Supernovum.ru
Список форумов
Публикации

Разделы

ИСТОЧНИКИ

Будущее

Геополитика

Древний Египет

Кеслер

Лингвистика

Методология

Покровский

Политическая история

Рабочий журнал

Расследования

Современная История

Теоретическая история

Хронология

Хронология -> Нумерология      Print

Пасхалия в свете научной хронологии

Сердцев Г.И.

 

Аннотация. На основе рассмотрения работы Региомонтана и пасхалий РКЦ установлено существование реальной пасхалии с отсчетом от равноденствия 11 марта, чем опровергается утверждение ТИ о существовании единственной пасхалии для равноденствия 21 марта, неизменной с IV века. Григорианская реформа календаря с переносом дня весеннего равноденствия на 21 марта, позволила средневековым хронистам объединить пасхалии Феофила, Кирилла и Дионисия с использованием юлианской длительности года. При этом для III-XVII веков все даты пасх ранее 21 марта были заменены на апрельские. Современные предложения представителей РПЦ по переносу ранней пасхи на 14 марта старого стиля подтверждают изложенную концепцию.

 

Orthodox Calendar in the light of scientific chronology

Georgiy I. Serdtsev

 

Abstract. Based on its review of Regiomontanus and Paschal RCC established the existence of real paschalion with reference to the equinox on March 11 than refute the existence of a single TI paschalion for the equinox on March 21, unchanged from the IV century. Gregorian calendar reform to the transfer of the vernal equinox on March 21, allowed the medieval chroniclers unite paschalion Theophilus, Cyril of Alexandria and Dionysius with Julian duration of the year. Moreover, for III-XVII centuries, all the dates of Easter before March 21 have been replaced by the April. Recent proposals from representatives of the ROC for the transfer of an early Easter on March 14, old style corroborates the concept.

 

 

1. Введение

 

ПАСХА, являясь дохристианским праздником, в настоящее время настолько слилась с христианством, что воскресение Христа сейчас воспринимается не как фиксированное событие в конкретный день года, а как первый воскресный день после равноденственного полнолуния, который в разные годы приходится на различные дни.

Практически никто из нас, желая узнать день праздника Пасхи в текущем году, не задумывается, откуда появилась эта дата. Может показаться, что календарь и пасхалия – нечто застывшее и неизменное, однако происшедшие изменения возникли не сами собой, а в результате учета накопленных знаний. Не разобравшись, почему эти изменения осуществлялись, мы не сможем понять сущности той практики, хранителями которой являемся.

В теоретических основах пасхалий, как в фокусе, сошлись все научные и теологические проблемы средневековья.

Существует два принципиально различных подхода к возникновению календарной и пасхальной практики.

Первый подход, являясь традиционным, основан на утверждениях, что современная календарная система (юлианский календарь) возникла более двух тысяч лет назад и существовала в неизменном виде до наших дней, накапливая ошибки из-за несовершенства первоначальных знаний. Технология получения и сохранения астрономических знаний на протяжении тысяч лет, а также неразрешимые противоречия между декларируемой древностью Христа, сотворением Мира и временем появления научно-технического инструментария для осуществления хронологических расчетов (наличие цифр и бумаги, астрономических приборов для наблюдений и т.д.) сторонников этого подхода мало волнует.

Можно выделить следующие основные моменты традиционного подхода.

1) Недельный счет дней с одним нерабочим днем, а также разбивка года на месяцы возникли задолго до страстей господних. Считается, что факт повторения фаз Луны в одни и те же дни недели и числа месяца каждые 532 года был известен Метону ещё до первого года РХ.

2) Пасхалии РПЦ и РКЦ с 324 до 1582РХ рассчитывались по одним правилам. При этом использовалась длительность года 365,25 суток. В пасхалиях XVI века дата весеннего равноденствия принималась 21 марта (как в 4 веке), не считаясь с тем, что из-за дрейфа ТВР реальное равноденствие приходилось уже на 11 марта.

3) После григорианской реформы 1582 года самая ранняя пасха переместилась на 22 марта (в датах нового стиля) и появление в пасхалиях РКЦ Пасх ранее 21 марта (в датах старого стиля) никак не объясняется.

4) РПЦ григорианскую реформу не признала (все календарные даты оставались в старом стиле вплоть до 1918РХ), поэтому расчет пасхалий в датах старого стиля по неизменным в течение 1300 лет правилам приводил к игнорированию в пасхалиях фактического равноденствия 11 марта и появлению неустранимого расхождения между реальным и церковным равноденственным полнолунием.

Второй подход, основан на работах автора [1 - 4], в которых обосновывается тезис о начале развития хронологии в 16 веке в эпоху географических открытий. В качестве начала отсчета был принят первый год эры ИМА (1501РХ). В это же время были составлены первые единые правила пасхалий и разработаны основные церковные догматы христианства.

Из-за отсутствия единых правил, ранние пасхальные даты сильно различались. Еврейская пасха отмечалась после 14 марта вне связи с недельным счетом дней. Первые христианские общины также не связывали пасхи с воскресеньем и добавляли различное число дней к равноденственному полнолунию.

По мере накопления астрономических данных и совершенствования математического аппарата были разработаны эры Сотворения Мира и Рождества Христова, выработаны единые правила расчетов пасхалий и определены даты исторических событий (в том числе расписание пасх, начиная с IV века).

В настоящей работе представлен принципиально новый взгляд на последовательность разработки и внедрения как католической, так и православной пасхалии.

Для лучшего понимания остановимся вначале на реформе календаря, а затем – на пасхалии. В заключении мы коснемся некоторых вопросов современности.

 

2. Состояние хронологической науки в конце XVI - начале XVII веков 1583-1640

 

В настоящее время по оценкам ЮНЕСКО на нашей планете действует около 40 календарей – как "гражданских", так и религиозных [5].

У каждого из них – своя история возникновения и развития, однако большинство не имеют к нам никакого отношения, представляя интерес лишь для исследователей. Для нас же важны прежде всего юлианский календарь и александрийская пасхалия, а также те модификации, которые возникли в течение последних четырех столетий в результате их "реформы": григорианские календарь и пасхалия.

Календарь – это система исчисления больших промежутков времени, основанная на периодичности движения видимых небесных тел. Основными календарными единицами являются год, месяц, неделя, день. Движение Земли по орбите отражается в видимом движении Солнца на небосклоне. Наиболее важную роль сыграл в истории человечества тропический год, представляющий собой промежуток времени между двумя последовательными прохождениями центра солнечного диска через точку весеннего равноденствия (далее ТВР) на небосводе. Его продолжительность составляет 365,242199 суток.

В последнее десятилетие появилось большое количество работ, в которых с учетом современных возможностей (Интернет, компьютерные астропрограммы и др.) излагается подход, существенно меняющий традиционные представления об этапах становления хронологической науки и пасхалий.

Так, в работах [1 – 4] утверждается, что начальной эрой в Европе явилась эра ИМА, первый год которой привязан к календарной реформе Иоанна III, времени воцарения императора Максимилиана и дате открытия Америки.

Становление календарных систем проходило одновременно и взаимосвязано с утверждением мировых религий – христианства, ислама и иудаизма. По мере развития математического аппарата происходил сдвиг в прошлое начала нерелигиозных календарных систем (эра Фазли – 1550РХ, эра Джелал-эд-Дина – 1079РХ) и связанных с идеей Спасителя (Хиджра – 622РХ, эра Диоклетиана – 284РХ, эра Рождества Христова – 1РХ). Одновременно происходил сдвиг в прошлое начала эр, связанных с идеей о Сотворении Мира (иудейская – 3761 до РХ, эра СМ при Скалигере – 3948 до РХ, эра СМ Петавиуса – 3985 до РХ, Византийская эра – 5508 до РХ и др.) [4].

