом сказанного, можно утверждать, что канон Дионисия мог быть составлен на основании наблюдений Т. Браге.

Рассмотрим проблемы, которые надо было решить разработчикам эры СМ.

Наличие библейских указаний о создании Богом мира за семь дней из которых в седьмой день он отдыхал означало, что создание мира было завершено к 492 г. РХ и до семитысячного года (1492 г. РХ) идет божественная суббота и Бог отдыхает, а люди на земле почти тысячу лет остаются без его внимания. Диоклетиан вообще жил до завершения шестого Божественного дня, т. е. когда строительство Богом мира еще не окончилось.

Введение в библейские каноны двухнедельного периода Сотворения мира и наполнение второй недели реальными событиями с точки зрения математических расчетов пасхалий было возможно, но тогда к существующему летоисчислению надо было бы прибавлять не одну букво-цифру ~ S = 7 или ~ З = 6, а две с каким-то специальным знаком, относящих их к тысячам [14 000 = ~ (ДI)], что в существующей тогда буквенно-цифровой системе представления чисел принципиально усложняло расчет.

Синхронизация разрабатываемой эры СМ с эрой Диоклетиана, пока ее даты не превысили одной тысячи, арифметических трудностей не представляла, но возникали неразрешимые проблемы по пересчету кругов Луны и пасхалий.

Поэтому был выбран путь отказа от эры Диоклетиана, разработка эры РХ с приравниванием 1500 г. началу эры Иоанна III. Одновременно начала внедрятся доктрина о рождении Христа через 5 500 лет после Сотворения мира.

На Руси добавление букво-цифры ~ S к существующим годам эры Иоанна III давало сразу годы эры Сотворения мира.

С увеличением «золотого» числа на единицу при переходе на РХ пришлось смириться.

В XVIXVII вв. расчеты пасхалий велись в эре Диоклетиана, что дополнительно свидетельствует о ее создании ранее РХ. После перехода на РХ за счет приравнивания аббревиатур обоих эр, все даты стали древнее на 284 года.

Внедрение новых эр встретилось со значительными трудностями.

В Эфиопии эра Диоклетиана сохранилась до настоящего времени, на Руси целых 200 лет пользовались эрой Иоанна III при одновременном использовании в церковных документах эры от Адама (от Сотворения мира).

Исламский мир использует Хиджру, разработанную в XVI в.

Таким образом, внедрение СМ и РХ, а также григорианского календаря растянулось на сотни лет. Россия перешла на эру РХ в 1700 г., а на новый стиль только в 1918 г.

 

4. Современный аспект

При рассмотрении современного состояния синхронизации мировых эр следует выделить несколько моментов.

Во-первых, благодаря широкому распространению вычислительной техники и Интернета недоброжелательное (несмотря на вопиющие противоречия в изложении традиционной истории) отношение официальной науки к попыткам уточнения хронологии в последнее время стало заметно меняться. Состоявшиеся конференции в РУДН (апрель 2007) и в РосНОУ (апрель 2008) яркое тому подтверждение.

Во-вторых, нумерация дней, введенная И. Скалигером, широко используется при современной фиксации астрономических событий (например, 1 января 1982 г. согласно ежегодной переменной части Астрономического справочника является 244 4971 юлианским днем), а также для определения параметров древних событий (даты, дни недели, фазы луны) с помощью вычислительной техники (программа RedShift 3).

Тем не менее, миллионы пользователей ПК не имеют возможности самостоятельно осуществлять хронологические ретрорасчеты в историческом промежутке времени. Так широко распространенная программа Office (фирмы Microsoft) не отображает даты ранее 1900 г. То же самое относится к многочисленным прошивкам Bios.

В настоящее время возникла настоятельная необходимость введения в программное обеспечение внутренней даты, синхронизированной с астрономическими юлианскими днями, что даёт возможность одновременного отображения широко распространенных мировых календарей (юлианского, григорианского, от Сотворения мира, лунной хиджры, иудейского от Сотворения мира).

Для реализации данного предложения представляется целесообразным обратиться от имени общественных организаций (проект «Цивилизации», Фонд развития исторической науки и др.) к разработчикам программного обеспечения (в первую очередь Майкрософт) и изготовителям Bios с предложением синхронизации внутренней даты ПК с астрономическими юлианскими днями. Это позволит включить в число хронологов миллионы пользователей Word, Exel и других программ, а также облегчит пересчет дат из одних эр в другие.

В-третьих, вопросы научной хронологии не могут быть решены отдельными энтузиастами. Требуется сплошная ревизия всех доступных исторических документов и артефактов с размещением результатов в истинно народных энциклопедиях и каталогах (в первую очередь с прямыми датировками артефактов). Такая работа под силу только широкому кругу формальных и неформальных историков, всех кому не безразлично наше прошлое, настоящее и будущее.

Исторический туризм – вот основа для объединения отдельных энтузиастов в сплоченный коллектив научных хронологов. Фотографии артефактов, выставленные различными людьми для всеобщего пользования могут послужить отличной основой для дальнейшего развития научной хронологии.

 

Выводы

Научную хронологию можно создать только объединенными усилиями людей, не безразличных к нашей истории. Как говорится – без прошлого нет будущего. Фотографии всех артифактов (в первую очередь имеющих даты и надписи) могут послужить основой для создания в Интернете истинно народной энциклопедии, а также каталогов письменности и способов представления датировок для создания научно обоснованной хронологии древности.

 

Литература

 

1.       Сердцев Г.И. Какой сейчас век в России? (http://artifact.org.ru/content/view/103/36/).

2.       Сердцев Г.И. Становление хронологии в XV–XVI вв. (http://chronologia.org/dcforum/DCForumID14/10237.html ).

3. Сердцев Г.И. Новый календарь Ивана III и его реформа в XVII в. (http://www.ihaal.com/Issue2/New%20calendar%20of%20Grand%20Prince%20of%20Moscow%20Ivan%20III%20Vasilevich%20and%20its%20reform%20in%20XVII%20century.pdf).

4. Восток и Запад // Сб. ст. участ. межвуз. конф. Ч. II. М.: РУДН, 2007.

5.       Палея (http://www.stsl.ru/manuscripts/medium.php?col=1&manuscript=038).

6.       Часослов (нач. ХV в.)

 http://www.stsl.ru/manuscripts/medium.php?col=1&manuscript=017&pagefile=017-0355.

7.       Шумах И. Архивы и бумага // Артефакт. 2007. №1.

 (http://artifact.org.ru/content/view/50/4/).

8.       (http://supernovum.ru/forum/read.php?1,50528,50536#msg-50536).

9.       Цыбульский В.В. Календари и хронология стран мира. М.: Просвещение, 1982.

10.         Буткевич А.В., Зеликсон М.С. Вечные календари. Изд. 2. М.: Наука, 1984.

11.         Лишевский В.П. Охотники за истиной М.: Наука, 1990. С. 3941.

12.         Шумах И. Три кита хронологии. (artifact.org.ru).

13.         CYCLUS DECEMNOVENNALIS DIONYSII. the-light.com.

 

 

Доклад на девятой Международной научной конференции

«Цивилизация знаний: глобальный кризис и инновационный выбор России»

Секция «Цивилизационные аспекты Российской истории»

Москва, 24-25 апреля 2008 г.

Российский Новый Университет (РосНОУ).

 

Связь с редакцией

Для направления в редакцию собственных статей или обсуждения чужих