Автором были определены начальные даты этапов приближения эры от рождества Христова к традиционной дате по мере формирования церковных догматов в XVI-XVII столетиях: 1 этап – 1348 РХ (год начала короткой эры Диоклетиана с 29 августа).

    2 этап – 1251 РХ (дата определена на основании мартиролога от 1579РХ папы Григория XIII и работы Скалигера).

    3 этап – 1240 РХ (самая ранняя дата при использовании иудейских дат в короткой записи без 5000 лет).

    4 этап – 1214 РХ (дата определена на основании мартиролога от 1640 РХ папы Урбана VIII и работы Петавиуса 1659РХ).

    5 этап – 1079 РХ (начало эры Джелал-эд-Дина, введенной в 1579 РХ).

    6 этап –   622 РХ (введение эры лунной Хиджры с началом 16 июля).

    7 этап –   284 РХ (традиционная эра Диоклетиана с началом 29 августа).

    8 этап –      1 РХ (приводится в работах Петавиуса 1627- 1659 РХ и образована сдвигом в прошлое эры ИМА на 1500 лет (1 ИМА = 1501 РХ = 1217 Д).

Начало эры в этапах 2 - 4 приходится на эпоху Батыя (1208-1255), о котором почти нет сведений, но известно, что он покорил Европу.

Была получена следующая связь между эрами:

1ИМА = 153 ДК = 1217 Д = 1501 РХ = 901 ХС

Золотое число (определяемое как остаток от деления на 19) для эры ИМА и эры Диоклетиана одно и то же, поэтому расчет пасхалий в этих эрах одинаковый, однако для РХ золотое число отличается на единицу.

Введение в гражданский календарь високосного года, подразумевает непрерывный счет дней в течение 4 лет, и после установления совпадения точки восхода Солнца 12 марта с точкой восхода, которая приходилась на 11 марта, но 4 года назад, для выполнения доктрины о неизменности ТВР относительно горизонта проводится введение в календарь дополнительного високосного дня.

Сохранение достаточно подробного описания действий первых инициаторов введения високоса, то через 3 года, то пропуски и т.д. свидетельствует о близости времени этих событий к эпохе книгопечатания.

И не случайно в некоторых рукописях с пасхалиями високосные годы проставлены уже после написания основного текста, а вместо сквозной цифровой нумерации дней в течение года используется нумерация дней года буквами латинского алфавита.

Так как в латинском алфавите всего 20 букв, то для расширения диапазона 14 буквами дополнительно пронумерованы все нечетные дни, что позволяло обозначить индивидуально только 280 дней года.

Пасхальный канон Дионисия Малого, составленный по указанию папы Иоанна I на 525-620 РХ для начала года с 1 января при юлианской длительности месяцев, после увеличения традиционных дат на два метоновых цикла (1064 года) попадает в период 1589-1684 РХ. Это может означать, что ранее 1589 РХ официальной эры РХ с началом в первом веке ещё не существовало.

Для осуществления хронологических расчетов в 1583 РХ Скалигером был разработан Юлианский период (JP) с началом в 12 часов дня 1 января 4713 до РХ, который отстоит на 4997 лет (ближайшее к 5000 лет число, кратное 19-летнему лунному циклу) от начала эры Диоклетиана в 284 РХ.

В Юлианском периоде золотые числа оказались тождественны таковым в эрах ИМА и Диоклетиана.

Введенная Скалигером сквозная нумерация всех дней, начиная с 1 января эры JP, позволяла простым делением номера дня на 7 определять день недели. Однако при нумерации дней вплоть до 1583 РХ использовалась длительность года в 365,25 суток, и не учитывался дрейф ТВР.

Юлианский период, введенный Скалигером, используется до настоящего времени астрономами. Так к 1 января 1982 года прошло 2.444.971 дней юлианского периода («Астрономический календарь 1981 г»).

За три года до выхода в свет первого крупного труда Скалигера по хронологии всемирной истории от имени папы Григория XIII был опубликован мартиролог римско-католической церкви, в котором объявлялось, что мир был сотворен за 5199 лет до рождения Христа [6]. При разработке Скалигером эры JP с началом за 4713 до РХ, уже существовала эра сотворения мира с началом в 3948 году до РХ. Это означает, что Рождество Христово в это время приходилось на 1251 РХ (5199 – 3948 = 1251).

Петавиус в 1627 году подправил Скалигера: принял начало эры сотворения мира в 3985 до РХ. "В новом издании мартиролога при папе Урбане VIII в 1640 г. указанная дата сотворения мира была подтверждена", поэтому вероятнее всего Петавиус мог оперировать датой рождения Христа в 1214РХ (5199-3985=1214).

Отнесение рождения Христа на 1 год новой эры в это время нарушало церковный канон о 5199-летней разнице между СМ и РХ, поэтому можно утверждать, что традиционная эра Рождества Христова появилась в работах Петавиуса после 1540РХ.

В результате приравнивания 1ИМА и 1501РХ произошла десинхронизация с эрами, связанными между собой 19-летним лунным циклом (ИМА, ДК, Диоклетиана, Скалигера), и появление работ Петавиуса можно рассматривать как завершение этапа использования в пасхальных и исторических расчетах эры Диоклетиана.

О Петавиусе говорится следующее [6]:

"Его главное произведение «Сочинение о науке времени, разделенное на две части» вышло в свет в Париже в 1627 году [1]. ….

В 1628 году было напечатано дополнение к «Сочинению о науке времени» под названием «Хронологические таблицы» [2]. В 1633 году вышло в свет произведение Дионисиуса Петавиуса «Исчисление времени в двух частях, разделенное на тринадцать книг» [3], которое представляло собой в сущности сокращенный вариант «Сочинения о науке времени». Именно оно прославит Петавиуса как знатока хронологии всемирной истории. Его «Сочинение о науке времени» переиздавалось в течение XVII–XVIII веков, но очень редко [4]. Произведение же «Исчисление времени» переиздавалось в эти два столетия многократно, причем как на латинском [5], так и на английском языке.

В переводе на английский язык «Исчисление времени» вышло в свет в Лондоне спустя семь лет после смерти Дионисиуса Петавиуса и под названием «История Мира, или Исчисление времени, составленное ученым Дионисиусом Петавиусом и продолженное другими до года Господа Нашего 1659» [6]. …

… Петавиус … начинал изложение с момента сотворения мира, которое им предполагалось случившимся в 3985 году до рождения Христа [9]. При этом в датировке главных событий человеческой истории Петавиус пользовался также исчислением лет по Юлианскому периоду, введенному Жозефом Скалигером. Сотворение мира он датировал 730 годом Юлианского периода, из чего видно, что начало данного периода мыслилось им в 4715 году до н. э. — на два года раньше даты, называвшейся Скалигером."

Принятие 1РХ в качестве даты рождения Христа позволило РКЦ предать забвению тезис о рождении Христа через 5199 лет после СМ.

годы

 

Юлианск

СМ

РХ

СМ-РХ

1580

Григорий ХIII

-

?

?

5199

1583

Скалигер

-4713

-3948

1251

5199

1627

Петавиус

-4715

-3985

1214

5199

1640

Урбан VIII

-4713

?

?

5199

1659

Петавиус

-4715

-3985

1

-

1683?

РПЦ старообряд.

-4713

-5500

1

5500

1683

Никон

-4713

-5508

1

5508

В 1659РХ по-прежнему сохраняется счет лет в эре Скалигера, а счет в Византийской эре с началом за 5500 лет до РХ ещё не упоминается [8]

На Руси на основании эры ИМА, были образованы две эры: лунная Хиджра и эра Сотворения Мира. Для получения лунной Хиджры перед датой в эре ИМА ставилась букво-цифра Ц (обозначающая 900 лет), а для СМ – букво-цифра ~S с тильдой (считая, что это 7000 лет). Гражданские документы вплоть до эпохи Петра I датировались непосредственно в датах эры ИМА.

В печатных Потребниках патриархов Филарета и Иоасафа говорится, что Христос родился в 5500 году СМ. В Сборнике гр. Уваровых № 1816 дата такова: "написася в лето от создания мира 7123, а от воплощения Сына Божия 1623, совершися месяца февраля 27"; она должна быть переведена на наш счёт 16l5 годом [7].

Вышесказанное подтверждает выводы автора [1], о том что общепринятая ныне точка зрения о введении в X веке на Руси летосчисления от Сотворения мира и его существовании в неизменном виде вплоть до реформ Петра I противоречива и не подтверждается сохранившимися памятниками материальной культуры Руси того времени.

В настоящее время нет прямо датированных физических объектов, подтверждающих существование какого-либо летоисчисления и способа представления цифр и чисел (кроме записи полными словами) на Руси ранее 1492 года.

В конце XVI столетия даты, представленные в лунной Хиджре в короткой форме совпадали с датами в эре ИМА, поэтому появляется возможность определения даты, от которой был проведен ретрорасчет начала лунной Хиджры.

1000 лет лунной Хиджры имеют 354000 дней (29,5*12*1000 = 354000) и эквивалентны 969,2 солнечным годам (969,2*365,25 = 354000). Отсчитав 969,2 года от 16 июля 622 РХ мы получаем дату, от которой мог быть проведен ретрорасчет лунной Хиджры – 27 сентября 1591 РХ (7 октября нового стиля).

91 ИМА = (15)91 РХ = (9)91 ХЛ = (70)91 СМ = 6304 JP

Для длительности года 365,2422 и лунного месяца 29,53 суток расчетный период увеличивается на один год и точка отсчета приходится на 27 сентября 1592РХ (старый стиль).

Следует отметить, что именно 7 октября начинается еврейская эра сотворения мира (3761 год до РХ), что свидетельствует о расчете начала этих эр в одно и тоже время.

 

3. Астрономические наблюдения в средневековье (Т.Браге и Региомонтан) 1577-1596

 

Очевидно, что наблюдения за восходом и заходом Солнца для определения момента весеннего равноденствия в течение многих лет можно было осуществлять только на специальных обсерваториях (в Европе первая обсерватория Тихо Браге и функционировала с 1577 по 1596РХ).

"Будучи великолепным наблюдателем, Тихо Браге за много лет составил объёмный труд по наблюдению планет и сотен звёзд, причём точность его измерений была существенно выше, чем у всех предшественников. Для повышения точности Браге применял как технические усовершенствования, так и специальную методику нейтрализации погрешностей наблюдения. Особо ценной была систематичность измерений.

На протяжении нескольких лет Кеплер внимательно изучает данные Браге и в результате тщательного анализа приходит к выводу, что траектория движения Марса представляет собой не круг, а эллипс, в одном из фокусов которого находится Солнце – положение, известное сегодня как первый закон Кеплера" [9]

Считается, что в 1552РХ появилась работа Региомонтана [10], содержащая большое количество астрономических сведений и хронологических сведений.

Ниже приведена таблица из работы Региомонтана, содержащая данные по индикту, кругам Солнца и Луны для дат в диапазоне 1475-1535 РХ.

Для 1475 РХ (самая ранняя дата в манускрипте) золотое число М=13, круг Солнца S=28, индикт In=8 соответствуют 6188 году эры Скалигера, которая по традиционной версии была разработана лишь в 1583 РХ, то есть спустя 30 лет после «появления» труда Региомонтана.

Учитывая и многие другие несоответствия, можно предположить, что работа Региомонтана была написана в промежутке 1627-1660, но никак не в 1552 РХ.

Из таблицы Региомонтана следует, что каждый год Солнце пересекает линию полуденного меридиана со сдвигом по горизонту на 15 дуговых минут в сторону запада, а через 4 года в нечетный год сдвигается по горизонту в обратном направлении на 46 дуговых минут за

счет введения високосного дня.

 

 

 

 

В настоящее время дополнительный день вводится в четные годы и возврат точки восхода Солнца к востоку происходит в этот же год.

Несоответствие данных Региомонтана по четности високосного года современным данным возможно в двух случаях:

- при условии нечетного числа лет между эрой Диоклетиана и эрой РХ (285 вместо 284 принятого сейчас);

- если таблица построена на основе данных наблюдения за движением Солнца в день осеннего равноденствия, а начало года приходится на 1 января.

 

В частности, Морозов считал [18], что «римский папа Григорий XIII по представлению … астрономов убедился, что точка осеннего равноденствия, которую ученые VI века при Юстиниане отнесли к 21 сентября постепенно перешла на 10 дней назад и попадала на 11 сентября. Тогда он приказал пятницу 5 октября 1582 г. считать за пятницу 15 октября и этим привел климатические начала времен года к тем же датам месяцев, какими они обозначались… при действительной жизни Иисуса в IV веке нашей эры».

Следует отметить, что в конце XV века отсутствовала техническая возможность проведения измерений положения Солнца в районе полуденного меридиана с точностью до 1 дуговой минуты, которая присутствует в работе Региомонтана.

Только в 1603 РХ была основана Римская астрономическая обсерватория и в том же году Галилей изготовил телескоп с 3-х кратным увеличением. В 1689 датский астроном Оле Ремер изобрел и изготовил пассажный инструмент (имевший точно разделенный круг) и меридианный круг – астрономические инструменты, снабженные оптической трубой для высокоточных определений координат звезд. До появления такого инструмента фиксировать на линии южного меридиана положение Солнца на протяжении десятилетий с точностью в 1 минуту дуги невозможно. Так на барьере, окружающем наблюдательную площадку диаметром 6 метров, расстояние между рисками, соответствующими 1 градусу, составляет 5,2 см (для 1 минуты дуги – 0,87 мм).

Годовое смещение точки восхода Солнца для Стамбула составляет 8 мин дуги (для Копенгагена – 10 дуговых минут). В високосные годы обратные перемещения составляют 23 и 29 дуговых минут соответственно при видимом диаметре Солнечного диска 30 дуговых минут.

Можно утверждать, что эта таблица могла быть составлена на основе наблюдений за восходом/заходом Солнца в день весеннего или осеннего равноденствия с последующим приведением к полуденному меридиану, в результате которого пропала возможность определения широты места наблюдения.

Ниже представлен график положения Солнца относительно южного меридиана с экстраполяцией данных Региомонтана до 1610 РХ.

Хорошо видно, что видимый дрейф точки прохождения полуденного меридиана, полученный на основании 60-летних наблюдений, к моменту проведения григорианской реформы в 1582 году составил почти сутки и имелись все основания для проведения в 1600 РХ исключения високосного дня для возврата к положению на момент начала наблюдений в 1475 РХ.

Однако указанная коррекция была проведена только в 1700 РХ, что должно было привести к суточной систематической ошибке в положении ТВР.

Вышесказанное позволяет предположить, что таблица Региомонтана была составлена на основании наблюдений Т.Браге, начатых в 1577 РХ. В этом случае в течение XVII века ошибка от дрейфа ТВР не превышала одних суток и первая коррекция календаря в 1700 РХ путем исключения одного високосного дня была вполне уместной.

На этой же диаграмме приведен один из возможных способов коррекции дрейфа ТВР путем переноса високосного дня с 32 на 33 год.

Следует отметить, что такая коррекция дрейфа ТВР предусмотрена в эре Джелал-эд-Дина. Попадание одного из минимумов отклонения Солнца на 1579 РХ свидетельствует о синхронизации эры Джелал-эд-Дина с эрой Диоклетиана по високосным циклам. В этом случае, начало эры Джелал-эд-Дина 11 марта 1079 РХ находится прямым уменьшением 1579 РХ на 500 лет.

Таким образом, из работы Региомонтана, следует следующее.

1. Из-за представления годовых смещений Солнца относительно полуденного меридиана определить широту места наблюдения не представляется возможным.

2. Годы високосного скачка положения Солнца не совпадают с современными данными.

3. Невозможность наблюдения в 1475-1535 РХ положения Солнца с точностью в 1 мин дуги в момент его наивысшего положения над горизонтом, свидетельствует о более позднем времени реальных наблюдений.

4. Представление 1524РХ в таблице Региомонтана в виде 1245 прямо свидетельствует об использовании в прототипе таблицы дат в эре Диоклетиана.

Дата 1245 после увеличения на 284 дает 1529. Между датами 1524 и 1529 имеется 5 летний сдвиг.

 

4. Разработка Феофилом I пасхального канона в годах эры ИМА 1535-1595 РХ

 

Первые пасхи отмечались в разное время. Иоанн Златоуст [17] различия в датах ранних пасх считал ересями (традиционно относятся к началу первого тысячелетия).

«Есть еретики четыренадесятники, которые празднуют пасху с иудеями и поступают так же, как и они».

«Новациане… подчиняются иудейскому обычаю в определении времени и наблюдают первый месяц, как у тех, равно как и четырнадцатый день луны; но не останавливаются на этом, а, дойдя до этого, переходят на три дня, не имея на это никакого права и … без согласия с церковью…».

«…Ересь монтанистов, которая очевидно не хочет делать так, как иудеи, но на беду себе разногласит и с церковью. Именно, они наблюдают четырнадцатый день первого месяца, т.е. седьмого месяца по азийскому счету, а не четырнадцатый день луны».

Эфросман [11] так описывает историю создания пасхального канона Феофила:

«Первые расчеты дней празднования пасхи в соответствии с решениями Никейского собора сделал патриарх Александрии Феофил. По его канону, который начинался с 380 г. и был расписан на 100 лет, годы не были отнесены к какой-либо эре, а обозначались порядковыми номерами.

Пасхальный канон Феофила можно реконструировать на основании работы Региомонтана [10]. В данной таблице приведены две пасхалии – decreta patrum (реальная – составленная для весеннего равноденствия 11 марта) и usu ecclesie (церковная – составленная для весеннего равноденствия 21 марта).

Самая ранняя дата реальной пасхи приходится на 14 марта 1484РХ (воскресенье) при астрономическом полнолунии 12 марта. Самая ранняя пасха на более широком интервале лет (1475-1600РХ) получалась при равноденствии 11 марта, полнолунии 12 марта, воскресенье (пасха) – 13 марта.

Такая ситуация была в 1541РХ, однако, считается, что в 1541РХ РПЦ и РКЦ пасху отмечали 17 апреля.

Даты церковной пасхи для некоторых лет из-за переноса в результате григорианской реформы равноденствия на 21 марта, наступают на неделю и более позднее реальной пасхи (максимальный сдвиг составляет 35 дней). Кроме этого в пасхальной таблице церковной пасхи учтены:

- стандартные полнолуния, которые на 2-3 дня позднее реальных полнолуний;

- апостольские правила о праздновании пасхи после еврейской (для этого введен 7-дневный сдвиг в случае попадания воскресенья между реальной и церковной луной.

 

Начало пасхального канона Феофила в 96 году относительной эры может свидетельствовать о его расчете не в 96 Д (380 РХ), а в 96 ИМА, для которых золотое число равно единице. Эта пасхалия могла быть разработана на основании 19-летних астрономических наблюдений Тихо Браге, начатых в 77 ИМА и законченных в 96 ИМА (1596 РХ).

Пасха, отмечаемая непосредственно в первое полнолуние после астрономического равноденствия, в любой хронологической системе будет приходиться на один и тот же день в любой стране Ойкумены.

Для составления таких пасхалий наличие недельного счета дней, високосного дня каждые 4 года и учет дрейфа ТВР не требуется. Достаточно определить день весеннего равноденствия и знать длительность лунного месяца. В настоящее время пасха не связанная с воскресеньем, отмечается евреями.

 

Работа Региомонтана, в которой приведены дни реальной пасхи для 1477-1531 непосредственно в эре РХ относительно равноденствия 11 марта, опровергает утверждение ТИ о разработке единственной пасхалии в 4 веке, которая в неизменном виде просуществовала до григорианской реформы, накапливая ошибки в днях из-за дрейфа ТВР.

Сравнения пасх от 1535 РХ до 1475 РХ показывает, что в работе Региомонтана была представлена процедура расчета пасхалий с учетом десятидневного дрейфа ТВР от 284 РХ.

 

5. Разработка II пасхального канона Кириллом Александрийским 1565?-1595 РХ

 

Продолжим цитирование Эфросмана [11]:

«Еще до окончания действия этого канона (Феофила) новый канон… был составлен преемником Феофила на патриаршем престоле Кириллом Александрийским. Этот канон был расписан по годам эры императора Диоклетиана, по которой александрийские христиане вели свое летосчисление, применяя месяцы египетского календаря: тот, фаофи, атир, хоиак, тиби, мехир, фаменот, фармути, пахон, павни, эпифи, месори.

Начало года по египетскому календарю – первый день месяца Тота – соответствует 29 августа по юлианскому календарю (длительность года в обоих календарях одинаковая - 365.25 суток…), предшествовавшего вступлению императора на престол».

Патриарх города Александрии – в то время столицы Египта – Кирилл Александрийский (376-444) составил свою пасхалию на 95-летний период (с 153 года по 247 год эры Диоклетиана, то есть с 437 года по 531 год РХ).

Автором было сделано предположение [4], что для расчета пасхалий в конце XVI века на период времени ранее 1 ИМА (цифра ноль в это время в расчетах отсутствовала) была предложена новая временная шкала, в которой 1 ИМА приравняли 153 году короткой эры Диоклетиана.

В пасхальном каноне Кирилла Александрийского [12], охватывающем период с 153Д по 247Д отсутствуют обозначений високосных лет (см. фрагмент пасхалии).

 

 

ANNI
DIOCLETIANI

quae sint indic-tiones

epactae, id est adjectiones lunae

concur-rentes dies

quotus
sit lunae circulus

quae sit luna
XIIII paschalis

dies Dominicae
festivitatis

quota sit luna ipsius diei dominici

ГОДЫ
ДИОКЛЕТИАНА

каковы индикты

эпакты, т.е. лунные инкременты

кон-курентные дни

каков
лунный
круг

какая получается XIV пасхальная луна

день праздника
Господня

Какое число дней имеет луна в воскресенье

CCXXVIIII 229 (513)

vi

nulla

i

xvii

non.Apr. 5 Апреля

vii id.Apr. 7 Апреля

xvi

CCXXX 230 (514)

vii

xi

i

xviii

viii k.Apr. 25 Марта

iii k.Apr. 30 Марта

xviiii

CCXXXI 231 (515)

viii

xxii

ii

xviiii

id. Apr. 13 Апреля

xiii k.Maii 19 Апреля

xx

CCXXXII 232 (516)

viiii

iii

v

i

non.Apr. 2 Апреля

iii non.Apr. 3 Апреля

xv

Приведенные в работе [12] значения индиктов и кругов луны соответствуют эре от Сотворения Мира с началом в 5508 лет до РХ, принятому РПЦ в настоящее время. Этот факт переносит составление конкретного пасхального канона Кирилла Александрийского в середину XVII века.

 

6. Введение эры Диоклетиана с началом в 284 РХ

 

После установления длительности метонова цикла (28*19 = 532 года), в пределах которого фазы луны приходятся на те же числа и дни недели месяца, начало короткой эры Диоклетиана было сдвинуто на два метоновых цикла в прошлое, что привело к появлению традиционной эры Диоклетиана с началом в 284 РХ.

 

7. Григорианская реформа календаря  1583-1666РХ

 

На основании, якобы имеющихся 60-летних наблюдений Региомонтана, к моменту проведения григорианской реформы в 1583 РХ видимый дрейф положения Солнца (ТВР) составил около суток, и имелись все основания для проведения в 1600 РХ коррекции (исключения) високосного дня для возврата ТВР к положению на момент начала наблюдений в 1475 РХ.

Однако указанная коррекция была проведена только в 1700 РХ, что должно было бы приводить к постоянной систематической ошибке в положении ТВР в одни сутки (сдвиг к 1800 РХ достигал бы 2 суток).

Если предположить, что таблица Региомонтана была составлена на основании наблюдений Тихо Браге, начатых в 1577 РХ, то в течение XVII века ошибка от дрейфа ТВР не превышала одних суток и первая коррекция в 1700 РХ (исключение одного високосного дня) была вполне уместной.

Для длительности года 365,25 суток систематической ошибки в положении Солнца не возникает. Если метонов цикл был выведен во времена Тихо Браге, то при расчете короткой эры Диоклетиана с началом в 1348 РХ дрейфом ТВР около полутора суток можно было пренебречь.

Ситуация изменилась после сдвига начала эры Диоклетиана в 284 РХ (на 1064 года относительно ДК).

На основании астрономических данных было установлено, что при фактической длительности года 365,2422 суток равноденствия в эпоху Диоклетиана приходится на 21 марта и ретрорасчеты пасхалий с использованием юлианской длительности года (365,25 суток) от текущего равноденствия 11 марта к началу эры Диоклетиана не верны.

В связи с этим средневековым хронологам необходимо было решить две проблемы:

- уточнить расчет пасхалий в диапазоне 380 - 1600 РХ;

- учесть дрейф точки весеннего равноденствия на будущий период времени.

Первая проблема была решена увеличением текущих дат на 10 дней (после четверга 4 октября 1582 РХ сразу наступила пятница 15 октября 1582 РХ). Чередование дней недели не менялось.

Вторая проблема могла быть решена или оперативной коррекцией накапливающейся ошибки в один день каждые 32 года (при этом возникали проблемы в применении метонового цикла в пасхалиях) или трех коррекций в течение 400 лет при сохранении пасхальных расчетов. Было выбрано второе.

Автор уже приводил свою точку зрения о введении григорианской реформы в 1666 РХ (Шумах относит эту дату на 1681 РХ).

Таким образом, григорианская реформа была нужна для обоснования неизменности пасхальных расчетов с конца III века, невзирая на сдвиг ТВР каждые 128 лет.

 

8. Разработка пасхального канона Дионисия 1596-1692

 

«В 241 г. эры императора Диоклетиана, в 525 г. нашей эры - настоятель одного из римских монастырей "известный христианский писатель" , [1, с. 25], "известный канонист древней западной церкви" (Энциклопедический словарь Брокгауза, и Ефрона, т. 20, с. 758), "ученейший муж VI века" [6, c. 142] Дионисий Малый по указанию папы Иоанна I. [15, с. 76] должен был продолжить на очередной 95-летний период пасхалию - таблицу дней празднования христианской пасхи.

Необходимость в продолжении таблицы была вызвана тем, что через 6 лет кончалась пасхалия, составленная патриархом города Александрии - в то время столицы Египта - Кириллом Александрийским (376-444) на предыдущий 95-летний период (с 153 г. по 247 г. эры Диоклетиана, т. е. с 437 г. по 531 г. нашей эры).

ANNI DOMINI NOSTRI JESU CHRISTI

quae sint indictiones

epactae, id est adjectiones lunae

concurrentes dies

quotus sit lunae circulus

quae sit luna XIIII paschalis

dies Dominicae festivitatis

quota sit luna ipsius diei dominici

ГОДЫ НАШЕГО ГОСПОДА ИИСУСА ХРИСТА

каковы индикты

эпакты, т.е. лунные инкре-менты

конкурентные дни

каков лунный круг

какая получается
XIV пасхальная луна

день праздника
Господня

число дней имеет луна в воскресенье

B DXXXII    0532

x

nulla

iiii

xvii

non.Apr. 5 Апреля

iii id.Apr. 11 Апреля

xx

DXXXIII      0533

xi

xi

v

xviii

viii k.Apr. 25 Марта

vi k.Apr. 27 Марта

xvi

DXXXIIII     0534

xii

xxii

vi

xviiii

id.Apr. 13 Апреля

xvi k.Maii

xvii

DXXXV        0535

xiii

iii

vii

i

iiii non.Apr.2 Апреля

vi id.Apr.

xx

B DXXXVI   0536

xiiii

xiiii

ii

ii

xi k.Apr. 22 Марта

x k.Apr. 23 Марта

xv *

DXXXVII     0537

xv

xxv

iii

iii

iiii id.Apr. 10 Апреля

ii id.Apr. 12 Апреля

xvi

DXXXVIII   0538

i

vi

iiii

iiii

iii k.Apr. 30 Марта

ii non.Apr. 4 Апреля

xviiii

DXXXVIIII 0539

ii

xvii

v

v

xiiii k.Maii 18 Апреля*

viii k.Maii 24 Апреля

xx ogd.

Увеличив историческую дату начала расчета пасхалий (532 РХ) на 1064 лет (при допущении, что Дионисий малый и Дионисий Петавиус один и тот же исторический персонаж), мы получим дату 1596 РХ, от которой была составлена пасхалия на ближайшие 96 лет (до 1692 РХ). Для расчета были приняты: длительность года 365,25 суток, начало года 1 января, а длительность и названия месяцев соответствовали современным.

 

9. Разработка Петавиусом эры Рождества Христова 1622-1659 РХ

В средневековых пасхалиях используется датировка дней месяца с обратным отсчетом дней с использованием КАЛЕД, НОН и ИД. Утверждение о том, что таким календарем пользовались в древнем Египте, не выдерживает ни какой критики. Эта система пригодна только для ретрорасчетов при юлианской длительности месяцев с началом года 1 января и не имеет практического смысла для текущей датировки.

Именно поэтому в пасхальных таблицах в последнем столбце приведён возраст луны в пасхальное воскресенье (или количество дней от полнолуния до пасхи).

В указанном календаре отсчёт дней велся в обратном порядке от первого числа будущего месяца (каледы). Было зафиксировано количество ИД (8 дней), а количество КАЛЕД менялось от 16 до 19 в зависимости от числа дней, прошедших от 1 дня месяца в юлианском календаре.

Если предположить, что в первом варианте ретрорасчетов количество НОН и ИД было одинаковым для любого месяца года, то таблица для проведения ретрорасчётов принимает простой и понятный смысл – ИДЫ и НОНЫ приходятся всегда на одно и тоже число любого месяца года. Далее нумерация возрастает по мере обратного продвижения к начальным дням месяца.

Первоначальная таблица могла быть двух видов:

а) используется 6 дней для НОН, что в сочетании с 8 днями ИД оставляет для КАЛЕД 16 или 17 дней. В этом случае ИДЫ всегда приходятся на 15 число каждого месяца, а НОНЫ – на 7 число.

б) используется 4 дня НОН для любого месяца года. Для этого вида таблицы НОНЫ всегда приходятся на 5 число каждого месяца, а ИДЫ на 13 число месяца.

Первого числа каждого месяца начинаются КАЛЕДЫ этого же месяца, которые возрастают по мере продвижения к 13 числу предыдущего месяца и в зависимости от количества дней этого предыдущего месяца количество КАЛЕД чередуется от 18 до 19 (для февраля количество КАЛЕД составляет16 или 17 в високосном году).

Однако реальная таблица была составлена из двух простых таблиц а) и б): в марте, мае, июле и октябре количество НОН было увеличено с 4 до 6 при сохранении количества ИД, что привело к соответствующему уменьшению количества КАЛЕД, а ИДЫ в эти месяцы стали приходиться на 15 число. Возможно, это было сделано для привязки ИД марта именно к 15 числу, а для маскировки эта привязка была осуществлена также в мае, июле и октябре.

Напомним, что именно в эре Джеллал-эд-Дина год начинался со дня весеннего равноденствия 15 марта и цифровое обозначение месяцев соответствует действующему в настоящее время (октябрь – 8, ноябрь – 9, декабрь – 10)

С учетом того, что обратный отсчет лет до РХ введён Петавиусом в начале XVII века, НОНЫ, ИДЫ и КАЛЕДЫ в нынешнем виде были введены в конце XVI - начале XVII века для ретрорасчетов дней пасхи вплоть до 3 века эры РХ.

 

10. Даты еврейской пасхи и реальное полнолуние  

 

Исходным моментом еврейского календаря было принято "сотворение мира". Эта эра известна еще под названием "эра от Адама", или "иудейская эра". Начальной датой ее считается 7 октября 3761 год до РХ..."

В тех случаях, когда год еврейского календаря дан сокращенно без 5000 (считая, что период времени в 5000 лет общеизвестен, его не пишут) к его порядковому номеру прибавляется число 1240 и получается соответствующий год по григорианскому календарю.

Самые древние еврейские эпитафии также писались без тысяч лет, поэтому 1240РХ можно рассматривать как исходную дату в определении начала короткой Иудейской эры (без 5000 лет). Следует отметить, что 1240РХ очень близок к возможной дате рождения Христа в 1251РХ, вытекающей из мартирологов римских пап, упомянутых выше.

Рассмотрение еврейской пасхалии в диапазоне 1475-1535РХ показывает [13], что расписание Пасх соответствует полнолуниям реальной пасхи (Iuxta decreta paty) работы Региомонтана с одним уточнением – пасхи с датами полнолуний ранее 15 марта переносятся на апрель. «И совершили они Пасху в первый месяц, в четырнадцатый день месяца вечером, в пустыне Синайской: во всем, как повелел Господь Моисею, так и поступили сыны Израилевы.» (Чис. 9: 1-5.)

Годы РХ

Полнолуние астрономическое 21 марта

Полнолуние церковное

Пасха РПЦ

Iuxta usu ecclesie

Iuxta decreta paty

Полнолуние от равноденствия 11 марта

Пасха иудейская

Дни Пасхи от полнолуния

1481

 

 

 

22ап

18ма

15ма

15ма

0

1484

 

 

 

18ап

14ма

12ма

10ап

29

1492

12ап

15ап

22ап

22ап

18ма

14ма

12ап

29

1495

9ап

12ап

19ап

19ап

12ап

11ма

9ап

29

1500

14ап

17ап

19ап

19ап

22ма

15ма

15ма

0

1503

11ап

13ап

16ап

16ап

19ма

12ма

11ап

30

1511

13ап

15ап

20ап

20ап

16ма

14ма

13ап

30

1522

10ап

13ап

20ап

20ап

16ма

12ма

12ап

31

1530

12ап

15ап

17ап

17ап

20ма

13ма

12ап

30

Из приведенной таблицы следует, что иудейская пасха для 1475-1535 РХ соответствует первому полнолунию после весеннего равноденствия 11 марта, но с учетом ограничения, что пасха не может быть ранее 15 марта.

Так как астрономическое равноденствие для лет от 300 РХ до 1000 РХ попадает в диапазон 21 – 15 марта, а иудейские пасхалии в эти годы всегда стоят после равноденствия, то это означает, что иудейские пасхалии для 300 – 1600 РХ рассчитаны после григорианской реформы, которая проводилась для учёта дрейфа ТВР.

 

11. Пасхальный канон РПЦ

 

Считается, что до 1582 РХ пасхалии для РПЦ и РКЦ совпадали.

Сначала рассмотрим даты пасх после 1582 РХ, когда принято считать, что пасхальные даты РПЦ и РКЦ разошлись – РКЦ все текущие даты увеличило на 10 дней, но процедура расчета пасх сохранилась, а РПЦ григорианскую реформу не признала (осталась на старом счете дней).

Здесь и далее все даты даны в старом стиле.

Мы видим, что самая ранняя пасха РКЦ отмечалась 12 марта 1598 РХ (астрономическое полнолуние приходилось также на 12 марта, стандартное полнолуние – на 13 апреля), а пасха РПЦ – 16 апреля.

В 1595 РХ католики отмечали пасху 16 марта, на следующий день после астрономического полнолуния (церковное полнолуние 17 апреля).

Мартовские даты пасх РПЦ в 1584, 1587, 1589, 1595, 1598, 1603, 1606 РХ, так же как и даты стандартных полнолуний после григорианской реформы, были заменены на апрельские.

Особняком стоит 1592 РХ, когда пасха РПЦ отмечалась 26 марта, через неделю после пасхи РКЦ 19 марта. Это противоречит процедуре расчета для 1584 РХ, в котором пасха РКЦ была 22 марта, а РПЦ пасха приходилась на 19 апреля.

Православные пасхи увязаны с реальным полнолунием следующим образом. Если реальное полнолуние наступало ранее стандартного, но между ними попадало воскресенье (пасха), то РПЦ сдвигало пасху на неделю чтобы соответствовать стандартной луне, а РКЦ праздновало пасху не обращая внимание на стандартное полнолуние (1586, 1590, 1593, 1596, 1599, 1602РХ).

Начиная с 23 марта и весь апрель старообрядческие пасхи совпадают с пасхами РКЦ. Например, такими являются годы 1585, 1586, 1588, 1590, 1591, 1593, 1594, 1596, 1597, 1599, 1600, 1604, 1607 РХ.

Так как старообрядческая пасха для большинства случаев соответствует пасхам РКЦ, то можно предположить, что даты старообрядческих пасх для 1584, 1587, 1589, 1592, 1595, 1598, 1602, 1603, 1606 РХ при подготовке публикации XVIII века [14] заменены на апрельские, так чтобы самая ранняя пасха приходилась на 22 марта.

 

В часослове [15], датированным началом ХV века, приведена пасхальная таблица, в которой кроме букво-цифр, обозначающих ключ Пасхи, пронумерованы дни недели, начиная от воскресенья (А) до субботы (З). Справа от таблицы присутствует дата РКЕ = 125, которую можно прочитать как 7125 СМ или 1625 РХ. Эта дата характерна тем, что в следующем 7126СМ круг Луны и индикт равны 1, а круг Солнца равен 14.

 

126 ИМА = 7126 СМ = 1626 РХ

 

Табель-календарь Часослова после расширения до 11 марта принимает следующий вид.

понедельник

11 марта

18 марта

25 марта

1 апреля

8 апреля

15 апреля

22 апреля

вторник

12 марта

19 марта

26 марта

2 апреля

9 апреля

16 апреля

23 апреля

среда

13 марта

20 марта

27 марта

3 апреля

10 апреля

17 апреля

24 апреля

четверг

14 марта

21 марта

28 марта

4 апреля

11 апреля

18 апреля

25 апреля

пятница

15 марта

22 марта

29 марта

5 апреля

12 апреля

19 апреля

 

суббота

16 марта

23 марта

30 марта

6 апреля

13 апреля

20 апреля

 

воскресенье

17 марта

24 марта

31 марта

7 апреля

14 апреля

21 апреля

 

 

Принятие РПЦ 22 марта в качестве самой ранней пасхи, полученной в Европе после григорианской реформы, означает, что все пасхалии РПЦ заимствованы из пасхалии РКЦ, в которых даты пасх с 12 марта по 21 марта были заменены на апрельские.

Вероятнее всего изменение пасхалий произошло в результате никоновских реформ в середине XVII столетия, что привело к расколу в православной церкви и стало одной из причин жестких гонений на староверов.

Установление факта существования реальной пасхалии в конце XVI века, позволяет принципиально по-новому определить этапы внедрения христианства на Руси.

Можно предположить, что в конце XVI века на Руси была принята эра ИМА, в годах которой с 1596 РХ начали буквами алфавита датировать монеты. Именно в это время для согласования хронологических расчетов с эрой Диоклетиана начало года было перенесено с 1 марта на 1 сентября и условились считать, что это было осуществлено Иоанном III в 1501 РХ (1492 РХ).

С внедрением идей христианства РПЦ приняла догму о разработке пасхалий в III веке и процедуру расчета дней пасхи в западном варианте на всем христианском интервале (для равноденствия 21 марта), но сохраняя счет дней в старом стиле.

В начале XVII века датировка монет в эре ИМА прекратилась и была возобновлена лишь при Петре I, который через несколько лет заменил эру ИМА на эру РХ.

Для реализации идеи о сотворении мира за 5500 лет до РХ появились манускрипты с датами пасх в нонах, каледах, идах, но с кругами Луны и Солнца, а также индиктами в годах эры Сотворения Мира с коэффициентом пересчета 5508, что не только древнее западной даты Сотворения Мира, но и вышло за пределы эры Скалигера.

 

12. Предложения по совершенствованию пасхального канона РПЦ 2000РХ

 

Недостатки православной пасхалии, принятой 360 лет назад, отмечены в работе игумена Илия (Жуков), выпущенной по благословению Архиепископа Ивановского и Кинешемского Амвросия [16].

1. «Отставание пасхальных (табличных) полнолуний от действительных составляет в настоящую эпоху 3-4 дня. В результате Пасха в половине случаев (…в одном индиктионе 264 раза) бывает не в первое воскресение после весеннего равноденствия, а во второе. И с течением времени, когда такое отставание достигнет 7 и более дней, Пасха будет сдвигаться уже на третье воскресенье.

2. «…перенесение Пасхи на месяц позже для 5-ого и 16-ого годов в 19 летнем круге Луны (56 раз в одном индиктионе) в настоящее время неоправданно ни астрономически, ни догматически, ибо сейчас иудейская Пасха указанных годов бывает после равноденствия…»

Для исправления недостатков пасхальных таблиц игумен Илия (Жуков) предлагает на святую волю Православного Вселенского Собора вместо устаревших дат пасхальных полнолуний (табличных), установленных, по мнению игумена в 325 РХ, принять даты полнолуний, соответствующие весенним полнолуниям и ввести их в ныне действующую Пасхалию. «И таким образом, без выкидывания дней и не вводя никакой другой календарной системы, не изменяя правил расчета, пасхальное время приводится полностью в соответствие с астрономическими данными и со святоотеческим пониманием смысла праздника Пасхи. В приложении представлены таблицы «новой» Пасхи на текущий 15 индиктион…» (1941-2472 РХ).

«Особенности новой Пасхалии.

1.                      Границы исправленной новой Пасхалии: 14 марта – 18 апреля (старый стиль).

2.                      Самая ранняя пасха – 14 марта, т.е. на неделю раньше, чем сейчас. Но таких годов во всем индиктионе, или отрезке в 532 года всего три: 2089, 2184 и 2431 г.г.

3.                      При самой ранней Пасхе начало Постной Триоди приходится на 3-4 / 15-17 января. Продолжительность Петрова поста в этом случае 50 дней.

4.                      В предлагаемом пасхальном индиктионе Пасха 212 раз (из 532) совпадает с ныне действующими датами; в остальные годы бывает на неделю (либо на месяц для 5-го и 16-го годов) раньше, в точном соответствии с весенними полнолуниями, т.е. в первое (а не во второе, как сейчас) воскресенье после весеннего полнолуния. Поскольку все принципы составления Пасхалии сохраняются, то наша Пасха по-прежнему никогда не бывает ранее или вместе с иудейской.

5.                      Введение новой Пасхалии «безболезненное», можно вводить в любой год, и, полагаем, не вызовет никаких затруднений, ибо все остаётся по-старому: сохраняется юлианский календарь, месяцеслов и т.д.…».

Восьмого апреля 2009 в 20:12 на небе была хорошо видна полная Луна и после захода Солнца евреи начали празднование пасхи. И, казалось бы, по всем православным канонам Пасха на Руси должна быть в ближайшее воскресенье 12 апреля, однако в этот день отмечалась лишь пасха католическая. А православная – 19 апреля 2009 года. Согласно предложенной пасхалии новая пасха должна бы отмечаться одновременно с РКЦ 12 апреля (30 марта по ст. стилю).

 

13. Выводы

 

Имеющиеся сегодня Пасхалии разрабатывались в 16-17 столетиях в тесной взаимосвязи с развитием астрономии и идей Христианства в следующей последовательности.

1. После принятия в первой половине 16 века эры ИМА (1 ИМА = 1501 РХ) во второй половине XVI века разрабатывается первая реальная пасхалия с празднованием пасхи в первое полнолуние после равноденствия 11 марта в годах эры ИМА. (нашла отражение как decreta partum в работе Региомонтана с пасхой 14 марта 1484 РХ, а также как Пасхи РКЦ после григорианской реформы 1582РХ, которые в датах старого стиля оказались ранее 21 марта). Эта пасхалия без учета воскресений присутствует у иудеев с ограничением по дате самой ранней пасхи 15 марта.

2. Для расширения диапазона Пасхалий в прошлое разрабатывается Короткая эра Диоклетиана (ДК) с началом эры 1 сентября 1348РХ (1ИМА=153ДК) и Пасхалии рассчитываются Кириллом Александрийским в этой эре начиная с 153 года, то есть охватывается исторический интервал с 1ИМА (1501РХ) по 96ИМА. Золотые числа для 1ИМА и 153Д одни и те же.

3. На основе установленной закономерности по повторению хронологической ситуации каждые 532 года (метонов цикл возможен только после введения високоса, а также при непрерывном в течение тысяч лет недельном счете дней) была рассчитана эра Диоклетиана путем переноса начала эры Диоклетиана Короткой на два метоновых цикла в 284 РХ.

4. В 1583 РХ Скалигер, разрабатывает эру JP с началом в 12 часов 1 января 4713 года до РХ путем сдвига начала эры Диоклетиана (284РХ) на 4997 лет, и вводит сквозную нумерацию всех дней в этой эре для длительности года 365,25 суток. Эта нумерация дней используется астрономами до настоящего времени.

5. До окончания пасхального канона Кирилла Александрийского, с учетом работы Скалигера 1583 РХ, Дионисий разрабатывает новый пасхальный канон с январским началом года в 96 ИМА = 1596 РХ, после которого новых канонов не разрабатывалось.

6. На основании астрономических наблюдений Тихо Браге, проведенных в 77-96 ИМА, обнаруживается дрейф ТВР, составляющий одни сутки каждые 128 лет. Это означало, что за 1300 лет прошедших с начала эры Диоклетиана накопилась десятидневная ошибка, то есть равноденствие в 284 РХ приходилось на 21 марта вместо текущего 11 марта, и ретрорасчеты пасхалий на основе юлианской длительности года не пригодны.

7. Для приведения пасхалий в соответствие с реальной астрономической ситуацией в 284 РХ (равноденствие 21 марта, неомения 29 августа) была проведена григорианская реформа календаря, которая состояла из двух независимых частей;

- увеличение текущих дат на 10 дней для переноса даты текущего равноденствия с 11 марта на 21 марта (в датах нового стиля);

- коррекция будущего календаря для исключения дрейфа ТВР на 1 день каждые 128 лет, путем исключения 3 високосных дней каждые 400 лет начиная с 1700 РХ.

Традиционная дата проведения реформы (1582 РХ) не стыкуется как со временем проведения первой коррекции високоса в 1700 РХ (что увеличивало ошибку календаря на дополнительные сутки), так и со временем принятия реформы целым рядом европейских государств (конец XVII века).

8. После проведения григорианской реформы все имеющиеся пасхалии пересчитываются в даты нового стиля для длительности года 365,25 суток и самая ранняя пасха перемещается на 22 марта. Поэтому, например, стали считать, что в 1541 РХ РПЦ и РКЦ пасху отмечали 17 апреля, а не 13 марта.

9. Для осуществления ретрорасчетов пасхалий разрабатывается общая для эр Диоклетиана и РХ специальная система обратного отсчета дат с использованием ид, калед и нон. В связи с практической бесполезностью указанной системы в пасхальных таблицах приводится количество дней между пасхальным полнолунием и датой пасхи.

10. В датах нового стиля (равноденствие 21 марта) Дионисием разрабатывается таблица пасхальных полнолуний, которые для выполнения всех апостольских правил сдвинуты на 2-3 дня относительно астрономического полнолуния.

С отсчетом от 96 ИМА (1596 РХ), для которого золотое число равно единице, разрабатывается новая пасхалия в годах эры РХ с январским началом года и равноденствием 21 марта. За счет распространения расчетов на два метоновых цикла в прошлое устанавливается первый год начала пасхалии Дионисия – 532 РХ.

11. Для подтверждения древности расчетов пасхалия с 96 по 152 ИМА, приписывается Феофилу и помещается перед пасхалией Кирилла Александрийского. Таким образом, все три пасхалии (Феофила, Кирилла Александрийского и Дионисия) были объединены в одну при сохранении датировок первых двух в эре Диоклетиана.

12. РПЦ приняла разработанную после григорианской реформы пасхалию РКЦ с равноденствием 21 марта, оставаясь в счете дней на старом стиле. Это, возможно, и явилось причиной глубокого церковного раскола и появления старообрядчества.

13. Иудейские пасхалии для 300 – 1600 РХ рассчитаны после григорианской реформы календаря, которая учла дрейф точки весеннего равноденствия.

14. Для устранения внутренних противоречий в православных пасхалиях представителями РПЦ разработаны предложения по частичному реформированию пасхалий путем переноса пасх с 21 на 14 марта (по старому стилю). Это устранит расхождения с астрономической ситуацией и совместит некоторые пасхальные даты с таковыми РКЦ.

Установление принципа образования пасхалии РКЦ и РПЦ в XVI-XVII веках настолько радикально по значимости и последствиям, что, возможно, потребуется пересмотр многих представлений об этапах и движущих силах внедрения идей христианства на Руси и в Европе.

14. Заключение  

 

Выражаю глубокую благодарность всем принявшим участие в обсуждении отдельных положений настоящей работы на форумах http://consilium.edgeways.ru/forum/list.php?1 и http://newparadigma.ru/engines/NPforum/listMess.aspx?f=1.

 

15. Литература

 

1. Георгий Сердцев. Становление хронологии в XV XVI веках нашей эры: Восток и Запад: приоритеты эпох: Сборник статей участников межвузовской научной конференции. Часть II. Москва, РУДН, 27 апреля 2007 г. – М., РУДН, 2007. – 199с.

2. Г.И.Сердцев. Цивилизационные аспекты синхронизации мировых эр: Цивилизация знаний: инновационный переход к обществу высоких технологий: Труды Девятой Международной научной конференции, Москва,25-26 апреля 2008 г. В 2-х ч. Ч.II. – М.: РосНОУ.-696 с.

3. Георгий Сердцев. Какой сейчас век в России?: Электронный альманах Арт&Факт №3, 2006. http://artifact.org.ru/content/view/103/36/

4. Георгий Сердцев. Синхронизация мировых эр по эпохам кризисов Доклад на десятой Международной научной конференции «Цивилизация знаний: глобальный кризис и инновационный выбор России» Секция «Цивилизационные аспекты Российской истории» Москва, 24-25 апреля 2009 г. Российский Новый Университет (РосНОУ) http://consilium.edgeways.ru/public/index.php?doc=140 .

5. Свящ. Владимир Хулап. Реформа календаря и пасхалии: история и современность.

6. Томсинов В.А. Хронология истории Древнего Египта. http://tabularium.narod.ru/articles/Toms_01.html.

7 И.Шумах. Три кита хронологии. – Электронный журнал Арт&Факт №3, 2006 http://artifact.org.ru/proshloe-fas-i-profil/hronologiya-s-raznih-tochek/i-shumah-tri-kita-hronologii.html

8. http://www.scaliger.ru/books/The_History_of_the_World_16

9. Википедия Кеплер,_Иоганн [ru.wikipedia.org]

10. Regiomontanus, Johannes: Kalendarium http://daten.digitale-sammlungen.de/~db/0003/bsb00031144/images/index.html?id=00031144&fip=94.29.17.148&no=2&seite=45, http://daten.digitale-sammlungen.de/~db/0003/bsb00031144/images/index.html?id=00031144&fip=94.29.99.165&no=8&seite=68

11. Эфросман А.М. К вопросу о происхождении нашего летосчисления (Историко-астрономические исследования, вып. XVII, М., Наука, 1984) http://alebedev.narod.ru/lib/lib03.html

12. Михаил Городецкий. 2006. Английского перевод http://the-light.com/cal/DionysiusArgumenta.txt (C) Michael Deckers 2003, со сверкой и коррекцией неточностей на основании оригинального латинского текста http://hermes.ulaval.ca/~sitrau/calgreg/denys.html.

13. Пасхалия 1.5 Сайт Литургика http://www.liturgica.ru/bibliot/pash2.gif

14. С.В.Цыб. Старообрядческие традиции в церковно-пасхальной науке XVIII-XIX вв. (http://www.liturgica.ru/bibliot/pashalia.html).

15. Часослов http://www.stsl.ru/manuscripts/book.php?col=1&manuscript=017

16. Игумен Илия (Жуков). Пасха и пасхалия. Время и календарь в православном сознании: – Свято-Покровская монашеская община. Изд-во Виктора Немтирова в Снкт-Петербурге. – 2000 г.

17. Иоанн Златоуст. На ту же пасху слово 7-ое и последнее http://www.ispovednik.ru/zlatoust/Z08_2/Z08_2_141.htm

18. Архив Морозова http://www.doverchiv.narod.ru/morozov/9-10glavl.htm#12

Связь с редакцией

Для направления в редакцию собственных статей или обсуждения чужих